Роль этнических мотивов в создании произведений современного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Художественная культура в культуре Античности(древней греции и древний рим)

Периоды в истории древнегреческой культуры.

В истории древнегреческой культуры принято выделять следующие периоды:

III – II тыс. до н.э.: крито-микенский, связанный с расцветом государств, расположенных на островах Эгейского моря и в ряде городов материковой Греции (некоторые искусствоведы считают крито-микенскую культурой особым, отдельным от античного периодом в истории МХК);

XI – IX в. до н.э.: гомеровский (или геометрика), или «темные века», наступившие после нашествия воинственных племен, время культурного упадка;

VIII – VI до н.э.: архаический, ранний этап развития греческого общества, период становления античного искусства;

V – IV до н.э.: классический, период расцвета, вершина развития античного искусства;

конец IV – I до н.э.: эллинистический, связанный с расцветом государств, образовавшихся на месте державы Александра Македонского, взлет культуры которых был основан на синтезе греческих и местных культурных традиций.

Крито-микенская культура.

Под крито-микенской (еще ее называют эгейской) культурой понимается культура бронзового века (III – II тыс. до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (острова Крит, Фера и другие в Эгейском море) и в некоторых городах материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос и др.). На ее развитие большое влияние оказала культура древнего Востока, в частности, Египта.

 

На островах центрами культуры были монументальные дворцовые комплексы, которые одновременно являлись царскими резиденциями, крепостями и культовыми сооружениями. Знаменитый дворец в г. Кноссе на о-ве Крит своей величественной архитектурой напоминает древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и внутренними дворами. Открытый во время раскопок на рубеже ХХ в. и частично восстановленный, дворец поражает сложной системой помещений и изысканностью декоративного убранства, среди которых выделяются великолепные фрески, керамические вазы с растительными и морскими мотивами и колонны, сужающиеся книзу.

 

Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Разнообразные внутренние помещения Кносского дворца соединяются самым причудливым образом, а длинные коридоры внезапно заводят в тупики. С этажа на этаж ведут лестницы, и посетитель попадает то в световой дворик, то на лоджию, то в большой парадный зал для пиров. Фрески показывают, насколько динамичным и живым было критское искусство.

С дворцом связано несколько греческих мифов. По преданию, им правил древний царь Минос[Цивилизацию Крита поэтому называют минойской, а его жителей того времени - минойцами] – сын Зевса и Европы, в том же дворце, называемом в легендах "лабиринтом"[ Миносом был заточен полубык-получеловек Минотавр, в жертву которому каждые девять лет Афины должны были приносить семь юношей и семь девушек, в том же лабиринте, с помощью Ариадны (дочери Миноса), афинский герой Тесей убил Минотавра, освободив Афины от страшной дани. После бегства Тесея и Ариадны гнев Миноса обратился на помогавшего им Дедала; Минос заточил мастера в лабиринт, в последствии Дедал, вместе со своим сыном Икаром улетели с острова с помощью самодельных крыльев, сделанных из воска и перьев.

  Микенская культура, много позаимствовавшая у критской, отражала воинственный характер древних ахейских племен. В Микенах и других городах этого периода открыты мощные оборонительные сооружения, названные циклопическими: согласно греческим мифам создателями этих толстых стен из огромных глыб камня были одноглазые великаны-циклопы. Мощные стены Микен имели несколько ворот, самые знаменитые из которых – Львиные, были украшены скульптурным рельефом, изображающим двух львиц. В Микенах и других городах были найдены остатки царских дворцов, похожие на Кносский (только без внутреннего двора). Были обнаружены богатые захоронения, в которых нашли погребальные маски, золотые и серебряные сосуды, украшения и оружие. Стены дворцов и гробниц покрыты росписями, похожими на критские, но манера живописи другая. Образы статичны, подчеркнуто декоративны.  

 

И на Крите, и в городах материковой Греции найдены памятники письменности этого периода. Надписи, сделанные критскими слоговыми письменами (так называемое «линейное письмо А») до сих пор расшифровать не удалось, а вот микенские тексты («линейное письмо Б») смогли прочесть в середине ХХ в.

