В 1993 г. принят Закон РФ “Об обеспечении единства измерений”. До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений - от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.
Реорганизация государственных метрологических служб, необходимость которой диктовалась переходом страны к рыночной экономике, фактически привела к значительной степени разрушения централизованной системы управления метрологической деятельностью и ведомственных служб.
Появление различных форм собственности послужило причиной возникновения противоречий между обязательностью государственных испытаний средств измерений, их поверки, государственным надзором и возросшей степенью свободы субьектов хозяйственной деятельности. К этому добавились и другие проблемы, связанные с необходимостью для России интеграции в мировую экономику, вступления в ГАТТ\ВТО и т.д. Таким образом, проблема пересмотра правовых, организационных, экономических основ метрологии стала весьма актуальной.
Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны.
В самом деле, юридические нормы, непосредственно направленные на защиту прав и интересов потребителей, в правовом государстве регулируются стабильными законодательными актами. В этой
связи положения по метрологии, действовавшие до введения Закона “Об обеспечении единства измерений”, применяются лишь в части, не противоречащей ему.
Рассмотрим основные положения Закона “Об обеспечении единства измерений”
Цели Закона состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
- содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;
- создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;
- регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросу изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
- адаптация российской системы измерений к мировой практике.
Особенность Закона в отличие от зарубежных законодательных положений по метрологии заключается в том, что, несмотря на основные сферы его приложения - торговля, здравоохранение, защита окружающей Среды, внешнеэкономическая деятельность - он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет право аккредитованным метрологическим службам юридических лиц выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.
За рубежом в компетенцию федеральных органов власти входит только установление основ законодательства об обеспечении единства измерений. В отличие от практики зарубежных государств с федеративным устройством в РФ отношения, связанные с обеспечением единства измерений, регулируются лишь федеральными законодательными актами. Исключением из этого правового положения является предоставление субьектам федерации в России возможности принимать нормативные акты по некоторым вопросам государственного метрологического контроля и надзора.
Закон “Об обеспечении единства измерений” устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Основные статьи Закона устанавливают:
-организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;
- нормативные документы по обеспечению единства измерений;
- единицы величин и государственные эталоны единиц величин;
- средства и методики измерений.
Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Остальные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение закона. Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных документов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы, аналогичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.)
Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является подчиненность по вертикали одному ведомству - Госстандарту России, в рамках которого она существует обособленно и автономно.
Становление рыночных отношений наложило отпечаток на статью Закона, которая определяет основы деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Как отмечалось выше, в зарубежной практике вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях (“промышленная метрология”) выведены за рамки законодательной метрологии, а их деятельность стимулируется чисто экономическими методами. В России на сегодняшний день признана целесообразность сохранения законодательных положений, касающихся промышленной метрологии.
Специалисты отмечают также, что со временем утратит актуальность положение Закона о метрологических службах в государственных органах управления, поскольку уже сейчас заметны ослабление отраслевых органов управления и рост числа независимых юридических лиц.
Современный этап развития экономики в России вызывает трудности в реализации некоторых положений Закона (например, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право поверки, а также установления типа средств измерений), в связи с чем, требуется дальнейшее совершенствование, актуализация, конкретизация законодательных положений. Но вместе с тем, по крайней мере, три причины требовали законодательного закрепления Российской системы измерений:
- использование неверных приборов или методик выполнения измерений ведет к нарушению технологических процессов, потерям энергетических ресурсов, аварийным ситуациям, браку и др.;
- значительные затраты на получение достоверных результатов измерений.
В странах с развитой экономикой на измерения расходуется почти 6% ВНП;
- децентрализация управления экономикой вызывает необходимость структурных измерений в метрологии.
Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это, прежде всего, необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии. Некоторые из них учтены в Законе. Так, заменены устаревшие понятия и термины, трансформирована система поверки средств измерений: вместо государственной и ведомственной поверки, а также аккредитованными службами юридических лиц введена единая поверка средств измерений.
Требования к аккредитованным метрологическим службам и порядок их аккредитации в максимальной степени приближены к новым условиям и одновременно - к обеспечению в этих условиях единства измерений.
В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.
Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.
В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, что практикуется и в зарубежных странах. Основные цели внедрения этого нового для нашей страны надзора направлены на гарантированное соответствие применяемых в торговле средств измерений предъявляемым к ним требованиям, а в таких условиях нарушение метрологических норм может быть следствием лишь некомпетентности либо злоупотреблений персонала.
Нововведением является также расширение сферы распространения государственного метрологического надзора на банковские, почтовые, налоговые, таможенные операции, а также на обязательную сертификацию продукции и услуг.
Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств и защита интересов пользователей средств измерений.
Испытательная база сертификации в данной сфере практически существует, так как в России имеется как разветвленная сеть испытательных подразделений на базе организаций Госстандарта РФ, так и богатый опыт по проведению испытаний измерительной техники. Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом в Государственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами.
Наконец, Закон “Об обеспечении единства измерений” укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:
- поддержка приоритетов международных договорных обязательств;
- содействие процессам присоединения России к ГАТТ\ВТО;
- сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;
- создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.
Во исполнение принятого Закона Правительство РФ в 1994 г. утвердило ряд документов: “Положение о государственных научно-метрологических центрах”, “Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц”, “Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений”, “Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации”.
Эти документы вместе с указанным Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России. Но следует иметь в виду, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью (одним ведомством), а сами органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
ТКП 8.003-2011 (03220)
Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь
ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
Правила проведения работ
Сiстэма забеспячэння адзiнства вымярэнняў Рэспублiкi Беларусь
ПАВЕРКА СРОДКАЎ ВЫМЯРЭННЯЎ
Правiлы правядзення работ Издание официальное
ТКП 8.003-2011 III Содержание 1 Область применения..............................................................................................................................1 2 Нормативные ссылки .............................................................................................................................1 3 Термины и определения ........................................................................................................................1 4 Общие положения ..................................................................................................................................2 5 Представление средств измерений на поверку ................................................................................. 3 6 Методика поверки ..................................................................................................................................3 7 Требования к лаборатории и персоналу, осуществляющим поверку .............................................. 4 8 Оформление результатов поверки ...................................................................................................... 4 Приложение А (обязательное) Построение и содержание методики поверки средств измерений ..........................................................................................................5 Приложение Б (рекомендуемое) Порядок разработки, согласования и утверждения графиков периодической поверки средств измерений ................................................8 Приложение В (рекомендуемое) Требования к рабочим местам поверителей ................................11 Приложение Г (обязательное) Форма свидетельства о государственной поверке средства измерений ..................................................................................................... 15 Приложение Д (рекомендуемое) Форма заключения о непригодности средства измерений .........17 Приложение Е (рекомендуемое) Порядок разработки, изготовления и хранения поверительных клейм....................................................................................................18 Библиография .........................................................................................................................................21
Библиография [1] Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 20.07.2006
№ 163-З [2] Инструкция о порядке применения знака поверки средств измерений и его формах Утверждена постановлением Госстандарта от 07.03.2007 № 14 (в редакции постановления Госстандарта от 28.05.2008 № 29) [3] Инструкция о порядке осуществления метрологического контроля Утверждена постановлением Госстандарта от 10 марта 2010 г. № 7
Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.