МХИТАР АЙРИВАНКСКИЙ (АЙРИВАНЕЦИ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

СОСТАВЛЕННАЯ ОТЦОМ МЕХИТАРОМ, ВАРДАПЕТОМ АЙРИВАНСКИМ

История.

Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом, Айриванкским.

Отец и Сын и Св. Дух, несотворенные, единосущные и единосильные, безначальные и бесконечные, — Творец всего видимого и невидимого из небытия и ничего, охранитель и попечитель всех творений; милостивый и ласковый ко всем! Тебе слава и благословение, благодарность и хвала от всех творений твоих, от благ твоих, от величий твоих, от щедрот твоих, от милосердия твоего, от несметного числа созданий твоих, от всех неделимых частей творений твоих, от трех вечностей и до бесконечных веков 1.

Исполненному Духа Божия и вдохновенному Им святому Моисею Господь говорил лично, а не иносказательно, представляя светить мыслям его создание всех творений с самого начала. Как Он некогда предначертал дивному пророку Иезекилу 2 размеры здания Храма, и место славы царского престола, и (предписал) помазание светлым елеем [322] дивного города, — точно таким же образом Он говорил первому мудрому Боговидцу: “Виждь и делай 3 все по образцу, виденному тобой на горе.” И он, умудренный Духом, во свидетельство небу и земле, запечатлел виденное им в устроении таинственной скинии и святого первосвященнического облачения. Все это было только для зрения видящих глаз. Для просвещения же разумной мысли он письменно начертал рассказ о мироздании, которое он видел умственным оком, и изложил сжато и кратко, а не многословно. Многое ушло из его памяти: так он ничего не говорит об ангелах, о водах и верхнем Иерусалиме. О насаждении Рая он рассказывает не в порядке дней мироздания, а как-то после. Точно также он мимоходом рассказывает о событиях прежних веков; в порядке излагает только истории собственного народа, и начатый им рассказ о потомках двух прочих сыновей Ноя оставляет неоконченным.

При строении скинии (Израильтяне) почувствовали нужду в художниках и в материале 4. Потому Св. Дух исполнил Веселеила и Елиава искусством зодчества, а народу внушил желание доставлять в изобилии нужный материал. Тот же Дух, совершенный Бог, и ныне будет одесную меня содействовать исполнению задуманного много намерения, озаряя светом мои омраченные мысли. Он, зодчий Миров, просветит душу мою дивным дуновением, которое наполнило горницу, и огненными лучами осветит душу мою, сделав меня искусным рабочим как Веселеила, и сведущим книжником, как Ездру-Салатиила 5, второго [323] написателя Законов и Пророков, — давая материал мыслям моим и помогая мне составить хронологическую книгу о древних во славу святого Бога.

Хотя желание сердца влечет меня к тому, чтобы соединить в одно все происшествия и причины их; но смотря на свою неопытность и на безмерность всего написанного, я нахожусь в большом затруднении.

Если Моисей, говоривший с Богом, в рассказе своем упустил многое, а называвшийся сердцем и волею Господа, Давид, себя и всех людей называл ложью; если богомудрый Саломон, сказавший 5000 притч, не замечал того, что делалось у ног его, а Александр, который мудростью и храбростью покорил свет, попал в оковы женщины; если Аристотель, обнимавший весь круг наук, был побежден неким Европием 6, а Папий Птоломей 7, измерявший жилища людей, пропустил многие места; если Павел, говоривший Христом, не познавал себя и только отчасти был пророком: что же сказать мне о себе, немощные мысли которого заражены грехами; о себе, который не утруждал себя в теоретических науках и не изучал практических; который вместо славы Его собирал тернии, для поддержания огня в геенне....

Сочинение свое, начатое с надеждой на Бога, я пишу не в память заслуг своих в отношение к Богу и к людям, а для того, чтобы занимая мысли свои деятельностью [324] и чтением писанного, на сколько возможно, удержать их от стремления к земным развлечениям.

И так, взяв на помощь душе моей содействие Святого Духа и заступничество святой Богородицы и всех святых, начав Богом, Богом и кончу слово, во славу и хвалу Слова Божия.

[В этом месте в рукописи встречаются фигуры и подробности, которые имеют целью объяснить читателю устройство престола Всевышнего, расположение небесных сил и проч. Хотя мы не считаем всего этого трудом Мхитара, но так как они представляют некоторый интерес, будучи образчиком миросозерцания тогдашнего времени, то мы и помещаем их здесь, не делая никаких объяснений].

Рисунок I. 8

а) Ангелы: Слава в вышних Богу и на земли мир ...

б) Архангелы: Господи Боже, доколе не помилуешь...

в) Власти: Ты еси иерей по чину Мельхиседекову...

г) Начала: Даны тебе язычники в наследство...

д) Силы: Господь, могучий силою; Господь, могучий в войне...

е) Господства: Царство твое, царство вечное ...

ж) Серафимы: Свят, свят, свят Господь сил, полны..

з) Херувимы: Благословенна слава господня от места ...

и) Престолы: Престол твой, Боже, вечный...

