ТЕМА 1. Роль и значение юридических знаний в жизни общества.
Литература:
Основная: 1-3.
Дополнительная: 11, 12.
Вопросы для обсуждения
1. Правовая наука (юриспруденция). Ее предмет и методы.
2. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под правовой наукой?
2. Назовите виды правовых наук?
3. Какие методы познания использует юриспруденция?
4. Раскройте содержание общенаучных, логических и частно-научных методов исследования.
5. Какое место занимает учебный курс «Право» в системе высшего профессионального образования?
6. Раскройте задачи учебного курса. В чем его особенности?
7. Какова роль изучения права в современном обществе?
Задания для самостоятельной работы
1. Соотнесите методы правоведения с их видами, дополнив таблицу выбранными цифрами.
1. Метафизика и диалектика
2. Статистический метод
3. Кибернетический метод
4. Анализ и синтез
5. Социологический метод
6. Формально-юридический метод
7. Объективный и субъективный идеализм
8. Абстрагирование
9. Идеализация
10. Наблюдение
11. Статистический метод
12. Сравнительно-правовой метод
13. Аналогия
14. Системный и функциональный подходы
15. Эксперимент
16. Математический метод
17. Обобщение
18. Исторический метод
Всеобщие (философские) методы | |
Общенаучные методы | |
Частнонаучные методы | |
Частноправовые методы |
2. Составьте схемы «Специфические черты правовой науки (юриспруденции)», «Формы и виды правовой информации».
3. Разработка электронных презентаций
Примерный перечень тем электронных презентаций по учебной дисциплине
1. Место правовой науки в системе других наук.
2. Роль правовой науки в жизни общества.
3. Функции правовой науки.
4. Система методов правовой науки.
ТЕМА 2. Государство и право. Их роль в жизни общества
Литература:
Основная: 1-3.
Дополнительная: 2, 3, 10, 11.
Вопросы для обсуждения
1. Закономерности возникновения государства и права.
2. Понятие, признаки и функции права.
3. Понятие и классификация принципов права.
4. Право в системе социальных норм.
5. Государство: понятие, признаки и функции.
6. Особенности государственно-правового регулирования экономики в Российской Федерации.
7. Формы государства. Правовое государство и гражданское общество.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите закономерности возникновения права. Какие основные теории происхождения права и государства вы знаете?
2. Раскройте их содержание.
3. Назовите понятие и признаки права.
4. Какие функции права вы знаете?
5. Раскройте их содержание.
6. Раскройте понятие правовых принципов. Назовите их виды.
7. Какое место занимает право в системе социальных норм?
8. Чем нормы права отличаются от норм морали?
9. В чем заключается сущность и социальное назначение государства. Какие функции государства вы знаете? Раскройте их содержание.
10. Назовите особенности государственно-правового регулирования экономики в Российской Федерации.
11. Что понимается под формой государства?
12. Какие формы правления существуют в современном мире? Раскройте содержание каждой из них.
13. В чем отличия демократического и антидемократического режимов?
14. Дайте понятие правового государства и назовите признаки, его характеризующие.
15. Что необходимо для формирования правового государства?
16. Почему гражданское общество является условием становления правового государства?
17. Назовите проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации.
18. Раскройте содержание принципа верховенства права, принципа разделения властей в системе осуществления государственной власти.
Задания для самостоятельной работы
1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства, заполнив таблицу.
а) теологическая (божественная);
б) патриархальная;
в) договорная (естественно-правовая);
г) органическая;
д) насилия;
е) психологическая;
ж) марксистская;
з) расовая.
1. Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский
2. Аврелий Августин, Фома Аквинский
3. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин)
4. Л. Петражицкий
5. Г. Спенсер
6. Аристотель
7. Ж. Гобино
8. Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:
1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.
3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.
4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.
5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.
6. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
3. Тест.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 974.