Предмет, объект и задачи психологии журналистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, объект и задачи психологии журналистики

Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, изучающая психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Предметом ПЖ являются психологическая типология текстов СМИ, особенности и закономерности восприятия информации, аудитория и методы ее психологического изучения, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, личность журналиста, специфика творческого мышления, психология журналистского общения.

Психология журналистики изучает закономерности психологических процессов в массовых коммуникациях, психологию массовой аудитории, изменения сознания и деятельности аудитории под воздействием СМИ, психологию мышления журналистов.

Целью психологии журналистики как научно-практической дисциплины является помощь руководителям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений. Системные социально-психологические исследования в данной деловой сфере (сфере общего и творческого менеджмента СМИ) способствуют прежде всего реализации функций журналистики как социального института, организации диалоговых отношений с аудиторией, а также творческой работе журналистов.

 

Тенденции развития масс-медиа в современной социокультурной реальности

Развитие медиа-рынка

Развитие рынка мас-медиа за последние десятилетия характеризовалось следующ и ми тенденциями.

Конвергенция . Различные медиа, такие как газеты, радио, телевидение, телефонные компании и интернет-ресурсы сливались, как технологически, так и экономически.

Концентрация . Медиа-компании сливались, контролиру емые все более узким кругом их владельцев. Концентрация проходит как горизонтально (несколько медиа у одного владельца), так и вертикально (несколько компаний в «пищевой цепочке» под одной группой компаний). Различные масс- медиа получают новости из одних и тех же источников.

Глобализация . Масс-медиа переходят в руки транснациональных компаний.

Коммерциализация . Реклама и новости подаются как развлечения. Граница между рекламой, новостями и развлечениями становится все более размытой. Интересы групп людей с низкой покупательной способностью не учитываются.

Коммерческое влияние . Рекламодатели и владельцы оказывают влияние на редакционную политику.

Опошление . Все больше становится секса и насилия. Все больше ковыряния в личной жизни знаменитостей. Мас с -медиа избегают рассмотрения спорных вопросов и серьезных обсуждений. Обсуждение вопросов сводится к столкновению личностей, напоминающее боксерский поединок, где суть спора занимает лишь второстепенное место.

Ряд исследователей согласны с тем, что основной причиной этих тенденций является либерализация медиа-рынка. Новости отбираются масс-медиа не по их важности для общества, а по их выгодности.

 

Структура общения и модель коммуникативного процесса

Три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

В настоящее время проблемами имиджа человека на телеэкране занимаются многие исследователи, соответственно существует множество методик, с помощью которых определяется имидж. Воспользовавшись методичкой Т.С. Адамьянц (В поисках имиджа. Как стать телезвездой — М., 1995), позволяющей определять популярность и непопулярность, любовь и нелюбовь зрителей, мы провели исследование методом анкетирования в однородной социо_культурной группе: среди студентов Воронежского государственного университета. Ясно, что данная категория слишком узка для солидных обобщений, но, с другой стороны, мнение элиты завтрашнего общества наиболее слабо изучена, а иметь о нем представление важно. В рейтинге популярности первая десятка выстроилась следующим образом:

В. Познер — 72,7% опрошенных;

А. Малахов — 59%;

Высокий рейтинг В. Познера и А. Малахова можно объяснить личным знакомством студентов с этими ведущими, поскольку в течение довольно длительного времени они являются участниками передач данных ведущих. Поездки студентов на передачу «Окна» несколько подняли имидж популярности Д. Нагиева. Частое упоминания имен ведущих информационных программ (вне первой десятки были названы имена Ж. Агалаковой, И. Выхухолева, Т. Митковой, О. Кокорекиной) свидетельствует о том, что студенты смотрят новостные программы. Поскольку анкетируемые не обошли вниманием таких ведущих, как О. Шелест, Т. Ларсен, Я. Чурикова, можно сделать вывод, что и молодежные передачи и каналы находятся в зоне их внимания. Рейтинг симпатий выстроился следующим образом:

В. Познер — 34% опрошенных;

В качестве привлекательных качеств Познера и Сорокиной назывался внешний вид, форма подачи информации, профессионализм и компетентность. В. Гусев привлекает обаянием, энергией и увлеченным отношением к своей деятельности. У Парфенова нравится форма подачи информации, у Андреевой и Клейменова — профессионализм и собранность.Молодых ведущих телезрители ценят за современные взгляды, близкие их собственным.

