В Инструкции «О порядке расходования и учета фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава» от 10 октября 1962 г., разработанной совместно Минфином, Госбанком и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 3 апреля 1962 г. № 299, содержатся следующие разъяснения по поводу нештатников, а именно в разделе «Условия возникновения нештатных работ» Инструкции определено, что за счет фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава относятся все расходы, производимые предприятиями, учреждениями и организациями (далее — предприятия) на оплату работ, не предусмотренных в фонде заработной платы штатного состава и связанных с производственной и оперативной деятельностью предприятий, которые выполняются сторонними, не состоящими в их штате лицами. Привлечение таких лиц допускается лишь в случаях крайней необходимости и невозможности выполнения этих работ на договорных началах с соответствующими предприятиями.
В отдельных случаях разрешается расходование средств из указанного фонда на оплату работ, выполняемых работниками, состоящими в штате данного предприятия, если данные работы не входят в круг прямых обязанностей этих работников, например, за преподавание на курсах повышения квалификации персонала этих же предприятий и др.
В самом же Постановлении уточняется, что предприятиям запрещено расходовать фонд заработной платы, установленный для работников нештатного (несписочного) состава, на содержание постоянных работников сверх утвержденного штата и работников, принятых на штатные должности по внутреннему и внешнему (в ныне действующем понимании) совместительству.
Для признания контролирующими органами правомерности возникновения правовых отношений работодателю необходимо оформить письменное «трудовое соглашение». Причем со стороны работодателя кроме руководителя предприятия это соглашение обязано подписать (не завизировать!) и должностное лицо, являющееся главным (старшим) бухгалтером или его заместителем. На этих лиц возложена персональная ответственность и за правильное расходование фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава, и за обеспечение раздельного учета использования фонда заработной платы работников штатного (списочного) и нештатного (несписочного) составов.
Согласно Инструкции по смете нештатников возможны также выплаты:
— работникам, принятым для выполнения случайных разовых работ сроком до 5 дней, а также принятым для выполнения работ по основной деятельности предприятия на срок не более 1 дня (без трудовых соглашений) (достаточно соответствующего приказа);
— работникам нештатного (несписочного) состава за выполнение работ по специальным трудовым соглашениям независимо от срока выполнения этих работ;
— за работы по основной деятельности предприятия, выполняемые лицами, привлекаемыми со стороны (консультации врачей в медицинских учреждениях, оплата выступлений артистов в театрах, концертах, радио- и телевизионных студиях, оплата работ по экспертизе и др.);
— авторского и другого гонорара.
Из данных нормативных актов вырисовывается следующее.
Внештатник — это такой работник, который в случае возникновения необходимости привлекается юридическим лицом для оказания услуг и выполнения работ, не входящих в служебные обязанности штатных работников предприятия, на основании трудового соглашения. При этом он может привлекаться только на период выполнения требуемой работы или оказания необходимой услуги, а не на неопределенный период. Оплата труда внештатников производится из специально установленного для этих работников фонда заработной платы.
Принципиальным является совместное Постановление Совмина СССР и ВЦСПС «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6 сентября 1973 г. № 656 (в ред. от 15 августа 1990 г.), п.1 которого установлено, что трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. Государственному социальному страхованию согласно ранее действовавшим нормам трудовых кодексов РСФСР и РФ, а также Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде подлежали все рабочие и служащие, с которыми был заключен трудовой договор. По букве ныне действующего социального законодательства обязательному социальному страхованию подлежат все физические лица, заключившие не только трудовые, но и гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторские договоры, поскольку с выплаченного им вознаграждения и денежного эквивалента выданного им почти любого имущества работодатель обязан уплатить единый социальный налог.
Исходя из Постановления можно сделать вывод, что если внештатник привлечен на срок более 5 дней, работодатель обязан вести его трудовую книжку при отсутствии у него основного места работы. Но в таком случае с внештатником необходимо заключать трудовой договор, тогда как указанные выше нормативные документы обязывают работодателя заключать с ним трудовое соглашение, иногда даже специальное(!). Возникает резонный вопрос: а что такое «трудовое соглашение»? Употреблено ли это словосочетание законодателем в качестве синонима трудового договора или оно обозначает универсальный вид договора, который может заключаться также и для оплаты услуг, оказываемых в рамках гражданско-правовых отношений (например, медицинских или артистических)?
Иногда внештатных сотрудников называют – «Гражданско-трудовой гибрид».
Из ранее изложенного известно, что на практике внештатник может появляться (исключаю лиц, работающих за границей) только в случае возникновения производственной или иной необходимости в выполнении работ или оказания услуг силами специалистов, отсутствующих в штате организации, либо если необходимый специалист среди штатных работников есть, но выполнение необходимых работ или оказание услуг не входит в перечень его служебных обязанностей.
Прежде всего, определимся со штатным расписанием: обязательно ли оно, и каковы требования к порядку его первоначального составления и дальнейшего изменения. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «О первичных учетных документах» от 8 июля 1997 г. № 835 Постановлением Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. № 26 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации. В число форм, обязательных для организаций всех форм собственности без исключения, входит форма № Т-3 (Штатное расписание). Эта форма применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением).
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа (распоряжения) руководителя организации или уполномоченного им лица.
Отсюда следует, что у любой нормально функционирующей коммерческой организации при возникновении необходимости в выполнении какой-либо работы не должно возникнуть никаких проблем с изменением штатного расписания и введения в него должности требуемого специалиста. Потребность в привлечении к работе внештатников может возникнуть только у бюджетных учреждений и иных некоммерческих организаций, финансируемых собственником имущества или иными разрешенными способами, поскольку у таких организаций — жестко лимитированный фонд заработной платы, связанный с утвержденным собственником штатным расписанием, и распланированная смета иных расходов.
Для проведения нештатных работ или оказания ей услуг некоммерческая организация должна либо иметь фонд оплаты таких работ (услуг), либо на основании п. 3 ст. 50 и п. 2 ст. 298 ГК РФ осуществлять, с учетом положений учредительных документов, предпринимательскую деятельность, приносящую доходы, которые должны учитывать на отдельном балансе. Эти доходы поступают в самостоятельное распоряжение организации и могут служить источником оплаты труда «внештатников».
Итак, мы определились с финансированием внештатников. Теперь разберемся с непосредственным оформлением необходимого специалиста. Согласно действующему трудовому законодательству возможны 3 варианта его принятия на работу: по внутреннему или внешнему совместительству (в зависимости от того, чей он работник); на одном из условий, содержащихся в ст. 59 ТК РФ (то есть по срочному трудовому договору); если четко известен период работы, по трудовому договору на срок до 2 месяцев по правилам гл. 45 ТК РФ. Если же нужный специалист не имеет возможности либо желания оказать услугу или выполнить работу в условиях соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, что является обязательным условием работы по трудовому договору, работодателю нужно использовать гражданско-правовой договор.
Подведем итог нашему исследованию: Внештатный работник не является легальным субъектом современных трудовых и гражданско-правовых отношений, это объект финансового и статистического учета, характерный для бюджетных учреждений и подобных некоммерческих организаций. Словосочетание «трудовое соглашение» не является легальным синонимом понятия «трудовой договор».
И последнее: Возникает вопрос «Противоречат ли рассмотренные «нелегалы» действующему трудовому законодательству?» - На мой взгляд, не противоречат из-за отсутствия легальных «оппонентов». Они просто не вправе без официального определения их правового статуса появляться в нормативно-правовых актах, связанных с регламентацией трудовых отношений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.