ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
История первобытного общества является важнейшим разделом всеобщей истории, в рамках которого изучается зарождение человека как уникального социобиологического вида, становление, расцвет и разложение первобытной родовой общины, а также начальные шаги на пути создания первых государственных образований.
Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях становления человека как биологического вида, его хозяйственной деятельности и о первых социальных организации.
Учебный курс «История первобытного общества» на факультете истории и права ставит перед собой следующие задачи:
- ознакомить с основными научными теориями по различным аспектам становления и развития человека как уникального социобиологического вида;
- дать основные сведения о движущих силах и этапах антропогенеза в раннем и среднем палеолите;
- сформировать представления о зарождении, развитии и упадке первобытной родовой общины;
- дать основные сведения о причинах, предпосылках и последствиях перехода человечества к производящему хозяйству;
- изучить причины, предпосылки и основные тенденции разложения первобытного общества, а также особенности раннегосударственных образований;
- дать общее представление о религиозных взглядах человека первобытного общества;
- обеспечить овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
- научить правильно, использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий. Дисциплина «История первобытного общества» относится к вариативной части обязательных дисциплин.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующим объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- обучение;
- воспитание;
- развитие;
- образовательные системы.
Профильными для данной дисциплины являются педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
- в области педагогической деятельности;
- изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными образовательными организациями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
- осуществление профессионального образования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В области научно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование потребностей учащихся в научно-просветительской деятельности;
- разработка и реализация научно-просветительских программ;
- популяризация исторических знаний в широких слоях общества.
Важной особенностью дисциплины является комплексный характер истории первобытного общества, которая расположилась на стыке таких наук как: археология, этнология. Дисциплина «История первобытного общества» формирует у будущего историка систему знаний, позволяющих понимать общие тенденции и закономерности мировой истории, сущность социально-экономического развития, причины возникновения главных общественных институтов, неравномерности исторического развития и особенностей современных этносов. Предметом изучения учебного курса история первобытного общества является процесс возникновения расцвета и распада первобытного общества. В предмет курса включены появление человека и первобытных человеческих общностей, эволюция социальной структуры общества, формирование духовной культуры и ранних форм религиозных систем. Для освоения дисциплины «История первобытного общества» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Археология», «История древнего мира».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:
- способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ПКд-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции; коренных изменениях представлений о первобытном обществе, происходящих на современном этапе развития науки;
- механизмы становления и развития основных институтов первобытного общества;
- основной терминологический аппарат, применяемый при характеристике первобытного общества.
Уметь:
- пользоваться учебной методической и справочной литературой по дисциплине;
-анализировать исторические проблемы с учетом пережитков первобытности, в том числе и в современном обществе;
- применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности;
Владеть:
- общепрофессиональными знаниями теории и методами исторических исследований;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | |||||
Аудиторные занятия (всего) | 26 | 26 | |||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | 10 | 10 | |||
В том числе в интерактивной форме | |||||
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 16 | |||
В том числе в интерактивной форме | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) | 46 | 46 | |||
В том числе: | |||||
Письменная работа, комментарий к просмотренным антропологическим фильмам | 4 | 4 | |||
Работа с первоисточниками | 4 | 4 | |||
Подготовка к терминологическому диктанту | 2 | 2 | |||
Подготовка к практическим занятиям | 12 | 12 | |||
Подготовка мультимедийной презентации | 4 | 4 | |||
Подготовка к тесту | 2 | 2 | |||
Вид промежуточной аттестации | зачет | ||||
Общая трудоемкость (час) | 72 | 72 (2 з.ед.) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание | Лекции | Практич. | СРС |
Модуль 1. «Становление и расцвет первобытного общества». Введение в историю первобытного общества. Источники по истории первобытного общества. Естественнонаучные способы датировки. Историография истории первобытного общества Ближайшие предки человека. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и обще- ственная организация. Завершение антропогенеза. Антропогенез в раннем и среднем палеолите. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов. Возникновение земледелия в позднеродовой общине. | 6 | 16 | 14 |
Модуль 2. «Разложение первобытного общества». Предпосылки разложения первобытного общества. Социально-политические и экономические изменения в позднем неолите. Развитие семейно-брачных отношений в первобытной родовой общине Переход к социально-стратифицированному обществу. Первые протогосударства на территории Востока. Религия в первобытном обществе. Искусство и полезные знания в первобытном обществе. Первобытное общество и цивилизация | 6 | 16 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение в предмет и значение первобытной истории. Историография и источники по изучению истории первобытного общества Международный дискурс: «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (аполитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Периодизация и хронология первобытной истории. Понятие периодизации, её значение и функции в историческом познании. История изучения первобытного общества. Источниковедение первобытной истории. Понятие исторического источника, широкое и узкое его толкование. Классификация источников. | 2 |
2. | Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека современного вида. Понятие антропосоциогенеза. Уникальность и биосоциальная специфика, хронологические рамки процесса становления человека и общества. Дарвин о происхождении человека. Неодарвинизм и креационизм: сущностные различия и поиски компромисса. Место человека в животном царстве и систематика гоминид. Эволюционная история приматов. Критерии человека: культурологические и биологические подходы. Австралопитеки. Морфология и окружающий мир. Видовая дифференциация и различные стратегии выживания. Происхождение прямохождения и орудийной деятельности. Homohabilis и особенности олдовайской индустрии. Прародина человечества. Теории возникновения культуры (трудовая, символическая, «экологическая»). Мир в эпоху архантропов. Палеоантрапалогия: от идеи обезьяночеловека до Homoerectus. Физические особенности архантропов и их внутристадиальное разнообразие. Исход из Африки и расширение эйкумены. Обретение стандартизированных орудий, дома, огня и одежды. Мир в эпоху Мустье. Архаичный homosapiens и неандертальская проблема: культурный и биологический аспекты. Образ жизни. Культура: орудия, жилища. Неандертальские погребения, «медвежьи» пещеры и возникновение религиозных представлений. | 2 |
