· приёма извещений о пожарах,
· своевременное направление подразделений на тушение пожаров,
· обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны и оперативного учёта пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчёте, в резерве, на выполнении задания.
На ЦУС территориального гарнизона возлагается:
· приём сообщений
· высылка на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов [11].
Для нормального функционирования ЦУС располагает следующими помещениями [11]:
– диспетчерским залом, где размещаются автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчеров с техническими средствами связи и отображения информации;
– аппаратной, где устанавливается кросс, стативы, испытательные приборы, звукозаписывающая аппаратура, зарядные и распределительные устройства, усилители оповещения и другая вспомогательная аппаратура;
– помещениями центрального пункта радиосвязи, где располагается аппаратура радиосвязи;
– аккумуляторной;
– агрегатной, в которой устанавливается резервный агрегат электропитания ЦУС;
– комнатой отдыха диспетчеров (при круглосуточном дежурстве).
Рис. 4.4. Комплекс технических средств ЦУС
Центр управления силами оборудуется кабельным вводом городской телефонной сети связи, ёмкость которого определяется необходимой ёмкостью оперативно-диспетчерской связи с учётом развития на дальнейшую перспективу. Для повышения надёжности связи ЦУС оборудуется двумя кабельными вводами. Основной прокладывается непосредственно от кросса городской или районной АТС, а резервный – от другой городской или районной АТС (или той же АТС, проложенной по другой трассе).
Основными документами учёта работы ЦУС являются:
· журнал ЦУС (прил. А),
· журнал учёта неисправностей средств связи (прил. Б),
· журнал учёта магнитофонных записей (прил. В), батарейный журнал (прил. Г).
Диспетчерский зал – основное помещение ЦУС. В нём размещаются пульты управления приёмной и передающей аппаратуры связи, устройства нанесения и отображения оперативной обстановки, складывающейся на защищаемой территории.
В состав аппаратуры управления силами и средствами гарнизона, не имеющего автоматизированной системы оперативного управления в пожарной охране (АСОУПО), входит пульт оперативно-диспетчерской единой дежурно-диспетчерской службы (ПОДС ЕДДС). ПОДС ЕДДС «01» представляет собой комплексное рабочее место оперативного дежурного и является цифровой системой связи, имеющей широкие возможности по коммутации и регистрации голосовых и информационных каналов [12]. Принцип построения изделия подчинён решению основной задачи ЕДДС – обеспечению прямой оперативной диспетчерской связи со всеми территориальными дежурно-диспетчерскими службами постоянной готовности (пожарная охрана, дежурная часть милиции, скорая помощь, газовое хозяйство, энергообеспечение и др.).
Пульт состоит из следующего оборудования:
1) мебельного конструктива рабочего места оперативного дежурного (от одного до трёх) с установленными на нём панелями управления, на которых располагаются элементы управления, контроля и индикации аппаратуры связи и другого оборудования;
2) аппаратуры проводной связи, обеспечивающей организацию оперативно-диспетчерской связи по телефонным каналам, автоматическое определение номера на спецлиниях ГАТС, обмен цифровыми данными, оповещение личного состава по проводным линиям связи;
3) аппаратуры записи и архивирования переговоров по проводным линиям связи и радиоканалам с количеством каналов записи от 4 до 32.
Пульт обеспечивает:
– прием вызова с 2-проводной линии спецвызова «01» с функцией АОН и выдачу информации на пульт;
– переадресацию принятого вызова на профильного диспетчера с одновременным удержанием соединения;
– голосовое автоинформирование внешнего абонента фиксированным голосовым сообщением в соответствии с выбранной переадресацией;
– автоматическую запись и архивирование переговоров по входным линиям и радиоканалу (цифровая запись 4, 8, 16, 32-го каналов);
– систему оповещения личного состава по заранее подготовленным спискам оповещения абонентов (по общему списку, по группе частных списков, по подготовленным ранее сценариям, а также по отдельным абонентам из базы данных);
– подключение оператора к занятому каналу;
– подключение 2-проводных удалённых (до 25 км) аналоговых абонентов (другие диспетчерские службы);
– управление системой громкоговорящего оповещения;
– максимальное количество коммутируемых линий – 192.
В базовый комплект пульта ПОДС ЕДДС «01» помимо мебельного конструктива входит система оперативно-диспетчерской связи (СОДС) «НАБАТ». Пульт является составной частью СОДС «НАБАТ» и представляет собой (рис. 4.5) [12] многофункциональное абонентское телефонное устройство со встроенными коммутационными программируемыми кнопками и другими вспомогательными элементами, обеспечивающими управление электронными элементами системы при реализации её функций.
Рис. 4.5. Пульт для СОДС «Набат»
Пульт состоит из
· основного блока
· и дополнительных приставок прямой связи.
Система является
· необслуживаемой,
· не требует настройки, адаптации и программирования при установке у потребителя.
Если ЦУС размещается в здании, где расположена одна из пожарных частей, пункт связи данной пожарной части должен быть независимым от ЦУС и размещаться на первом этаже.
Все входящие и исходящие сообщения, в том числе и распоряжения, автоматически регистрируются на магнитной ленте. Количество магнитофонов определяется числом специальных каналов связи, обеспечивающих обмен информацией между центральным пунктом и внешними абонентами.
К каждому магнитофону подводится центральная часовая сеть для синхронизации датчика сигналов времени, записываемых на одну из дорожек.
Дорожки записи и магнитофоны нумеруются (за каждым контролируемым каналом закрепляется дорожка с указанием номера и частоты).
Питание магнитофона производится по двум независимым сетям с обязательным резервированием. Записанная информация, если не имеется специальных указаний, хранится не менее 10 суток, после чего стирается. Прослушивание записей осуществляется на воспроизводящих устройствах, входящих в комплект магнитофонов.
Диспетчеру ЦУС необходимо знать номер телефона абонента, позвонившего на ЦУС. Это связано с тем, что возможны подозрительные по содержанию сообщения или баловство детей. Зная номер телефона заявителя, можно принять меры, мешающие службе звонков. При сообщении о фактических пожарах эта информация может быть использована при расследовании причин возникновения пожара и факторов, связанных с ними.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 137.