Восстановление пластового давления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В эксплуатационной скважине при отборе жидкости в призабойной зоне происходит снижение давления по кривой. В графическом изображении получается кривая в виде воронки. Величина зоны депрессии и величина падения пластового давления зависят от следующих факторов:

а) от дебита скважины (чем больше дебит, тем больше величина зоны депрессии),

б) от вязкости жидкости (чем больше вязкость, тем больше зона депрессии),

в) от проницаемости пласта (чем меньше проницаемость, тем больше величина снижения пластового давления).

Величина снижения пластового давления может достигать десятков атмосфер. При остановках скважины на ремонт пластовое давление начинает восстанавливаться до среднего значения по месторождению. Это нужно учитывать при расчётах необходимой плотности жидкости, в противном случае может возникнуть проявление.

 

Первичные действия вахты при возникновении ГНВП.

 

Первичные действия вахты определяются планом по ликвидации возможных аварий при возникновении ГНВП и ОФ. В оперативной части плана расписаны действия каждого члена вахты при различных работах во время возникновения ГНВП. Имеются и дополнительные сведения о том, что должна делать вахта после герметизации устья. План согласовывается с противофонтанной службой и утверждается главным инженером предприятия или техническим руководителем. План является основой для проведения учебных тревог.

1. Первый, заметивший ГНВП, подаёт сигнал «выброс».

2. Останавливаются насосы.

3. Бурильщик приподнимает инструмент, муфта устанавливается напротив ключа, тело трубы должно быть напротив плашек превентора.

4. На инструмент устанавливается шаровой кран в положении «открыто».

5. Вахта убирает клинья, бурильщик в это время открывает с пульта задвижку на линию дросселирования и после этого закрывает ПУГ или превентор с трубными плашками.

6. Вахта фиксирует плашки превентора штурвалами ручного управления, количество оборотов штурвала и метки должны совпадать с нанесёнными на щите.

7. Закрывается концевая задвижка на блоке дросселирования.

8. Спустя 5-10мин. снимают показания давлений в трубном и затрубном пространствах. Вес инструмента и время начала проявления должны быть зафиксированы.

9. Закрывают шаровой кран.

10. Информируют руководство организации и противофонтанную службу.

11. Устанавливают наблюдение за устьем скважины и ростом давления в затрубном пространстве.

12. Проводится анализ воздушной среды, дальнейшие работы проводят по дополнительному плану.

 

Первичные действия ИТР при ГНВП.

 

1. Руководство и контроль над первичными действиями вахты.

2. Осмотр устья после герметизации, ликвидация перетоков, если они есть.

3. Оценка обстановки, определение возможности работы на устье.

4. В случае высокой концентрации газов вывод людей из загазованной зоны в безопасную.

5. При необходимости вызов специалистов по контролю воздушной среды.

6. Сообщение руководству.

7. Проведение глушения скважины по специальной технологии.

 

Причины перехода возникшего проявления

В открытый фонтан.

 

1. Организационные причины: недостаточная обученность персонала бригады и ИТР приёмам и методам предупреждения и ликвидации ГНВП.

2. Неправильные действия вахты:

а) затягивание или нарушение очерёдности первичных действий из-за недостаточной обученности и отсутствия навыков,

б) не соответствие размера плашек диаметру инструмента,

в) оставление инструмента на клиньях,

г) расположение муфты инструмента слишком высоко или слишком низко от ключа,

д) несоответствие положения задвижек на выкидных линиях типовой схеме,

е) не проведена фиксация плашек штурвалами ручного управления превентором,

ж) нарушение правил безопасности при работах в загазованной среде.

3. Неправильные действия ИТР:

а) промывка без расчётного противодавления при наличии газа в скважине,

б) стравливание давления, не предусмотренное методикой или расчётом глушения без одновременного подкачивания жидкости в скважину,

в) ошибки в расчётах,

г) нарушение технологии глушения,

д) затягивание времени глушения.

4. Неисправность ПВО.

5. Отсутствие свободных подходов к задвижкам и другим основным узлам ПВО.

6. Несоответствие фактической схемы обвязки ПВО проектной.

7. Неисправность силового или насосного оборудования.

8. ПВО не приведено к режиму оперативной готовности.

9. Заниженная прочность обсадной колонны.

10. Неправильное определение пластового давления.

11. Неправильные расчёты давлений опрессовки обсадных колонн с установленным ПВО.

12. Некачественное цементирование обсадных колонн (прорыв газа по затрубью, образование грифонов).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.