Раздел 1. Введение в экономическую науку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 1. Введение в экономическую науку

(общеэкономические понятия)

Тема 2. Сущность, структура и факторы развития

Экономической системы

 

1. Экономические явления, процессы и закономерности формируются в рамках определенной экономической системы.

Экономическая система – это совокупность принципов, правил, норм и традиций, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Для отечественной науки понятие «экономическая система» является достаточно новым и еще не устоявшимся. Вместо него ранее использовался термин «общественно-экономическая формация», в основе которой лежало единство производительных сил и производственных отношений. Сегодня эти экономические категории также используются, но их место в экономической системе и содержательные аспекты несколько изменились.

Производительные силы – это совокупность трудовых ресурсов, предметов и средств труда (средств производства).

Предметы трудаэто все то, из чего непосредственно создается экономический продукт (это объекты, на которые направлен человеческий труд) – полуфабрикаты, сырье, вспомогательные материалы.

Средства трудаэто то, с помощью чего создается товар (продукт) или услуга. Наиболее активная часть средств производства называется орудиями труда (станки, машины, оборудование). Большую роль также играет производственная инфраструктураобщие условия, непосредственно не участвующие в процессе создания продукта, но без которых производство невозможно – информация, ЛЭП, дороги, здания.

С помощью средств производства общество осуществляет экономическую (хозяйственную) деятельность, главная цель которой состоит в производстве и распределении материальных или иных благ и услуг.

Производственные отношенияэто отношения субъектов хозяйствования (домохозяйств, предприятий (фирм) и государства) в процессе производства, распределения обмена и потребления экономических благ.

В общем понимании, благо – это все то, при помощи чего человек осознанно либо неосознанно удовлетворяет свои потребности.

 

     
 

Экономические блага


Таблица производственных возможностей

Виды продукта

Производственные альтернативы

А B C D E F
Продукты питания, тыс. наборов 0 1 2 3 4 5
Единицы вооружения, шт. 15 14 12 9 5 0

Этот цифровой пример можно проиллюстрировать и на графике (рис. 1), получившим название кривой производственных возможностей (КПВ).

 

КПВэто кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.

 



Рис. 1. Кривая производственных возможностей

 

КПВ характеризует максимально возможные объемы производства единиц вооружения и продуктов питания при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов. Точка М характеризует ситуацию недоиспользования ресурсов, низкую эффективность их использования. Точка N при данном уровне развития технологий недостижима.

Любой избранный вариант делает невозможным другие варианты, т.е. потеря какого-либо другого варианта неизбежна. Уже избранное сочетание производства и продуктов питания и вооружение делает недостижимым другие варианты, которые были возможны. Несостоявшиеся возможности получили название альтернативных издержек. Таких альтернативных возможностей может быть достаточно много, и среди них могут быть такие, которые принесли бы более высокую выгоду, если бы выбор остановился на них. Следовательно, можно говорить об упущенной выгоде.

Альтернативные издержки – это количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства единицы другого товара. Альтернативные издержки часто называют также затратами упущенных возможностей. Если по каким-либо причинам альтернативы нет, то нет и упущенной выгоды.

Причиной существования альтернативных издержек является ограниченность. Сталкиваясь с ограниченностью, люди делают выбор в пользу одного блага, отказываясь от другого.

Движение по КПВ, т.е. анализ различных избранных точек на этой кривой, помогает определить альтернативные издержки. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные издержки. Это явление получило название закона возрастающих альтернативных издержек.

Суть закона состоит в следующем: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающего количества единиц другого блага. Иначе говоря, производство единиц одного блага влечет за собой сокращение производства другого блага.

Это объясняет, что форма кривой производственных возможностей является выпуклой вправо вверх.

Двигаясь от точки С к точке D общество увеличивает производство продуктов питания на 1 тыс. наборов (∆Х). При этом производство единиц вооружений, так называемых инвестиционных товаров (т.е. товаров, которые обеспечивают производство предметов потребления) сокращается на 3 единицы (∆У).

∆У – величина отрицательная, ∆Х –положительная. Таким образом, КПВ имеет отрицательный наклон. Значение наклона КПВ общества экономисты называют предельной нормой трансформации (М RT ). Это 1 тыс. наборов питания, которое общество может получить, отказавшись от 3 единиц вооружения. Если общество, потеряв 3 единицы вооружения получит 1 тыс. наборов продуктов питания, то М RT = - ∆У (12 – 9) / ∆Х (2 – 3) = -3 / -1= 3. Или 1ПП = 3В.

 

5. Увеличение производственных возможностей позволяет преодолеть ограниченность КПВ и означает процесс экономического роста. Экономический ростэто количественное увеличение и качественное усовершенствование производства общественного продукта.

Выход за пределы границ производственных возможностей достигается двумя способами: интенсивного, осуществляемого за счет применения более совершенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП (научно-технического прогресса); и экстенсивного, т.е. за счет привлечения дополнительных факторов производства.

 

Графически экономический рост иллюстрирует сдвиг КПВ вправо (рис. 2).


Рис. 2. Экономический рост

 

Рис. 4. Упрощенная модель экономического кругооборота на макроуровне

5. Собственность занимает центральное место в экономической системе. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими и поэтому основными.

Собственность с экономической точки зрения – это отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и пользования материальных благ. Таким образом, собственность это не вещь, а отношения по поводу вещей. В собственности выражается право субъекта на пользование объектом.

Субъектом собственности выступают человек, гражданин, семья, социальная группа, производственный коллектив, местное сообщество, народ, органы управления и самоуправления.

Объектом собственности являются земля, природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, имущество, деньги, ценные бумаги, информация, интеллект.

 

Базовые формы собственности в современной России можно проиллюстрировать в виде следующей схемы (рис. 5):


Рис. 5. Базовые формы собственности в России

 

Создание этого многообразия форм собственности предполагает определение границ государственного владения экономическими ресурсами. Эта проблема решается благодаря таким процессам, как разгосударствление, приватизация и национализация.

Разгосударствление – это процесс преобразования государственной собственности в различные смешанные формы.

Приватизация – это создание на базе государственных форм собственности таких форм, где приоритет отдается частной собственности.

Национализация – это обратный процесс преобразования различных форм собственности в государственную.

6. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все вместе взятые они являются признаками предпринимательства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.

Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Именно риск является одним из основных признаков предпринимательства.

Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.

В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

· свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

· не регламентирован в объемах бизнеса;

· не ограничен твердой ценой.

Основными видами предпринимательской деятельности во всем мире являются:

· индивидуальная, или частная;

· товарищество, или партнерство;

· корпорация (акционерное общество) (см. табл. 2).

По признаку размеров предпринимательства различают малый, средний и крупный бизнес.

Как определяют величину размеров фирмы? Самый простой измеритель масштаба производства – количество выпущенной продукции. Таким показателем удобно пользоваться, сравнивая предприятия, выпускающие однородную продукцию.