Моисей и Аарон. [325] Амрам. Саар. Херон. Озиил. Ловбен. Мойови. Мойоги. Мойоси   Апостолы. Пророки. Вардапеты. Силы. Дар исцеления. Помощь. Водители. Роды языков. Толкование языков.

Слово Мудрости.
Слово Познания.
Вера двигает горы.
Дар исцеления.
Здравие сил.
Пророчество, предрекание будущего.
Способность души отличать добро от зла.
Роды языков, как у апостолов.
Дар толкования языков.

Святой Бог-Отец. Цари. Силенциарии (в тексте — егендиарк 9.) Веститоры. Кандидаты (в тексте — кендиторайк 10.) Проксеторы. Экскубиторы (в тексте — эскапиторайк 11.) Страторы. Схолары (в тексте — нохоларк 12.) Дикасты или деканы (в тексте — декианунк 13.) Кюрсоры. Святой Бог-Сын. Патриархи. Католикос. Архтиепископ. Митрополит. Епископы. [326] Священники. Диаконы. Диир, или иподиаконы. Причетники. Чтецы Псалмов.

Святой Бог-Дух.

24 Иерея.

Престол — Пануил.
Херувимы — Адониил.
Серафимы — Бархиил.
Господства — Пахуэл.
Силы — Уриил.
Начала — Анаиил.
Власти — Рафаил.
Архангел — Гавриил.
Ангел — Михаил.

Названия стен Горнего Иерусалима 14. 1. Иаспис. 2. Сафир. 3. Халцедон. 4. Изумруд. 5. Оникс. 6. Сард. 7. Хрисолит. 8. Берилл. 9. Топаз. 10. Хризопраз. 11. Гиацинт. 12. Аметист. Названия камней на верхней ризы 15. 1. Сард. 2. Топаз.[327] 3. Изумруд. 4. Андракс. 5. Сафир. 6. Иаспис. 7. Лигурий. 8. Агат. 9. Аметист. 10. Хризолит. 11. Берилл. 12. Оникс.

Имена родов изваянных на камнях нарамника 16.

1. Рувим.
2. Симеон.
3. Леви.
4. Иуда.
5. Дан.
6. Нефталим.
7. Гад.
8. Асер.
9. Исахар.
10. Завулон.
11. Иосиф.
12. Вениамин.[328]

Христос Бог благословен над всеми во веки.

Печальное жилище грешных душ. Жилище праведных душ.



























Рисунок II.

Bepxниe три чина престолов, тьма тем.
Средние три чина, тысячи тысяч.
Нижние три чина властей.
Горний Иерусалим — матерь наша.
Рай Адама.
Двенадцать Зодиаков.

60 дней в раю. 100 дней в Горнем Иерусалиме. Овен, телец, близнецы — весна. Рак, лев, дева — лето. Весы, скорпион, стрелец — осень. Козерог, водолей, рыбы — зима.   Марс 2 1/2 года остается в Зодиаках. Mepкурий 11/2 г. остается в Зодиаках. Юпитер 45 дней в Зодиаках. Солнце 30 дней. Люцифер 24 дня. Сатурн 18 дней. [329]

Воды вокруг.
Воздух вокруг.
Огонь окружающий.
Твердь небесного круга.
Водяной свод верхний и огненное небо, окружающее все.

Ад кромешный для беззаконников и внешний мрак. Геенна нечестивых, где червь бессмертный и огонь неугасимый.

Три небесных свода непрестанно окружают четыре стихии, сверху и снизу:

огонь — горячий, сухой, острый, легкий, ясный;

воздух — теплый, сырой, густой, подвижный, тонкий;

воду — холодную, сырую, мокрую, мягкую, ясную, прозрачную;

землю — холодную, сухую, густую, плотную и тяжелую.

С тремя окружающими небесными сводами движутся также три стихии: огонь, воздух, вода, которые исполняют слово Божие, будучи служителями и подобием неизведанности и Провидения Бога. Земля утверждена между ними на шести сферах, на лету, как статуя на Крите; Слово же Божие поддерживает все 17. Оно уподобляет Себе творения в трех отношениях — безвременностью, беспредельностью и безместностью; а качеством и количеством и изменчивостью отличаются творения от Творца. [330]

Хотя ум человеческий много трудился для объяснения существа Бога и Его творений; но он никогда не достигал истинного уразумения их. Все говоренное богословами церкви и философами Академии о несотворенном и бессмертном бытии Бога; о благолепном устройстве ангелов; о ходе блуждающих светил; о животных, рожденных в море, летающих в воздухе и плавающих; о двенадцати родах ветров и об их действиях; об измерении земли и о чудесах в ней; о растениях земли и о различных семенах в них; о нравах зверей и всех четвероногих и насекомых; о твердых камнях и веществах, расплавливаемых на огне (металлах), о целом устройстве и природе человека; о колесообразном движении времен и о переменах времен года; и все толкования душеспасительных книг скажу яснее: все что говорил и говорит человек — сомнительно и не твердо. Сведения о всем вышеупомянутом сообщит сын Божий при воскресении нашем в царствии Своем, когда Он будет поить любимцев Своих из чаши Мудрости и объяснитъ им все для нас недосягаемое; когда мы, рожденные в немощи, воскреснем сильные, и воротимся к первоначальной нетленности.










Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.