1. Международное право как особая система права, его отличие от внутригосударственных правовых систем.
2. История возникновения и развития международного права.
3. Субъекты международного права: понятие и виды. Содержание международной правосубъектности.
4. Правовая оценка участия индивидов в отдельных видах и формах отношений международно-правового характера.
5. Международное правотворчество: понятие, формы, особенности. Источники современного международного права.
6. Нормы международного права: понятие, виды, структура. Нормы так называемого «мягкого права».
7. Основные принципы международного права: понятие, закрепление, перечень, роль в обеспечении международного сотрудничества и правопорядка.
8. Принципы суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела государств: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка.
9. Принцип самоопределения народов и территориальной целостности государств: становление, нормативное содержание, проблемы соотношения и реализации.
10. Принцип неприменения силы и угрозы силой: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка.
11. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в процессе правотворчества и правоприменения.
12. Источники международного права.
13. Институт признания в международном праве: понятие, виды и формы признания.
14. Институт правопреемства в современном международном праве: понятие, содержание и проблемы.
15. Международный договор: понятие, признаки, классификация, место и роль в системе международного права.
16. Заключение международного договора: понятие, порядок и стадии.
17. Действие и прекращение действия международного договоров. Основания и последствия действительности и недействительности международного договора.
18. Международные правонарушения: понятие, признаки, виды.
19. Международно-правовая ответственность: понятие, основания, виды, формы, проблемы.
20. Органы внешних сношений государств: понятие, виды, система, функции. Органы внешних сношений Российской Федерации.
21. Дипломатические представительства: понятие, виды, порядок учреждения, состав и функции.
22. Дипломатические привилегии и иммунитеты: понятие, виды, содержание, особенность обеспечения.
23. Консульские представительства: понятие, виды, порядок учреждения, функции.
24. Международная судебная процедура. Отличие международного арбитража от Международного суда ООН.
25. Раскройте содержание понятий "универсальная система коллективной безопасности" и "региональные системы коллективной безопасности".
26. Раскройте содержание принципа разоружения.
27. Назовите и раскройте содержание некоторых основных международных договоров в области разоружения.
Приложение 2 к ФОС
по дисциплине «Международное право»
Ситуационные задания
Формирование компетенций ОПК-1.
Задача № 1.
В районном суде рассматривалось дело по обвинению В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ. Было установлено, что В. страдает наркоманией. В ходе судебных слушаний адвокат обвиняемого, сославшись на положения ч.4 ст.3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и п. 4 ст. 15 Конституции РФ, просил суд вместо наказания установить для В. меры по лечению, воспитанию, восстановлению трудоспособности и реинтеграции.
Как должен поступить суд?
Задача № 2.
Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать ее письмо родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо.
Может ли Красный Крест выполнять почтовые функции?
Задача № 3.
Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963 -1966 гг. 12 малайских китайцев заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.
Можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть что они являются подданными Малайзии?
Задача № 4.
Вооруженные силы противника подвергли бомбардировке с воздуха и полностью разрушили госпиталь, имевший отчетливо видимое изображение Красного Креста.
Кто понесет за это ответственность и на каких основаниях?
Задача № 5.
Гражданин РФ, пришел в посольство ФРГ и попросил политического убежища на основании права убежища в международном праве, Конституции РФ и Конституции ФРГ.
Задача № 6
Со времен колониализма Португалия обладала рядом территорий на Северо-Западе индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После приобретения независимости Индия заявила протест против прохода через свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения недовольного португальским присутствием. Португалия в 1955г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сервитута.
Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего зависело решение Международного Суда ООН по данному делу?
Задача № 7
В случае присоединения Польши и Литвы к ЕС и к НАТО, Калининградская область в составе России превратиться в анклав внутри государств-членов ЕС и НАТО.
Какие последствия для данной территории могут вытекать из данного факта, и в чем должны проявляться основные особенности международно-правового регулирования проблемы Калининградской области?
Задача № 8
Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, не дает исчерпывающего ответа на вопросы о том, имеют ли международные договоры Российской Федерации приоритет над ее Конституцией, а также имеют ли общепризнанные принципы и нормы международного права верховенство над Конституцией и законодательством РФ. Сторонником буквального толкования данной нормы Конституции является, например, В.И. Андрианов, который полагает, что "нормы международных договоров преобладают над нормами внутреннего права, а общепризнанные принципы и нормы такого преимущества не имеют", а также что "международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами". В отличие от данной позиции И.И. Лукашук отмечает, что отказ государства от выполнения своего обязательства по международному договору допустим лишь в случае коренного порока воли при заключении такого договора, а относительно общепризнанных принципов и норм международного права никаких исключений не допускается, и они имеют безусловный приоритет перед Конституцией.