 

Таблица 2

Параметры

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Количество предприятий очень большое достаточно много несколько крупных одна крупная Тип продукции однородный дифференцированный однородный и дифференцированный уникальный; нет близких заменителей Контроль над ценами отсутствует некоторый, но в довольно узких размерах существует влияние ценового лидера практически полный контроль Условия вступления в отрасль очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий блокировано Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и др. очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

                         Раздел 2. Микроэкономика

Содержание понятий «величина спроса» и «спрос»

Понятие «величина спроса» Понятие «спрос»
Величина спроса ( Qd ) – это количество товара, которое покупатели хотят и могут позволить приобрести по данной цене. Спрос ( D ) – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при прочих равных условиях.

 

 Изменение величины спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

Зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, называется кривой спроса, или графиком спроса.

В качестве примера построим график спроса студентов на капиллярные ручки. Предположим, что при цене 5 руб. за одну ручку, всеми студентами будет куплено 10 ручек, при цене 4 руб. – 11 ручек, при цене 3 руб. – 12 ручек, при цене 2 руб. – 15 ручек и при цене 1 руб., соответственно – 20 ручек. Если цены за единицу товара отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос – по оси абсцисс, то получим следующий график (рис. 8)

 

Рис. 8. Кривая спроса

 

На графике кривая D – D имеет нисходящий наклон (опускается сверху вниз). Это обусловлено законом падающего спроса.

Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается, и наоборот (если цена товара уменьшается, то спрос на этот товар увеличивается).

 

Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов (детерминант) спроса и выражается в смещении кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса) от первоначального положения (рис. 9).

 

Рис. 8. Кривая изменения спроса

 

К неценовым факторам спроса, определяющим сдвиг кривой спроса вправо или влево, относятся:

· число (количество) покупателей;

· доходы потребителей;

Увеличение доходов потребителей обычно при прочих равных условиях влияет на спрос положительно (чем больше доход, тем больше спрос). Объяснение очевидно: при увеличении доходов люди при той же самой цене готовы купить больше товаров, чем до увеличения доходов. Так как это верно при любой фиксированной цене, то кривая спроса сдвигается вправо вверх. Товары, спрос на которые в любом случае так реагирует, получили название «нормальных» товаров. 

Товары, спрос на которые снижается с ростом доходов, получили название в экономической теории товаров «низшего порядка» или «низкокачественных». Такие товары как хлеб, картофель, крупы, низкосортные сорта мыла и многие другие – товары первой необходимости, с ростом дохода могут вытесняться более качественными товарами. Поэтому спрос на товары «низшего порядка» с ростом дохода падает (кривая спроса сдвигается влево вниз).

· вкусы (на них могут оказывать влияние мода, реклама) и привычки покупателей;

· изменение цен на сопряженные товары (заменители и дополняющие друг друга товары);

Товары - заменителиэто товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает увеличение спроса на другой. Снижение цены на один товар влечет за собой снижение спроса на другой.

Взаимодополняющие товары это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает снижение спроса на другой.

· ожидание цен и доходов в будущем;

· сезонный фактор.

 

2. На рынке со спросом взаимодействует предложение.

В экономической теории также различают два понятия: «предложение» и «величина предложения» (см. табл. 5)

Таблица 5




Содержание понятий «величина предложения» и «предложение»

 

Понятие «величина предложения» Понятие «предложение»
Величина предложения ( Qs ) – это количество товаров и услуг, которое производители желают предложить к продаже по данной цене. Предложение ( S ) – это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке.

Изменение величины предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.

 

График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже (рис. 10).

 

Рис. 10. Кривая предложения

 

На графике предложения видно, что в отличие от снижающейся кривой спроса кривая предложения имеет восходящий вид. График показывает, что между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара на конкурентном рынке существует прямая связь, которая называется законом предложения: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то величина предложения увеличивается, и наоборот.

При построении кривой предложения мы исходим из того, что цена данного товара является главным фактором, определяющим величину предложения на рынке. При этом все остальные неценовые факторы остаются постоянными.

Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов (детерминант) предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения) от первоначального положения (рис. 11).

 

 




Рис. 11. Кривая изменения предложения

 

К основным неценовым факторам предложения, определяющим сдвиг кривой предложения вправо или влево, относятся:

· число продавцов на рынке;

· цены на ресурсы;

Снижение цен на ресурсы ведет к росту прибыли при тех же ценах и увеличению предложения. График предложения при этом смещается вправо от первоначального значения. Рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. Кривая предложения смещается влево.

· технология производства;

Совершенствование технологии позволяет более эффективно, с меньшими издержками на единицу продукции осуществлять производство и увеличивать предложение. График предложения смещается вправо.

· налоги и дотации;

Увеличение налогов при тех же ценах уменьшает прибыль производителей и ведет к сокращению предложения товаров на рынке и сдвигу кривой предложения влево. Рост дотаций, напротив, способствует увеличению предложения, так как субсидии государства означают, что оно берет на себя покрытие издержек производителей и позволяет им выпускать больше продукции. График предложения при этом смещается вправо. Снижение налогов или дотаций ведет к противоположным изменениям предложения.

· ожидания изменения цен. Ожидания повышения цен обычно сдерживают текущее предложение данного товара с целью последующей его продажи по более высокой цене. График предложения при этом сместится влево.

 

3. Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса и с анализом предложения.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо расположить кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 12). Они пересекутся в точке Е, которая покажет равновесную цену Ре.

 

 

 

Рис. 12. График равновесия на рынке

 

В точке Е величина предложения равна величине спроса ( Qd = Qs ).Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Таким образом, равновесиеэто ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Равновесное состояние рынка быть не может, так как ситуация постоянно изменяется, вызывая изменения спроса и предложения.

Допустим, что цена продажи товара поднялась выше равновесной до уровня Р1. В этом случае на рынке образуется избыток предложения (товарный излишек)ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Если цена устанавливается ниже цены равновесия, то образуется избыток спроса (товарный дефицит)ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения. На рынке точка равновесия устанавливается автоматически без вмешательства со стороны государства.

Изменение равновесной цены и равновесного количества зависит также от всех неценовых факторов, рассмотренных выше и влияющих на смещение графиков спроса и (или) предложения и, соответственно, на положение равновесия на рынке.

В случае увеличения спроса равновесная цена и равновесный объем рынка возрастают; при сокращении спроса они снижаются.

Когда в условиях фиксированного спроса предложение товара увеличивается, равновесный объем рынка возрастает, а равновесная цена снижается. Когда предложение товара сокращается, равновесный объем рынка уменьшается, а равновесная цена возрастает.

Мы рассмотрели ситуации, когда меняется спрос или предложение. Значительно чаще имеет место такое положение на рынке, когда изменяются одновременно как спрос, так и предложение, т.е. сдвигаются обе кривые. В подобных случаях не всегда можно предвидеть, в каком направлении изменяются равновесные объем и цена (см. табл. 6, рис. 13).