3. | Первобытное хозяйство и материальная культура первобытного общества. Проблема разделения хозяйства. Бродячий образ жизни. Древнейшие формы хозяйственной деятельности. Развитие присваивающего хозяйства. Мезолит. Неолит. Развитие форм собственности в первобытную эпоху. Возникновение производящего хозяйства: общие закономерности и локальная специфика. Неолитическая революция. Первичные и вторичные центры становления производственного хозяйства. Основные технические достижения. Хозяйство и материальная культура ранних землевладельцев и высших охотников-рыболовов-собирателей. Поселения и жилища. Пастушество и возникновение номадизма. Изменения в отношениях собственности. | 2 |
4. | Общественная организация. Основные принципы ранней социальной организации. Первобытный брак. Экзогамия. Эндогамия. Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины. Социальная структура раннеродовой общины. Раннепервобытная община охотников, собирателей, рыболовов. Возможности использования этнографических аналогов для реконструкции раннепервобытной общины. Общественные отношения. Организация общественной власти и порядок ведения общественных дел. Первобытное право. Родовое общество. Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период. Неолит – период становления и развития позднепервобытной общины. Система лидерства. Соперничество. Отношения родства. Характер социализации. Межобщинные отношения. | 2 |
5. | Духовная культура. Развитие ранних форм религии. Искусство первобытного общества. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений. Анимизм, культ предков. Родовые и племенные культы. Религиозно-мифологическая картина мира. | 2 |
6. | Возникновение частной собственности, классов и государства. Металлургическая революция. Переход к пашенному земледелию, отгонному и кочевому скотоводству. Развитие ремесел и торговли. Общественное разделение труда и его последствия. Накопление регулярного избыточного продукта. Изменение общественного положения полов. Переход от материнского рода к отцовскому (изменение счета родства). Развитие покупного брака. Мужские дома и тайные союзы. Первобытная соседская община. Вытеснение родовых связей территориально-соседскими. Большесемейная община как переходная ступень от родовой общины к моногамной семье. Возникновение и развитие частной собственности. Противоречия между общественной формой собственности и частным владением на землю. Потлач. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов внутри племени. Необходимость укрепления организационно-управленческого аппарата. Военные дружины и их предводители (вожди). Институализация власти. Бигмены. Вождество как потестарное образование. Переход от потестарной власти к политической (государственной). Упорядоченное данничество (налогообложение). Нормативное сознание. Основные пути перехода от племенного строя к государству: аристократический, плутократический, военный. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | История изучения первобытного общества. Накопление этнологических знаний в эпоху Средневековья и Нового времени, появление первых обобщений. Накопление конкретных знаний по истории первобытного общества и их обобщений в XIX в. Проблемы периодизации истории первобытного общества. Развитие науки о первобытном обществе в XX в. Современное состояние науки. | 2 |
2 | Вопросы происхождения человека и проблемы антропосоциогенеза. 1. Движущие силы процесса антропогенеза. 2. Палеоантропологические находки австралопитеков. Место австралопитеков в эволюции человека. Homo habilis. 3. Морфологические особенности архантропов. История открытия и изучения. а) питекантропы; б) синантропы; 4. Морфологические особенности палеоантропов. История изучения. 5. Неандертальская проблема. Проблема места и времени появления человека современного вида. Эволюция материальной культуры архантропов: а) охота и ее влияние на формирование социальной организации, б) жилище Homohabilis и Homoerectus как источник реконструкции социальной организации. Материальная культура палеоантропов. Возникновение и развитие мышления и речи: а) основные теории происхождения речи и мышления, б) общественные стимулы развития речи. | 4 |
3 | Возникновение и особенности рас и расовых типов Понятие раса. Причины и начальный период расовой дифференциации. Монголоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Европеоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Негроидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. «Молодые» и контактные расы. Особенности контактных рас и причины их появления. | 4 |
4 | Возникновение земледелия в позднеродовой общине. 1. Отличия производящего хозяйства от присваивающего. 2. Предпосылки перехода человека к земледелию. 3. Причины перехода человека к земледелию. 4. Этапы становления и развития земледелия. 5. Что такое интенсивное собирательство, приведите примеры. 6. Концепция Шнирельмана В.А. о возникновении производящего хозяйства 7. Доводы в пользу моноцентристской теории возникновения земледелия. 8. Доводы в пользу полицентристской теории возникновения земледелия. 9. Что такое микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия. Чем они различаются. 10. Особенности земледелия в регионах доколумбовой Америки. 11. Суть подсечно-огневой формы земледелия; ее эффективность и ограниченность. 12. Суть ирригационной формы земледелия; ее эффективность и ограниченность. 13. Земледельческие орудия труда в раннеродовой общине. 14. Циклы земледельческих работ в позднеродовой общине. | 4 |
5-6 | Религия в первобытном обществе. Темы проектов 1. Погребения неандертальцев и формирование у них религиозных представлений. 2. Тотемизм в эпоху палеолита и у современных австралийских племен. 3. Анимизм и фетишизм как ранние формы религии. 4. Сущность и происхождение первобытной магии. 5. Эволюция религии в позднепервобытной общине. Аграрные культы. 6. Погребальный культ у народов первобытного общества. 7. Сакрализация власти вождя в позднепервобытной общине. 8. Космогонические мифы первобытных народов. 9. Священное пространство и освещение мира у первобытных народов. Анализ источника «Первобытная культура» Э. Тайлора (конспект). Для анализа текста предлагаются следующие вопросы: Теория пережитков. Система доказательств и примеры. Первоначальные источники мифа и влияние языка на образование мифа. Дайте объяснение мифу «Ягуар съел солнце». Учение об анимизме (учение о душе). Значение этого учения для первобытной истории. Развитие культуры, ее стадии по Э. Тайлору. | 4 |
7 | Первобытное искусство. 1. Причины возникновения искусства. Основные теории происхождения искусства. 2. Основные формы палеолитического искусства. 3. Характерные черты искусства конца каменного века и его отличие от палеолитических форм. 4. Значение и роль искусства в жизни родового общества, взаимосвязь с ранними формами религии. | 4 |
