Бюджетная политика – это составная часть экономической политики государства, представляющая собой совокупность принимаемых решений и мер, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти по определению основных направлений развития бюджетных отношений и эффективному использованию бюджетных ресурсов.
Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов.
Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установление его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. И, наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовывать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Функциональный аспект бюджетной политики включает:
- политику в области доходов бюджета (фискальную),
- политику в области расходов бюджета,
- политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным долгом,
- политику межбюджетных отношений.
Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде, при этом совокупность бюджетных мер тактического характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицательных последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования, главное из которых – научный подход к разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит так же от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
Специфика конституционного строя современной России обуславливает то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и перспективу в ежегодных посланиях Федеральному собранию. Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства. Бюджетная политика всегда имеет временные ограничения. Каждый период времени ставит перед правительством любого государства свои бюджетные цели. Соответственно этим целям находятся и инструменты решения проблем.
Основные направления бюдж политики раскрываются в бюджетном послании Президента Фед собранию. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2014 и плановый период 2015-16гг. были поставлены следующие основные задачи (в виду того, что модель основання на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы, исчерпала свои возможности):
1.Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответств бюджетной пол-ки при безусловном исполнении всех обязательств гос-ва:
- разработка алгоритмов использования различных источников фин-ия в случае непрогнозируемого увеличения бюджетного дефицита.
- разработка бюджетной стратегии РФ на период до 2030 года, содержащую ориентиры по ресурсному обеспечению гос программ и оценку рисков бюджетной расбалансированности
- установить на постоянной основе порядок разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии.
2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета:
- выявление резервов и перераспределение расходов в пользу приоритетных направлений и проектов. Основными резервами в настоящее время являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенс.системы с поэтапным сокращением дотаций ПФ РФ из фед. бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров;
- активное исп-ние механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты;
- повышение адресности социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан)
3. Развитие программно-целевых методов управления:
- государственные программы - ключевой механизм, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование;
- доработка сущ-их программ (обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.