О приоритете норм международного договора над внутригосударственным законодательством, включая Конституцию, свидетельствует позиция Европейского суда по правам человека. Так, в решении по делу Оцтюрк против ФРГ (1984) Суд указал об отсутствии суверенитета у национальной государственной власти по вопросам прав человека и основных свобод.
Представляет интерес и регулирование этой проблемы в конституциях ряда зарубежных государств. Ст. 55 Конституции Франции 1958 г., ст. 94 Конституции Нидерландов 1983 г. закрепляется приоритет норм международных договоров над внутригосударственным законодательством; в ст. 25 Конституции ФРГ говорится о приоритете общепризнанных норм международного права над внутригосударственным законодательством; в ст. 28 Конституции Греции 1975 г. - о приоритете договоров и общепризнанных норм международного права над внутригосударственными. В ст. 6 Конституции США записано “Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать такому праву, что бы ему ни противоречило в Конституции или законах любого штата”. П. 1 ст. 95 Конституции Испании 1978г.: «Заключение международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, не может иметь место без предварительного пересмотра Конституции».
На основе развернутого юридического анализа данной проблемы выскажите свое мнение относительно того имеют ли международные договоры Российской Федерации приоритет над ее Конституцией? Решение данного вопроса увяжите с проблематикой государственного суверенитета.
Задача № 9
Согласно нормам дипломатического права государство пребывания может в любое время уведомить аккредитующее государство, что глава дипломатического представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является «persona non grata» или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым.
Обязано ли в таком случае таком случае аккредитующее государство отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Возможно ли объявление «persona non grata» или неприемлемым лицом до его прибытия на территорию государства пребывания. Охарактеризуйте основания объявления «persona non grata».
Задача № 10
В 1804 году к испанскому послу, занявшемуся в США политической пропагандой по вопросу о Флориде было и его правительству было сообщено, что данного представителя отныне рассматривают как частное лицо. В советской практике такие случаи известны с французским послом Нулансом в 1919 году и с японским чрезвычайным представителем Ватанабе в 1924 году. В обоих случаях политическая деятельность этих дипломатов приобрела настолько одиозный характер, что пришлось прибегнуть к сообщению, что они будут рассматриваться как частные лица, после чего они покинули пределы СССР.
Как называется такой статус? Поясните его сущность и необходимость. К каким юридическим последствиям приводит рассмотрение дипломата страной его пребывания «в качестве частного лица»?
Задача № 11
В годы Второй Мировой войны датский посланник в США Э. Кауфман заявил, что он отказывается представлять датское правительство, вошедшее в контакт с гитлеровцами, но он готов представлять свободную Данию. Датское правительство под давлением Германии заявило, что оно его больше посланником не считает и требует его возвращения. Американское правительство заявило, что считает его представителем Свободной Дании и в качестве такового он может выполнять свои функции по защите датских интересов и датских граждан, находящихся в США, что Кауфман и делал в течение нескольких лет. Потом, после разгрома Гитлера, датское правительство признало его своим законным представителем, и в качестве такового он и находился в США.
Как называется такой статус датского дипломата? Поясните его сущность и практическую значимость. Приведите аналогичные примеры из международной дипломатической практики.
Задача № 12
В 1996 году правительство Грузии отказалось от иммунитета своего сотрудника в посольстве США Г. Махарадзе, совершившего автодорожную аварию, в результате которой погибла американская девушка. 27 января 2001 года, находясь в нетрезвом состоянии, первый секретарь посольства РФ в Канаде Андрей Князев, сбил своим автомобилем в Оттаве двух канадок. Одна из них, адвокат Кэти Маклейн, скончалась на месте, другая — Кэтрин Доре — попала в тяжелом состоянии в больницу.Канадский суд предъявил российскому дипломату обвинение в непреднамеренном убийстве и управлении машиной в нетрезвом состоянии и требовал, чтобы он отбывал наказание в местной тюрьме. Однако МИД отказался лишить его дипломатического иммунитета, и 29 января Князев вернулся в Москву. Московский суд приговорил дипломата к четырем годам отбывания в «колонии-поселении» .