8 | Традиционная картина мира в первобытном обществе (на примере архаических народов Африки). Видеопрактикум. Просмотр и обсуждение фильма: «Пигмеи и Карамоджонги»: Выявить особенности природно-климатических условий. Определить антропологический тип пигмеев и карамоджонгов. Охарактеризовать хозяйство и социальную структуру племен. Определить особенности духовной культуры племен. | 2 |
9-10 | Развитие семейно-брачных отношений в первобытной родовой общине. Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Вопросы, выносимые на коллоквиум Блок 1. Брачные отношения в праобщине. 1. Источники, позволяющие изучать брачные отношения в праобщине. 2. Промискуитет и гаремная семья как источник внутренних конфликтов в праобщине. Блок 2. Семья в раннепервобытной общине. 1. Половозрастная организация в раннепервобытной общине. 2. Проблемы изучения начальной формы брака. 3. Особенности парного брака. Локализация первоначального брака. 4. Брачные возрастные классы. 5. Кросскузенный парный брак. Полигиния и полиандрия, их причины. 6. Уксорилокальный и вирилокальный брак. Их соотношение в раннепервобытной общине. 7. Проблема существования семейной собственности в раннепервобытной общине. 8. Материнский счет родства в раннепервобытной общине, его причины. 9. Положение женщины и мужчины в раннепервобытной общине. Блок 3. Семья в позднепервобытной общине. 1. Половозрастные группы в позднепервобытной общине. 2. Укрепление уксорилокальности на раннем этапе позднепервобытной общины и его причины. 3. Большая материнская семья на раннем этапе позднепервобытной общины. 4. Брачные отношения в племени. 5. Межполовое разделение труда на этапе пашенного земледелия и в скотоводческих общинах. 6. Изменение социального статуса женщины на этапе разложения первобытного общества. 7. Моногамная семья. Вытеснение парного брака моногамией: суть и причины процесса. 8. Авункулатная семья и причины ее возникновения. 9. Травестизм и кувада, причины их возникновения. 10. Патриархальная семья на этапе разложения первобытного общества. 11. Обряды инициации и их социальная сущность. Эволюция понятий «семья» и «брак». Проблемы становления семейно-брачных отношений. Коллективный и индивидуальный брак. Л.Г. Морган. Анализ источника: Общая характеристика источника: определите тип источника. Внешняя критика источника: задачи, дата, место возникновения. Внутренняя критика источника: достоверность (фактологический материал). Анализируя главы, обратите внимание на следующие моменты: Глава II: 1.Что такое по Л.Г. Моргану «семья» и «брак». 2.Какие формы семьи и брака приводит Л.Г. Морган? (выявите отличительные черты каждой формы). 3.Что такое «материнское право» и определите причины перехода к патриархальной семье? 4.Выявите основные черты индивидуальной половой любви. 5.Какое значение имел переход к индивидуальной моногамной семье для социально-исторического процесса? Семейно-брачные отношения в раннеродовой общине. Изменение семейно-брачных отношений в позднеродовой общине. Обособление семьи и ее трансформация в эпоху классообразования. Изменение в положении полов. Пережитки первобытности в современных семейно-брачных отношениях и обрядах. | 4 |
11 | Экономические причины разложения первобытнообщинных отношений. Становление классов и ранних государств Развитие производящего хозяйства. Появление ремесла. Интенсификация обмена. Альтернативные способы развития хозяйства. Становление частной собственности. Основные формы эксплуатации. Складывания государства. Складывание права. Альтернативные варианты складывания государства. Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Глава IX. 1.Определите основные отличия государства от родового строя. 2. Определите появление товарного производства и его значение. 3.Выявите соотношение плотности населения и образования государства. 4.Что такое классы (проследите процесс складывания классов). 5.Чем отличается община от рода? 6.Что такое цивилизация (выявите основные черты). | 2 |
12 | Написание теста. | 2 |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | СРС | Интерактивные ф. (час.) | Всего |
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа и зачет по теоретическим вопросам
Перечень практических заданий для оценки качества выполнения студентом индивидуальной исследовательской деятельности студентов
(типовые контрольные задания на этапе формирования ПКд-1)
Цель процедуры:
Целью промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) является оценка уровня усвоения обучающимися знаний, приобретения умений, навыков и сформированности компетенций в результате изучения учебной дисциплины (части дисциплины – для многосеместровых дисциплин).
Субъекты, на которых направлена процедура:
Процедура оценивания должна охватывать всех без исключения обучающихся, осваивающих дисциплину (модуль). В случае, если обучающийся не проходил процедуру без уважительных причин, то он считается имеющим академическую задолженность.
Период проведения процедуры:
Процедура оценивания проводится по окончании изучения дисциплины (модуля).
Требования к помещениям и материально-техническим средствам для проведения процедуры:
Требования к аудитории для проведения процедуры и необходимости применения специализированных материально-технические средств определяются преподавателем.
Требования к кадровому обеспечению проведения процедуры:
Процедуру проводит преподаватель, ведущий дисциплину (модуль), как правило, проводящий занятия лекционного типа.
Требования к банку оценочных средств:
До начала проведения процедуры преподавателем подготавливается необходимый банк оценочных материалов для оценки знаний, умений, навыков. Банк оценочных материалов может включать вопросы открытого и закрытого типа, перечень тем, выносимых на опрос, типовые задания. Из банка оценочных материалов формируются печатные бланки индивидуальных заданий. Количество вопросов, их вид (открытые или закрытые) в бланке индивидуального задания определяется преподавателем самостоятельно.
Описание проведения процедуры:
Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре преподавателем выдается вопрос. После получения вопроса и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется преподавателем самостоятельно, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины (модуля) и других факторов.
Результаты процедуры:
Результаты проведения процедуры в обязательном порядке проставляются преподавателем в зачетные книжки обучающихся и электронные ведомости, и представляются в деканат факультета, за которым закреплена образовательная программа.
По результатам проведения процедуры оценивания преподавателем делается вывод о результатах промежуточной аттестации по дисциплине.
По результатам проведения процедуры оценивания обучающиеся, показавшие неудовлетворительные результаты считаются имеющими академическую задолженность, которую обязаны ликвидировать в соответствии с составляемым индивидуальным графиком. В случае, если обучающийся своевременно не ликвидировал имеющуюся академическую задолженность он подлежит отчислению из вуза, как не справившийся с образовательной программой.
6.2 Творческая работа (контрольное задание на этапе формирования ПКд-1)
Общие требования к устному ответу:
1. Соответствие ответа содержанию вопроса. Глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала.
2. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
3. Достаточный научно-методический уровень ответа.
4. Грамотная, богатая и выразительная речь.
Вопросы к зачету
1. Цель, предмет и задачи истории первобытного общества.