В список ведущих, вызывающих антипатию, попали лидирующие в рейтингах популярности и любви Малахов, Нагиев и Познер. Среди причин негативного отношения назывались низкий уровень профессионализма наигранность, неестественность, навязывание собственного мнения, невнимание к собственному виду и даже неряшливость. В результате этого исследования у нас осталось много не понятных вопросов: из чего конкретно складывается образ ведущего, вызывающего симпатию (одежда, макияж, дикция, тенор голоса, прическа, эмоциональный компонент).

Важен ли возраст? Если да, то какой наиболее приемлем? Имеют ли значения национальные особенности во внешности? Параллельно мы решили определить отношения к определенным ведущим. Выбрали двух женщин, ведущих информационные выпуски — Андрееву («Время») и Кокорекину («Новости»), всех троих ведущих «Однако» (Леонтьева, Соколова, Привалова) и двух ведущих развлекательных программ — Т. Кизякова («Пока все дома»), О. Пушкину («Женские истории»). 63,6% опрошенных ответили, что для них возраст ведущих не имеет значения, остальные предпочли видеть ведущими людей от 20 до 55 лет. Для 43% анкетируемых не имеет значение национальность, 45% заявили, что хотят видеть на экране людей европейской внешности, 12% затруднились с ответом на этот вопрос.

При определении имиджа отдельных ведущих выяснилось, что имидж Андреевой на 16 пунктов выше, чем у Кокорекиной. У зрителей нет претензий к внешности ведущих, но они отмечают у Андреевой хорошо поставленный голос, правильную акцентировку, сдержанность.

Среди ведущих светских программ, рассказывающих о личной жизни известных людей, положительную реакцию зрителей (54,5%) вызвал обладатель ТЕФИ_99 Тимур Кизяков. Его ценят за сдержанность эмоций, открытость, добродушие и искренность. Негативно относятся к Кизякову немногие, а 22,7% зрителей высказались, что для них в этой передачи важен не ведущий, а его собеседник, чего собственно и добивается Кизяков, оставаясь интервьюером на втором плане. Как раз этого, по мнению наших реципиентов, нет у Пушкиной. Она «слишком сильно тянет одеяло на себя», стремится показать себя со всех сторон, нередко затмевая собеседника, поэтому 54,5% оценили ее имидж негативно. 34% позитивно, остальные выразили равнодушное отношение к Пушкиной и ее передачи.

Леонтьев, Соколов, Привалов, казалось бы, тоже ведут информационную передачу, чисто политическую. Но события в программе «Однако» подаются в жесткой, ироничной форме. Все авторы — известные журналисты, множества журналистских наград. Но оказывается, что не все маститые газетчики могут пользоваться успехом на ТВ. Кандидата экономических наук А. Привалова 61,4% нашей аудитории просто не заметили на экране. Остальные не выразили к нему никакого отношения. 18,2% опрошенных не знают Максима Соколова. 77,2% относятся к нему отрицательно. Не устраивает его манера подавать информацию — неразборчивая дикция, слишком низкий тембр голоса, эмоциональная закрытость. Многие считают, что его одежда не соответствует ситуации — она скорее годится для досуга. Михаилу Леонтьеву дали отрицательную оценку 50% опрошенных, отметив его самонадеянность и стремление навязать свои взгляды аудитории. 26%, относящихся к Леонтьеву положительно, отмечают неброский стиль его одежды, приятные дикцию и тембр голоса. 24% аудитории относятся к Леонтьеву равнодушно.

Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод, что интересные темы передачи, удачно отснятый материал — это еще не все. Важен и имидж ведущего, включающий в себя множество самых различных компонентов.

 

