Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции России)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право граждан на обращение следует рассматривать в органической связи с правом граждан на свободу мнений и слова, а также на участие в управлении делами государством. Обращения для граждан выступают в качестве одной из возможных форм защиты своих прав и интересов, а для органов государственной власти и местного самоуправления — формой обратной связи с населением.

Граждане вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам. Обращения граждан подаются в форме предложений, заявлений и жалоб.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, а также излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Рассмотрение обращения осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 

28. Право граждан на объединение в профессиональные союзы в целях защиты своих экономических и социальных интересов.

Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы закреплено в ст. 30 Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов»Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных ФЗ или международными договорами РФ.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и др. общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

29.Экономические права человека

Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятиепредпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, Конституция РФ 1993г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

§ принудительный труд запрещается;

§ закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

§ утверждается право на защиту от безработицы;

§ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Вопрос 30

одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ.Согласно Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Это право является одним из ключевых в условиях рыночной экономики, которая строится на активности индивида. Его предпринимательская деятельность есть инициативная организация хозяйственных отношений в целях извлечения прибыли. А под "иной", не запрещенной законом, экономической деятельностью Конституция подразумевает либо "продажу" гражданином своего труда, его результатов, либо работу на самого себя (строительство дома, обработка участка и т. д.).

Согласно Конституции, недопуска-ется экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Задачам поддержки здоровой конкуренции, предупреждения и преодоления монополизма и недобросовестной конкуренции служит Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Созданы антимонопольные органы - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы.(С. А.)

 

Вопрос 31

 

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 1 ст. 8). Эта конституционная норма нашла отражение и в ГК РФ (п. 1 ст. 212).

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

Причем иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами права собственности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Гражданин в качестве собственника, осуществляя определенную экономическую деятельность, может вводить свое имущество в гражданский оборот, в том числе использовать его при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности.

Объектами права частной собственности может быть любое имущество, за исключением отдельных видов, которые по закону не могут принадлежать гражданам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213 ГК РФ).

Вопрос 32

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном с установленном законом порядке. Правила и порядок установления происхождения ребенка определяются главой 10 СК РФ.

Личные права несовершеннолетних детей определены в гл. 11СК РФ и включают:

  • право на жить и воспитывать в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на защиту своих прав и законных интересов;
  • право выражать свое мнение;
  • право на имя, отчество и фамилию.

Имущественные права несовершеннолетних детей заключаются в:

  • праве на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • праве собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей имеют характерные особенности:

  • равенство прав и обязанностей родителей;
  • прекращение прав и обязанностей при возникновении у ребенка полной дееспособности (в 18 лет или раньше);
  • осуществление родительских прав является одновременно и обязанностью родителей.

Ниже перечислены личные права и обязанности родителей в соответствии и с гл. 12 СК РФ:

  • право и обязанность воспитывать своих детей;
  • преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими родственниками;
  • обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования;
  • право с учетом мнений детей на выбор образовательного учреждения и формы обучения детей до получения основного общего образования;
  • право и обязанность защищать интересы своих детей без специальных полномочий;
  • право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
  • родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участье в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования;
  • родитель, проживающий совместно с ребенком, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию;
  • родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • Обязанность родителей не препятствовать общению с ребенком дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не в праве причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатацию детей.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий между родителями спор может быть разрешен в органе опеки и попечительства или в суде.

Родители могут быть лишены родительских прав только судом в исключительных случаях, предусмотренных ст. 69 СК РФ, при наличии следующих оснований:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родительного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребление родительскими правами;
  • жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность;
  • хронической алкоголизм или наркомания родителей;
  • совершение им умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Ограничение родительских прав, то есть отобрание ребенка у родителей на основании судебного решения, может произойти в следующих случаях:

  • если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) независящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
  • если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находиться. Немедленное отобрание ребенка производиться органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение) – производиться судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка;
  • передача под опеку или попечительство (опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по место жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве);
  • передача на воспитание в приемную семью (договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями);
  • устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;
  • иные формы, обеспечивающие интересы детей.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ст. 123 СК РФ).

Вопрос 33

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Вопрос 35

Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинско­го характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лица­ми и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболева­ний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружаю­щей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, про­изводством и реализацией продуктов питания соответствующего ка­чества, качественных, безопасных и доступных лекарственных пре­паратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантирован­ном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с до­говором добровольного медицинского страхования.