В начале XI в. до н.э. произошла какая-то катастрофа. Ослабевший, деградировавший крито-микенский мир был уничтожен вторжением северных племен.

Гомеровский период.

Этот период (XI – IX в. до н.э.) принято называть «темными веками», т.к. сведения о нем весьма скудны и обрывочны. В это время в Греции отсутствовала письменность, монументальная архитектура и живопись.

 

Развивалась главным образом литература. В этот период складываются основы мифологии и эпической поэзии, передавших в образной форме жизнь, духовные стремления и героические подвиги народа. В мифах нашли отражение представления греков о происхождении мира, устройстве общества. В конкретные образы богов облекались таинственные силы природы. Образы богов антропоморфны, им свойственны людские слабости и страсти, они воюют между собой, обманывают, любят, милуют и карают.

Созданные в этот период (и записанные века спустя) поэмы «Илиада» и «Одиссея» приписываются слепому поэту Гомеру. Значение поэм в мировой художественной культуре чрезвычайно велико, они являются не только величайшими литературными памятниками, но и основой европейского искусства, этики, философии. Их идеи, сюжеты и образы уже много столетий вдохновляют художников, драматургов, скульпторов, музыкантов, кинематографистов. В самой Элладе гомеровский эпос был основой системы воспитания и всей профессиональной поэзии.

Искусство в гомеровскую эпоху было развито слабо. Некоторое развитие получила лишь вазовая роспись и скульптура, представленная небольшими бронзовыми статуэтками.

В росписях преобладал геометрический стиль, получивший свое название по четким, логически ясным формам основных приемов росписи: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия (поэтому в литературе гомеровский период также называют периодом геометрики). Изделия, произведенные в различных художественных центрах — на острове Фера (ныне Санторин), в пелопонесском Аргосе, в Афинах и т. д. — все были выполнены в едином стиле. В каждом таком сосуде заключена информация о мире — не только в его внешней форме, но также и в росписи.
Каждый символ росписи сосуда являлся деталью условного изображения устройства мира. В сплошном поле геометрических узоров-знаков особенно выделяется ленточный орнамент, образованный изломанной под прямым углом линией, — меандр.

Лучшими образцами геометрического стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные на территории Афин.

Для амфор геометрического стиля характерна чрезвычайно хорошая устойчивость (статуарность), впечатление внутренней весомости. Именно это качество стало неотъемлемым свойством архитектуры, которая зародилась в VIII в. до н. э., но начала бурно развиваться лишь в эпоху архаики (VII—VI вв. до н. э.).

 


Архаический период.

Эпоха архаики – это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникло большинство полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции.

В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства: философия, классическая литература (поэзия), изобразительные искусства (архитектура, скульптура, живопись), разнообразные игры. Приоритет в искусстве принадлежал пластическим искусствам – архитектуре и скульптуре.

Типы архитектурных сооружений периода архаики представлены преимущественно храмами. Храм представлял собой прямоугольное здание с входом на узкой торцевой стене. Колонны, которые либо обрамляли вход, либо делили внутреннее пространство по продольной оси, либо стояли у стен, были соразмерны человеку, уподоблялись его фигуре. В эпоху архаики был создан единый архитектурный язык — ордерная система.

Ордер – это порядок связи несущих и несомых частей здания в стоечно-балочной конструкции. Ордер предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном произведении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основание (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нем опоры (колонны). Несомые части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трех соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна, в свою очередь, имела основание (базу), которым опиралась на стереобат, ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась капителью, в которой выделялась «подушка» (эхин) и лежащая на ней сверху квадратная плита (абак).

Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он получил свое название по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса. Другой основной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Балканы (в том числе и Афины), а затем переселились на Малоазийское побережье и частично на острова. Здесь возник и сформировался ионический ордер. Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнеженным. В дорическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в центре — энтазис (чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую приходится нести опорам здания); колонны обычно имели двадцать желобков — каннелюр. Зрительно каннелюры облегчали вес массивных опор и подчеркивали их устремленность кверху.

