Феноменология – одно из наиболее влиятельных философских течений XX столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ-идеалист, математик Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), стремившийся превратить философию в "строгую науку" посредством феноменологического метода. Егоученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин Хайдеггер, внедрили феноменологические принци-пы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстетику, литературоведение. Феноменологические школы в литературоведении во второй половине XX в. представляют не меньший интерес, чем в первые два его десятилетия. Феноменологии близокэкзистенциализм, который, став наиболее влиятельным направлением в западноевропейской культуре после второй мировой войны, основывался на феноменологии Гуссерля и на философии Кьеркегора.Предмет феноменологического исследования – "эстетический объект", отграниченный от объектов физического ряда и имеющий трансцендентный характер. Структура художественного произведения –это способ его существования, его сущность. В его познании огромную роль играет интуиция, иррациональная мистика. Ясперз К. рассматривал вопросы искусства на трех уровнях:1) спиритуально-психологическом; 2) экзистенциально-метафизическом; 3) универсально-логическом.Именно на этом последнем уровне возникали проблемы языка искусства и литературы. Штайгер Э. наиболее полно использовал феноменолого-экзистенциальную ориентацию в исследовании литературного творчества в книге "Время как воображение поэта" (1939). Монография В. Кайзера "Произведение словесного искусства" (1938) стала продолжением исследования литературы в этом направлении. Пфайфер Дж., популизатор творчества Хайдеггера, Ясперза и М. Гейгера, в своей диссертации дал определение феноменологического метода исследования. Основным принципом германского феноменолого-экзистенциалистского подхода к литературе является рассмотрение художественного произведения, как замкнутого в себе и "совершенного"выражения человеком своих представлений. Согласно этой концепции, произведение искусства выполняет свое назначение самим фактом своего существования. Указывается, что произведение искусства не должно и не может иметь иной цели, кроме онтологическо-эстетической. Отличительной чертой французских философов искусства является то, что они придерживаются более строгой в научном отношении методологии и гораздо более рациональны в подходе к произведениям искусства(Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти).
Методологические принципы феноменологического анализа литературных произведений базируются на утверждении, что феноменология – дескриптивный научный метод, рассматривающий феномен вне контекста, исходя из него самого. Сложные феномены препарируются на отдельные со-ставные части, уровни, пласты, тем самым выявляется структура феномена.Феноменологическое описание и раскрытие структуры составляют первую методологическуюступень в исследовании литературного произведения. Дескриптивный и структурный анализ приводит к феноменологическому анализу.
Главный момент феноменологического анализа – рефлексия.
Рефлексия – термин феноменологии, обозначающий осознание собственных мыслей и переживаний. Обычно опыт осознания произведений искусства проходит анонимно, внимание исследователя ненаправлено на этот опыт. "В бодрствующей жизни, – пишет Э. Гуссерль, – мы всегда заняты чем-то, –то этим, то тем, причем на низшей ступени – непсихическим; например, воспринимая, мы заняты восприятием ветряной мельницы, направлены на нее и только на нее, в воспоминании мы заняты воспоминаемым, в мышлении – мыслями, в чувственно-оценивающей жизни – соответственно, прекрасным иликаким-либо иным образом ценным для нас, в волевом стремлении – целями или средствами… Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно тематического к психологическому вводит как тему в поле зрения психическую жизнь… В рефлективном восприятии и вообще опытном постижении она охватывается и сама становится темой разнообразных занятий".
11. Формальный метод анализа литературного произведения.
Формальный метод (сосредоточен на изучении особенностей художественной формы. Для него характерно понимание литературы как системы, внимание к ее внутренним имманентным законам, стремление «отсечь» «автора» и «читателя». Формалисты стремились освободиться от идеологии, от традиции культурно-исторической и социологической школы, изучать произведение как отражение эпохи и общественного сознания. Формальный метод разрывает константное сочетание формы и смысла. Он акцентируется на форме, но зато проявляет определенную объективность при прочтении, потому что избегает предвзятости.
Возник в России в 1915-1919 гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. м. придавали большое значение слову как самостоятельной единице искусства, называя его «самовитым», считая его многозначным эталоном основ формы произведения художественной литературы. Слово, считали формалисты, опираясь на концепцию А. Потебни, уже само по себе есть искусство, т.к. является произведением языка, его поэзией. Отсюда пристальное внимание формалистов к истории поэтического языка, исторической поэтике, морфологическому анализу поэтического текста и его структуре, т.к. вышеперечисленное позволяло составить представление о том, что такое форма, из каких компонентов языка она состоит и как в конечном итоге «делается» произведение. Исходная ориентация формалистов на «делание» произведения во многом была близка эстетике русского футуризма и акмеизма; эти два направления русской поэзии XX в. точно следовали в творчестве основной идее своих теорий об «архитектуре» поэтической и лирической речи. Ранний русский формализм подходил к проблеме поэтической речи с сугубо научной точки зрения, обосновывая выдвигаемые к изучению проблемы о функционировании языка и моментах перехода языка в речь профессиональной аргументацией. Формалистов интересовала не столько архитектура произведения, сколько сам процесс создания абсолютных форм художественного текста. Их внимание было обращено на доказательство приоритетности конструкции форм из языковых явлений и их дальнейшее структурирование в поэтический текст. Процесс конструирования форм лежит в основе «делания» произведения, считали формалисты. Сам «продукт» художественного творчества — «вещь», получившаяся благодаря «деланию» — четкому выстраиванию формы, — не совсем искусство, т. к. «искусство» полностью реализуется только в процессе формирования языковых явлений в поэтические конструкции. Поэтому то, что представлено художником как законченное произведение, для формалистов вторично, их интерес сосредоточен на том, как делалась вещь до обретения абсолютной результативной формы. Основа Ф. м. заключалась в понимании того, что именно считать признаком искусства — процесс создания произведения или законченную вещь. Формалисты отдавали предпочтение первому, оставляя за собой право изучения законов формирования материала в вещь. Понятие вещи было для формалистов той категорией, внутри которой шла основная работа по оформлению словесного материала в системные конструкции поэтической речи. Вещь сама по себе абстрактна, считали они, если не изучены критерии подхода к ее формированию. Ф. м. получил известность благодаря таким ученым как В. Шкловский, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон, Ю. Тынянов и др.
12. Структурный метод анализа литературного произведения.
Структурный метод в анализе литературных произведений стремится выявить элементы их структуры, закономерности связи этих элементов, воссоздать общую модель. Его цель –
найти повествовательную модель, описать «грамматику» произведения. Понятие «литературное произведение» сменяется понятием «текст». С точки зрения структурной поэтики, идея текста не содержится в удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре. «План здания не замурован в стены, а реализован в пропорциях здания. План – идея архитектора, структура – ее реализация». Художественный текст – это структура, все элементы которой на разных уровнях находятся в состоянии параллелизма и несут определенную смысловую нагрузку. Уровни текста – отдельные слои, каждый из которых представляет собой систему и элемент такой системы является в свою очередь системой элементов более низкого уровня (три языковых уровня: фонетический, морфологический, синтаксический; три стиховых уровня: фоника, метрика, строфика; два содержательных уровня: сюжетно-композиционный (сюжет, фабула, пространство, время) и мировоззренческий (располагается «над» текстом и предполагает подключение к анализу автора и контекста). Структурный метод тоже уделяет значительное внимание форме произведения, но кроме прочего он отслеживает связи между составными формы, что позволяет выявить авторские противоречия, повторы, ошибки композиции. Метод оправдывает себя при анализе эпических произведений
Дата: 2019-03-05, просмотров: 510.