Аналитическая психология Юнга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бессознательного. Бессознательная сфера психического не поддается прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:

1. Познаваемый материал сугубо личного происхождения. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.

2. Класс содержаний, не имеющих индивидуального происхождения - коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами (буквально: «первичные модели»).

Архетип можно понимать как отпечаток или энграмму (en-gram), развившуюся в результате уплотнения бесчисленных вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т. е. продукт равно постоянных и повсеместно существующих влияний извне. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним восприятиям и направляет действие в соответствующее этому смыслу русло, является предшественником идеи. В форме архетипов передается по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений.

Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты.

коллективное бессознательное присутствует в рекламе, СМИ.

Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде-лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу-щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи-нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

 

20 Концепции гуманистической психологии. Впервые термин -гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А, Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека.

1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т, д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос -почему?', а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Маем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

 

21 Пирамида потребностей, теория Маслоу. Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, которая была ориентирована на представление и саореализацию личности. В ее основе – оптимистский взгляд на природу человека и чел.возможности.

Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теории потребностей, которая включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

4. Сэмоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуетея как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне, В этом заключается самоаюуализация личности,

5, Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего 'Я« и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

Пути самоактуализации:

1. принимать ответственность за свои действия.

2. существовать нужно реально, а не потенциально (не только знать о способностях, но и развивать их).

3. развить способности лучшего жизненного выбора (профессия, пища, искусство, музыка).

Маслоу говорил о таком феномене, как комплекс Ионы –нежелание человека реализовать свои природные способности. Лушче ставить мелкие цели. такие люди не хотят большего. Корни этого комплекса – боязнь нарушить существующее положение, боязнь оторваться от всего привычного.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 175.