Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

по дисциплине _История первобытного общества

Индивидуальные творческие задания (проекты):

1 модуль (Становление и расцвет первобытного общества)

1. Чарлз Дарвин об эволюции животных и человека.

2. Современный «научный креационизм» о возникновении мира и человека.

3. Естественнонаучные методы датировки археологических памятников.

4. Проблема определения ближайших предков человека, времени и места «очеловечивания».

5. Антропологические находки и морфологические особенности питекантропов.

6. Антропологические находки, морфология и орудийная деятельность синантропов.

7. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев.

8. Трудовая деятельность неандертальцев.

9. Погребальный культ неандертальцев.

10. Улалинская стоянка Горного Алтая: история открытия и изучения.

11. Денисова пещера Горного Алтая: история открытия и изучения.

12. Проблема времени и места появления человека современного вида.

13. Заселение человеком Американского континента.

14. Орудия труда, оружие и промысловые навыки австралийских аборигенов.

15. Обряды инициации и их социальная сущность.

16. Ирригационное и террасное земледелие в позднепервобытной общине и в ранних государствах.

17. Ранние земледельческие культуры Восточного Средиземноморья.

18. Ранние земледельческие культуры в Месопотамии.

20. Организация власти в позднепервобытной общине.

2 модуль. Разложение первобытного общества.

1. Металлургическое производство на этапе становления государства.

2. Гончарное производство и ткачество в позднепервобытной общине и в ранних государствах Востока.

3. Престижная экономика в позднепервобытной общине.

4. Патриархальное рабство на этапе разложения первобытнообщинного строя.

5. Культ вождя в позднепервобытной общине.

6. Аграрные культы народов первобытного общества.

7. Тотемизм как ранняя форма религии первобытных народов.

8. Анимизм и фетишизм в первобытном обществе.

9. Магия в первобытных обществах.

10. Изобразительное искусство в палеолите и неолите.

11. Полезные знания народов первобытного общества.

12. История открытия и изучения Индской цивилизации.

Критерии оценки: Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной проблеме антропсоциогенеза. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Вопросы к зачету

1. Цель, предмет и задачи истории первобытного общества.

2. Источники истории первобытного общества (ИПО). Классификация источников.

3. Периодизация ИПО.

4. Методы исследования истории первобытности.

5. Антропогенез и становление человеческих рас.

6. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.

7. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис человеческого общества.

8. Проблема возникновения языка и речи.

9. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии. Тотемизм и магия раннеродового общества.

10. Проблемы социальной организации раннеродового общества и ранние формы родства.

11. Брак в раннеродовой общине.

12. Хозяйство и материальная культура периода раннепервобытной общины.

13. Неолитическая революция – период становления позднепервобытной общины.

14. Условия и специфика перехода к производящему хозяйству. Возникновение и очаги раннего земледелия.

15. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев – скотоводов и высших охотников – рыболовов и собирателей эпохи неолита.

16. Специфика социальной организации в эпоху позднепервобытной общины.

17. Брак и семья в позднеродовом обществе.

18. Общественное разделение труда в эпоху позднепервобытной общины.

19. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.

20. Духовная культура и искусство позднеродового общества.

21. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.

22. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества и выделение скотоводства.

23. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.

24. Развитие земледелия и скотоводства как предпосылка разложения первобытного общества.

25. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах развития первобытного общества и появление торговли.

26. Возникновение и этапы становления частной собственности.

27. Обособление семьи и его социальные последствия.

28. Возникновение общественных классов.

29. Появление государства.

ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Цель: Выявить сформированность у студентов научных представлений о значении эпохи первобытности в истории человеческого общества, о характере антропо- и социогенеза, об основных социальных институтах этого периода, их возникновении и эволюции, о факторах сопровождавших указанные процессы.

 

Разделы и темы дисциплина:

1. Проблемы антропосоциогенеза.

1.1. Возникновение и эволюция гоминид.

1.2. Периодизация эпохи становления человеческого общества. Палеоанропология.

2. Возникновение первобытной родовой общины.

2.1. Возникновение рода и дуальная организация.

2.2. Проблемы экзогамии и эволюция брака.

3. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов.

3.1. Общественные отношения.

3.2. Социальная организация.

3.3. Духовная культура.

4. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей.

4.1. Неолит – периол становления и развития позднепервобытной общины.

4.2. Социальная организация.

4.3. Семья и брак. Отношения родства.

4.4. Хозяйство и матриальная культура.

5. Возникновение частной собственности, классов и государства.

5.1. Частная собственность.

5.2. Возникновение общественных классов.

5.3. Семья и брак.

