Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
методическая разработка к уроку
Выполнила:
Пасечник Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Одинцово, 2012
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28
А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции
Задачи урока:
· Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
· Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
· Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
· Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
· Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Тест
Задание «Корректор»
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
· по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
· по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
· по источнику знаний: словесные, практические;
· стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
· интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
· контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
· по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока , оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Цель урока: актуализация и систематизация теоретических знаний по развитию речи
ХОД УРОКА.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.
Орфоэпическая разминка
Тексты распечатаны по вариантам:
1 вариант: созыв, призыв, столяр,маляр,торты,тортов,мытаррство,намерение,
обеспечение;
2 вариант: кухонный, ловка(торговка),лососевый,прозорлива,смазлива,
суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый
Проверяем:
созЫв, призЫв, столЯр, малЯр, тОрты, тОртов, мытАрство, намЕрение, обеспечение | кУхонный, ловкА(торговка) лососЁвый, прозорлИва, смазлИва, суетлИва, болтлИва, прожОрлива, слИвовый |
Задание: исправь ошибки и объясни правильно
1. Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.
(пишу две буквы н , поскольку слово образовано от существительного с основой на –н- ; в слове умственно пишу две –н-, т.к. оно образовано при помощи суф.-енн-)
2. ….жили упорядоченым бытом….
(в слове упорядоченый пишу одну н , так как слово образовано от глагола несовершенного вида)
3. …т.е. обращеной к нему; в переполненом автобусе
5)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут
4. Определи способ словообразования слов:
Умственно
Синь
Анализ предложений Слайд 9
Анализ предложений
К интеллигенции,(1) по моему жизненному опыту,(2)принадлежат только люди свободные в своих убеждениях,(3) не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных,(4) не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.
• Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.
Задание: объясни постановку знаков препинания, найди грамматические основы в предложениях. Дай характеристику всех частиц в данных предложениях.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Информация о домашнем задании Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт .
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Оценки за урок
8.Этап рефлексии.
О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)
Мне понравилось на уроке, что я …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …
Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.
Учитель объявляет о завершении урока.
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
методическая разработка к уроку
Выполнила:
Пасечник Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Одинцово, 2012
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28
А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции
Задачи урока:
· Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
· Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
· Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
· Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
· Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Тест
Задание «Корректор»
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
· по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
· по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
· по источнику знаний: словесные, практические;
· стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
· интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
· контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
· по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока , оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Цель урока: актуализация и систематизация теоретических знаний по развитию речи
ХОД УРОКА.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.
Орфоэпическая разминка
Тексты распечатаны по вариантам:
1 вариант: созыв, призыв, столяр,маляр,торты,тортов,мытаррство,намерение,
обеспечение;
2 вариант: кухонный, ловка(торговка),лососевый,прозорлива,смазлива,
суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый
Проверяем:
созЫв, призЫв, столЯр, малЯр, тОрты, тОртов, мытАрство, намЕрение, обеспечение | кУхонный, ловкА(торговка) лососЁвый, прозорлИва, смазлИва, суетлИва, болтлИва, прожОрлива, слИвовый |
Самооценка: использования листа самооценки
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.