2. Источники истории первобытного общества (ИПО). Классификация источников.
3. Периодизация ИПО.
4. Методы исследования истории первобытности.
5. Антропогенез и становление человеческих рас.
6. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.
7. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис человеческого общества.
8. Проблема возникновения языка и речи.
9. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии. Тотемизм и магия раннеродового общества.
10. Проблемы социальной организации раннеродового общества и ранние формы родства.
11. Брак в раннеродовой общине.
12. Хозяйство и материальная культура периода раннепервобытной общины.
13. Неолитическая революция – период становления позднепервобытной общины.
14. Условия и специфика перехода к производящему хозяйству. Возникновение и очаги раннего земледелия.
15. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев – скотоводов и высших охотников – рыболовов и собирателей эпохи неолита.
16. Специфика социальной организации в эпоху позднепервобытной общины.
17. Брак и семья в позднеродовом обществе.
18. Общественное разделение труда в эпоху позднепервобытной общины.
19. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
20. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
21. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
22. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества и выделение скотоводства.
23. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
24. Развитие земледелия и скотоводства как предпосылка разложения первобытного общества.
25. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах развития первобытного общества и появление торговли.
26. Возникновение и этапы становления частной собственности.
27. Обособление семьи и его социальные последствия.
28. Возникновение общественных классов.
29. Появление государства.
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ
Цель: Выявить сформированность у студентов научных представлений о значении эпохи первобытности в истории человеческого общества, о характере антропо- и социогенеза, об основных социальных институтах этого периода, их возникновении и эволюции, о факторах сопровождавших указанные процессы.
Разделы и темы дисциплина:
1. Проблемы антропосоциогенеза.
1.1. Возникновение и эволюция гоминид.
1.2. Периодизация эпохи становления человеческого общества. Палеоанропология.
2. Возникновение первобытной родовой общины.
2.1. Возникновение рода и дуальная организация.
2.2. Проблемы экзогамии и эволюция брака.
3. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов.
3.1. Общественные отношения.
3.2. Социальная организация.
3.3. Духовная культура.
4. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей.
4.1. Неолит – периол становления и развития позднепервобытной общины.
4.2. Социальная организация.
4.3. Семья и брак. Отношения родства.
4.4. Хозяйство и матриальная культура.
5. Возникновение частной собственности, классов и государства.
5.1. Частная собственность.
5.2. Возникновение общественных классов.
5.3. Семья и брак.
I вариант:
I уровень:
1. Установите соответствие:
А) эпоха классообразования | Е) поздний неолит, век раннего металла |
Б) эпоха праобщины | Ж) неолит |
В) стадия раннепервобытной общины | З) верхний палеолит и мезолит |
Г) стадия позднепервобытной общины | И) время архантропов и палеантропов |
Д) нижний и средний палеолит | К) время неантропов |
2. Продолжите фразу «Первый человек появился на австралийском континенте около…»:
А) 1 млн. лет назад;
Б) 40 тыс. лет назад;
В) 12 тыс. лет назад.
II уровень:
1. Установите соответствие:
А) архантроп | Г) древний человек |
Б) неантроп | Д) древнейший человек |
В) палеантроп | Е) человек современного вида |
2. Укажите признаки, относящиеся к стадиям позднепервобытной (1) и раннепервобытной (2) общины:
А) линейно-степенной родство;
Б) присваивающее хозяйство;
В) классификационная система родства;
Г) обычай наследования;
Д) очаговый характер появления земледелия;
Е) групповой брак.
III уровень:
1. Установите соответствие:
А) австралопитек африканский | Г) Homo habitis |
Б) Homo erectus | Д) Australopithecus Africanus |
В) человек умелый | Е) человек прямоходящий |
2. Дайте определение понятиям:
А) сегментарная организация;
Б) фратрия.
II вариант:
I уровень:
1. Установите соответствие:
А) патрилинейность | Е) брачное поселение супругов в группе мужа |
Б) матрилинейность | Ж) брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены |
В) патрилокальность | З) брачное поселение супругов в группе жены |
Г) дуолокальность | И) счет родства по материнской линии |
Д) матрилокальность | К) счет родства по отцовской линии |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, явления природы и т.д.:
А) тотемизм;
Б) магия;
В) фетишизм;
Г) анимизм.
II уровень:
1. Установите соответствие:
А) сорорат | Е) вступление в брак внутри определенной общности |
Б) левират | Ж) запрещение вступать в брак внутри своей группы |
В) экзогамия | З) брак с сестрой умершей жены |
Г) эндогамия | И) единобрачие |
Д) моногамия | К) брак с братом мершего мужа |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев и т.д.:
А) магия;
Б) фетишизм;
В) тотемизм;
Г) анимизм.
III уровень:
1. Установите соответствие:
А) архантроп | Д) подсемейство семейства человеческих |
Б) палеоантроп | Е) древнейший человек |
В) неантроп | Ж) древний человек |
Г) австралопитек | З) человек современного вида |
2. Укажите правильный ответ:
Вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи):
А) фетишизм;
Б) магия;
В) анимизм;
Г) тотемизм.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
а) основная литература
1. Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html
2. Захарова Л.Л. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Л. Захарова. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 146 c. — 978-5-4332-0038-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13884.html
3. Остроменский А.П. Палеолитические святилища под скальными навесами юго-западной Франции (история изучения, проблемы структуры и эволюции) [Электронный ресурс] : монография / А.П. Остроменский. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 227 c. — 978-5-7782-1200-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47710.html
б) дополнительная литература
1. История Древнего Востока / А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,1999, 2001, 2002.
2. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе [Текст] / Г. Е. Марков. - М.: URSS, 2010. - 304 c.
3. Вёрман, Карл. История искусства всех времен и народов [Текст]: искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ, 2000. - 944 с.
4. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. – 576 с.
5. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. - 272 с.
6. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана [Текст] / Ф. Энгельс. – М., 1970. – 240 с.
