по дисциплине _История первобытного общества
Индивидуальные творческие задания (проекты):
1 модуль (Становление и расцвет первобытного общества)
1. Чарлз Дарвин об эволюции животных и человека.
2. Современный «научный креационизм» о возникновении мира и человека.
3. Естественнонаучные методы датировки археологических памятников.
4. Проблема определения ближайших предков человека, времени и места «очеловечивания».
5. Антропологические находки и морфологические особенности питекантропов.
6. Антропологические находки, морфология и орудийная деятельность синантропов.
7. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев.
8. Трудовая деятельность неандертальцев.
9. Погребальный культ неандертальцев.
10. Улалинская стоянка Горного Алтая: история открытия и изучения.
11. Денисова пещера Горного Алтая: история открытия и изучения.
12. Проблема времени и места появления человека современного вида.
13. Заселение человеком Американского континента.
14. Орудия труда, оружие и промысловые навыки австралийских аборигенов.
15. Обряды инициации и их социальная сущность.
16. Ирригационное и террасное земледелие в позднепервобытной общине и в ранних государствах.
17. Ранние земледельческие культуры Восточного Средиземноморья.
18. Ранние земледельческие культуры в Месопотамии.
20. Организация власти в позднепервобытной общине.
2 модуль. Разложение первобытного общества.
1. Металлургическое производство на этапе становления государства.
2. Гончарное производство и ткачество в позднепервобытной общине и в ранних государствах Востока.
3. Престижная экономика в позднепервобытной общине.
4. Патриархальное рабство на этапе разложения первобытнообщинного строя.
5. Культ вождя в позднепервобытной общине.
6. Аграрные культы народов первобытного общества.
7. Тотемизм как ранняя форма религии первобытных народов.
8. Анимизм и фетишизм в первобытном обществе.
9. Магия в первобытных обществах.
10. Изобразительное искусство в палеолите и неолите.
11. Полезные знания народов первобытного общества.
12. История открытия и изучения Индской цивилизации.
Критерии оценки: Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной проблеме антропсоциогенеза. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Вопросы к зачету
1. Цель, предмет и задачи истории первобытного общества.
2. Источники истории первобытного общества (ИПО). Классификация источников.
3. Периодизация ИПО.
4. Методы исследования истории первобытности.
5. Антропогенез и становление человеческих рас.
6. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.
7. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис человеческого общества.
8. Проблема возникновения языка и речи.
9. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии. Тотемизм и магия раннеродового общества.
10. Проблемы социальной организации раннеродового общества и ранние формы родства.
11. Брак в раннеродовой общине.
12. Хозяйство и материальная культура периода раннепервобытной общины.
13. Неолитическая революция – период становления позднепервобытной общины.
14. Условия и специфика перехода к производящему хозяйству. Возникновение и очаги раннего земледелия.
15. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев – скотоводов и высших охотников – рыболовов и собирателей эпохи неолита.
16. Специфика социальной организации в эпоху позднепервобытной общины.
17. Брак и семья в позднеродовом обществе.
18. Общественное разделение труда в эпоху позднепервобытной общины.
19. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
20. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
21. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
22. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества и выделение скотоводства.
23. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
24. Развитие земледелия и скотоводства как предпосылка разложения первобытного общества.
25. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах развития первобытного общества и появление торговли.
26. Возникновение и этапы становления частной собственности.
27. Обособление семьи и его социальные последствия.
28. Возникновение общественных классов.
29. Появление государства.
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ
Цель: Выявить сформированность у студентов научных представлений о значении эпохи первобытности в истории человеческого общества, о характере антропо- и социогенеза, об основных социальных институтах этого периода, их возникновении и эволюции, о факторах сопровождавших указанные процессы.
Разделы и темы дисциплина:
1. Проблемы антропосоциогенеза.
1.1. Возникновение и эволюция гоминид.
1.2. Периодизация эпохи становления человеческого общества. Палеоанропология.
2. Возникновение первобытной родовой общины.
2.1. Возникновение рода и дуальная организация.
2.2. Проблемы экзогамии и эволюция брака.
3. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов.
3.1. Общественные отношения.
3.2. Социальная организация.
3.3. Духовная культура.
4. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей.
4.1. Неолит – периол становления и развития позднепервобытной общины.
4.2. Социальная организация.
4.3. Семья и брак. Отношения родства.
4.4. Хозяйство и матриальная культура.
5. Возникновение частной собственности, классов и государства.
5.1. Частная собственность.
5.2. Возникновение общественных классов.
5.3. Семья и брак.
