1.Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др. Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интереснаиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.
2. Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом.
3. Содержание властеотношений – один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.
4. Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.
5. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные – это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативныересурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Широко распространена классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества.
К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.
Социальные образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их.
Культурно-информационные– это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей.
Идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.
Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.
И Второй вариант ответа на 7 вопрос.
Изучение государства, проблем его возникновения, становления функционирования, невозможно без рассмотрения вопроса о государственной власти, т.к. этот вопрос напрямую связан с существованием самого государства. Жизнь любого организованного общества предполагает определенный порядок, дисциплину, власть. Последняя как раз и выступает одним из важнейших организующих и упорядочивающих факторов.
В научной литературе до сих пор отсутствует единое мнение по определению понятия государственной власти и ее природы. Эта проблема постоянно обсуждается в юридической литературе, что свидетельствует о незавершенности и актуальности данной темы. При этом совершенно справедливо отмечается, что организация государственной власти является наиболее объемной и традиционной проблемой теории государства и права.
В отечественной теории государства и права сложилось несколько подходов к определению государственной власти.
Так, Л. И. Петражицкий признавая принуждение как атрибут власти, понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других. «Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т. е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних и права других»[1].
Н. М. Коркунов рассматривал государственную власть как силу, способную влиять и подчинять себе поступки людей. Он считал, что «государственная власть как сила обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления»[2].
По мнению П. А. Сорокина «…если государственная власть руководствуется в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, то результат такой деятельности едва ли будет плюсом, она в таком случае скорее причинит общественный вред»[3], т. е. он подразумевал под властью деятельность государства в лице его органов. Классовый подход к понятию государственной власти, был преобладающим в советской теории государства и права.
В частности В.М. Корельский отмечал: «Классовая сущность социалистического государства состоит в принадлежности государственной власти трудящимся во главе с рабочим классом и его партией»[4]. Данный подход, основываясь на работах Ф.Энгельса, К.Маркса, В.И. Ленина предполагал отождествление аппарата государства с государственной властью.
Ф. Энгельс, подчеркивая классовую природу власти, писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу, и тем более успеваем в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса»[5].
В современной теории государства и права классовые трактовки государственной власти утратили былое значение и им на смену пришли другие концепции.
Среди наиболее известных современных подходов к определению понятия «государственная власть» выделяется функциональный подход. Г. Н. Манов указывал: «Любая власть, в том числе государственная, — это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. Проявляясь в них, государственная власть не сводится только к этому. Она есть нечто большее. … Власть, подчеркнем еще раз, — это сила, которая способна подчинять»[6].
Одним из общепринятых подходов является понимание государственной власти как волевого отношения. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Государственная власть — это возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект — государство, его орган, должностное лицо»[7].
К спектру современных трактовок государственной власти можно отнести точку зрения Пьянова Н.А., который считает, что «государственная власть – это способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных средств и методов»[8].
Таким образом, совершенно очевидны следующие определения государственной власти: как правоотношения между определенными субъектами; как организованной силы, способной подчинять поступки подвластных людей; как деятельности государства; как органа государства; как функции государственного механизма; как волевого отношения; как способности осуществлять политическое руководство обществом.
Каждое из этих понятий позволяет сделать вывод о многогранности государственной власти, о ее важном социальном назначении в жизни современного общества.
Заслуживает самого пристального внимания мнение В.М. Корельского, который постарался объединить различные характеристики государственной власти и вывел следующее определение: «государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы»[9].
При этом по нашему мнению государственная власть – это разновидность социальной власти, сущность которой заключается в возможности и способности государства осуществлять власть, управление и регулирование обществом, с помощью правовых и специальных средств, для обеспечения в обществе законности и правопорядка.
Признаки государственной власти.
Для раскрытия и уяснения понятия государственной власти, необходимо рассмотреть ее признаки, т.к. именно через признаки мы можем увидеть сущность и всю сложность, многогранность рассматриваемой категории.
К числу основных признаков, характеризующих государственную власть можно отнести:
1. Государственная власть представляет собой публичную власть. Она изначально возникла как власть, управляющая обществом, и выступающая от его имени. Поэтому эта власть носит всеобщий, а не частный характер. Государственная власть действует на все общество, его классы, социальные группы, объединения и их представителей. При этом государственная власть является только одной из разновидностей публичной власти, т.к. в современном обществе мы можем выделить и другие ветви власти, не являющиеся государственными (например, муниципальную власть, власть средств массовой информации, территориальное общественное самоуправление и т.д.)
2. Политическая природа государственной власти. На протяжении многих веков политический характер государственной власти был обусловлен классовой борьбой за господство в обществе, но и в наши дни во время предвыборных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями и избирательными блоками, представляющими интересы различных социальных групп, за овладение государственной властью.
3. Верховенство государственной власти среди всех видов социальной власти. Верховенство означает ее наивысшую силу, наибольший вес ее решений, указаний, требований. Верховенство говорит о том, что веления государственной власти — это веления, обладающие безусловной обязательностью, исходящие из источника, имеющего право давать такие указания. Верховенство государственной власти означает также ее независимость, неподчиненность решениям никакой другой власти. Обладание верховной властью свидетельствует о наличии у данного государства возможности самостоятельно решать вопросы любой важности[10].
4. Суверенность государственной власти. Суверенитет государственной власти тесно связан с ее верховенством и предполагает ее независимость от власти какого-либо другого государства, ее возможность принимать любое решение, которое она сочтет необходимым (в рамках правовых ограничений), а также верховенство государственной власти по отношению к другим организациям, существующим на территории данного государства.
