Технология интерактивной игры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями. Игра-это такая деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В игре формируется характер как особенность отношения личности к выполняемой деятельности, к социуму. Являясь активной и осмысленной для ребенка деятельностью, игра становится для него и средством формирования нравственных качеств. В педагогической игре моделируются социальные институты, оформляющие отношения в различных сферах жизни общества (экономической, общественно политической, правовой).

Учебная игра обладает такой же структурой, как и вся учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Виды игровых технологий

Признак Вид игр
Характер деятельности Физические, интеллектуальные, социальные, психологические
Характер педагогического процесса Дидактические, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие (репродуктивные, продуктивные), диагностические, профориентационные, психотерапевтические
Характер игровых действий Сюжетные, ролевые, деловые, драматизации, имитационные, спортивные, военно-прикладные, туристические
Характер среды Аудиторные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные
Количество участников Массовые, групповые, индивидуальные

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

1) Социокультурная. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

2) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

3) Коммуникативная. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

4) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью ; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека : во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений(интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

5) Игро-терапевтическая или коррекционная функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

6) Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости . Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.

Интеракционизм - направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида. Интерактивная игра является одной из особенно продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс - это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Цель интерактивного процесса - изменение и улучшение моделей поведения и деятельности участников педагогического взаимодействия. Анализируя собственные реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее.

Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

- организация мыследеятельности;

- организация смыслотворчества;

- свобода выбора;

- организация рефлексии.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.