Греческие мастера с удивительным мастерством вписывали храмы, посвященные разным богам, в природный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на равнинах, другие — на возвышенностях, третьи — на опушках лесов, недалеко от рек или священных ущелий.

В Южной Италии, где с VIII в. до н. э. были греческие колонии, сохранилось несколько дорических храмов. В Пестуме находятся так называемый храм Посейдона и так называемый храм Цереры. Также в это время начали строить большие святилища — Аполлона в Дельфах, Геры — в Олимпии, однако большинство архаических храмов здесь дошли до нашего времени в руинах.

Скульптура эпохи архаики тесно связана с архитектурой, т. к. обычно скульптура предназначалась для религиозных комплексов и украшала фронтоны зданий. Даже отдельные статуи, украшавшие фронтоны, вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские фигуры, как правило, предстают обнаженными, в то время как женские изображаются в сложных одеяниях, которые скрывают пластику тела. К концу VI — началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называемых статуями кор, и мужских фигур, называемых статуями куросов, становятся более естественными, а их движения — более свободными. На их лицах сияет радостная улыбка. Постепенно формы тела куросов и кор становятся более крепкими, реальными, а к началу греко-персидских войн с архаических лиц исчезает улыбка.

В эпоху архаики одной из наиболее развитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла или вина, кратеров для смешивания вина с водой (это было принято на греческих пирах), скифосов, ойнохой и киликов для вина, пиксид для женских украшений.

В первой половине VI в. вазопись процветала в Коринфе, где были популярны росписи в восточном стиле — изделия украшались рядами фризов животных или фантастических существ. Во второй половине VI в. до н. э. Коринф уступил место Афинам, которые с этого времени постепенно становятся своеобразной столицей эллинского мира. Здесь приобрели особую популярность сосуды, исполненные в так называемом чернофигурномстиле: черные фигуры изображаются на светлом фоне. Росписи покрывались особым лаком, придававшим сосуду зеркальный блеск. В афинских мастерских гончар и вазописец оставляют на вазе свои подписи.

Около 30-х гг. VI в. до н. э. блестящая плеяда вазописцев (наиболее выдающимися из которых были Евфроний и Евтимид), стала работать в так называемом краснофигурном стиле — фигуры теперь стали светлыми, а фон — темным. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает греческую керамику периода архаики особо ценной с точки зрения знатоков искусства.

Архаическая эпоха заложила основы для будущего расцвета греческого искусства в классическую эпоху.

ГРЕЦИЯ-АРХАИКА.ppt

 

Классический период.

Эпоха классики – самый знаменитый период в истории Древней Греции. В V в. центр политической и культурной жизни переместился в Афины, которые в то время были наиболее развитым греческим полисом. Сюда, где существовали наилучшие в то время условия для творчества, устремились талантливые мастера со всей Эллады. Художественная культура Афин переживала пору блестящего расцвета: в там короткий срок был воздвигнут ансамбль Акрополя, ставший символом античной Греции, создавали свои произведения выдающиеся скульпторы, драматурги, философы.

АРХИТЕКТУРА.

Наиболее ярким воплощением достижений греческой архитектуры эпохи классики является созданный во времена Перикла Афинский Акрополь (вторая половина V в. до н. э.).

Афинский акрополь стоял на высокой отвесной скале, возвышающейся над городом и был средоточием всех афинских святынь. В его ансамбль вошли Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (бескрылой),Эрехтейон и главный храм – Парфенон.

Парфенон был возведен архитекторами Иктином и Калликратом. В плане он представляет собой просто прямоугольник стен, перекрытых горизонтальными балками, на которых покоится по всей длине здания двускатная кровля. Со всех сторон здание окружают спокойные стройные колонны. Колоннада поддерживает перекрытие, а здание в целом чуть-чуть приподнято на цоколе над землей. Храм производит впечатление в высшей степени гармоничного сооружения благодаря одновременному использованию двух ордеров — дорического и ионического. Дорическими являются колонны, но фриз, расположенный вдоль наоса (главная часть храма, где помещались святыни) – ионический. Парфенон прост по форме, в нем нет роскошных украшений, но он пленяет равновесием пропорций, спокойным ритмом чередования колонн, шаг которых – равномерный и величественный – дает ощущение надежного покоя и вместе с тем легкости и свободы.

