Системные принципы анализа литературного произведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература как система. Системный подход к изучению литературы.

В настоящие время актуальным является системный подход. С позиции этого подхода литература может быть представлена как система

Системны подход учитывает и особенности личности автора, и формальные признаки и отношения произведения с реальностью и литературными традициями. В соответствии с таким подходом можно выделить группы методов анализа( метод литературоведческий, исследоват.-инструмент для филологического анализа текстов худ.произведений и их смысловых структур, обыкновенно присущих тексту) методы, ориентированные на изучение автора , на изучение художественных особенностей автора, на изучение худ.особенностей формы, на литературный и культурно-истор. Контекст, на читателя.

 

Методы анализа литературного произведения, ориентированные на изучение личности автора

 

- Биографический метод

Был предложен Шарлем Сент-Бёвом

Главный недостаток этого метода – неразличение биографического автора и образа автора в художестенном произведении

- Психологический подход

Ориентируется на изучение психологии автора как творца. Этот метод обращает внимание на доминирующую точку зрения и форму её раскрытия в произведении. Исповедь, дневник, переписка , монолог, поток сознания, диалог. Этот метод связан с А. А. Потебней, А. С. Выгодским, Д. О. Куляковским

- Психоаналитический метод

Предложен З. Фрейдом. Говорил об индивидуальном бессознательном. Карл Юнг сформулировал теорию коллективного бессознательного.

Архетип – образ коллективного бессознательного.

- Феноменологический подход

Предполагает выявление сознания автора через текст. Любое произведение является отражением авторского сознания.

 

Метод мотивного анализа литературного произведения

Выявление основных мотивов и их роли в худ. Произведении. Две трактовки мотива: 1. Мельчайшая единица сюжета (Веселовский).2. Устоявшийся комплекс идей и настроений (Маркович).

Мотив мог быть выделен как в пределах одного или нескольких предложений, так и в контексте всего его творчества, а также – какого –либо лит направления или литературы устной эпохи.

Мотив имеет словесную и предметную закрепленность в тексте.

Суть МА – мотивы, будучи кроссуровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами в тексте, создавая его неповторимую поэтику.

Алгоритм МА:

1. выделить ключевые мотивы, определить в образы, сюжетные ходы, слова, эпизоды и т.д., играющая наиболее важную роль в понимании произведения.

2. Определить для каждого мотива синонимичные образы, слова, сюжетные ходы и т.д.

3. Проанализировать контекст реализации мотива, (в том числе биограф., культ., истор.,)

4. Определить центральные и периферийные мотивы.

5. Интерпретировать произведение в соответствии с системой мотивов.

Литература как система. Системный подход к изучению литературы.

В настоящие время актуальным является системный подход. С позиции этого подхода литература может быть представлена как система

Системны подход учитывает и особенности личности автора, и формальные признаки и отношения произведения с реальностью и литературными традициями. В соответствии с таким подходом можно выделить группы методов анализа( метод литературоведческий, исследоват.-инструмент для филологического анализа текстов худ.произведений и их смысловых структур, обыкновенно присущих тексту) методы, ориентированные на изучение автора , на изучение художественных особенностей автора, на изучение худ.особенностей формы, на литературный и культурно-истор. Контекст, на читателя.

 

Системные принципы анализа литературного произведения.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.