11 Тактика акта общения в работе журналиста. Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное значение имеют исходные позиции общения, духовные ценности, которыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений друг с другом и, конечно, "эффект мелочей", придающий общению личностный шарм. Рассмотрим еще один аспект общения, о котором необходимо помнить журналисту для установления полного контакта между журналистом и информатором, - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "боди лэнгвидж". Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов австралийский исследователь Аллан Пиз. Сегодня он признанный знаток психологии человеческого общения и автор методики обучения основам этой коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалки" для психологии общения, для установления психологического контакта между журналистом и опрашиваемым. Журналист должен владеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Каковы же особенности языка телодвижений? Его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Более чем двадцатилетний опыт изучения и наблюдения над практикой использования этого языка во взаимоотношениях людей позволил А. Пизу описать основные жесты и телодвижения человека, дать систему толкований их значений. Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось еще от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня в совокупности с дружелюбными жестами она означает удовольствие или доброжелательность. Определенный материл для оценки личности может дать внешний вид вашего собеседника. Его одежда, аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность и пр. могут очень ярко говорить о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Даже офис, жилище, рабочее место опрашиваемого - тоже поставщики информации для журналиста. В процессе контакта журналист должен обращать внимание на речь опрашиваемого, ее интонации, ритм, тембр. В речи человек излагает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. Речь участника беседы безусловно, содержит информацию, интересующую журналиста. Но по манере говорить журналист может определить характер человека (жаргонизмы, канцляризмы, иностранные слова, термины и т.д.). Запомните: восприятию речи мешают штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, "иностранщина". Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.

1. Интимное пространство (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей: жена - муж, мать - ребенок.

2. Персональное пространство от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми.

3. Социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным в общении с чужими людьми или при официальном общении.

Очевидно, подойдет ситуация "социального расстояния". В этой ситуации опять же у журналиста должно срабатывать чутье.

Правильное определение межличностного расстояния между журналистом и его героем способствует установлению доверительных отношений уже на первых этапах общения.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора. Опрашиваемый не должен почувствовать, что его "выводят" на заранее запланированную тему разговора. Журналист должен вызывать какие-то положительные эмоции у опрашиваемого (общий разговор о живописи, театре, увлечениях и т.д.).

Формируя контакт, журналист может использовать для беседы не одну тему, а две-три, чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. Например, вы выясняете, что ваш герой - любитель живописи, сам рисует. А это - ваше увлечение. Таким образом, в этих условиях журналист имеет полное право отвлечься и поговорить об увлечении.

Стиль поведения вашего героя формируется в зависимости от следующих факторов: объективных условий, субъективного состояния участника беседы и структуры его личности.

Структура личности - это достаточно широкое понятие. В нее входят жизненные установки - это центральное звено в поведении личности в социуме. Жизненные установки выражают весь нравственно-психологический контекст. Система увлечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.

Ситуативная установка - это "готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие".

Умение слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. В процессе слушания журналист может выразить свое эмоциональное отношение к говорящему, выразить сожаление, одобрение и т.д. Необходимо также следить и за речью вашего героя, это позволит понять его истинные чувства. Слушающий журналист - это активный партнер опрашиваемого. Но журналист в процессе восприятия рассказа героя должен подвергать анализу и содержание, и эмоциональную форму. При этом можно обнаружить, что более всего волнует вашего собеседника, вызывает позитивную или негативную реакцию.

Восприятие свободного рассказа собеседника должно сопровождаться накоплением материалов для вопросов после монолога. Всю полученную информацию в ходе свободного рассказа журналист должен проанализировать и объяснить для себя те или иные моменты. Свободный рассказ дает журналисту определенный (но еще не полный) объем информации. Собеседник при этом демонстрирует свое отношение к событию, выстраивает свою позицию. Кроме этого, журналист имеет возможность продолжить изучение личности опрашиваемого.

Существует ряд правил активного слушания. Запомните их:

не прерывайте собеседника;

дайте собеседнику время высказаться;

проявляйте полное внимание к собеседнику;

не стесняйтесь повторять высказывания говорящего;

не торопитесь делать поспешные выводы;

не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.);

спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь;

не отвлекайтесь;

не давите на собеседника.

 

12 Манипуляция общественным сознанием. В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука ( manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление).

Нужно понимать, что всякая манипуляция есть взаимодействие и без участия объекта, на которого она направлена, манипуляция не состоится. С.Г. Кара-Мурза по этому поводу замечает: «Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения,

Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.

Воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения – весь культурный контекст данного общества.

СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. «А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [7, раздел III, глава 12, §1]. Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квазиреальность.

Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования (НЛП).

Манипулятивные приемы в СМИ.

Манипулирование информационными потоками. Оно достигается в первую очередь отбором событий для сообщений. привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена СМИ, становится достоянием общественного внимания.

метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации. Специалисты считают, что данный прием не применяется лишь в тех случаях, когда его можно обнаружить, прямой лжи, т.к. того же эффекта можно достичь, дозируя правду.