 

Таблица 6


Рис. 15. Графики общей и предельной полезности

Для большинства лекарственных препаратов (ЛП) закон убывающей предельной полезности имеет несколько иное действие. В процессе лечения каждая последующая доза ЛП приносит большую предельную полезность, т.е. предельная полезность возрастает до определенного уровня, характеризующего или снижение симптома или выздоровление. После достижения этой точки предельная полезность резко убывает, т.к. дальнейшее принятие ЛП может принести вред больному.

Убывающая предельная полезность заставляет производителя снижать цену, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества товара. Эта закономерность обуславливает взаимодействие закона убывающей предельной полезности и закона спроса.

Исходя из вышесказанного, цена товара определяется не общей, а предельной полезностью.

Каждый потребитель стремится повысить общую полезность при ограниченном доходе, т.е. действует исключительно рационально.

Исходя из этих факторов и аксиом, экономисты сформулировали правило (принцип) максимизации полезности: потребитель так расходует свой денежный доход, что последняя денежная единица (руб.), затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную полезность. Или, каждый потребитель расширяет свое потребление до тех пор, пока предельная полезность не будет пропорционально цене. Или последний рубль, затраченный на товар Y должен приносить ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на товар Х.

М Ux / Р x = М Uy / Р y , или М Ux / М Uy = Р x / Р y ,

где МUx, МUy – предельная полезность единицы товара x и y;

Рx и Рy – цены товаров x и y.

Это основное уравнение в теории потребительского поведения.

3. Ординалисты признавали, что количественно измерить полезность невозможно, но можно определить динамику изменения предельной полезности. В целом этот подход дает возможность сравнения и упорядочения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности.  

Предпочтения можно изобразить графически, используя кривые безразличия (см. табл. 9, рис. 16).

Кривая безразличияэто совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

                                                                                                                                                                                    Таблица 9

Комбинация

Потребительских наборов

Продукты питания (ед.) Одежда (ед.) Х Y А 2 8 В 5 6 С 7 4 D 9 3
 

E

11 2

     
 



Рис. 16. Кривая безразличия

Таким образом, кривая безразличия показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие потребителю одинаковое удовлетворение.

Совокупность этих кривых, выражающих потребительские наборы с одинаковой полезностью составляют карту безразличия (рис 17).

 

                               Рис. 17. Карта безразличия

4. Под влиянием изменений в предпочтениях потребителя при перемещении

         
 

из точки А в точку В происходит замещение единиц одежды продуктами питания. Движение вдоль кривой безразличия характеризует показатель предельной нормы замещения – М RS.

М RS = - ∆ Y / ∆ X

Она показывает, от какого количества одного блага готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага.

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, поскольку чем меньше единиц одежды имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от каждой единицы этого блага и тем больше продуктов питания ему потребуется, чтобы компенсировать потерю единицы одежды.

Еще один вывод теории потребительского поведения касается возможностей людей в осуществлении желаний. Покупатель должен совмещать свои потребности с ценами товаров, входящими в потребительский набор и доходов, которым он располагает, и достигать при этом максимальную полезность. 

Графически возможности потребителя отражает бюджетная линия (линия бюджетных ограничений), представляющая геометрическое место точек, каждая из которых показывает возможное сочетание единиц одежды и продуктов питания. Математически бюджетная линия выражается уравнением бюджетной линии:

I = Р x · X + Р y · Y ,

где

     
 

X и Y – количество товаров, Рx и Рy – их цены.

 

Рис. 18. Равновесие потребителя

 

Точка касания бюджетной линии с кривой безразличия означает оптимальный потребительский выбор или потребительское равновесие (рис. 18).

 

5. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замещения или эффект дохода.

Эффект замещения: снижение цены товара означает, что теперь он стал дешевле по отношению к другим товарам. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях заменять дорогие товары более дешевыми.

Эффект дохода: если цена товара снизилась, то реальный доход (покупательная способность) потребителя увеличивается. Это значит, что он может на тот же доход приобретать большее количество товара.

 

 





Закон убывающей отдачи

L ТР = Q MP ( L ) АР ( L )
0 0 - -
2 8 4 4
4 20 6 5
6 26 3 4,5
8 26 0 3,3
10 24 -2 2,4

Из второй колонки таблицы видно, что по мере увеличения дополнительных рабочих валовой продукт фирмы увеличивается, затем достигает максимума, а при найме последних двух рабочих снижается.

В третьей колоне показаны изменения предельного продукта в процессе использования дополнительных единиц труда при неизменной величине капитала в условиях краткосрочного периода. При найме 6 работников предельный продукт снижается, что говорит о законе убывающей предельной производительности.

Этот закон описывает форму кривой МР (рис. 22).

Рис. 22. Кривые валового, предельного и среднего продукта

Рассмотрение выявленных изменений общего, среднего и предельного продуктов дает возможность сформулировать следующие выводы:

· Общий продукт максимален, когда предельный продукт равен нулю.

· Кривые среднего и предельного продукта пересекаются в точке максимума среднего продукта.

· Средний продукт возрастает, когда предельный больше среднего, средний убывает, когда предельный меньше среднего.

· МР = АР L – условие оптимального использования переменного фактора, т.к. в этой точке самая высокая производительность.

3. В зависимости от возможности изменения по мере роста объема производства все виды издержек в краткосрочном периоде делятся на постоянные и переменные.

Общие постоянные издержки ( TFC )это издержки, которые остаются неизменными при увеличении или уменьшении объема выпуска. При нулевом выпуске имеют ту же величину. К ним относятся аренда помещения, налоги на собственность, процент за кредит, зарплата управляющего персонала, амортизация.

Общие переменные издержки (Т V С) – это издержки, которые изменяются в зависимости от объема производства. При нулевом объеме выпуска переменные издержки равны нулю. Примером данных видов издержек являются затраты на сырье, материалы, топливо, зарплата производственных рабочих, транспортные расходы.

Общие (валовые) издержки (ТС) – это сумма постоянных и переменных издержек.

ТС = Т F С + Т Y С                    

От величины общих постоянных, общих переменных и валовых издержек зависят средние издержки фирмы. 

Средние общие издержки – это издержки в расчете на единицу продукта.

А T С = А F С + А Y С = ТС / Q

Средние постоянные издержкиобщие постоянные в расчете на единицу продукта.

А F С = Т F С/ Q

С увеличением объема выпуска они имеют тенденцию к уменьшению.

Средние переменные издержкиобщие переменные в расчете на единицу продукта.

А Y С = Т Y С/ Q

 

Динамику рассмотренных видов затрат можно проиллюстрировать графически (рис. 23)


Рис. 23. Кривые постоянных, переменных и валовых издержек

В краткосрочном периоде

 

Понятие средних переменных издержек необходимо для оценки эффективности хозяйствования фирм, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития – расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

Эти виды затрат показывают, во что обходится производство одной единицы продукта. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли и позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы. Средние издержки не позволяют судить, насколько изменятся общие издержки при выпуске еще одной дополнительной единицы продукта. На это вопрос позволяет ответить изучение предельных издержек. 

Предельные издержкиэто изменение общих издержек, связанное с увеличением объема выпуска на одну единицу.