Электронные ресурсы
1. Ван Геннеп А. Обряды инициации // Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999 с. 64 -107. http://bilrost.narod.ru/gennep.htm
2. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. С. 26-33, 37-43. Малиновский.pdf
3. Малиновский Б. Магия, наука и религия (фрагмент). // Магический кристалл. Сборник. - М., 1992, с. 84-99.- http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig12p1.html
4. Радклифф-Браун А. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами // Там же. С. 633-636 // http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#39
5. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Гл. 8-10: «Анимизм» (с. 205 – 355). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/index.php
6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1998. Гл. 3, 4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Frezer/index.php
7. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М., 2000/2004. Введение, гл. 1, 2, 4. http://www.freid.info/books/6/3.html
8. Эванс-Причард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.,1997. С. 654-680 //http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm#41
9. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985. Введение (с. 14-26). Гл. 5: «Система линиджей» (с. 169-216). http://epr.iphil.ru/faily-publikacii/Evans-Prichard_1985.pdf
10. Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. с.293-316. http://www.psylib.ukrweb.net/books/_yungk04.htm
11. Народы и религии мира. - http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml
12. Журнал «Этнографическое обозрение». – http://journal.iea.ras.ru/
13. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. - http://www.kunstkamera.ru/wprojects/
14. Журнал «Этнонет». – http://www.ethnonet.ru/ru/
15. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. – http://www.iea.ras.ru/
16. Интернет-сайт по различным вопросам антропологии: http://anthropology.ru
17. Электронная библиотека http://www.elibrary.ru
18. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998 – Режим доступа: http://www.rsl.ru/
19. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 -Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10. 1. Методические рекомендации преподавателю
Для успешного усвоения курса «История первобытного общества» необходимо сочетание традиционных образовательных технологий (таких как классическое лекционное занятие) с технологиями проблемного обучения (проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-визуализация). Проблемные лекции должны быть посвящены наиболее трудным и дискуссионным вопросам дисциплины. В процессе занятий раскрывается многообразие научных подходов к исследуемому предмету, выявляется сущность проблемы посредством представления различных точек зрения на рассматриваемый объект. Лекция-дискуссия способствует не пассивному усвоению учебного материала, а активному участию в обсуждении того или иного вопроса и совместному поиску истины.
При проведении лекционных занятий в обязательном порядке должны быть использованы информационно-коммуникативные образовательные технологии, такие как демонстрация учебных видеофильмов, компьютерная мультимедийная презентация информационных блоков.
Отчёт о самостоятельной работе студентов должен проходить в форме текущей проверки материалов проектной деятельности по указанным темам, снабжённых видео презентацией, выполнения тестовых заданий и написания комментария по видео практикуму. При подготовке к тестированию нужно проанализировать наиболее типичные затруднения, которые ранее возникали у обучаемых в процессе выполнения тестовых заданий, а затем провести соответствующую пропедевтическую работу со студентами.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по 10-бальной шкале. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем. Студент может получить итоговую положительную оценку при условии регулярной подготовки к занятиям: - работа в классе (участие в дискуссиях, краткие сообщения (10 минут), доклад (20 минут), презентация по теме академического эссе) – 15%; - промежуточная аттестация (представление проекта и промежуточных результатов эссе по одной из теоретических тем) в течение семестра – 20%; - письменная работа – 30%; - устная защита эссе проекта – 10% (в полном соответствии с выбранной темой, правилами оформления). В случае невыполнения указанных требований, итоговая аттестация осуществляется на основе собеседования по теоретическим вопросам (вопросам к зачету).
10.2. Методические рекомендации студенту
На лекционных занятиях рекомендуется использовать приемы рефлексивного слушания. Нужно конспектировать лекции, задавать вопросы преподавателю, активно отвечать на вопросы, адресованные аудитории.
При подготовке к практическим занятиям нужно прочитать конспект лекции, а также ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, сделать необходимые выписки. Необходимо внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы, выписать из учебной литературы дефиниции встречающихся терминов, осмыслить их. При использовании интернет-ресурсов нужно указывать источник цитирования.
При подготовке к тестированию необходимо освежить в памяти содержание лекций, вспомнить об основных затруднениях, которые возникали при выполнении практических заданий.
При подготовке к письменной работе написать комментарий к просмотренному антропологическому фильму, 300-400 слов. В этих размышлениях вы можете описать ваше впечатление и мысли о просмотренном в целом, описать подход, используемый авторами фильма, сконцентрироваться на каком-то одном аспекте, который показался вам наиболее важным в просмотренном материале. Требуется выразить ваше мнение и обосновать его. Задача данного упражнения – предложить и развить аргументы, которые вы затем можете использовать в коллективной дискуссии. План комментария к фильму: Тезис-антитезис-синтез, но не обязательно. Важно, чтобы план не блокировал мысль. Введение: Преамбула, вводные замечания, подводящие к теме, но не пустые общие банальности. Формулировка вопроса. Трансформация вопроса в проблему. Выводы: Ясное резюме всех этапов размышления. Короткая и четкая формулировка ответа на вопрос. Идентификация основной темы. Рассмотреть, как основной сюжет фильма представлен его авторами. Ваше видение проблемы, представленной в фильме, аргументированно обоснованное, с ссылкой на предложенную преподавателем литературу по основной теме фильма. Выводы в одном-двух предложениях.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной проблеме антропсоциогенеза. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При подготовке к зачету. План ответа: тезис-антитезис-синтез, но не обязательно. Важно, чтобы план не блокировал мысль. Более детально это выглядит так: Введение: Преамбула, вводные замечания, подводящие к теме, но не пустые общие банальности. Формулировка вопроса. Определения терминов. Трансформация вопроса в проблему. Основная часть. Выводы: Ясное резюме всех этапов размышления. Короткая и четкая формулировка ответа на вопрос. План должен быть очевиден, но названия параграфов не включаются. Критерии оценки ответа на вопрос: Полнота комментария; Как результат, не пересказ материала, а текст, содержащий Ваше собственное аргументированное суждение с примерами. Возможно использование текстов, рекомендованных преподавателем, но не переписывание их; Логика изложения. Четкая структура ответа на вопрос, а не ряд бессвязных фраз; Самостоятельность работы (нельзя использовать чужие тексты без цитирования, оформленного по правилам). Использование цитат только для объяснения собственных мыслей и выводов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане | Количество зачетных единиц/кредитов |
История первобытного общества | Бакалавриат | Выборный компонент | 2 з.е. |
Смежные дисциплины по учебному плану | |||
Предшествующие: Археология | |||
Последующие: История древнего мира, Этнология | |||
Вид промежуточной аттестации: зачет |
СЕМЕСТР
ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ
(2 з.е.= 72 ч: лекции - 12 ч., практические занятия - 32., самост. работа - 28 ч., зачет)
Проектируемый результат:
Формирование компетенций:
- способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ПКд-2).