Фронтоны Парфенона были заполнены скульптурой, прославившей эллинов на все времена. На западном фронтоне, обращенном к Пропилеям, был представлен миф о споре Афины с Посейдоном за обладание греческой областью Аттикой. Афиняне, как известно, предпочли богиню, даровавшую им оливковую рощу. Оба бога были изображены в центре на колесницах со вздыбленными конями. За ними сидели боги и герои Аттики, присутствовавшие во время исторического спора. Главный (восточный) фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса (статуи богинь с восточного фронтона). Внутренний фриз изображал вполне мирное событие — торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (праздник в честь богини Афины, проходивший раз в четыре года). Во время праздника на корабле везли новое одеяние для богини — пеплос. Этот дар был знаком ее воскресения. На фризе всеафинское шествие было представлено в мерном, праздничном ритме: знатные старцы с ветвями в руках, девушки в новых хитонах и пеплосах, музыканты, жрецы, всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту один метр и был высечен на самом здании. По своей красоте, гармоничности, совершенству форм и единству ритма это произведение не имеет себе равных в мировом искусстве. В центре наоса Парфенона находилась колоссальная статуя Афины-Девы, выполненная Фидием, которая не дошла до наших дней (сохранилось, правда, несколько небольших римских копий). В XVII в. скульптуры Парфенона были сильно повреждены. Остатки уцелевших памятников, а также ряд плит фриза в 1801 г. выломал лорд Эльджин, благодаря которому они попали в Британский музей.

В северной части Акрополя находится храм Эрехтейон, хранивший самые древние реликвии. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию высеченный в скале Посейдоном во время спора с Афиной. Рядом росла священная олива, согласно тому же преданию, посаженная богиней. На фоне грандиозного Парфенона изящный Эрехтейон с тремя портиками и статуями кариатид (девушек, несущих перекрытие) кажется волшебной игрушкой.

СКУЛЬПТУРА.

В эпоху классики человек, наряду с богами становится центральной фигурой изобразительного искусства. Благодаря восхищению величием и красотой человека расцветает скульптура. Основными качествами достойного человека с точки зрения эллина эпохи классики являлись мужество, отвага, решительность – то есть то, что соответствует качествам гражданина. Все эти особенности должны были быть облачены в прекрасную и гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Для скульптуры эпохи высокой классики характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица статуй всегда бесстрастны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Эпоха классики не терпела моделей с изъянами, считалось, что в человеке все должно быть совершенным. Даже на Перикла, блиставшего умом и красотой, равно как и благородством духа, скульптор надел шлем, чтобы скрыть слегка удлиненную форму черепа. Реалистичные и идеализированные одновременно, прекрасно передающие объем и пропорции человеческого тела, произведения эпохи классики стали на многие века эталоном именно телесной красоты. Наиболее известными скульпторами классической эпохи являются Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас и Пракситель.

Мирон создал знаменитую статую метателя диска — «Дискобол», не сохранившаяся до наших дней, но реконструированная благодаря римским копиям (статуя была сделана из бронзы, и, как абсолютное большинство подобных изваяний, была переплавлена). «Дискобол» замечателен остроумием замысла: он и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Отличительной чертой этой статуи являются диспропорции, специально внесенные в нее с учетом оптических поправок: лицо юноши, если его рассматривать анфас, ассиметрично, голова расположена в сильном наклоне, в результате возникают оптические эффекты, способствующие удивительно цельному восприятию этого лица.

Младший современник Фидия, аргосский скульптор Поликлет, прославился статуями атлетов. В массе римских копий были найдены скульптуры, известные в описаниях древних авторов под названиями «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, завязывающий головную повязку). «Дорифор», возможно, представляющий героя Троянской войны, показан спокойно стоящим. В то же время он кажется шагающим: правая нога выдвинута вперед, левая отставлена. На плече его копье. Могучая фигура героя создана скульптором не «на глаз», а в строгом соответствии с пропорциями, определяющими строение идеальной человеческой фигуры. В последние годы Поликлет стал вносить в свои произведения ноты лиризма. Его «Диадумен» широко раскинул руки, ритм его движений более легкий и стремительный. Завязывая диадему вокруг головы, этот юноша (возможно, это сам бог Аполлон) целиком погружен в свое занятие, замкнувшись в сфере самосозерцания.