I вариант:

I уровень:

1. Установите соответствие:

А) эпоха классообразования Е) поздний неолит, век раннего металла
Б) эпоха праобщины Ж) неолит
В) стадия раннепервобытной общины З) верхний палеолит и мезолит
Г) стадия позднепервобытной общины И) время архантропов и палеантропов
Д) нижний и средний палеолит К) время неантропов

2. Продолжите фразу «Первый человек появился на австралийском континенте около…»:

А) 1 млн. лет назад;

Б) 40 тыс. лет назад;

В) 12 тыс. лет назад.

II уровень:

1. Установите соответствие:

А) архантроп Г) древний человек
Б) неантроп Д) древнейший человек
В) палеантроп Е) человек современного вида

2. Укажите признаки, относящиеся к стадиям позднепервобытной (1) и раннепервобытной (2) общины:

А) линейно-степенной родство;

Б) присваивающее хозяйство;

В) классификационная система родства;

Г) обычай наследования;

Д) очаговый характер появления земледелия;

Е) групповой брак.

III уровень:

1. Установите соответствие:

А) австралопитек африканский Г) Homo habitis
Б) Homo erectus Д) Australopithecus Africanus
В) человек умелый Е) человек прямоходящий

2. Дайте определение понятиям:

А) сегментарная организация;

Б) фратрия.

 

II вариант:

I уровень:

1. Установите соответствие:

А) патрилинейность Е) брачное поселение супругов в группе мужа
Б) матрилинейность Ж) брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены
В) патрилокальность З) брачное поселение супругов в группе жены
Г) дуолокальность И) счет родства по материнской линии
Д) матрилокальность К) счет родства по отцовской линии

2. Укажите правильный ответ:

Вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, явления природы и т.д.:

А) тотемизм;

Б) магия;

В) фетишизм;

Г) анимизм.

II уровень:

1. Установите соответствие:

А) сорорат Е) вступление в брак внутри определенной общности
Б) левират Ж) запрещение вступать в брак внутри своей группы
В) экзогамия З) брак с сестрой умершей жены
Г) эндогамия И) единобрачие
Д) моногамия К) брак с братом мершего мужа

2. Укажите правильный ответ:

Вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев и т.д.:

А) магия;

Б) фетишизм;

В) тотемизм;

Г) анимизм.

III уровень:

1. Установите соответствие:

А) архантроп Д) подсемейство семейства человеческих
Б) палеоантроп Е) древнейший человек
В) неантроп Ж) древний человек
Г) австралопитек З) человек современного вида

2. Укажите правильный ответ:

Вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи):

А) фетишизм;

Б) магия;

В) анимизм;

Г) тотемизм.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

а) основная литература

1. Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html

2. Захарова Л.Л. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Л. Захарова. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 146 c. — 978-5-4332-0038-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13884.html

3. Остроменский А.П. Палеолитические святилища под скальными навесами юго-западной Франции (история изучения, проблемы структуры и эволюции) [Электронный ресурс] : монография / А.П. Остроменский. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 227 c. — 978-5-7782-1200-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47710.html

б) дополнительная литература

1. История Древнего Востока / А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,1999, 2001, 2002.

2. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе [Текст] / Г. Е. Марков. - М.: URSS, 2010. - 304 c.

3. Вёрман, Карл. История искусства всех времен и народов [Текст]: искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ, 2000. - 944 с.

4. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. – 576 с.

5. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. - 272 с.

6. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана [Текст] / Ф. Энгельс. – М., 1970. – 240 с.

Электронные ресурсы

1. Ван Геннеп А. Обряды инициации // Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999 с. 64 -107. http://bilrost.narod.ru/gennep.htm

2. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. С. 26-33, 37-43. Малиновский.pdf

3. Малиновский Б. Магия, наука и религия (фрагмент). // Магический кристалл. Сборник. - М., 1992, с. 84-99.- http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig12p1.html

4. Радклифф-Браун А. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами // Там же. С. 633-636 // http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#39

5. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Гл. 8-10: «Анимизм» (с. 205 – 355). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/index.php

6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1998. Гл. 3, 4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Frezer/index.php

7. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М., 2000/2004. Введение, гл. 1, 2, 4. http://www.freid.info/books/6/3.html

8. Эванс-Причард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.,1997. С. 654-680 //http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#41

9. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985. Введение (с. 14-26). Гл. 5: «Система линиджей» (с. 169-216). http://epr.iphil.ru/faily-publikacii/Evans-Prichard_1985.pdf

10. Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. с.293-316. http://www.psylib.ukrweb.net/books/_yungk04.htm

11. Народы и религии мира. - http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

12. Журнал «Этнографическое обозрение». – http://journal.iea.ras.ru/

13. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. - http://www.kunstkamera.ru/wprojects/

14. Журнал «Этнонет». – http://www.ethnonet.ru/ru/

15. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. – http://www.iea.ras.ru/

16. Интернет-сайт по различным вопросам антропологии: http://anthropology.ru

17. Электронная библиотека http://www.elibrary.ru

18. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998 – Режим доступа: http://www.rsl.ru/

19. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 -Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.