Теологическая теория (А. Августин, Ф. Аквинский) происхождения государства и права является исторически первой. Это связано с религиозными представлениями раннего общества об устройстве мира и с тем фактом, что первые известные нам государства были теократическими монархиями.
Теологическая концепция провозглашает необходимость соблюдения и исполнения государственных велений не только потому, что государство полезно для общества. Повиноваться государству — религиозный долг человека, поскольку государство —отражение власти Бога над миром.
Государство как посредник между обществом и богом.
Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер) государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Глава государства (монарх) — отец всего народа, объединенного в государство, осуществляет власть посредством издания законов, а главы отдельных семей осуществляют не государственную власть, а родительскую, супружескую.
Договорная теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) возникла в период буржуазных революций (ХVII-ХVIII вв.) и являлась весьма прогрессивной для своего времени. Согласно теории, люди, жившие в естественном догосударственном состоянии, заключают общественный договор, на основании которого передают часть своих прав и свобод государству взамен на обязанность последнего защищать их общие и частные интересы.
Теория насилия представлена в виде двух самостоятельных направлений: теорий внешнего и внутреннего насилия.
Согласно теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) государство образовалось вследствие завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Для поддержания порядка на завоеванной территории создаются органы управления и подавления, устанавливаются общие правила поведения — складывается новая организация — государство.
Теория внутреннего насилия (Е. Дюринг) построена на признании в качестве основного фактора «естественного» стремления одной части общества к порабощению другой части общества. Иными словами, более сильные во всех отношениях соплеменники устанавливают господство над более слабыми, что порождает расслоение родовой общины (племени), возникновение собственности и новый общественный строй (государство). Отсюда, экономический фактор является следствием фактора насилия.
Органическая теория (Г. Спенсер) сформировалась во второй половине XIX в. под воздействием учения Ч. Дарвина об эволюционном развитии живых организмов. Общество и государство представляются как организм, и их сущность можно понять исходя из строения и функций этого организма. Важной стороной этой теории является утверждение, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Марксистская (материалистическая, классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс): государство возникло прежде всего в силу экономических причин — общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как результат этих процессов возникает государство, которое сдерживает противоборство классов с помощью средств подавления и управления, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Психологическая теория, основателем которой считают русско-польского ученого, правоведа, социолога и философа Л. И. Петражицкого (XIX–XX вв.), связывает происхождение государства с психологическими потребностями человека. Каждый человек обладает определенным набором эмоциональных качеств, отсюда одним свойственно подчиняться силе и обстоятельствам, другим — быть лидерами и вести за собой. Вторых значительно меньше первых. Со временем лидеры формируют органы власти, становятся правителями, а все остальные готовы жить в рамках организованного сообщества, добровольно подчиняясь установленным правилам.
Ирригационная теория (К. Виттфогель). В целом она совпадает с марксистскими идеями возникновения государства восточного пути. В то же время Карл Виттфогель считал, что теорию ирригационного («гидравлического») государства можно применить к возникновению любого государства, так как социальные и политические институты, возникшие в центральных ирригационных областях, переносятся и на неирригационные вследствие захвата этих территорий или вытеснения с них племен.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.