Оцените правомерность действий правительств Грузии, России, США и Канады в описанных ситуациях. Существуют ли пределы дипломатического иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания. Для каких целей предоставляется дипломатам иммунитет от уголовной юрисдикции. Возможно ли снятие иммунитета от уголовной юрисдикции государства его пребывания помимо воли правительство страны, которую он представляет, если он подозревается в террористической деятельности, наркотрафике, геноциде, экоциде?
Задача № 13
Осенью 2003 года между причерноморскими государствами Россией и Украиной возник территориальный спор. Предметом спора послужил небольшой (7х0,5 км) остров (коса) Тузла в Керченском проливе.
Исторически Тузла – это естественное продолжение Таманского полуострова, который еще при Екатерине II вошел в состав Российской Империи на основании акта о присоединении Крыма и Кубани к России от 1783 г.
Общая протяженность косы вместе с надводными и подводными частями составляет немногим более 11 км. Тузла замыкает южную часть Таманского полуострова и глубоко вдается в Керченский пролив. В результате штормов и нарушения экосистемы часть косы была размыта, и сегодня она внешне напоминает остров. Однако сухопутное сообщение по косе с Таманским полуостровом остается и поныне, поскольку длина промоины составляет около 2 км, а глубина не превышает 60 см. Расстояние между оконечностью косы и Крымским полуостровом (Украиной) не превышает 4 км.
В 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Тузла как остров была передана из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР, а в феврале 1954 г. Тузла со всем Крымским полуостровом перешла в состав Украины на основании Постановления Президиума Верховного Совете РСФСР. В 1973 г. бывший первый заместитель Краснодарского крайисполкома Елисеев и заместитель председателя Крымского облисполкома Украины Семенчук «согласовали» прохождение границы между Краснодарским краем и Украиной, как раз по линии размыва.
В сентябре 2003 г. по решению российских властей на косе Тузла были начаты строительные работы, целью которых было восстановление участка суши, который соединял косу с Таманским полуостровом и был размыт еще в ХХ в.
Украинская сторона расценила действия России как попытку нарушения ее государственной границы и потребовала прекращения строительных работ, так как по мнению Украины остров Тузла является ее государственной территорией, и Россия не имела права вторгаться в ее пределы. В результате односторонних действий Украины данный остров фактически взят под ее юрисдикцию, здесь установлены украинские пограничные знаки и функционирует украинская пограничная застава.
Проведите юридический анализ ситуации и разрешите возникший межгосударственный казус. Какими средствами должны регулироваться территориальные споры между государствами? На основании норм каких нормативных актов и каким образом осуществляется делимитация территориального моря между государствами с противолежащими или смежными побережьями? Какими правовыми актами, регулируются отношения России и Украины в области использования Азовского моря и Керченского пролива?
Задача № 14
24 марта 1999 г. блок НАТО без санкции Совета Безопасности ООН начал операцию “Союзническая сила”. Бомбардировке (продолжалась до 10 июня 1999 г.) были подвергнуты цели в субъектах федерации Югославии - Сербии и Черногории. На их территорию было сброшено 5 тысяч тонн бомб, выпущено 1500 крылатых ракет, убито 1,2 тысячи мирных жителей, более 4,5 тысяч получили ранения, экономической, управленческой, транспортной и военной инфраструктуре страны нанесен огромный урон. Данная акция была прямым вмешательством в противостояние двух этнических групп, сербов, составляющих основное население Югославии, и албанцев, составляющих большинство населения сербской провинции Косово. Выступив в защиту косовских албанцев, страны НАТО обвинили сербско-югославское руководство в их геноциде, мотивируя свою военную акцию гуманитарными целями. Под военным давлением руководство Югославии было вынуждено отвести из Косова свои вооруженные силы и согласилось на ввод туда миротворческого контингента, основу которого составили войска НАТО.
В результате событий 11 сентября 2001 в США погибли около 3 тыс. человек, в основном американских граждан. Обвиненный в организации данных терактов саудовский миллионер Усама бен Ладен по заявлениям спецслужб США скрывался в Афганистане, и администрация США потребовала от движения Талибан его выдачи. Ответом на отказ были слова Буша: «Мы выкурим их из нор… и приведём их к правосудию или доставим правосудие к ним». В результате активных дипломатических усилий и военных приготовлений США удалось создать беспрецедентную коалицию для боевых действий на территории Афганистана, и в декабре 2001 при поддержке авиаударов и американских подразделений войска коалиции НАТО и группа моджахедов под названием «Северный альянс» установили контроль над Афганистаном и создали правительство национального единства, а основные силы Талибана были разгромлены.