5. Территориальность государственной власти. Государственная власть носит территориальный характер, как и государство, она действует в границах территории страны, включающей сушу, недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и т.д. Административно-территориальное деление государства также предполагает, что государственная власть осуществляется соответствующими государственными органами в определенных территориальных единицах: центральными – на всей территории государства, региональными – в пределах региона (штата, провинции, области, департамента), местными – в рамках территории отдельных населенных пунктов (района, округа, города, муниципии, коммуны, поселка, тауна, тауншипа).
6. Легитимность государственной власти, т.е. признание ее населением в качестве публичной власти. В широком (общесоциальном) смысле легитимность государственной власти — это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти[11].
Безусловно, легитимная власть — это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, выражающая его истинные интересы.
Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную значимость и роль в обществе. Легитимность власти находит свое выражение в результатах голосования на выборах президента, депутатов парламента, губернаторов, членов региональных законодательных собраний (легислатур), других органов государства, в итогах референдумов, собраний, сходов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти или при попытках совершения государственных переворотов.
О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение публичных мероприятий (скажем, организация общенародного обсуждения проекта конституции)[12].
Существует несколько форм легитимации государственной власти. Известный немецкий социолог М. Вебер выделял три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация основывается на исторически сложившихся в обществе традициях и обычаях, носящих священный, нередко духовно-религиозный характер. Наиболее ярко влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается в странах Ближнего Востока, Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии.
Харизматическая легитимность (харизма — божественный дар) обеспечивается личными качествами выдающихся государственных лидеров — вождей, императоров, президентов, премьер-министров, стоящих во главе страны. Яркое, на уровне подсознания, эмоциональное массовое чувство, основанное на вере в их гений и всемогущество, в их необычный дар предвиденья, непогрешимость и преданность народу, мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией (например, культ личности Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР).
Рациональная (легальная) легитимация основана на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний, на признании государственной власти населением с точки зрения прагматичного подхода, основанного на разуме и здравом смысле. Здесь нет массовой истерии и слепого обожания своего национального лидера, нет и бездумного подчинения общим правилам «законов предков», а только четкое соблюдение предписаний содержащихся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мнению М. Вебера рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она более надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.
7.Легальность государственной власти. Легальность означает официальное провозглашение государственной власти на конституционном (законодательном) уровне. Формирование, становление, функционирование государственной власти осуществляется в режиме законности. По мнению большинства авторов, легальность является юридическим выражением легитимности и находит свое отражение в действующем законодательстве.
Следует различать легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легальность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны (например, ч. I ст. 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). Государственные органы приобретают свойство легальности на основе предусмотренных законом выборов (например, федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), либо путем назначения со стороны представительных (законодательных) органов (например, указ Президента РФ «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти»), что также отражается в соответствующих законах, указах, постановлениях. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Однако и те, и другие государственные органы получают свою власть, организационную структуру, компетенцию, необходимые для своей деятельности ресурсы от субъекта власти – народа.
8. Государственная власть выражена в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня государственных служащих, должностных лиц, специалистов, из которых и формируются органы управления и принуждения.
9. Единство государственной власти. Несмотря на достаточно большое количество государственных органов, должностных лиц, государственных служащих которые относятся к различным уровням и ветвям государственной власти, все они составляют единый механизм (аппарат) управления и принуждения, который осуществляет данную власть. В одном государстве не может существовать две, три или более различных государственных властей, неодинаковых по своей природе, отличных по своему социальному назначению, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения. Кроме того, единство государственной власти проявляется и в том, что она основывается на единых принципах организации и деятельности государственных органов и должностных лиц, и принципы эти являются обязательными для всего государственного аппарата. Неисполнение этих общепринятых правил является нарушением установленного порядка осуществления государственной власти и может привести к роспуску, ликвидации государственного органа или отстранения лица от занимаемой должности.
10. Наличие внутренней структуры государственной власти. В структуре государственной власти можно выделить такие ключевые элементы как:
1) субъект власти,
2) объект власти,
3) содержание властной деятельности (властеотношение),
4) средства способы, приемы осуществления государственной власти,
5) ресурсы власти[13]. Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего разделены, особенно это достаточно четко видно в авторитарных и тоталитарных государствах (деление на классы, господство одной политической партии или социальной группы, клана, племени, народности и т.п.).
В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Это вызвано тем, что народ является источником власти, осуществляя ее через государственные и иные органы, которые формируются выборным путем, либо непосредственно через референдумы, собрания, сходы. Кроме того, большинство граждан обладают правом поступления на государственную службу или занятия выборных должностей. Поэтому наблюдается определенная подотчетности и подконтрольность органов государственной власти (властвующих) народу (подвластным). Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта власти быть не может, т.к. это привело бы к самоуправлению и исчезновению государственных институтов.
11.Государственная власть реализуется через государственное управление. Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе действующего законодательства для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.
12. Государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления[14].
Наконец важным вопросом является соотношение понятий государственная власть и государства. В юридической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому представляется, с учетом анализа существующих мнений, сделать вывод о том, что если государство мы рассматриваем в качестве политической организации управляющей обществом (государство в узком, политическом смысле), то государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, т.е. внешним выражением государственной власти будут выступать государственные органы, осуществляющие свои властные полномочия.
В случае если мы рассматриваем государство как высокоразвитый тип политико-организованного общества (государство в широком, общесоциальном смысле), то государственная власть будет выступать одним из основных его признаков.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.