Строгий стиль подошел вплотную к портретному видению людей. Герои Мирона имеют индивидуальные, неповторимые черты. Фидий же нивелирует все особенное, мешающее воплощению общего. Красивые овальные лица приобретают идеальные черты: большие глаза, выразительный рот, высокий, сливающийся с линией носа лоб — черты, которые впоследствии получили название классического греческого профиля. Формы тела также приобретают идеальные пропорции, наливаются силой и мощью. Таковыми предстают перед зрителями сохранившиеся фрагменты фризов Парфенона, выполненные Фидием и его учениками. К сожалению, самые значительные работы Фидия – бронзовая статуя Афины-Промахос, стоявшая в центре Афинского Акрополя и выполненные в хрисоэлефантинной технике (сочетание деревянной основы, пластин слоновой кости и золота) изваяния Афины-Девы из Парфенона и Зевса в Олимпии, не сохранились до наших дней.

В период поздней классики в искусстве проявились две основные тенденции: с одной стороны, уход в патетическую героику, с другой — в индивидуальный, возвышенно-лирический мир. Выразителями этих двух направлений были великие мастера IV в. до н. э. — паросец Скопас и афинянин Пракситель.

Скопас тяготел к пафосу. Работал по заказам в разных уголках мира, в том числе и в Малой Азии, где трудился над сценой битвы амазонок — амазономахии, предназначенной для Галикарнасского мавзолея. Мавзолей в Галикарнасе соорудил для себя и своей жены правитель Карии Мавсол. Рельеф Скопаса изображал поединок греков с амазонками, фигуры сражающихся были насыщены драматизмом.

Скульптор Пракситель был мастером лирических божественных образов. Сохранилось много римских копий его работ: «Молодой сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Эрот» и др. Наибольшей известностью пользуется его скульптура Афродиты, сделанная по заказу острова Коса, но перекупленная жителями острова Книд и потому получившая название «Афродита Книдская». Сохранившиеся копии не передают красоту богини, которая была изумительна, судя по элегантности работ этого мастера. Впервые в древнегреческом искусстве Афродита предстает обнаженной. Одна из работ великого мастера дошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Группа была посвящена в храм Геры в Олимпии, где ее и нашли при раскопках. Утрачены лишь ноги и кисть руки Гермеса, держащая виноградную гроздь. Посланец богов, несущий младенца на воспитание нимфам, отдыхает в пути.

К лучшим творениям эллинов принадлежит скульптура «Аполлона Бельведерского», приписываемая скульптору Леохару. Аполлон идет, осеняя все вокруг своей ослепительной славой. Изысканность и эффектность Аполлона приводила в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.

На рубеже греческой классики и эллинизма работал еще один великий ваятель — Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского. Лисипп пробовал себя в разных жанрах («Гермес, завязывающий сандалию», «Геркулес Фарнезский»), но более всего ему удавались изображения атлетов. Главная его работа — «Апоксиомен» — изображает юношу, счищающего с себя песок после состязаний (греческие атлеты натирали тело маслом, поэтому во время состязаний к ним прилипал песок). Она существенно отличается от произведений поздней классики, в том числе от работ Поликлета. У Лисиппа поза атлета становится более свободной, изменяются и пропорции тела: в частности, голова составляет одну седьмую часть тела, а не одну шестую, как у Поликлета. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные и подвижные. Однако, по сравнению с творениями высокой классики, в них исчезает нечто важное — персонаж перестает быть героем, низводится до уровня обыкновенного человека.

Греческое искусство классической эпохи дало миру образец эстетического идеала, ясной гармонии и рациональности.

ГРЕЦИЯ КЛАССИКА.ppt

 

Эллинистический период.