Знания:
- дискуссионных вопросов и новейших достижений теории эволюции; коренных изменений представлений о первобытном обществе, происходящих на современном этапе развития науки;
- механизмов становления и развития основных институтов первобытного общества;
- основной терминологический аппарат, применяемый при характеристике первобытного общества.
Уметь:
- пользоваться учебной методической и справочной литературой по дисциплине;
- анализировать исторические проблемы с учетом пережитков первобытности, в том числе и в современном обществе;
- применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности;
Владеть:
- общепрофессиональными знаниями теории и методами исторических исследований;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию.
Контрольная точка 1
(2 з.е.= 72 ч: лекции - 4 ч., практ. зан. - 6 ч., самост. работа - 62 ч.)
Весовой коэффициент
60%
Формирование компетенций
(ПКд-2)
знаний, умений и навыков
Итоговый % за 1 контрольную точку.
На положительную оценку min 60%, max 100%
Контрольная точка 2 (1 з.е.= 36 ч: лекции - 4 ч., практ.зан. - 16 ч., самост. работа - 14 ч.) | Весовой коэффициент 40% | ||
Формирование компетенций (ПКд-2) И знаний, умений и навыков | Форма контроля | ||
1 | - Иметь представление о: вопросе происхождения человека; механизмах становления и развития основных институтов первобытного общества. | Работа на семинарах (предполагается ответ на семинаре или дополнение по вопросам). | 25% |
2 | - Знание этапов и закономерностей исторического развития. - Применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности; | Написание авторского эссе на тему: «История первобытного общества – это….» (описание личного опыта студента, объем – 1 стр.) | 15% |
3 | -Уметь пользоваться учебной методической и справочной литературой по дисциплине -Уметь анализировать исторические проблемы с учетом пережитков первобытности, в том числе и в современном обществе; | Творческая работа, выполненная по выбранной теме (объем – до 10 стр. печатного текста). | 35% |
4 | - Владеть представлениями о материальной и духовной культуре, социальном развитии в эпоху ПО. | Решение задач по истории первобытного общества. | 25% |
Итоговый % за 2 контрольную точку На положительную оценку min 60%, max 100% | |||
Итоговый % за 1 и 2 контрольные точки | |||
Надбавка (активность на практических занятиях, подготовка презентаций по теме) | 10% | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | __% | ||
Зачет студент получает автоматом при условии выполнения всех указанных форм контроля | |||
Итого: | |||
Рейтинг | |||
Оценка по рейтингу |
Каждый вид работы (или контрольная точка) оценивается по 100-балльной шкале.
100-балльная система оценивания переводится в 5-ти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
История первобытного общества является важнейшим разделом всеобщей истории, в рамках которого изучается зарождение человека как уникального социобиологического вида, становление, расцвет и разложение первобытной родовой общины, а также начальные шаги на пути создания первых государственных образований.
Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях становления человека как биологического вида, его хозяйственной деятельности и о первых социальных организации.
Учебный курс «История первобытного общества» на факультете истории и права ставит перед собой следующие задачи:
- ознакомить с основными научными теориями по различным аспектам становления и развития человека как уникального социобиологического вида;
- дать основные сведения о движущих силах и этапах антропогенеза в раннем и среднем палеолите;
- сформировать представления о зарождении, развитии и упадке первобытной родовой общины;
- дать основные сведения о причинах, предпосылках и последствиях перехода человечества к производящему хозяйству;
- изучить причины, предпосылки и основные тенденции разложения первобытного общества, а также особенности раннегосударственных образований;
- дать общее представление о религиозных взглядах человека первобытного общества;
- обеспечить овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
- научить правильно, использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий. Дисциплина «История первобытного общества» относится к вариативной части обязательных дисциплин.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующим объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- обучение;
- воспитание;
- развитие;
- образовательные системы.
Профильными для данной дисциплины являются педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
- в области педагогической деятельности;
- изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными образовательными организациями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
- осуществление профессионального образования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В области научно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование потребностей учащихся в научно-просветительской деятельности;
- разработка и реализация научно-просветительских программ;
- популяризация исторических знаний в широких слоях общества.
Важной особенностью дисциплины является комплексный характер истории первобытного общества, которая расположилась на стыке таких наук как: археология, этнология. Дисциплина «История первобытного общества» формирует у будущего историка систему знаний, позволяющих понимать общие тенденции и закономерности мировой истории, сущность социально-экономического развития, причины возникновения главных общественных институтов, неравномерности исторического развития и особенностей современных этносов. Предметом изучения учебного курса история первобытного общества является процесс возникновения расцвета и распада первобытного общества. В предмет курса включены появление человека и первобытных человеческих общностей, эволюция социальной структуры общества, формирование духовной культуры и ранних форм религиозных систем. Для освоения дисциплины «История первобытного общества» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Археология», «История древнего мира».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:
- способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ПКд-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции; коренных изменениях представлений о первобытном обществе, происходящих на современном этапе развития науки;
- механизмы становления и развития основных институтов первобытного общества;
- основной терминологический аппарат, применяемый при характеристике первобытного общества.