МР = ΔТС / Δ Q

Постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек (рис. 24). Прирост общих издержек вызван приростом только переменных издержек. Предельные издержки показывают, во что обходится производство одной дополнительной единицы продукции. По ним определяют оптимальный объем выпуска.

Анализируя соотношение между кривыми средних и предельных издержек можно констатировать следующее:

 

Рис. 24. Кривые средних и предельных издержек в краткосрочном периоде

 

· Кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек в точке их минимума.

· Средние издержки убывают, когда предельные меньше средних.

· Средние издержки возрастают, когда предельные больше средних.

· МС = А VC – оптимальный объем выпуска по затратам.

4. Минимизация издержек очень важна, но не достаточна для принятия решения об объеме производства предприятия (фирмы), поскольку не дает ответа на вопрос, получит ли оно максимальную прибыль. Источником прибыли является доход предприятия или выручка от реализации продукта. Экономическая теория различает понятия:

- общий доход, полученный от реализации всей продукции:

Т R = P · Q ,

где P – цена продукта, Q – объем реализуемого продукта;

- средний доход: AR = TR / Q;

- предельный доход – приращение дохода предприятия в результате увеличения продажи на одну единицу: MR = ΔТ R / Δ Q

Оптимальный объем выпуска продукта достигается тогда, когда предельный доход равен предельным затратам: MC = MR.

 

5. С категорией издержек тесно связана категория прибыли. При этом в теории рыночной экономики различают нормальную, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Прибыль ( PR )разница между выручкой и затратами:

PR = TR – TC

Существует два подхода к учету издержек.

Явные издержки (бухгалтерские)это издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных продуктов.

Неявные издержкиэто издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, которые могут быть представлены в виде денежных платежей, которые могла бы получить фирма при наиболее выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов. Их называют издержками отвергнутых возможностей. Неявные издержки всегда постоянны.

Экономические издержкиэто сумма явных и неявных издержек.

                    Бухгалтерская прибыль = Выручка – Явные издержки

Экономическая прибыль = Выручка – Экономические издержки =

= Выручка – (Явные + Неявные затраты) =

=Бухгалтерская прибыль – неявные издержки

 

Если экономическая прибыль больше нуля, то предпринимателю выгодно заниматься этим бизнесом. Экономическая прибыль равная нулю показывает, что для предпринимателя оба варианта использования принадлежащих ему ресурсов равноценны. Он ничего не теряет, вкладывая их в альтернативный вариант. Эта прибыль называется нормальной. Экономическая прибыль меньше нуля, говорит о том, что ресурсы фирмы используются менее эффективно, чем это можно было бы сделать при иных, альтернативных вариантах.

6. Предприятия для достижения экономической цели своей деятельности должны следовать определенным правилам, о которых шла речь выше. Однако не все зависит от самого предприятия, важное значение имеет конкурентные условия, в которых оно находится. Нормативное значение для моделирования экономического поведения предприятий при решении вопросов что, как для кого производить, имеют идеальные рыночные структуры – совершенная конкуренция и монополия.

В условиях совершенной конкуренции незначительный объем продукта, предлагаемого фирмой на рынке, делает спрос на ее товар совершенно эластичным по цене, кривая спроса горизонтальная прямая. Фирма вынуждена ориентироваться на уже сложившуюся равновесную цену выпускаемого ей товара. В этих условиях ее общий доход будет зависеть только от объема выпуска: чем больше Q, тем больше TR , а предельный доход равняется цене.

     

Из графика следует, что для совершенного конкурента кривая спроса (D) – это и кривая предельного дохода (MR), а правило MR=MC трансформируется в правило MR=MC=P.

 

  Рис. 25. Положение равновесия конкурентной фирмы в случае максимизации



Факторных доходов

 

1. До сих пор речь шла о процессах, происходящих на рынках товаров и услуг, на которых фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства – в качестве покупателей производимой фирмами продукции.

На рынках факторов производства (ресурсов), наоборот, продавцами являются домашние хозяйства – собственники факторов производства, а покупателями фирмы, осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги.    

Различают сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами. В качестве факторов выступают труд, неотделимый от личности работника, земля, элементы реального капитала и предпринимательские способности. Рынок факторов производства это рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Заработная плата определяется как плата за услуги рабочей силы. Рента – плата за услуги «земли». Процент – за «услуги» капитала. Прибыль – за предпринимательские услуги.

Рынки факторов производства подчиняются тем же принципам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена ресурсов является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной ресурс. 

Спрос на факторы производства предъявляют фирмы. Такой спрос называется производным, потому что он впрямую зависит от спроса на готовую продукцию.

Фактор производства полезен не сам по себе, а только потому, что с его помощью можно произвести конечный продукт, который принесет удовлетворение потребителю. Например, спрос на лекарственные средства определяет спрос на услуги провизоров и фармацевтов. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Для организации производства требуются многие факторы: труд, земля, техника, энергия, сырье. Но изменение цен на один из факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы.

 

2. Рассмотрим рынок труда, функционирующий в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что ни фирма, ни рабочие не могут повлиять на цену услуг труда, т.е. ставку заработной платы.

Спрос на услуги труда осуществляют фирмы. Денежные затраты на наем работника – это заработная плата, которую фирма выплачивает нанятому работнику. В зависимости от метода оценки трудовых затрат различают повременную (за отработанное время), сдельную (за определенный объем работ).

Величина спроса на труд зависит от уровня цен на продукцию, производимую при его помощи, и от производительности труда. Чем более производительным является труд, чем выше цена его продукта, тем больше предъявляемый на этот вид труда спрос.

Особенностью рынков рабочей силы и, в частности, индивидуального предложения труда выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отдыхать. Дилемма «работа-досуг» применительно к рынку труда получила название «эффект дохода» и «эффект замещения». Ее можно продемонстрировать на графике (рис. 20).

Характерный наклон кривой индивидуального предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного момента W0. В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в жертву интересам высокого заработка (зона 1). По достижении высокого материального положения работник приостановит дальнейшее предложение своего труда Lo и откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы. Для данного работника «эффект дохода» не является больше приоритетным, то есть главным, и приносится в жертву ради альтернативного работе время препровождения и досуга. «Эффект дохода» замещается «эффектом досуга» (зона 2).

 

Рис.20. Кривая предложения труда отдельным работником

 

Данная форма кривой предложения труда лежит в основании длительной тенденции к сокращению рабочей недели. За последние сто лет рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов в неделю.

В тоже время важно различать кривую предложения труда отдельного человека и общества в целом. Рыночное предложение услуг труда имеет обычную форму: по мере роста заработной платы количество человеко-часов возрастает. Это происходит потому, что повышение оплаты труда привлекает новых, ранее не работавших людей: издержки упущенной выгоды, если они останутся дома, становятся для них слишком высоки. В целом рыночное предложение труда формируется под воздействием совокупности следующих условий:

· общая численность населения;

· численность активного трудоспособного населения;

· количество отработанного времени за год;

· качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Перечисленные факторы могут изменить положение кривой предложения услуг труда.