Необходимым условием любого медицинского вмешательства яв­ляется дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохра­нению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, вклю­чая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нор­мах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предо­ставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также органи­зациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Вопрос 34

Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления поо­щряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным зако­ном категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Вопрос 36

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно - эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.
Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.
Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.
За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско - правовую ответственность.

Вопрос 37

Право на образование занимает центральное место среди куль­турных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользо­вание достижениями культуры, а также свобода культурного, на­учного и технического творчества.

Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяю­щие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования.

Получение высшего профессионального образования может осу­ществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется.

Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего професси­онального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствую­щие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

Вопрос 38

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Вопрос 39

Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и другие физические лица имеют право требовать выполнение этих предусмотренных Конституцией правил. Между правами и обязанностями граждан существует тесная связь, которая находит подтверждение в Конституции РФ.
Информация взята с сайта биржи Автор24: Рассмотрим основные признаки конституционных обязанностей граждан РФ: Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются основными, и все другие обязанности должны им соответствовать. Должностные лица и государственные органы не вправе принимать решение или правовой акт, противоречащие конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма. Конституционные обязанности выступают в роли юридической базы для всех обязанностей, установленных законодательством. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Детализируются и конкретизируются они в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами. Конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства. Круг конституционных обязанностей одинаков для каждого гражданина Российской Федерации, что говорит о равноправии и принципе правового положения граждан. Конституционные обязанности имеют непрерывный, постоянно действующий характер. Они неисчерпаемы, поскольку лицо может реализовывать свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.
Виды конституционных обязанностей Как уже отмечалось ранее, конституционные обязанности – это составная часть правового статуса личности. Рассмотрим основные конституционные обязанности граждан (рис. 1). Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы: общие; частные. Кобщим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан. Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей. В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся: соблюдение Конституции и федеральных законов; уважение прав и свобод других лиц; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы; уплата установленных налогов и сборов; воспитание и обеспечение образование детей; забота о нетрудоспособных родителях; защита Отечества. Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Ст. 15 Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Эта обязанность распространяется на всех субъектов правоотношений. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда подразумевает обязанность человека и гражданина своей деятельностью оказывать содействие практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. За несоблюдение положений Конституции РФ и законов предусмотрена юридическая ответственность. Уважение прав и свобод других лиц. Конституция РФ устанавливает, что осуществляя свои права и свободы граждане не должны нарушать права и свободы других лиц. В процессе реализации своих прав и свобод люди взаимодействуют друг с другом, вступая время от времени в противоречия с интересами, правами и поступками других людей. И здесь самой главной задачей является согласование этих интересов и достижение компромиссов. Недопустимо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявляя эгоизм, своеволие и анархию. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях и их воспитание является правом и обязанностью родителей, а в соответствии с ч. 4 ст. $434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование. По достижении детьми 18 летнего возраста, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак реализация родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей подробно изложены в Семейном кодексе РФ. Вместе с Конституцией РФ, обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом «Об образовании». Конституция РФ также закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти отношения глубоко личностные и зависят от чувства долга повзрослевших детей, их воспитания, нравственных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей либо были лишены родительских прав, трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей. Забота о памятниках истории и культуры. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 44) закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность беречь памятники культуры и истории распространяется на всех субъектов правоотношений, а также на объекты, прибывшие на территорию нашей страны из-за границы. Уплата налогов и сборов. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Налогоплательщиками являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Условия налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ. Сохранение природы и окружающей среды. В Конституции РФ (ст. 58) сказано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Охранять окружающую природную среду обязаны не только граждане, но и органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица. За нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Защита Отечества. Основной обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Это правовое и нравственное требование к каждому гражданину, его моральный долг и правовая обязанность. Защита Отечества направлена на обеспечение обороны страны, безопасности государства, а также защиту населения и материальных и духовных ценностей общества.
вопрос 40

«Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте». То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей – консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается письменно и удостоверяется нотариально.

Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течении шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

2.2. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве.

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:

ü приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

ü восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;

ü разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;

ü разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

ü отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

ü предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании».

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

ü принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

ü проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

ü направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

ü определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

ü по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

ü принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;

ü проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

ü направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

ü определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

ü ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

ü по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

Вопрос 41










Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.