Уметь:
- пользоваться учебной методической и справочной литературой по дисциплине;
-анализировать исторические проблемы с учетом пережитков первобытности, в том числе и в современном обществе;
- применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности;
Владеть:
- общепрофессиональными знаниями теории и методами исторических исследований;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | |||||
Аудиторные занятия (всего) | 26 | 26 | |||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | 10 | 10 | |||
В том числе в интерактивной форме | |||||
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 16 | |||
В том числе в интерактивной форме | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) | 46 | 46 | |||
В том числе: | |||||
Письменная работа, комментарий к просмотренным антропологическим фильмам | 4 | 4 | |||
Работа с первоисточниками | 4 | 4 | |||
Подготовка к терминологическому диктанту | 2 | 2 | |||
Подготовка к практическим занятиям | 12 | 12 | |||
Подготовка мультимедийной презентации | 4 | 4 | |||
Подготовка к тесту | 2 | 2 | |||
Вид промежуточной аттестации | зачет | ||||
Общая трудоемкость (час) | 72 | 72 (2 з.ед.) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание | Лекции | Практич. | СРС |
Модуль 1. «Становление и расцвет первобытного общества». Введение в историю первобытного общества. Источники по истории первобытного общества. Естественнонаучные способы датировки. Историография истории первобытного общества Ближайшие предки человека. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и обще- ственная организация. Завершение антропогенеза. Антропогенез в раннем и среднем палеолите. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов. Возникновение земледелия в позднеродовой общине. | 6 | 16 | 14 |
Модуль 2. «Разложение первобытного общества». Предпосылки разложения первобытного общества. Социально-политические и экономические изменения в позднем неолите. Развитие семейно-брачных отношений в первобытной родовой общине Переход к социально-стратифицированному обществу. Первые протогосударства на территории Востока. Религия в первобытном обществе. Искусство и полезные знания в первобытном обществе. Первобытное общество и цивилизация | 6 | 16 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение в предмет и значение первобытной истории. Историография и источники по изучению истории первобытного общества Международный дискурс: «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (аполитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Периодизация и хронология первобытной истории. Понятие периодизации, её значение и функции в историческом познании. История изучения первобытного общества. Источниковедение первобытной истории. Понятие исторического источника, широкое и узкое его толкование. Классификация источников. | 2 |
2. | Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека современного вида. Понятие антропосоциогенеза. Уникальность и биосоциальная специфика, хронологические рамки процесса становления человека и общества. Дарвин о происхождении человека. Неодарвинизм и креационизм: сущностные различия и поиски компромисса. Место человека в животном царстве и систематика гоминид. Эволюционная история приматов. Критерии человека: культурологические и биологические подходы. Австралопитеки. Морфология и окружающий мир. Видовая дифференциация и различные стратегии выживания. Происхождение прямохождения и орудийной деятельности. Homohabilis и особенности олдовайской индустрии. Прародина человечества. Теории возникновения культуры (трудовая, символическая, «экологическая»). Мир в эпоху архантропов. Палеоантрапалогия: от идеи обезьяночеловека до Homoerectus. Физические особенности архантропов и их внутристадиальное разнообразие. Исход из Африки и расширение эйкумены. Обретение стандартизированных орудий, дома, огня и одежды. Мир в эпоху Мустье. Архаичный homosapiens и неандертальская проблема: культурный и биологический аспекты. Образ жизни. Культура: орудия, жилища. Неандертальские погребения, «медвежьи» пещеры и возникновение религиозных представлений. | 2 |
3. | Первобытное хозяйство и материальная культура первобытного общества. Проблема разделения хозяйства. Бродячий образ жизни. Древнейшие формы хозяйственной деятельности. Развитие присваивающего хозяйства. Мезолит. Неолит. Развитие форм собственности в первобытную эпоху. Возникновение производящего хозяйства: общие закономерности и локальная специфика. Неолитическая революция. Первичные и вторичные центры становления производственного хозяйства. Основные технические достижения. Хозяйство и материальная культура ранних землевладельцев и высших охотников-рыболовов-собирателей. Поселения и жилища. Пастушество и возникновение номадизма. Изменения в отношениях собственности. | 2 |
4. | Общественная организация. Основные принципы ранней социальной организации. Первобытный брак. Экзогамия. Эндогамия. Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины. Социальная структура раннеродовой общины. Раннепервобытная община охотников, собирателей, рыболовов. Возможности использования этнографических аналогов для реконструкции раннепервобытной общины. Общественные отношения. Организация общественной власти и порядок ведения общественных дел. Первобытное право. Родовое общество. Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период. Неолит – период становления и развития позднепервобытной общины. Система лидерства. Соперничество. Отношения родства. Характер социализации. Межобщинные отношения. | 2 |
5. | Духовная культура. Развитие ранних форм религии. Искусство первобытного общества. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений. Анимизм, культ предков. Родовые и племенные культы. Религиозно-мифологическая картина мира. | 2 |
6. | Возникновение частной собственности, классов и государства. Металлургическая революция. Переход к пашенному земледелию, отгонному и кочевому скотоводству. Развитие ремесел и торговли. Общественное разделение труда и его последствия. Накопление регулярного избыточного продукта. Изменение общественного положения полов. Переход от материнского рода к отцовскому (изменение счета родства). Развитие покупного брака. Мужские дома и тайные союзы. Первобытная соседская община. Вытеснение родовых связей территориально-соседскими. Большесемейная община как переходная ступень от родовой общины к моногамной семье. Возникновение и развитие частной собственности. Противоречия между общественной формой собственности и частным владением на землю. Потлач. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов внутри племени. Необходимость укрепления организационно-управленческого аппарата. Военные дружины и их предводители (вожди). Институализация власти. Бигмены. Вождество как потестарное образование. Переход от потестарной власти к политической (государственной). Упорядоченное данничество (налогообложение). Нормативное сознание. Основные пути перехода от племенного строя к государству: аристократический, плутократический, военный. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | История изучения первобытного общества. Накопление этнологических знаний в эпоху Средневековья и Нового времени, появление первых обобщений. Накопление конкретных знаний по истории первобытного общества и их обобщений в XIX в. Проблемы периодизации истории первобытного общества. Развитие науки о первобытном обществе в XX в. Современное состояние науки. | 2 |
