Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).
В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.
Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.
Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.
Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.
В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.
Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные.
Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).
Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).
Вопрос 45
Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.
Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.
Могут ли составляющие части федерации являться самостоятельными суверенными государствами, если над ними стоит федеральная государственная власть?
Мое мнение, что в федеративном государстве истинно государственный характер имеет лишь центральная государственная власть, только она – суверенна. Я также разделяю теорию Бореля: “Суверенитет существенный элемент государства; в виду того, что суверенным является федеративное государство, частные государства, из которых состоит (единое) государство, с юридической точки зрения, не являются государствами;… с точки зрения публичного права, они не имеют верховный характер, необходимый для государства”… В федеративном государстве штаты (лишь) участвуют в создании суверенитета федеративного государства” 1.
Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета2. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это – нелепость вроде квадратуры круга”1. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.
Кстати говоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций.
Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.
Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решителями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами” 1.
Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты – союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором, обуславливающим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава Союза ССР.
Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно объявление этих республик суверенными государствами – не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название “парад суверенитетов”, и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном так и региональным уровнях.
Вопрос 46
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых осуществляется порядок подготовки и проведения выборов в выборные органы государства, органы местного самоуправления, и определяются результаты голосования.
Рассматривая понятие избирательной системы, нельзя не сказать об избирательном праве, т.к. это 2 неразрывно связанных между собой понятия. В нашей стране сочетаются 2 вида избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная.
Раньше (до 2007 года) выборы в Государственную Думу РФ проходили по смешанной системе: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе. В настоящее время в связи с изменившимся законодательством все 450 депутатов теперь избираются по пропорциональной системе. Тем не менее, в законодательные органы субъектов федерации выборы до сих пор осуществляются как по пропорциональной, так и по мажоритарной избирательной системе.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Избирательное право принято рассматривать в объективном и субъективном смысле.
1. В объективном смысле избирательное право – это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми осуществляется формирование выборных органов государства, органов местного самоуправления и избрание главы государства.
2. В субъективном смысле под избирательным правом принято понимать право граждан избирать и быть избранными в эти органы власти (активное и пассивное избирательное право).
Государственные органы и органы местного самоуправления в РФ формируются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании в соответствии с соответствующими нормативными актами.
Вопрос 47
Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.
К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.
Вопрос 48
Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:
1. Всеобщее избирательное право.
2. Равное избирательное право (каждый избиратель имеет один голос).
3. Прямое избирательное право.
4. Тайное голосование.
5. Свободное и добровольное участие в выборах.
6. Периодичность проведения выборов.
7. Подлинные и нефальсифицированные выборы.
8. Принцип проведения выборов с участием иностранцев в исключительных случаях по международному договору.
Существует ряд цензов в избирательном законодательстве:
1. возрастной (избиратель – 18 лет, депутат Государственной Думы – 21 год, Президент РФ – 35 лет);
2. оседлости (ч.2 ст.81 Конституции РФ, 10 лет проживания в РФ);
3. гражданство;
4. языковой (требование знания языка субъекта РФ);
5. образовательный (наличие у кандидата высшего образования);
6. ценз судимости;
7. предыдущего избрания (ограничение занятия выборной должности в течение нескольких сроков подряд
вопрос 49
Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.
Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.
Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).
Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет — для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).
Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.
Вопрос 50
Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).
Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного ИП:
· 1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);
· 2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);
· 3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе РФ. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин РФ, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан РФ на всей ее территории и принципу единого гражданства;
· 4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;
· 5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);
· 6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;
· 7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Необходимо отметить, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов РФ могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления и 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.
ИП относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Вопрос 51
Свобода выборов.. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал.
Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Свобода выборов. Это отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры несвободных выборов и давления на выборах: - политическое давление — расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного — угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу нужной партии или кандидата, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и т.п.; - социально-экономического — подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплаты, пенсий, пособий и т.п., - обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п., - психологического — запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода кпласта на выборах партии-оппонента; - информационного — систематическая односторонняя и/или искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно, в рамках закона, с некоторыми этическими и иными ограничениями, предвыборной агитации; Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов. 1.
Вопрос 52
Выборы представляют собой длящуюся во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении даты голосования. Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, обычно парламентские выборы назначаются главой государства или правительством.
2. Образование избирательных округов. Избирательный округ — это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица. Существует три основных вида округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные.
В демократических странах «нарезка» избирательных округов производится в законодательном порядке. В качествеосновных критериев образования избирательных округов, обеспечивающих равенство возможностей избирателей в формировании публичных органов власти, современная зарубежная практика применяет следующие:
• примерное равенство округов по количеству избирателей (отклонение, в границах которого допускается колебание численности электората, составляет 5—15%);
• компактность территории избирательных округов;
• территориальная целостность избирательных округов, когда каждый округ образует единую территорию;
• соблюдение, по возможности, административных границ;
• преемственность и максимальное сохранение прежней схемы «нарезки».
В зарубежных странах практике «нарезки» округов уделяется самое пристальное внимание и со стороны правящей администрации, и со стороны оппозиции. Изменением границ округов в Великобритании занимаются постоянно действующие комиссии, которые раз в 10 лет представляют министру внутренних дел доклады с рекомендациями с последующим направлением в парламент. В Португалии границы избирательных округов определяются законом о выборах, принимаемым перед каждыми новыми выборами. В Канаде «нарезка» округов находится в компетенции так называемых «пограничных комиссий».
3. Образование избирательных участков. Избирательный округ состоит из более мелких избирательных единиц, объединяющих избирателей общим местом голосования — избирательных участков.
4. Избирательные органы. Организацию и проведение выборов осуществляют специальные коллегиальные органы — избирательные трибуналы, советы, комиссии и др. Выделяют следующие виды избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные и участковые.
5. Регистрация избирателей. Эта стадия заключается во включении лица в специальные избирательные документы (списки избирателей), определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов. На этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, сенаторы, президенты. Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:
• самовыдвижение;
• выдвижение избирателями;
• выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.
7. Предвыборная агитация. Главный смысл этой стадии в том, что граждане, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.
Формы предвыборной агитации разнообразны: публичные мероприятия, встречи кандидатов с избирателями, воздействие на избирателей через средства массовой информации.
8. Голосование. Это главная стадия избирательного процесса, которая представляет собой народное волеизъявление по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Голосование может быть очным (непосредственным) и заочным(например, по почте).
9. Подсчет голосов и определение результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. число бюллетеней установленной формы. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы. В ряде государств (США, Канада, Нидерланды) достаточно широко используются электронные устройства для голосования.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 225.