Вопрос. Функции государства: понятие и классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.

Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага.

Содержание функций постоянно меняется. Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит: 1) подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; 2) охрану частной собственности на средства производства.

В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия): 1) функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса; 2) собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»); 3) наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (гос-во активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).

Функции государства классифицируются по разным основаниям:

1. По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.

2. По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.

3. По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.

4. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.

 

Задачи:

• обусловливают само существование (осуществление) функций;

• возникают раньше своей реализации;

• носят объективный характер по отношению к функции;

• определяют содержание функций;

• влияют на формы и методы реализации функций;

• без функций не может быть решена ни одна задача государства;

• одна и та же функция может решать ряд задач государства и
наоборот;

• функция - понятие более конкретное, т.к. те или иные пути
государственного воздействия зависят от множества факторов:
экономических и политических потребностей общества, этапа
развития государства, внешней и внутренней обстановки,
соотношения политических сил, национальных, этических,
религиозных и т.п. особенностей и т.п.

Цель государства- то, ради чего существует государство,
идеальное, теоретическое предвосхищение результата его деятельности.
Цель:

• выступает непосредственным мотивом, регулирующим и
направляющим функционирование государства, характер и
очередность выполняемых им задач;

• выступает как прогнозируемая модель, мыслимый прообраз
будущего государства, после выполнения им определенных задач;

• позволяет планировать государственную деятельность, выбирать
оптимальные пути среди возможных альтернатив;

• интегрирует функционирование государства в некую
последовательность или систему;

• достижение цели есть процесс преодоления несоответствия между
наличной жизненной ситуацией и целью.

Логическая, причинно-следственная связь между указанными
выше понятиями выглядит следующим образом:

• цель государства (зависит от объективных законов
действительности, реальных государственных ресурсов и
применяемых средств);

• задача государства (ступени достижения поставленной цели);

• функции государства (его деятельность);

• структуры государства (механизм, аппарат, органы и т.п.,
создаваемые для выполнения тех или иных функций).

Если двигаться по указанной цепочке в обратном направлении, то
цель государства может выступать в качестве конечной причины
его бытия.

Общесоциальное, классовое и национальное содержание функций государства

В силу тесной связи функций государства с его СУЩНОСТЬЮ и СОЦИАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ в содержании функций государства присутствуют начала:

- Классовые

- Общесоциальные

- Национальные

КЛАССОВЫЕ функции государства это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражаютклассовые интересы, волю того класса, той социальной силы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть.

В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку (по отношению к средствам производства), государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса .

Отсюда - функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четко классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильное политическое противоборство классов.

Так, например, в первом Основном Законе Советского государства (Конституции 1918 г.) главная з а д а ч а государства определялась как установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком ... (ст.9).

Однако даже общество, разделенное на классы, представляет собой единый социальный организм, где не только существуют, но и сотрудничают противостоящие классы или социальные группы.

Это объясняется тем, что помимо классовых интересов в обществе присутствуют ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ связи и отношения, о чем образно сказал К.Маркс, ссылаясь на необходимость деятельности любого государства в интересах осуществления ОБЩИХ ДЕЛ.

Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.

К таким направлениям деятельности можно, например, отнести:

- перераспределение национального дохода для обеспечения социальной защищенности человека в период экономического спада и кризисных явлений;

- использование стимулов материальной заинтересованности для развития наиболее важных отраслей экономики и сфер общественной жизни;

- использование государственно-правовых средств для разрешения конфликтов между отдельными социальными группами, в том числе для устранения межнациональных конфликтов;

- поддержание цивилизованного порядка, борьбы с преступностью и др.

Чем больше вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как ИНСТРУМЕНТА преодоления противоречий, в достижении общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

Такая роль государства вынуждает его отказаться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения.

Все чаще государству приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов, например, к:

идее правового государства,

соблюдению прав человека,

- защите национальных меньшинств,

- различным формам участия населения в государственной и общественной жизни,

- поддержке начал самоуправления,

обеспечению судебной защиты прав и законных интересов гражданина и др.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства:

- с преимущественно классовыми функциями

- государство с преимущественно обще-социальными функциями.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение всегда имело в жизнедеятельности государства национальное содержание функций.

Это также очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена:

на сохранение и развитие национальной культуры, языка,

самобытных традиций, самого существования и воспроизводства этноса.

Исходя из национального содержания функций гос-ва становится понятным:

почему право наций на самоопределение формируется как право на образование собственного государства,

почему эту же конечную цель имеют национально-освободительные движения,

почему подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

Эволюция функций государства

Выше уже отмечалось, что функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внеш-ней среды, в которой «живет», действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и измене-ние функций как под воздействием содержательных и формальных характе-ристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. И если о первом процессе (устройство государства -- функции) речь шла выше, то на втором процессе, хотя бы кратко, схематично, надо остановиться специально. При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоя-тельностью.

Прежде всего на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздейст-вию научно-технических достижений XX века. Причем это воздействие дво-якое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение опасности, которая происте-кает от неконтролируемого появления и использования современных науч-но-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т. п.

В сфере науки для государства появляется новая область деятельности -поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е. создание усло-вий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результа-тов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов.

В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социаль-ной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственно-сти (появление государств социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного соци-ализма, формирование в этой связи новых правовых систем и т. д.).

Но XXI век будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере част-ной и государственной, как это было ранее.