Принцип демократии шума. Прием заключается в потоплении сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном потоке бессмысленной и неважной информации.

 «серая» пропаганда – пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник. Обычными стали ссылки на «высокопоставленного чиновника из кругов, близких к…, который пожелал остаться неизвестным» [7, раздел III, глава 12, §1].

Использование слухов.

Повторение. Это главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании. «Повторение является вторым условием пропаганды». образ, который человек запомнил, становится для него «своим», поэтому человек доверяет этому образу.

Дробление. Он состоит в разделении целостной проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему.

Срочность. Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности.

Сенсационность. Система сенсаций позволяет дробить информацию так, чтобы аудитория не получила полного и целостного знания о проблеме Информация, поданная на телевидении в виде сенсации, обычно сопровождается интервью в прямом эфире, репортажами с места события, что создает у зрителя ощущение достоверности информации и отсутствия посредника между ним и реальностью.

Манипуляция посредством формирования и распространения образов. Ее суть в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров.

Манипулятивная семантика или использование слов, относящихся к основным ценностям общества . Метод состоит в использовании эмоционально окрашенных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации.

Прием «сияющего обобщения». Он заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску – символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление.

Наклеивание ярлыков. Прием заключается в эксплуатации предрассудков и стереотипов аудитории через «наклеивание ярлыка» на объект контрпропаганды. Ярлык характеризует его как что-то, чего аудитория боится, испытывает отвращение, находит подозрительным и др.

Создание образа коллективного врага. Цель приема – отвлечь внимание масс от насущных проблем.

Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, престиж), какого-либо объекта или моральных ценностей (индивидуальный, групповой, национальный) на другого человека или группу.

Манипуляция посредством использования авторитетны групп и стремления людей отождествлять себя с обществом. Используются авторитетные для какой-либо целевой группы личности (политические деятели, артисты и т.д.), поскольку манипуляторам известно, что авторитетам аудитория склонна доверять больше, чем безличным сообщениям. Главные критерии – степень доверия к представителю группы влияния, его известность, личные достоинства и т.д.

Такой же, как все, как мы или «игра в простонародность». Прием заключается в том, чтобы поднять доверие целевой аудитории, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группы с ней.

Дополнительное свидетельство. Метод основан на том предположении, что если совместно с тем или иным утверждением приводится также дополнительное свидетельство в его подтверждение, то потребитель психологически склонен больше доверять этому утверждению. Обычно для повышения доверия используется точное указание фамилии, имени и места работы лица, высказывающего то или иное суждение по поводу рекламируемого товара.

Манипуляция посредством воздействия на эмоции. В настоящий момент получили распространение для нужд воздействия на общественное мнение разработки из сферы психолингвистики, нейролингвистического программирования, психологии восприятия. Эти воздействия рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

Использование пугающих тем и сообщений. 1) Угроза. Наиболее действенной является угроза жизни, имуществу, безопасности, статусу. 2) Как избежать угрозы. Важно предложить четкие и простые инструкции, как избежать угрозы или уменьшить ущерб. 3) Уверенность аудитории. Она должна быть уверена в том, что предлагаемые действия будут эффективны и она в состоянии их выполнить.

«Использование фактора юмора. По своей природе юмор предполагает ту или иную нестандартную ситуацию, которая, как правило, хорошо запоминается и не вызывает неприятия. Также важно, что юмор связан с возникновением положительных эмоций.

 

13 Механизмы защиты от манипулятивного воздействия СМИ. В самом общем виде информационно-психологическую безопасность личности целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе.

Следует сразу отметить, что традиционно определенный аспект защищенности психики человека рассматривался в рамках представлений, источником которых является психоаналитический подход в психологии личности. С учетом этих представлений психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими. В этом контексте под психологической защищенностью понимается относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.

В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться "ложные", замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.105

К пяти исходным формам защиты обычно относят следующие:

1) бегство и различные его ослабленные виды - отступление, уклонение, задержки; в масс-коммуникационных ситуациях - мягкие формы аналогичны как и в случае "ухода" и представляют собой отключение от каналов информации. В предельном выражении могут трансформироваться в попытки физического уничтожения источника коммуникации. в масс-коммуникационных ситуациях - управление практически невозможно.