20 марта 2003 вторжением в Ирак сил объединённой коалиции (США и Великобритании), без санкции Совета Безопасности ООН, началась операция, названная американским командованием «Шок и трепет». Она продлилась до 1 мая 2003 и закончилась разгромом иракских вооруженных сил, установлением контроля оккупантами над территорией страны. Официальными причинами вторжения являлись обнаружение и уничтожение оружия массового поражения и обнаружение данных, говорящих о поддержке Ираком международного терроризма. Помимо этого инициаторами вторжения в Ирак преследовалась «освободительная миссия» направленная на свержение диктаторского режима лидера Ирака Саддама Хусейна, заочно обвиненного в геноциде курдского и шиитского населения Ирака и недемократичных методах управления страной.
8 августа 2008 г. Грузия развязала боевые действия в Южной Осетии (бывшая часть территории Грузии провозгласившая в 1991 г. независимость) и обстреляла столицу республики город Цхинвал. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. Россия для защиты жителей Южной Осетии, многие из которых являются российскими гражданами, без санкции Совета Безопасности ООН ввела в регион в помощь расквартированным там миротворцам (несколько десятков из которых погибли в результате грузинской агрессии) около 10 тысяч военнослужащих и сотни единиц военной техники. 12 августа Россия заявила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, а 22 августа объявила, что закончила отвод войск на позиции, определенные решением Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 1999 года. 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии.
Характерно, что впоследствии государственный секретарь США Кондолиза Райс объявила о неуместности параллелей между действиями Российской Федерации в Грузии (в августе 2008 г.) и вторжением США в Ирак (в 2003 г.) Отвечая на вопрос, не полагает ли она, что Запад утратил моральное право осуждать Россию после вторжения в Ирак, глава американской дипломатии заявила, что «никаких сравнений быть не может, и Россия не должна применять такой аргумент». Со слов К. Райс, Ирак времен Саддама Хусейна являлся «государством, которое нападало на своих соседей, применяло оружие массового уничтожения и было зачинщиком двух крупных военных конфликтов».
Вопросы. Оправдано ли нормами международного права вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенных государств с «гуманитарными целями», целями «борьбы с терроризмом» и «распространением оружия массового поражения»? Насколько такие действия соответствуют принципам международного права jus cogens, основополагающим международным актам и системе международных средств разрешения подобных конфликтных ситуаций? В каких случаях с позиций международно-правовых императивов допустимы военные акции в отношении суверенных государств? На основе международного права проведите сравнительно – правовой анализ законности действий нападающих сторон во всех четырех приведенных ситуациях.
Задача 15.
Международные трибуналы – это международные органы, создаваемые для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия. Идея создания международного уголовного трибунала зародилась еще в позапрошлом веке, когда глава Красного Креста Густав Мойнер предложил учредить суд над виновниками франко-прусской войны.
В различное время созданы следующие международные трибуналы и суды международной уголовной юрисдикции:
1) Международный военный трибунал над нацистскими преступниками в Нюрнберге. Действовал в 1945 г.;
2) Международный военный трибунал для Дальнего Востока (над военными преступниками Японии) в Токио. Действовал в 1946 г.;
3) Международный трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ), действует с 1993 г. по настоящее время, создан в Гааге с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.;
4) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. Трибунал действует с 1995 г. по настоящее время;
5) Международный Трибунал ООН по морскому праву. Расположен в Гамбурге, действует с 1996 г. по настоящее время;
6) Международный уголовный суд (МУС). Действует в Гааге. Первый судебный процесс прошел в 2006 г.
Вопросы. Охарактеризуйте статус и детализируйте задачи каждого из вышеназванных судебных органов, назовите международные правовые акты, на основе которых они действуют (действовали). Приведите примеры из их практики. Разыщите и прокомментируйте критические высказывания ряда СМИ и политиков относительно малой эффективности, низкой легитимности и спорной правомочности некоторых из этих судебных учреждений. Насколько в действиях этих судов присутствует политическая составляющая? Почему Россия, Израиль, США, Китай, Индия отказались признавать для себя юрисдикцию Международного уголовного суда?
Приложение 3 к ФОС
по дисциплине «Международное право»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕСТ 1
Дата: 2019-02-19, просмотров: 376.