К концу IV в. до н. э. классический греческий мир, раздираемый внутренними противоречиями, практически изжил себя. Наступила новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося македонского полководца Александра Великого, покорившего многие древние народы и создавшего огромную империю. После смерти Александра в 323 г. до н. э. колоссальная монархия распалась на несколько областей, вскоре превратившихся в самостоятельные государства. Наиболее развитыми из них были Сирия с центром в Антиохии, Египет со столицей Александрией, Пергамское царство с центром в Пергаме. Жизнь в этих государствах была устроена по греческому образцу. Отсюда название эпохи – эллинизм (от греч. – подражание эллинам). Культура эллинистических государств представляла собой синтез греческих и местных начал и традиций.

Были общие черты, роднившие искусство разных областей в IV—I вв. до н. э. Оно воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культурой. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос. Стремление выйти за рамки человеческого и проникнуть в мир богов — одна из характерных черт искусства той эпохи.

Повсеместно строились и расцветали города, которые уже не следовали живописному принципу оформления старых акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы; площади украшали портики, храмы, библиотеки, здания общественного назначения (пример – Александрия Египетская). Наиболее популярным ордером становится ионический, а также коринфский, появившийся на исходе классической эпохи как разновидность ионического. Главное визуальное отличие коринфского ордера от ионического – сложные капители колонн, похожие на прекрасную цветочную корзину (как правило – с листьями аканта).

Одним из самых красивых городов того времени был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама в Турции). Всемирную известность Пергаму принес его алтарь Зевса (II в. до н. э.). Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превратился в самостоятельное архитектурное сооружение. Он был выстроен на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место с трех сторон. Ко входу вела широкая лестница. Внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник. Снаружи ограду алтаря опоясывал грандиозный фриз с изображением битвы олимпийских богов с их соперниками гигантами за верховную власть. Гиганты, частично утратившие человеческие формы, наделены мощными торсами и змеиными хвостами — ведь они сыновья богини земли Геи. Сама она наполовину поднялась над землей, чтобы ужаснуться, увидев страшное побоище и гибель своих детей. Вот непреклонная Афина хватает за волосы гиганта Энкелада. Богиня охоты Артемида преследует врага в сопровождении зверей. Богиня ночи Нюкс и трехтелая Геката также вступают в сражение с гигантами. Все боги поднимаются на этот страшный бой. Вся сцена исполнена огромного напряжения и не знает себе равных в античном искусстве. Искаженные болью лица, скорбные взгляды побежденных, неподдельное страдание — все это показано выразительно и правдиво.

Одним из признанных шедевров эллинистического искусства является скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», созданная скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором. Боги наказали троянского жреца Лаокоона, наслав на него и его сыновей двух громадных змей. Лаокоон убеждал своих сограждан не вводить в Трою огромного деревянного коня, в котором спрятались лучшие греческие воины, утверждая, что это ловушка, придуманная хитроумным Одиссеем. Лаокоон тщетно пытается сорвать с себя змеиные путы. Яд постепенно разливается по телу жреца: его ноги уже онемели, но руки и торс продолжают бороться. В лице жреца читается страдание и боль, в то же время облик его сохраняет благородство и величие. Работа исполнена виртуозно. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходящей до натурализма.

Другим шедевром эллинистического искусства является скульптура богини победы — «Ника Самофракийская», созданная во II в. до н. э. Богиня изображена слетающей со своего постамента, представленного в виде кормы корабля. Ее прекрасное тело, облаченное в намокшие от воды одежды, показано в винтообразном повороте, широко применявшемся со времен Скопаса. Могучие крылья богини тяжело трепещут за ее спиной, каждое перо высечено с большой тщательностью. По своей поэтичности образ «Ники Самофракийской» превосходит все ранее созданные творения.

Помимо идеи величия и грандиозности мира, искусство эллинизма развивалось также и в ином направлении. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. Одним из лучших памятников этого рода является так называемая «Венера Милосская» работы Агесандра, найденная на острове Мелос (ныне Милос). Богиня изображена полуобнаженной, её волосы убраны в простую и строгую прическу с прямым пробором. Лицо и фигура представлены скульптором довольно обобщенно. От всей ее позы, выражения лица и взгляда веет покоем и умиротворением.