2) маскировка, т.е. стремление стать незаметным для противника; в масс-коммуникационных ситуациях - отсрочка реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием

3) уход в укрытие, использование естественных и создание искусственных преград и препятствий для противника. в масс-коммуникационных ситуациях - отключение от определенных каналов средств массовой информации, от просмотра конкретных теле- радиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.

4) нападение как активная форма защиты ("лучший способ защиты - нападение"); 5) управление поведением действительного или потенциального противника, в частности, его намерениями (угрозы, задабривание, применение хитростей, обманных маневров и иных уловок).

5) Игнорирование - контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие.

 

14Способы убеждения, применяемые в журналистской практике. людей, способных размышлять над полученной информацией да к тому же и мотивированных к этому, легче убедить прямым путем убеждения. Людей, не склонных к размышлениям, легче убедить, прибегнув к косвенному пути убеждения.

Слагаемые убеждения

Исследуя прямые и косвенные слагаемые убеждения, социальные психологи выделяют следующие четыре типа: 1) коммуникатор; 2) сообщение; 3) способ передачи сообщения; 4) аудитория. Надежность источника информации, Привлекательность источника информации, Содержание сообщения, Эффект хорошего настроения, Эффект пробуждающегося страха.

Также очень важно, кто воспринимает информацию. Давайте рассмотрим две характеристики тех, кого пытаются переубедить: их возраст и мысли: Сколько им лет, Что они думают (Кто предупрежден, тот вооружен, Отвлечение внимания разоружает, Незаинтересованная аудитория воспринимает косвенные намеки)

 

15 Механизмы коммуникативного воздействия. Выделяют следующие способы воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

Внушение - это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств. Невольно поддаваясь внушающему воздействию человек начинает неосознанно поступать и действовать под его влиянием.

Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю людей посредством общения, разъяснения и доказательства правильности того или иного положения, взгляда, поступка, либо их недопустимости с целью изменения существующих взглядов, установок, позиций, отношений и оценок. Убеждение - основной, наиболее универсальный способ коммуникативного воздействия.

Подражанием называется сознательное или несознательное копирование образца. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками. Большое значение при этом имеет то, как воспринимается партнер по общению. Учет закономерностей, эффектов межличностного восприятия имеет большое значение.

"эффект ореола", который проявляется во влиянии общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.

"эффект последовательности", который проявляется в том, что на формирование образа человека и впечатления о нем в случае противоречивой информации наибольшее влияние оказывают сведения, которые поступили в первую очередь.

"Эффект стереотипизации" проявляется в оценке воспринимаемого человека посредством распространения на него качеств, присущих определенной социальной группе.

Эффекты социального восприятия тесно связаны с социальной установкой, приводят к ее возникновению. Сама социальная установка может быть определена как внутренняя готовность человека к восприятию другого человека. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

 

16 Стили руководства(Левин). Известный социальный психолог Курт Левин (1890-1947) предложил концепцию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми находится позиция «демократия». Индивидуальные особенности поведения руководителя в процессе управления обычно рассматриваются как стиль руководства. Каждый человек имеет свои природные склонности; свою, выработанную годами, манеру общения с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен использовать какой-либо один стиль: авторитарный, демократический (коллегиальный) или стиль невмешательства.

Стиль руководства – это индивидуальные особенности личностной, относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций; это система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленных спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий.

Авторитарный (директивный, жесткий, автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры взаимоотношений. . Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию, неукоснительно требует выполнения своих распоряжений. Для него характерна чрезмерная централизация власти, жажда подчинения. Основной метод воздействия – приказ.

Коллегиальный (демократический) стиль. Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными. Руководитель поощряет творческую активность.

Пассивный (попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Руководитель такого типа максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу и мотивирует подчиненных. Склонен делить ответственность за происходящее в организации со своими подчиненными.

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное.

 

17 Механизм и динамика конфликта. Конфликт определяют как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами. Это проис­ходит только тогда, когда существующие противоречия, раз­ногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, пре­пятствуют достижению поставленных целей.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфлик­ты могут быть реалистическими (предметными) или нере­алистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью.

Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и груп­пой ; межгрупповой; социальный.

Внутри личностный конфликт: участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуж­дается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Отступ­ление от принятых норм группа рассматривает как нега­тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из мно­жества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты.

Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг дру­га»

Этот момент тесно связан с выяснением причин и при­роды конфликта, а также определением его границ: про­странственных, временных, внутрисистемных. Простран­ственные границы конфликта определяются местоположе­нием его участников (квартира, улица, дом, работа, реги­он и т. д. и т. п.). Временные параметры конфликта связа­ны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действу­ет в ущерб другому участнику путем физических дейст­вий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направле­ны против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение,

— развертывание конфликта или его разрешение зави­сит от участников, их личностных особенностей, интел­лектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о послед­ствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодей­ствия.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон, т. е. обе сторо­ны зависят друг от друга, активность одного человека обус­ловливает действия другого человека, а эти действия вы­зывают ответные реакции первого субъекта и т. д.,;

2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамерен­но враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта.

Естественно, что посягательство од­ной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу кон­фликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Та­ким образом, конфликтная ситуация — это такое совмеще­ние человеческих потребностей и интересов, которое объ­ективно создает почву для реального противоборства меж­ду различными социальными субъектами.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны всту­пают в борьбу.

Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ кон­фликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одно­го препятствует достижению целей другого, т. е. конкурен­ция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта

 

18. Негативные и позитивные техники общения. Правила аттракции. Аттракция - это возникновение привлекательности одного человека для другого. А.Ю. Панасюк считает аттракцию важным фактором управленческого общения и формирует своеобразный закон управленческого общения: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают теплые чувства (симпатию, привлекательность, любовь и т.д.), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того, к которому испытывают отрицательное чувство (неприязнь, антипатию, ненависть и т.п.). А.Ю. Панасюк разработал психологические приемы формирования аттракции. Их совокупность и составляет суть психотехники ее формирования.

1)Психологический прием «Имя собственное»: Алгоритм психотехники формирования аттракции :Обращение к человеку по имени -> Внимание к данной личности -> Утверждение человека как личности -> Удовлетворение потребности утверждаться как личность -> Образование положительных эмоций -> Расположение источников у этих эмоций ->

2)Психологический механизм формирования аттракции путем воздействия улыбкой.

У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение. Возможные формы улыбок: Непринужденная улыбка, . Вынужденная, Приторная улыбка, Усмешка, Ухмылка.

3) Психологический прием “Золотые слова” притягивает людей друг к другу.

Использование комплимента в общении будет приемом формирования аттракции. Комплимент - это динамическая система логически упорядоченных вербальных знаков, несущих позитивную, подчеркивающую значимость личности информацию.

 

Типы слушателей.

1. "Оценщик". Это категоричный слушатель, который постоянно судит про себя о том, что мы сказали, в зависимости от своих личных пристрастий. Оценивающее слушание не позволяет воспринимать смысл речи собеседника незамутненно, "подсовывает" вместо информации наше отношение к ней. Для "оценщиков" характерны следующие реакции на сказанное: поучения, указания на целесообразность. Для них важнее не то, что им говорят, а что они сами думают по этому поводу. (старики)
2. "Толкователь". Это рассудительный слушатель, который всегда готов искать причину, почему и зачем была сказана какая-то фраза, склонен давать толкования ей. Собеседник-толкователь носится во время разговора в поисках причин появления высказывания, и за этим поиском теряется смысл сказанного: для него важнее не "что" сказано, а "почему". К числу "толкователей" часто относятся молодые интеллектуалы, для которых толкование - своего рода тренировка ума, многие врачи из-за специфики своей работы, учителя и др.
3. "Сердобольный". Это сочувствующий собеседник, который всегда готов выразить свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться. В заостренной форме негативные результаты "сердобольного" слушания очевидны. Для "сердобольных" характерны следующие реакции: Похвала, согласие: "Мы гордимся Вами!" "Я считаю что Вы, безусловно, правы!" Успокаивание, сочувствие, утешение: "Господи, как я Вас понимаю, как Вам сейчас трудно!" " К "сердобольным" чаще всего относятся люди пожилого возраста, которых принято называть "добряками".
4. "Диагност". Это пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивать собеседника следующими фразами: "Когда именно?" Все это вызывает ощущение допроса, естественно, не способствующее общению. С "диагностами" часто встречаются те, кому приходится читать лекции, вести учебные занятия и т.п. "Диагносты" своими репликами сбивают говорящего с мысли. У такого слушателя есть и еще один недостаток: человек, постоянно задающий вопросы по мелочам, не производит впечатление умного человека. Для "диагноста" характерны следующие реакции: нравоучения, логическая аргументация: "В вашем возрасте я этого не имел"; "Диагностами" становятся люди с конкретным, прямолинейным мышлением, которым нужно, чтобы все было "разложено по полочкам", многие руководители, принимающие по роду службы решение за других людей и т.д.
Типы слушателей, которые не слушают
1. "Фельдфебель". Это авторитарный слушатель, склонный к диктату, приказам, подавлению и подчинению людей. Его ответы,- что называется, "на корню" обрубают собеседника. Это не слушание, а снисходительно-повелительное выслушивание. Для "фельдфебелей" характерны следующие реакции: Приказ, указание, команда: "Повторите еще раз!" "Говорите медленнее!" "Фельдфебелями" часто становятся люди, имеющие неограниченную власть. Яркий пример - военачальники, крупные руководители.