На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ.

Установление минимального размера заработной платы выше равновесного W0 приводит к появлению безработицы, ниже равновесного W0 – к нехватке (дефициту) рабочей силы.

3. Следующий рассматриваемый рынок – рынок земли. Необходимо отличать саму землю, как объект купли – продажи от услуг земли, которые также могут покупаться и продаваться на рынке. Ценой услуг земли является ставка арендной платы за единицу используемой в течение определенного периода времени земельной площади, или ставка земельной ренты ( R ).

 

Земля является первичным ресурсом, так как искусственно невоспроизводима. Количество земли в каждый данный момент времени ограничено, следовательно, предложение земли совершенно неэластично, т.е. кривая предложения представляет собой вертикальную линию (рис. 21).


Рис. 21. Спрос и предложение на рынке земли

Объем предлагаемых в аренду участков является заданной величиной и не зависит от уровней арендной платы за их использование. Уровень ставки земельной ренты определяется пересечением кривых спроса и предложения. Увеличение спроса при фиксированном предложении приводит к резкому повышению равновесной ренты и наоборот, снижение спроса вызовет снижение ренты. Следовательно, ставка арендной платы определяется только уровнем спроса на услуги земли. Величина земельной ренты выражается площадью четырехугольника. Рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит собственнику земли. Арендная плата включает, кроме ренты, еще амортизацию построек (находящихся на земле), а также процент на вложенный капитал.

Цены на землю тесно связаны с земельной рентой. Чем выше рента, тем выше цена этого участка. Допустим, что какой-то участок земли приносит ежегодную ренту – 4 000 руб. Какой может быть стоимость этого участка? Ответить на этот вопрос – значит, определить альтернативную стоимость для собственника земли. Цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена данного участка земли должна быть равна,

Pz = R / i ,

где Рz– цена данного участка земли;

R – рента, ожидаемая с данного участка;

i – рыночная ставка ссудного процента.

Если ставка ссудного процента – 5%, то цена земли равна:

4000 / 5% = 4000 / 0,05 = 80 000 ден. ед.

Особенностью земельной ренты по сравнению с другими ценами на ресурсы является то, что она не выполняет стимулирующую функцию, т.е. не ведет к увеличению предложения земли. Например, высокая заработная плата на определенный вид труда будет способствовать расширению предложения работников данного вида труда. Высокий уровень земельной ренты, особенно в современных условиях, когда земли освоены, не приведет к увеличению предложения земли, так как ее количество в природе ограничено.

 

4. В современной экономической теории капитал определяется как ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. К капитальным ресурсам относятся здания, сооружения, оборудование, сырье, энергия и идеи. В зависимости от степени долговечности физический (реальный) капитал подразделяется на:

· основной капитал, представляющий реальные активы длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование), служит в течение нескольких циклов производства.

· оборотный капиталсредства производства, которые единовременно потребляются в производственном процессе, изменяя при этом свою натуральную форму и превращаясь в готовую продукцию  (сырье, материалы, топливо, энергия).

Амортизацияснижение стоимости основных капитальных ресурсов в течение определенного периода времени в процессе производства и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт.

Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций, компьютеров и сырья для завода или фабрики. Все экономические блага производственного назначения, выраженные в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке. Актив – это все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Величина реального капитала растет в процессе инвестирования денег в новые здания, оборудование, запасы сырья и материалов. Эти вложения в реальный капитал называются инвестициями. Процент выступает как доход на реальный капитал, потому, что предприниматель всегда делает выбор: либо приобрести оборудование, либо положить деньги в банк. Выбор будет сделан в пользу предпринимательской деятельности, если сумма банковского процента будет ниже дохода, приносимого реальным капиталом.

На реальном рынке капиталы обращаются в денежной форме. Деньги не являются экономическим ресурсом, поскольку они не участвуют в производстве товаров и услуг, не являются предметом или средством труда. Но они используются для покупки средств производства. Таким образом, рынок капитала – это рынок, на котором продаются финансовые ресурсы, необходимые для организации деятельности фирм. Выделяют также кредитный рынок – рынок, на котором происходит предоставление и получение ссуд. Кредитор, у которого имеются временно свободные денежные средства, предоставляет их за плату на определенный срок заемщику, который в них нуждается.

В связи с этим возникает понятие ставки процента – цены, уплачиваемой за использование денег в течение года. Он определяется не в абсолютной величине, а в виде процента от количества взятых в кредит денег, что позволяет сравнивать процентные ставки. На конкурентном рынке рыночная цена определяется исходя из соответствия спроса и предложения товара. Следовательно, равновесная ставка процента зависит от спроса на ссудный каптал и его предложения.

 

5. Принятие решения об инвестициях и вложениях денежных средств, предполагает сравнение сегодняшних и будущих доходов.

Первоначально вложенная сумма денежного капитала увеличивается с каждым годом в зависимости от ставки процента. Сумма, полученная через год, определяется по формуле простого процента:

V = Р (1+ i ) = 100 1,1 = 110,

где – денежная сумма, вложенная в настоящее время (100);

i – ставка процента в десятичной форме (0,1). Следовательно процентный доход будет равен Рi (10).

Сумма, полученная через определенное количество лет, определяется по формуле сложного процента:

V = P (1+ i )¹,

где t – временной интервал лет.

С помощью формулы сложных процентов можно определить сегодняшнюю стоимость будущих доходов. Этот процесс называется дисконтированием.

Р = V /(1+ i )¹

Например, при годовой ставке процента 10% рубль через год превратится 1,1 руб., т.е. сегодняшний рубль будет стоить 1,1 руб. А рубль, который мы получим через год, сегодня стоит 90,9 копеек. Следовательно, рубль, полученный сегодня, стоит больше, чем рубль, который мы получим в будущем.

Если мы желаем получить через 2 года при ставке процента 20% 5500 рублей, то сегодня нам надо вложить 4583 р.

На основе формулы дисконтирования определяется выгодность инвестиций. Если дисконтированная стоимость будущего потока доходов больше суммы инвестируемых средств, то эти вложения выгодны. Например, фирма решила приобрести оборудование по цене 10 тыс. руб. Ожидается, что оно принесет следующий доход: 1 год – 6 тыс. руб.; 2 год – 5 тыс. руб. Процентная ставка – 20%. Выгодны ли эти инвестиции для фирмы? Решение: 6 / (1,2)¹ + 5 / (1,2)² = 8472 тыс. руб. Можно сделать вывод: инвестиции не выгодны.

Раздел 3. Макроэкономика

Расчет ВВП по расходам

Потребительские расходы домашних хозяйств, или личные потребительские расходы, включают в себя расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (автомобили, телевизоры и т.д.), товары текущего потребления (хлеб, молоко и др.) и услуги (врачей, юристов, парикмахеров и пр.).

Конечные расходы органов государственного управления – это государственные расходы органов власти всех уровнях (федерального, регионального и муниципального) на покупку продукции предприятий и покупку ресурсов для нужд государства, в том числе рабочей силы.