Об интересе к духовному миру говорят портретные статуи, появившиеся уже в IV в. до н. э. Однако теперь, менее скованные классической традицией, они становятся более выразительными. Особенно выделяются портреты греческих философов, среди - статуя Демосфена работы скульптора Полиевкта (III в. до н. э.). Демосфен стоит, соединив кисти рук и склонив голову. Героика, прежде свойственная греческим портретам, совершенно отсутствует. Персонаж не молод, не красив, но — исполнен достоинства. В его позе читается отрешенность, горечь поражения в жизненной борьбе, безысходность. Однако скульптору удалось передать «благородную красоту и тихое величие» своего героя — качество, присущее всем эллинским творениям. Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной героическим идеалам, когда было принято изображать лишь «прекрасных и доблестных» граждан.

Художественная культура эллинизма имела огромное значение для развития искусства в Древнем Риме, Византии и для всего мирового искусства в целом.

ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ.ppt

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

При создании пособия использованы материалы портала http://artclassic.edu.ru/

1.Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя, в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.

Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью - то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.

2.В истории культуры Рима можно выделить два важнейших этапа. Первый (большей частью это была эпоха республики) – с момента возникновения города Рима и до середины I в. до н. э. Второй этап - императорский - начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до V в. Расцвет римского искусства пришелся на I – II вв.

Начальные века римской истории чрезвычайно бедны художественными произведениями. Огромное влияние на римлян в это время оказали племена этрусков, у которых римляне заимствовали письменность, секреты множества ремесел (например, бронзовое литье), строительные технологии, искусство скульптурного портрета. Первые храмы Рима, вероятно, также возводили этруски. Именно они создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян.

В последующие века римская культура формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего греческое. Потребность в образованных людях какое-то время удовлетворялась за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римской культуры – литераторы, философы, ученые, художники, архитекторы – в подавляющем большинстве были неримлянами. Огромной исторической заслугой римлян стало сохранение ими многочисленных памятников древнегреческой скульптуры, с которых были сделаны мраморные копии. Римляне также копировали картины греческих художников, переписали множество рукописей.

3.Одним из важнейших видов искусств Рима было зодчество. Достижения римлян в этой области были значительны. Они не только активно применяли технологии, заимствованные у греков и у этрусков (соответственно ордерную систему и арку), но и создали новую конструктивную систему, которую принято называть монолитно-оболочной. Суть ее состоит в том, что опорой здания стали стены, возводимые из кирпича и бетона; в таких строениях элементы ордера использовались как часть декора. Также римляне активно использовали арочно-сводчатые конструкции, научились строить купольные перекрытия.

Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм - ротонда - состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива - бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти.

Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. (мост Фабриция в Риме, Гарский мост во французском Ниме). При их строительстве применялись аркады – ряды арок, опирающихся на столбы или колонны. Гарский мост является одновременно и акведуком, по его верхнему ярусу проложен водопровод.

Главная достопримечательность республиканского Рима - так называемый Форум Романум (своего рода рыночная площадь, на которой также проводились публичные церемонии, религиозные праздники, выборы и т.п.). В I в. до н.э. он был украшен великолепными мраморными постройками. В начале XX в. трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось частично восстановить этот грандиозный ансамбль древнего, Рима. Впоследствии многие правители строили в Риме свои Форумы, украшенные многочисленными храмами, общественными зданиями, статуями и триумфальными сооружениями. Форумы стали неотъемлемой частью и любого провинциального римского города.

4.Вид типичного древнеримского города можно представить на примере нескольких поселений, погребенных под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город Помпеи имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились храмы и амфитеатр (особый вид римского театра, в котором зрительские места располагались эллипсом вокруг арены). В городе было и два театра, выстроенных по греческому образцу (со зрительскими местами полукругом).