2. "Заяц". Это собеседник, который уклоняется от беседы, избегает обсуждать какой-нибудь вопрос. "Зайцами" бывают все люди в каких-то определенных ситуациях, когда они не хотят беседовать на данную тему. Для "зайца" характерны следующие реакции: Уход от проблемы, отвлечение внимания, шутка: "Почему бы Вам не выбросить все это из головы?" "Знаете, Вы напомнили мне один эпизод..."
Описанные типы слушателей, конечно, являются концентрированным выражением той или иной манеры слушать. Каждому человеку присущи все эти типы, но какой-то преобладает. Определенное сочетание их и составляет индивидуальный стиль слушания, в котором отражаются характер человека, его интересы, пол. возраст, положение в обществе, особенности личности и т.п.
Но следует помнить, что, как установил американский психолог К. Роджерс, если человек в 40% случаев проявляет в общении один и тот же вид реакции, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя так всегда.
Искусный слушатель
Профессиональные психотерапевты, психологи умеют искусно слушать. Они помогают человеку говорить, облегчают самораскрытие. Людям очень приятно общаться с ними. Их стиль слушания может быть назван "понимающим".
"Понимающий". Это собеседник, который пытается нас понять и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает нам свое сочувствие, не пытается разложить нашу речь "по полочкам". Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы говорим.

 

29 Психологические приёмы эффективного общения. Опытный коммуникатор способен пробить отчуждение с помощью двух сильных приемов: шока и провокации.

Преуспевающие коммуникаторы умело вызывают к себе симпатию, доверие и интерес, используя различные психологические приемы эффективного общения. Они знают, что для этого надо:

— проявить к собеседнику неподдельный интерес, чаще называть его по имени;

— продемонстрировать позитивный настрой;

— определить дистанцию комфортного общения;

— провести собственную мини-презентацию;

— использовать приемы «веер тем», «родственные души», «землячество»;

— пойти на совместные действия;

— использовать юмор.

Практика показывает, что большинство лидеров легко входят в контакт с незнакомыми людьми и легко переходят к неформальному общению. Проблема коммуникации особенно важна для лидера, ибо только в процессе общения с другими можно организовать людей. в команду и управлять ими. Они используют четыре главных принципа общения.

1. Внимание к собеседнику. Всем без исключения людям не хватает внимания со стороны окружающих. Просто, беседуя с кем-то, постоянно держать его в фокусе внимания, дать ему почувствовать его значимость, проявить заботу о нем.

2. Доброжелательность— залог вашего успеха в общении. Желательно никогда ни о ком не говорить плохо. Не судите, и да не судимы будете. Улыбка, комплимент при встрече, высказывание уважения и заботы расположат собеседника быстрее, чем поток красноречивых слов.

3. Диалог. Важно уметь выстраивать диалог. Монологи утомляют собеседника. Пространные монологи рассеивают внимание, вызывают скуку и пассивность. Диалог — всегда подтверждение, что вы слушаете и слышите, уважаете, мнение собеседника, и вас слышат и слушают.

4. Информативность— смысл всякого общения. Всегда приятнее и интереснее узнать что-то новое, интересное, необычное и яркое, чем слушать банальные истины, повторно рассказанные истории, обсуждать надоевшие темы.

Выводы:

— Опытный коммуникатор способен пробить стену отчуждения с помощью двух самых сильных приемов: шока и провокации.

— Преуспевающие коммуникаторы умело вызывают к себе симпатию, доверие и интерес, используя различные психологические приемы эффективного общения.

 

30 Кросскультурные различия невербального общения. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

Универсальные:
1)Кивание головой почти во всем мире обозначает "да" или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми.