I вариант:
I уровень:
1. Установите соответствие:
А) эпоха классообразования | Е) поздний неолит, век раннего металла |
Б) эпоха праобщины | Ж) неолит |
В) стадия раннепервобытной общины | З) верхний палеолит и мезолит |
Г) стадия позднепервобытной общины | И) время архантропов и палеантропов |
Д) нижний и средний палеолит | К) время неантропов |
2. Продолжите фразу «Первый человек появился на австралийском континенте около…»:
А) 1 млн. лет назад;
Б) 40 тыс. лет назад;
В) 12 тыс. лет назад.
II уровень:
1. Установите соответствие:
А) архантроп | Г) древний человек |
Б) неантроп | Д) древнейший человек |
В) палеантроп | Е) человек современного вида |
2. Укажите признаки, относящиеся к стадиям позднепервобытной (1) и раннепервобытной (2) общины:
А) линейно-степенной родство;
Б) присваивающее хозяйство;
В) классификационная система родства;
Г) обычай наследования;
Д) очаговый характер появления земледелия;
Е) групповой брак.
III уровень:
1. Установите соответствие:
А) австралопитек африканский | Г) Homo habitis |
Б) Homo erectus | Д) Australopithecus Africanus |
В) человек умелый | Е) человек прямоходящий |
2. Дайте определение понятиям:
А) сегментарная организация;
Б) фратрия.
II вариант:
I уровень:
1. Установите соответствие:
А) патрилинейность | Е) брачное поселение супругов в группе мужа |
Б) матрилинейность | Ж) брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены |
В) патрилокальность | З) брачное поселение супругов в группе жены |
Г) дуолокальность | И) счет родства по материнской линии |
Д) матрилокальность | К) счет родства по отцовской линии |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, явления природы и т.д.:
А) тотемизм;
Б) магия;
В) фетишизм;
Г) анимизм.
II уровень:
1. Установите соответствие:
А) сорорат | Е) вступление в брак внутри определенной общности |
Б) левират | Ж) запрещение вступать в брак внутри своей группы |
В) экзогамия | З) брак с сестрой умершей жены |
Г) эндогамия | И) единобрачие |
Д) моногамия | К) брак с братом мершего мужа |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев и т.д.:
А) магия;
Б) фетишизм;
В) тотемизм;
Г) анимизм.
III уровень:
1. Установите соответствие:
А) архантроп | Д) подсемейство семейства человеческих |
Б) палеоантроп | Е) древнейший человек |
В) неантроп | Ж) древний человек |
Г) австралопитек | З) человек современного вида |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи):
А) фетишизм;
Б) магия;
В) анимизм;
Г) тотемизм.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
а) основная литература
1. Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html
2. Захарова Л.Л. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Л. Захарова. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 146 c. — 978-5-4332-0038-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13884.html
3. Остроменский А.П. Палеолитические святилища под скальными навесами юго-западной Франции (история изучения, проблемы структуры и эволюции) [Электронный ресурс] : монография / А.П. Остроменский. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 227 c. — 978-5-7782-1200-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47710.html
б) дополнительная литература
1. История Древнего Востока / А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,1999, 2001, 2002.
2. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе [Текст] / Г. Е. Марков. - М.: URSS, 2010. - 304 c.
3. Вёрман, Карл. История искусства всех времен и народов [Текст]: искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ, 2000. - 944 с.
4. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. – 576 с.
5. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. - 272 с.
6. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана [Текст] / Ф. Энгельс. – М., 1970. – 240 с.
Электронные ресурсы
1. Ван Геннеп А. Обряды инициации // Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999 с. 64 -107. http://bilrost.narod.ru/gennep.htm
2. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. С. 26-33, 37-43. Малиновский.pdf
3. Малиновский Б. Магия, наука и религия (фрагмент). // Магический кристалл. Сборник. - М., 1992, с. 84-99.- http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig12p1.html
4. Радклифф-Браун А. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами // Там же. С. 633-636 // http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#39
5. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Гл. 8-10: «Анимизм» (с. 205 – 355). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/index.php
6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1998. Гл. 3, 4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Frezer/index.php
7. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М., 2000/2004. Введение, гл. 1, 2, 4. http://www.freid.info/books/6/3.html
8. Эванс-Причард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.,1997. С. 654-680 //http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#41
9. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985. Введение (с. 14-26). Гл. 5: «Система линиджей» (с. 169-216). http://epr.iphil.ru/faily-publikacii/Evans-Prichard_1985.pdf
10. Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. с.293-316. http://www.psylib.ukrweb.net/books/_yungk04.htm
11. Народы и религии мира. - http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml
12. Журнал «Этнографическое обозрение». – http://journal.iea.ras.ru/
13. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. - http://www.kunstkamera.ru/wprojects/
14. Журнал «Этнонет». – http://www.ethnonet.ru/ru/
15. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. – http://www.iea.ras.ru/
16. Интернет-сайт по различным вопросам антропологии: http://anthropology.ru
17. Электронная библиотека http://www.elibrary.ru
18. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998 – Режим доступа: http://www.rsl.ru/
19. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 -Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.