За неделю до проведения групповой дискуссии преподаватель обозначает тему дискуссии к следующему занятию. Обучающиеся могут разработать и предложить конкретные вопросы дискуссии
При проведении дискуссии преподаватель во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.
После вводного слова преподаватель начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.
Преподаватель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения; использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения.
По результатам обсуждения проблемы преподавателю необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.
Разбор, подведение итогов дискуссии. Преподаватель подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений.
Правила ведения дискуссии (для обучающихся):
• дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;
• выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;
• каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
• в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
• каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;
• необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;
• в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.;
• отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;
• при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;
• любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;
• говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону;
• говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания;
• ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.