2)Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок насосался молока, он, отказываясь от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону. Когда маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его.

Различные:

1)Жест"ОКей" Этот жест был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом, прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Значение "ОК" хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает "ноль" или "ничего", в Японии он значит "деньги", а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.
2)Поднятый Вверх Большой Палец
В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец имеет 3 значения. Обычно он используется при "голосовании" на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - "все в порядке", а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство. В Греции этот жест означает "заткнись. Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами используется как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет "раздавить пальцем". Ниже мы внимательнее рассмотрим использование этого жеста в таком специфичном контекстен.
Зональные Пространства у Разных Наций
Незнание культурно обусловленных различий в интимных зонах различных людей может легко привести к недопониманию и неверным суждениям о поведении и культуре других.

32 Психологические барьеры в работе журналиста. Нужно разрушить барьер непонимания, неверия, возникающий между интервьюируемым и интервьюером, то ложное негативное отношение к журналистике, которое появилось у человека после личного контакта с корреспондентом. Заставьте его воспринимать себя не как представителя нелюбимой им «журналистской братии», а как личность. Для успешного общения мало знать что-то о собеседнике: учитывая, что он тоже моделирует говорящего, важно дать ему для этого «материал», т. е., так сказать, подать себя в нужном плане.
 Отправляясь на беседу, вы несёте в себе созданный вами образ, вы концентрируетесь на лучших, наиболее ярких его частях, а от этого и сами становитесь лучше. А раз так, то и больше пользы принесёт ваше общение с собеседником.
Реакция «КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО»
Человек видит, что каждое его слово попадает в блокнот журналиста, на магнитофонную ленту, впоследствии будет размножено в тысячах экземпляров, общается с оглядкой на последствия, стремится быстрее свернуть разговор, «отделаться» от корреспондента. Причиной скованности может быть и смущение, стеснение. Разрушая этот барьер, уместно и здесь вспомнить о самоподаче. Человека надо убедить в необходимости разговора, важно самому держаться естественно и непринуждённо, рассказать собеседнику о ваших целях, убедить человека, что вами движет, например, не желание раскритиковать кого-то, а стремление понять, разобраться.

Реакция «ДОРВАЛСЯ ДО ТРИБУНЫ»
Человек ведёт себя назойливо, стремится навязать свою точку зрения, короче – «ноздрёвский» тип поведения. Если не удаётся с помощью вопросов направить монолог этого некорректного собеседника в нужное русло, лучше свернуть разговор.

Реакция «КОРОТКИЕ ГУДКИ»
Этим «страдают», как правило, люди, облечённые властью, вынуждают журналиста подолгу ждать в приёмных, бес конца откладывают, оттягивают встречу, ограничивают время диалога, ссылаясь на занятость, и т. д. и т. п. Во-первых, человек может быть действительно очень занят, загружен работой. В этом случае обговариваются точное время и условия отложенной встречи.
Во-вторых, действительно могут встретиться такие «начальники», у которых возникает желание оттянуть, может быть, неприятный разговор с представителем печати, или просто, по привычке, наставить бюрократических рогаток, указать журналисту на «своё место». В этом случае важно проявить настойчивость

Сложности профессионального общения журналиста могут быть связаны с многочисленными барьерами, мешающими установлению контакта с собеседником. Эти барьеры носят или социальный характер (принадлежность к разным социальным группам), или социально-психологическую природу (несовпадение групповых настроений), или предметно-логические истоки (перепад в уровне знаний и опыта), или психологическую основу (разность темпераментов).

 






















Предмет, объект и задачи психологии журналистики

Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, изучающая психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Предметом ПЖ являются психологическая типология текстов СМИ, особенности и закономерности восприятия информации, аудитория и методы ее психологического изучения, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, личность журналиста, специфика творческого мышления, психология журналистского общения.

Психология журналистики изучает закономерности психологических процессов в массовых коммуникациях, психологию массовой аудитории, изменения сознания и деятельности аудитории под воздействием СМИ, психологию мышления журналистов.

Целью психологии журналистики как научно-практической дисциплины является помощь руководителям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений. Системные социально-психологические исследования в данной деловой сфере (сфере общего и творческого менеджмента СМИ) способствуют прежде всего реализации функций журналистики как социального института, организации диалоговых отношений с аудиторией, а также творческой работе журналистов.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 446.