Не менее важной является деятельность государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких но-вых областях, как генетика, медицинская биология и др. Формируется новое научное направление - биоэтика, связанная с трансплантацией органов че-ловека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего госу-дарственного вмешательства в эту область также не обойтись.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодей-ствовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды суще-ствования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, про-мышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих легких Земли, - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающие реалии современного человеческого существования.

Человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия -отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные посе-ления. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству суще-ствовать. Без их создания и всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить.

Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требова-ние современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной ка-чественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронта-ции к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство го-сударств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивает и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информаци-онных систем, формирование общепланетного информационного простран-ства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций госу-дарств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических и иных тех-нологий.

Указанная выше эволюция функций затрагивает в той или иной степе-ни все, без исключения, современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества разви-ваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистичес-ких, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов к либерально-демократическим.

Еще вариант с эволюцией функций

Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функции - виды деятельности, направленные на такое решение. В различные исторические периоды первостепенное значение приобретают то одни, то другие задачи и цели государства, следовательно, изменяются функции. Полное выполнение задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач - к возникновению других функций Туманов С.Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России // История государства и права. - 2013. - N 2. - С. 12 - 19..

Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой “живет”, действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функции государства, которое включает развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. При этом, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоятельностью.

На различных исторических этапах функции российского государства изменялись. На функции государства решающее влияние оказывает сущность государства. Сущность государства противоречива, но имеет две основные стороны, два начала - общесоциальное и классовое, подверженные постепенным изменениям. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое - его классовыми противоречиями. В советское время преувеличивалась роль классового начала. Утверждалось, что все функции государства порождаются классовыми противоречиями, что нет и быть не может внеклассовых и надклассовых функций. Это не соответствовало действительности, так как общество, даже разделенное на классы, представляет единый организм, в котором различные классы существуют и взаимодействуют. В классовом обществе, где классы и другие слои общества противостоят друг другу по экономическому признаку, где коренные интересы непримиримы, государство по большей части становится политической организацией экономически господствующего класса, обслуживает в первую очередь его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивления эксплуатируемых классов путем использования карательных органов принуждения. Данная функция применялась для подавления восстания рабов и крепостных крестьян, революционных выступлений. В XX веке в самих классах происходили значительные изменения, появился средний класс, и это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, изменились формы и методы их осуществления. Научно - технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают большие возможности для общесоциальной деятельности. В наше время общесоциальные функции (экономическая, социальная, обеспечение демократического порядка) являются первостепенными и востребованными. Эти функции обеспечивают стабильность в обществе, так как государство обращается к демократическим, гуманистическим идеям и институтам.

Рассмотрим, какие изменения произошли в функциях российского государства. Известно, что Советское государство осуществляло следующие функции:

1. Хозяйственно - организаторскую функцию

2. Функция регулирования меры труда и потребления

3. Культурно-воспитательную

4. Охрана правопорядка

На основе этих функций можно сформировать представлении о государстве как главном инструменте социалистического строительства. В этот период в государстве существовало централизованное руководство всеми сторонами жизни общества. Государство являлось собственником основных средств производства и имело приоритет перед любыми общественными и личными интересами. Рассмотрим функций государства советского периода. Содержание хозяйственно-организаторской функции составляли руководство экономикой, государственное планирование, организация и регулирование производства в масштабах всей страны.

Функция регулирования меры труда и потребления, была ориентирована на организацию и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве. Распределение предметов потребления (заработная плата, фонды общественного потребления и др.), а также регулирование торгового и бытового обслуживания населения и др.

Культурно-воспитательная функция была нацелена на решение задач в идеологической сфере. В условиях, когда в стране существовала единая государственная идеология, эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием культуры, искусства и т.д. Как отмечает Л.А. Морозова, «задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведении граждан обусловила принятие советским государством на себя обязанности проводить постоянную и целеустремленную воспитательную работу среди населения» Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. - 1993. - № 6. - с. 98-108.

Функция охраны правопорядка была предназначена для охраны социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепления государства. Защита прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными интересами. В научной и учебной юридической литературе к внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; борьба за мир и мирное существование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительного движения и сотрудничество с развивающимися странами. Названные функции, отвечают на вопросы: какую деятельность осуществляло государство в советский период, какие цели преследовало, какие задачи решало. В связи с переходом страны в конце 80-х годов к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого человека быть собственником, а также проведением политической реформы произошла эволюция в содержании как внутренних, так и внешних функций государства.

Современному Российскому государству присущи обновленные внутренние и внешние функции. К внутренним функциям отнесены следующие: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности; правопорядка. Появляются новые функции, например, информационная. Информационная функция является результатом информатизации общества, создания баз данных, всемирных информационных систем, формирования общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование, а иногда, манипулирование населением. В стране произошла эволюция в содержании функций Российского государства. В юридической литературе, как правило, называются следующие внешние функции: функция обороны страны; функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка; функция борьбы с международной преступностью; функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. государство охрана правопорядок

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. -- М.: Издательство «Зерцало-М», 2011.-516с.. В чем это проявляется?

Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой -- соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность. Это было характерно особенно в конце XX века.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что функции государства подвержены эволюции. Изменения происходили, и будут происходить в связи с изменением государственных режимов и задач государственной власти. Эти изменения неизбежны, так как общественная и политическая жизнь не стоит на месте, общество развивается, а это связанно с изменениями во всех сферах деятельности.





















Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.