Типология государства - специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства - совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
· 1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно--экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
· 2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
· 1) соответствие государства определенной общественно--экономической формации, типу производственных отношений;
· 2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
· 3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
· 1) рабовладельческий;
· 2) феодальный;
· 3) буржуазный;
· 4) социалистический.
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
Достоинства формационного подхода:
· 1) продуктивность деления государств на основе социально--экономических факторов;
· 2) объяснение поэтапности, естественно--исторического характера развития государства.
Недостатки:
· 1) односторонность, формализм;
· 2) недооценка духовных факторов.
Цивилизация - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
В цивилизационном подходе различают
хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.
Достоинства цивилизационного подхода:
· 1) выделение культурных факторов;
· 2) наличие более четкой типологии государств.
Недостатки:
· 1) недооценка социально--экономических факторов;
· 2) преобладание типологии общества, а не государства.
Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм они относили те из них, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.
Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и демократию (власть народа на основе законов); и три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С тех же позиций Аристотель считал тремя правильными формами царскую власть, аристократию и политию (правление большинства на основе законов); а тремя неправильными – тиранию, олигархию и демократию (правление демоса не на основе закона).
Данный подход к типологизации права и государства, основанный на критерии законности и противопоставления законного проявления беззаконию, широко использовался в последующей политико-правовой масли и сохранил свое значение до настоящего времени.
Еще вариант
Типология государств – это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов).
Историческое развитие государства-процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени (Петров А.В.).
Исторический тип государства – это совокупность общих и существенных характеристик государств, находящихся на одной качественно определенной ступени развития общества (Петров А.В.).
Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации.
В зависимости от роли религии государства можно поделить:
1.Теократические (от греч. theos – бог, kratos - власть)– это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);
2.Клерикальные (от лат. clericalis - церковный) – это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.
Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.
3.Светские – это государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);
4.Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);
По географическому положению государства можно поделить:
Западные, Восточные, Европейские, Азиатские, Африканские, Американские
По территории государства можно поделить:
Великие, Средние, Малые
По роли промышленности государства можно поделить:
Доиндустриальные (крестьянские), Индустриальные (промышленные), Постиндустриальные (научно-технические)
По временному критерию государства можно поделить:
Древние, Средневековые, Современные
Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный. Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
Формационный подход
Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).
Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений. В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения. Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.
История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.