Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, либо продиктованы непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

 

Виды религий

Для религий: Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

 

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, появление их стало следствием Божественного действия.

 

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

 

Существуют также религии без Бога — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.

 

Возникновение религии (некоторые точки зрения)

Религиозная : человек был создан Богом

Промежуточная : с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом

 

Эволюционная : религия возникает на определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества

 

Первобытная эпоха

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества.

Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э.

 

К концу эпохи палеолита, древние люди развили то, что мы можем назвать религией или духовными отношениями. На это указывают обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности

 

Жанры первобытного искусства

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

 

Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

 

Каменная скульптура.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.

 

 

Каменная скульптура

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

 

Наскальная живопись.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутола зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.

Позднее были открыты и др.пещеры с рисунками древних художников.

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги.

 

Наскальная живопись.

Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством, хотя не обошлось и без курьезов, встречались изображения животных с большим количеством ног, так художники пытались передать движение

Многие рисунки содержат загадки- непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное, мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер, если изобразить зверя в пещере-он обязательно попадет в ловушку.

Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды-охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

 

Синкретизм

1.Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

2. Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем.

Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены –приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, – магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры – песни, танцы, живопись.

 

Истоки архитектуры.

Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди стали строить искусственные жилые сооружения.

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень). Существует три вида мегалитических сооружений

  • Менгиры
  • Дольмены
  • Кромлехи

 

Менгир — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

ДОЛЬМЕНЫ – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.

 

 

Один из наиболее известных кромлехов в мире является легендарный Стоунхендж.

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.