Инвестиции – это экономические ресурсы, которые направляются на возмещение и увеличение реального капитала общества.

Валовые инвестиции представляют собой сумму амортизационных отчислений, направленных на замещение потребленного в текущем году основного капитала (А), и чистых инвестиций, являющихся капиталовложениями, направленными на расширение производства (In):

Ig = А + In

Показатель чистых инвестиций может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

 

1. In = Ig – А > 0 Наблюдается расширение хозяйственного потенциала страны.
2. In = Ig – А = 0 Производственный потенциал не изменяется: валовых инвестиций хватает только для того, чтобы компенсировать потери, связанные с износом.
3. In = Ig – А < 0 Сокращение потенциала страны: валовых инвестиций недостаточно даже для компенсации износившегося оборудования.

Чистый экспорт представляет собой разность между экспортом (Х) и импортом (М): Xn = Х – М.

Этот показатель весьма подвижен, поскольку зависит и от динамики экспорта, и от динамики импорта.

Расчет ВВП по доходам

Заработная плата – денежное вознаграждение за наемный труд (выплачивается бизнесом и государством).

Рентные платежи – это 1) доход, получаемый собственниками земли и природных ресурсов; 2) доходы от недвижимости.

Процент на ссудный капитал – это доходы собственников денежного капитала. Процентные платежи, производимые государством, исключаются из процентных доходов.

Прибыль – доход, который остается и фирмы после вычета расходов из общей выручки.

Косвенные налоги на бизнес – надбавка к цене товаров и услуг (это общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины).

Амортизация – ежегодные отчисления, которые показывают объем капитала, потребленного в процессе производства.

3. Кроме главного показателя ВНП, как измеритель годового выпуска продукции, в экономике существует целый ряд взаимосвязанных показателей, которые могут быть рассчитаны на основе ВНП.

· ЧНП (чистый национальный продукт) – представляет собой ВНП, скорректированный на сумме амортизации, или капитала, потребленного в ходе производства.

ЧНП = ВНП – Амортизация

 

· НД (национальный доход)это общий объем заработной платы, ренты, процента и прибыли, полученной в ходе производства и реализации товаров и услуг. Это весь годовой поток товаров и услуг, исчисляемый в денежном выражении.

НД = ЧНП – Косвенные налоги

· ЛД (личный доход)это полученный доход до уплаты индивидуальных налогов.

ЛД = НД – (взносы на соц. Страхование, налоги на прибыль,

нераспределенные прибыли корпораций) + трансфертные платежи

· Доход после уплаты налогов (ДПУН) или РД (располагаемый доход)

РД = ЛД – индивидуальные налоги (т.е. налог на имущество, на наследство, личные подоходные налоги)

4. Поскольку ВВП – это денежный, временной и количественный показатель, то на его величину оказывают влияние как размеры объема продукции, так и уровни цен. Показатели ВВП, созданного в течение нескольких лет, могут быть сопоставимы только тогда, когда подсчет объема производства текущего года осуществляется в ценах базового года, т.е. общий уровень цен не изменяется.

Уровень цен выражается в виде индекса цен. Индекс цен определяется соотношением между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемого «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой аналогичной группы товаров и услуг в базовом периоде в %.

Индекс цен = (совокупная цена рыночной корзины в данном году / совокупная цена рыночной корзины в базовом году) · 100%

 

Определяются индексы потребительских цен, индекс цен производителя, индекс цен на экспортную продукцию, индекс цен на импортные товары, индекс цен (дефлятор) ВВП.

Набор индексов цен для различных лет позволяет сравнить уровни цен в различные годы.

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию; уменьшение индекса цен указывает на дефляцию.

Исходя из сказанного об индексе цен ВВП, различают номинальный и реальный ВВП.

Показатель ВВП, исчисленный в текущих, рыночных ценах, т.е. показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен, называется денежным, или номинальным.

Показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения цен (инфляцией или дефляцией), называется реальным ВВП.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП – дефлятором.

Дефлятор ВНП = (ВНП номинальный / ВНП реальный) · 100%

 

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс цен ВВП в десятичной форме

 

Политика государства

 

1. Рыночная экономика не может нормально функционировать без финансов и финансовой системы. Экономическая политика государства на три четверти состоит из финансовой и денежно-кредитной политики.

Понятие финансы самым тесным образом связаны с деньгами. Без денег нет финансов. Но понятия «финансы» и «деньги». Что из себя представляют деньги, нам известно из выполняемых ими функций.

Функции финансов несколько иные, их сущность прояляется в действиях:

1. Аккумулирующая – состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства (создание материальной основы существования государства и его жизнедеятельности ).

2. Регулирующая – стимулирования деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем

3. Распределительная – формирование и использование денежных средств через фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соц.страхования, спец.фонды, фонды предприятия.

4. Контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Таким образом финансыэто система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВНП.

Основными признаками финансов выступают:

· деньги и денежные средства ( денежная форма выражения);

· финансы связаны с финансированием субъектов необходимыми денежными средствами;

· распределительный характер отношений – адресное выделение денежных средств.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, предприятия, различные объединения, организации и отдельные граждане.

Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

· между государством и предприятием;

· между предприятиями;

· между предприятиями и банками;

· внутри предприятий;

· между государством и общественными организациями;

· между государством и населением ( трансферты, выпуск займов, организация лотерей )

Все эти связи образуют структуру финансовых отношений или систему финансов.

Финансовая системаотношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие финансовые институты и учреждения на основе законодательно установленных нормативов.

 

2. Важнейшим звеном системы финансов являются государственные финансы. Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в данной стране.

Государственные финансы выполняют четыре функции:

1. Экономическая – финансирования государственной деятельности государства в экономике (управления, программирования и др.).

2. Социальная – поддержка малоимущих слоев населения, финансирование пособий по безработице, инвалидам и больным.

3. Оборонная – финансирование армии, милиции.

4. Экологическая – субсидии экономическим субъектам для разработки и внедрение в производство новых технологий, снижающих вредное воздействие на природу.

Центральным звеном общегосударственных финансов выступает государственный бюджет (главный централизованный фонд государства).

Государственный бюджетсмета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения за определенный период (финансовый год), утвержденный в законодательном порядке.

Согласно Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст.114 а). Принятый Госдумой федеральный бюджет подлежит утверждению Советом Федерации (ст. 106 а). Завершается принятие федерального бюджета подписанием его Президентом РФ и обнародованием (ст. 107 д). После этого федеральный бюджет становится законом.

Бюджетное законодательство различает бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 г. госбюджет носит название федерального.

Бюджет государстваэто консолидированный бюджет России.

Консолидированный бюджетэто свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 6 Бюджетного Кодекса).

Поэтому Бюджет государства – это федеральный бюджет + бюджет 88 субъектов Федерации. Консолидированный бюджет превышает федеральный в 2 раза.

Бюджет выполняет следующие три функции:

1. Образование основного централизованного фонда денежных средств (эту функцию выполняют бюджетные доходы: налоги, неналоговые доходы, займы).