2 | Вопросы происхождения человека и проблемы антропосоциогенеза. 1. Движущие силы процесса антропогенеза. 2. Палеоантропологические находки австралопитеков. Место австралопитеков в эволюции человека. Homo habilis. 3. Морфологические особенности архантропов. История открытия и изучения. а) питекантропы; б) синантропы; 4. Морфологические особенности палеоантропов. История изучения. 5. Неандертальская проблема. Проблема места и времени появления человека современного вида. Эволюция материальной культуры архантропов: а) охота и ее влияние на формирование социальной организации, б) жилище Homohabilis и Homoerectus как источник реконструкции социальной организации. Материальная культура палеоантропов. Возникновение и развитие мышления и речи: а) основные теории происхождения речи и мышления, б) общественные стимулы развития речи. | 4 |
3 | Возникновение и особенности рас и расовых типов Понятие раса. Причины и начальный период расовой дифференциации. Монголоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Европеоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Негроидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. «Молодые» и контактные расы. Особенности контактных рас и причины их появления. | 4 |
4 | Возникновение земледелия в позднеродовой общине. 1. Отличия производящего хозяйства от присваивающего. 2. Предпосылки перехода человека к земледелию. 3. Причины перехода человека к земледелию. 4. Этапы становления и развития земледелия. 5. Что такое интенсивное собирательство, приведите примеры. 6. Концепция Шнирельмана В.А. о возникновении производящего хозяйства 7. Доводы в пользу моноцентристской теории возникновения земледелия. 8. Доводы в пользу полицентристской теории возникновения земледелия. 9. Что такое микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия. Чем они различаются. 10. Особенности земледелия в регионах доколумбовой Америки. 11. Суть подсечно-огневой формы земледелия; ее эффективность и ограниченность. 12. Суть ирригационной формы земледелия; ее эффективность и ограниченность. 13. Земледельческие орудия труда в раннеродовой общине. 14. Циклы земледельческих работ в позднеродовой общине. | 4 |
5-6 | Религия в первобытном обществе. Темы проектов 1. Погребения неандертальцев и формирование у них религиозных представлений. 2. Тотемизм в эпоху палеолита и у современных австралийских племен. 3. Анимизм и фетишизм как ранние формы религии. 4. Сущность и происхождение первобытной магии. 5. Эволюция религии в позднепервобытной общине. Аграрные культы. 6. Погребальный культ у народов первобытного общества. 7. Сакрализация власти вождя в позднепервобытной общине. 8. Космогонические мифы первобытных народов. 9. Священное пространство и освещение мира у первобытных народов. Анализ источника «Первобытная культура» Э. Тайлора (конспект). Для анализа текста предлагаются следующие вопросы: Теория пережитков. Система доказательств и примеры. Первоначальные источники мифа и влияние языка на образование мифа. Дайте объяснение мифу «Ягуар съел солнце». Учение об анимизме (учение о душе). Значение этого учения для первобытной истории. Развитие культуры, ее стадии по Э. Тайлору. | 4 |
7 | Первобытное искусство. 1. Причины возникновения искусства. Основные теории происхождения искусства. 2. Основные формы палеолитического искусства. 3. Характерные черты искусства конца каменного века и его отличие от палеолитических форм. 4. Значение и роль искусства в жизни родового общества, взаимосвязь с ранними формами религии. | 4 |
8 | Традиционная картина мира в первобытном обществе (на примере архаических народов Африки). Видеопрактикум. Просмотр и обсуждение фильма: «Пигмеи и Карамоджонги»: Выявить особенности природно-климатических условий. Определить антропологический тип пигмеев и карамоджонгов. Охарактеризовать хозяйство и социальную структуру племен. Определить особенности духовной культуры племен. | 2 |
9-10 | Развитие семейно-брачных отношений в первобытной родовой общине. Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Вопросы, выносимые на коллоквиум Блок 1. Брачные отношения в праобщине. 1. Источники, позволяющие изучать брачные отношения в праобщине. 2. Промискуитет и гаремная семья как источник внутренних конфликтов в праобщине. Блок 2. Семья в раннепервобытной общине. 1. Половозрастная организация в раннепервобытной общине. 2. Проблемы изучения начальной формы брака. 3. Особенности парного брака. Локализация первоначального брака. 4. Брачные возрастные классы. 5. Кросскузенный парный брак. Полигиния и полиандрия, их причины. 6. Уксорилокальный и вирилокальный брак. Их соотношение в раннепервобытной общине. 7. Проблема существования семейной собственности в раннепервобытной общине. 8. Материнский счет родства в раннепервобытной общине, его причины. 9. Положение женщины и мужчины в раннепервобытной общине. Блок 3. Семья в позднепервобытной общине. 1. Половозрастные группы в позднепервобытной общине. 2. Укрепление уксорилокальности на раннем этапе позднепервобытной общины и его причины. 3. Большая материнская семья на раннем этапе позднепервобытной общины. 4. Брачные отношения в племени. 5. Межполовое разделение труда на этапе пашенного земледелия и в скотоводческих общинах. 6. Изменение социального статуса женщины на этапе разложения первобытного общества. 7. Моногамная семья. Вытеснение парного брака моногамией: суть и причины процесса. 8. Авункулатная семья и причины ее возникновения. 9. Травестизм и кувада, причины их возникновения. 10. Патриархальная семья на этапе разложения первобытного общества. 11. Обряды инициации и их социальная сущность. Эволюция понятий «семья» и «брак». Проблемы становления семейно-брачных отношений. Коллективный и индивидуальный брак. Л.Г. Морган. Анализ источника: Общая характеристика источника: определите тип источника. Внешняя критика источника: задачи, дата, место возникновения. Внутренняя критика источника: достоверность (фактологический материал). Анализируя главы, обратите внимание на следующие моменты: Глава II: 1.Что такое по Л.Г. Моргану «семья» и «брак». 2.Какие формы семьи и брака приводит Л.Г. Морган? (выявите отличительные черты каждой формы). 3.Что такое «материнское право» и определите причины перехода к патриархальной семье? 4.Выявите основные черты индивидуальной половой любви. 5.Какое значение имел переход к индивидуальной моногамной семье для социально-исторического процесса? Семейно-брачные отношения в раннеродовой общине. Изменение семейно-брачных отношений в позднеродовой общине. Обособление семьи и ее трансформация в эпоху классообразования. Изменение в положении полов. Пережитки первобытности в современных семейно-брачных отношениях и обрядах. | 4 |
11 | Экономические причины разложения первобытнообщинных отношений. Становление классов и ранних государств Развитие производящего хозяйства. Появление ремесла. Интенсификация обмена. Альтернативные способы развития хозяйства. Становление частной собственности. Основные формы эксплуатации. Складывания государства. Складывание права. Альтернативные варианты складывания государства. Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Глава IX. 1.Определите основные отличия государства от родового строя. 2. Определите появление товарного производства и его значение. 3.Выявите соотношение плотности населения и образования государства. 4.Что такое классы (проследите процесс складывания классов). 5.Чем отличается община от рода? 6.Что такое цивилизация (выявите основные черты). | 2 |
12 | Написание теста. | 2 |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | СРС | Интерактивные ф. (час.) | Всего |
Лекции
Практические занятия
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.