Замечательны помпейские дома - домусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой стеной. Главным помещением в доме был атриум, выполнявший священную функцию - «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. В атриуме хранились самые важные для римлян вещи: сундук с семейными ценностями и шкаф с восковыми масками предков и изображениями добрых духов-покровителей. Стены внутри домов с I в. до н.э. стали расписывать. На фресках домов в Помпеях и Геркулануме можно увидеть красивые орнаменты, уголки садов, дары природы, животных, городские пейзажи, изображения людей, образы которых поражают своей жизненностью и одухотворенностью. Полы, а также днища фонтанов и бассейнов часто украшались мозаиками.

5.Особым достижением римского искусства стал скульптурный портрет. Римские портреты восходили к восковым маскам, которые снимались с умерших. Портреты были очень близки к натуре, они передавали мельчайшие подробности человеческого лица.

Своего расцвета портретное искусство достигает в первые века нашей эры в эпоху зарождения и развития империи. В правление Октавиана Августа, который считается первым императором Рима искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся статуи Октавиана представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным.

Сохранилось много портретов Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи. В них можно проследить изменение человеческой натуры — от одаренного ребенка до презираемого монстра. Портрет Нерона-императора далек от традиционного типа могучего и отважного героя. Небрежные бакенбарды, хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в уголках губ — мстительно-саркастическая усмешка. Его личность, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.

В эпоху империи римские города были украшены сотнями великолепных статуй. До наших дней дошла конная бронзовая статуя императора Марка Аврелия (II в.). Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, — а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. В это время ваятели достигли особой виртуозности: они научились изображать пышными, сложные прически, которые, вместе с усами и бородой у мужчин живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему создавалась иллюзия, что статуя «смотрит живым взглядом». Глаза императора Марка Аврелия сделаны подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создается впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Портреты императоров III - IV вв., времени упадка империи, представляют целую галерею характеров, наклонностей, страстей, отражают влияние сложнейшей исторической эпохи и чрезвычайных обстоятельств на человеческую личность.

6.От эпохи империи до нас дошли множество шедевров зодчества. В 70—80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.

В то же время в Риме была возведена знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки - римское архитектурное новшество. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Ранее наверху была статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

О самом благополучном времени в истории Рима и «лучшем из императоров» напоминает Форум Траяна в Риме. В центре его стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

7.При императоре Адриане (ок. 125 г.) было достроено самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира — Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен греческий 16-тиколонный портик. Гигантские бронзовые двери высотой 6,5 м ведут в огромный круглый зал величиной с половину футбольного поля. Купол Пантеона, достигающий в диаметре почти 44 м, стал шедевром инженерной науки. Пропорции его тщательно выверены - его высота составляет ровно половину от остального здания. Это самый большой купол в истории, сооруженный без использования железобетона.

Свод Пантеона — самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Главная проблема при его сооружении - не дать ему рухнуть под собственным весом. Купол постоянно стремится разъехаться в основании и провалиться в середине. Римляне решали задачу в двух направлениях. Во-первых, стены сделали очень толстыми. А чтобы купол не расползался внизу, основание возвели внутри массивных стен-контрфорсов, а вокруг него уложили многоярусное усилительное кольцо. Вес гигантской полусферы ложился на восемь мощных столбов, толщина которых достигала шести метров. Чтобы уменьшить их собственный вес, внутри столбов проложили смотровые колодцы. При сооружении купола использовалось пять разных видов цемента, главной составляющей которого был пуццолан - местный вулканический песок, придававший смеси почти каменную твердость. Также конструкция свода содержит целый ряд оригинальных решений, позволивших уменьшить его вес и давление. Внутри стен спрятана система арок, которые уменьшают вес и передают давление вниз, на опорные столбы. Уменьшен вес и самого купола - из составляющих его блоков изнутри вырезаны большие квадратные панели - кессоны, которые украсили интерьер и придали ему ритмичность. Кессоны были позолочены, образуя подобие золотого балдахина над головой. Венчает свод окулус («глаз Пантеона») - круглое отверстие диаметром около 9 метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.

8.Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме.

Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий — палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского народа. По всей империи было разбросано великое множество бань - частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.

Весьма распространенным римским сооружением являлась базилика - прямоугольное вытянутое здание, предназначенное для общественных собраний и советов. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов - нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец при строительстве христианских храмов.

9.Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.