2. Расходование бюджетного фонда (конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам).

3. Контрольная (создает условия для контроля за поступлениями доходов и целевым использованием бюджетных средств).

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней.

Структура бюджетной системы РФ состоит из бюджетов 3-х уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Начиная с 2001 г. государственные внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования) консолидируются не только в бюджетную систему, но и в федеральный бюджет. Только пенсионный фонд функционирует автономно.

 

3. Под структурой доходов и расходов бюджета понимают процентное отношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов и расходов бюджета.

Доходы государствата часть национального дохода или ЧНП, которая сосредоточена в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений (доходов от государственных предприятий, процентов по выданным кредитам, рентных платежей, займов, лотерей и т.д.). 

Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.

Налогобязательный платеж, сбор, взимаемый государством или местными органами власти с граждан (физических лиц) или фирм (юридических лиц) на основе специального законодательства.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти.

В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика. К ним относятся налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль корпораций, земельный налог и др.

Косвенные налогиэто налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на «плечи» потребителя. К ним относятся:          

1) налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов);

2) таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.

3) налог на добавленную стоимость. Налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием. Налог на добавленную стоимость НДС вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке.

Основное достоинство НДС – широкая налоговая база поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.

Основной недостаток НДС – обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.

 

4. В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов:

1) Регрессивный налогналог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.

2) Пропорциональный налогналог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.

3) Прогрессивный налогналог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций является прогрессивными.

В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог.

Если налоговая система носит прогрессивный характер, т.е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики.

5. Реформа налоговой системы в России еще не завершена. В ходе ее главный упор делается на косвенные налоги. Регулирование единой ставки подоходного налога должно способствовать легализации доходов и лучшей их собираемости, что, в конечном счете, позволит сбалансировать бюджет. Связь между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений показывает кривая А. Лаффера (рис. 26).

 

Американский экономист доказал, что одни и те же по величине поступления в бюджет можно получить при высокой и низкой налоговых ставках. График показывает, что в процессе повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления вначале растут, но дойдя до максимального уровня, начинают снижаться. 


Рис. 26. Кривая Лаффера

6. Государственные расходырасходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер.

Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно. Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз, спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько – на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти?

В настоящее время государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП.

Основные статьи федеральных расходов – это:

· национальная оборона, или поддержание боеготовности страны и внутренняя безопасность;

· социальные выплаты (защита доходов) или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т.д.;

· экономическая помощь регионам (республикам) и местным органам власти или так называемая политика фискального федерализма;

· выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб и др.

Как же правительство может осуществлять расходы? С помощью собственных доходов.

Разница между государственными расходами и доходами покрывается за счет государственных займов.

Государственные займыразновидность кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком или кредитором.

 

7. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Бюджетный профицит (излишек)превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит (недостаток)превышение расходов над доходами.

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Государственный бюджет РФ в последние пять лет сводится с профицитом. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за 1 баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть.

Государственный долгобщий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг. Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Государственный внутренний долгзадолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны. Государственный внешний долг задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран.

Количественно государственный долг – сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны. Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:

· увеличивают неравенство в доходах;

· требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

· вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;

· увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.

К основным методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относятся:

· принятие ежегодно сбалансированного государственного бюджета;

· увеличение доходной части бюджета за счет установления новых федеральных налогов или введение более высоких ставок действующих налогов;

· использование методов разумной приватизации экономики посредством продажи государственных активов;

· выход правительства на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств;

· сокращения военных расходов.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Речь идет о регулировании экономики и помощью доходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называют фискальной политикой.

Фискальная политикаэто воздействие государства на экономику посредством манипулирования расходной частью бюджета и налогообложения.

 

 

Раздел 4. Мировая экономика

Прямые

·  Квоты – определяемые законом ограничения на количество импортируемого товара. Контингенты обычно оформляются как списки товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства (решение некоторых стран ЕС ограничить импорт японских автомобилей – 11% продаж на внутреннем рынке).   

· лицензированиеразрешение (лицензия) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции;

· метод прямого ограниченияиспользование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных им частных фирм на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности;

Косвенные

· национальная налоговая система – создание преимуществ для покупателей и пользователей национальной продукции;

· национальные стандарты – правила, несоблюдение которых может стать поводом для запрета ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке;

· система национальных транспортных тарифов – создание преимуществ в оплате перевозки грузов экспортерами по сравнению с импортерами.

Между тарифами и пошлинами существуют определенные различия.

1) Когда вводится квота, то прибыль от роста цены в импортирующей стране обычно попадает к зарубежным и внутренним продавцам этого продукта. Так как поставщики ограничены квотой, покупатели в стране-импортере должны платить за данный товар больше. Поэтому поставщики (иностранные и собственные) выручают больше за каждую проданную единицу.

2) Когда вводится тариф, часть прибыли попадает властям страны-импортера через налоговую систему. Правительство этой страны получает более высокие налоговые поступления частично за счет собственных граждан – потребителей данного товара, а частично за счет зарубежного экспортера, который вынужден сократить свою прибыль, чтобы удержать от падения величину спроса, снижающуюся при введении тарифа. При этом выигрывают внутренние производители, поскольку они от тарифа освобождены.

Таким образом, выбирая между тарифами и квотами, страна-импортер чаще предпочитает тарифы, потому что, во-первых, от применения тарифов власти этой страны получают больше, чем зарубежные и собственные поставщики, и, во-вторых, тарифы не могут сдерживать специальных преимуществ для неэффективных поставщиков.

К системе регулирования внешней торговли можно отнести государственное стимулирование экспорта с целью повышения конкурентоспособности национальных экспортеров на внешнем и внутреннем рынке:

· прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы между стоимости услуг по транспортировке грузов;

· экспортные кредиты, выдаваемые на льготных условиях;

· государственное страхование внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом.

 

3. Для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по разным ценам в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка, места и времени продаж. Наиболее общим выражением цены, в используемых сделках, является мировая цена, – цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в центрах мировой торговли. Например, на цинк, нефть, свинец, олово, никель, алюминий – цены Лондонской биржи цветных металлов.

Экспортеры (фирмы или государства) нередко прибегают к демпингу, т.е. продаже своих товаров по ценам значительно ниже мирового уровня. Это делается с целью внедрения на рынок, расширения продаж, вытеснения потенциальных конкурентов. Производители страны-импортера ставятся в невыгодное положение, и.к. сбыт их продукции затрудняется. Такая практика может стать причиной торговой войны («макаронной», «рисовой» и т.д.). При установлении факта демпинга со стороны страны-экспортера взимается антидемпинговая пошлина. Судебные решения могут не ограничиваться пошлиной, а также повлечь штрафы и принудительный уход с рынка. В 90-х годах антидемпинговые меры многократно применялись по отношению к российским товарам.

Важнейшим понятием, отражающим текущее внешне-экономическое положение, является платежный баланс.

Платежный баланс страныэто сводный баланс сделок, заключенных в течение данного периода между отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны с теми же представителями другой страны. Соотношение экспорта и импорта в денежной форме составляет торговый баланс, являющийся частью платежного баланса. Он бывает активным, когда экспорт превышает импорт и пассивным – импорт превышает экспорт.

4. В настоящее время на экономическую политику всех без исключения государств большое влияние оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных валютных систем и мировой валютной системы.

Под валютой, во-первых, понимается любая национальная денежная единица (российский рубль, американский доллар). Во-вторых, термин «валюта» применяется для обозначения денежных знаков иностранных государств.

В зависимости от режима использования валюты делятся на:

а) конвертируемые (обратимые), которые свободно обмениваются на любую иностранную валюту. К ним относятся доллар США, английский фунт стерлинг, японская йена, евро и некоторые другие валюты развитых стран. Они составляют основную часть валютных резервов, хранящихся в Центральных банках и валютно-финансовых организациях государств;

б) частично конвертируемые валюты, т.е. обратимые не по всем валютным операциям и обмениваемые лишь на некоторые другие валюты;

в) неконвертируемые (замкнутые), которые используются лишь в пределах данной страны.

Соотношение спроса и предложения на ту или иную валюту определяет ее валютный курс. Валютный курсэто цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных расчетных единицах. Валютные курсы могут быть: фиксированные и свободно плавающие, управляемые плавающие.

Система фиксированных валютных курсов предполагает, что Центральный банк устанавливает официальный курс национальной валюты, фиксируя содержание своей валюты в других денежных единицах и пределы свободного колебания курса национальной валюты. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции (скупку или продажу) на валютных рынках.

Система плавающего валютного курсаэто система, исключающая какое бы то ни было вмешательство ЦБ в процесс установления равновесного валютного курса на валютных рынках. Курс валюты не фиксируется жестко, но при его большом росте или падении ЦБ будет соответственно продавать или скупать свою валюту в обмен на иностранную.

Управляемые плавающие курсыэто сочетание двух, указанных выше, систем. ЦБ может проводить интервенции на валютном рынке с целью сгладить нежелательные колебания валютного курса.

Поскольку спрос и предложение валют непрерывно меняется, валютный курс также не стабилен. Его фиксация на определенную дату называется котировкой.

Причинами колебания валютных курсов являются:

1) Колебания в темпах роста национального дохода в разных странах. Рост доходов в Англии приведет с росту спроса на импортные товары, например, из Франции. Если этот спрос растет быстрее, чем увеличивается экспорт. В результате растет обменный курс евро, и теперь за тоже количество фунтов можно купить меньше французских товаров. Импорт из Франции в Англию падает.

2) Различия в темпах инфляции. Инфляция обесценивает национальную валюту. Обменный курс этой валюты упадет.

3) Изменение в ставках процента на кредиты. Внешние финансовые источники для займов будут перемещаться в ту страну, где выше ставка процента. Следовательно, спрос на эту валюту поднимет ее курс.

4) Денежно-кредитная политика. Расширительная политика (ускорение экономического роста, рост темпа инфляции, снижение ставки процента) приводит к обесцениванию национальной валюты.

5) Фискальная политика. Ограничительная политика – увеличение налогов и сокращение государственных расходов, приводит к сокращению совокупного спроса, снижению темпов роста и темпов инфляции. Будет сокращаться импорт и увеличиваться экспорт. В результате обменный курс будет расти.

5. Мировая валютная система прошла в своем развитии три этапа, каждому из которых соответствует свой тип организации международных валютных отношений. Существует три режима установления валютных курсов:

- на основе «золотого стандарта».

- система фиксированных валютных курсов.

- система плавающих валютных курсов, колеблющихся в зависимости от спроса и предложения.

Золотой стандарт основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. После экономического кризиса 30-х годов практически все развитые страны отошли от золотого стандарта.

Система фиксированных валютных курсов основана в 1944 г. на Бреттон-Вудской (США) конференции. В основе ее лежал золотовалютный стандарт, где в качестве резервов выступали золото и доллары. Доллар был увязан с золотом и признавался основной резервной и расчетной валютой. США взяли на себя обязательства по размену бумажного доллара на золото по фиксированному содержанию для Центральных банков других стран. После официального прекращения обмена доллара на золото (1971г.) фиксированные курсы валют уступили место плавающим. Эти изменения в международной валютной системе были юридически закреплены в соглашении в 1976г. на Ямайке.

Система плавающих валютных курсов, как и всякая другая цена, определяется спросом и предложением. Центральный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка и равновесный курс устанавливается под влиянием рыночных сил. Значительные колебания характерны как для сильных, так и для слабых валют.

 

6. В мире существует международные финансовые организации. Они вырабатывают принципы функционирования международных валютно-финансовых систем и обеспечивают контроль за их выполнением. Примером таких организаций являются Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Они разрабатывают и осуществляют программы помощи развивающимся странам, странам с переходной экономикой для устранения или смягчения устойчивого отрицательного сальдо платежного баланса, решения задач экономического развития.

 

Список литературы ко всему курсу

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2001.

3. Закон РФ «О занятости населения в РФ». Изд. 3-е. М., 2003.

4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005.

5. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: Учебник. М., 2003.

6. Ефимова, Е.Г. Экономика: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2005.

7. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Экономистъ, 2005.

8. Кейнс, Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1994.

9. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: Проспект, 2005.

10.  Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.И. Чепурина, Е.А. Киселевой. Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. Киров: АСА, 2005.

11.  Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: в 2 т. М.: ИНФРА-М, 2001.

12.  Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: Учебник. Изд. 2-е, сокращ. СПб.: Питер, 2000.

13.  Микроэкономика: Учебник / Под ред. Е.Б. Яковлевой. СПб.: Поиск, 2002.

14.  Основы экономической теории: Курс лекций / Под ред. А.А. Кочетова. М.: Изд.- торг. корп. «Дашков и К°», 2005.

15.  Пиндайк, Р., Рубенфельд, Д. Микроэкономика / Пер. с англ. М.: Дело, 2000.

16.  Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: НОРМА, 2005.

17.  Симкина, Л.Г. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2002.

18.  Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / Пер. с англ. М.: Дело, 1999.

19.  Хейне, П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993.

20.  Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.В. Журавлевой. Изд. 4-е. М.: ИНФРА-М, 2005.

21.  Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. Изд. 4-е. перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2005.

22.  Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2005.

23.  Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2004.

24.  Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. Изд. 2-е., перераб. и доп. М.: КноРус, 2005.

25.  Периодические издания (журналы): «Российский экономический журнал (РЭЖ)», «Экономист», «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления», «Финансы», «Деньги и кредит», «ЭКО», «Экономическая наука современной России» (ЭНСР), «Мэи-МО», «Эксперт, Человек и труд» и др.

26.  Газеты: «Экономика и жизнь», «Российская газета» и др.

 

Содержание

 

Введение …....…………………………………………………………………….

Раздел 1. Введение в экономическую науку

(общеэкономические понятия)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 503.