Тема: Средневековая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».

__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

2. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Философия Нового времени

 

1.Укажите имена мыслителей философии эпохи Возрождения и философские направления, в которых они работали.

 
 
 
 
 

_________________ _________________ ________________  _________________

____________________________________________________________________________

 

 

2. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3. Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?

__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 4.. Заполните таблицу «Общие черты и различия философских концепций мировой философской мысли».

 

Пояснения к работе: используя учебник, заполнить таблицу.

Задания для выполнения

  Философия античности Философия средневековья Философия эпохи Возрождения
Время существования      
Основные черты философии      
Основные философские течения      
Наиболее яркие представители      

 

5. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.

 

 О массовой, поверхностной морали.

«Насколько можно обойтись без морали. Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею в виду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое либо веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери, являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль — признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное».

Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 2003. С. 478.

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Заполните таблицу: Современная западная философия

 

Направление Представители Основные идеи
Экзистенциализм                
Феноменология              
Герменевтика            
       
Аналитическая философия                  
Структурализм                  
Постмодернизм              
Семиотика                  

 

Литература:

В.А.Канке. Философия. Учебник. М., «Логос», 2016 г.

В.Д.Губин. Философия. Учебник. М., «Проспект», 2015 г.

 

Тема: Русская философия

1. Заполните таблицу с указанием хронологических рамок русской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:

 

Хронологические истории рамки Основные направления Представители философских направлений
         
         
         
         
         

 

2. Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии?

(Ответ обоснуйте)

 

Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика, как это и было в средневековых школах, когда им пришлось усваивать древнюю философию лишь в самых скудных размерах. Чтобы правильно судить о будущем нашей философии, надо обращать внимание не на то, что она заимствованная, а на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялось и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях. 

 

Л. И. Введенский. Судьбы философии в России. Электронная библиотека. История философии. 

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

 

3. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

4. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходится их жизнь и творчество.

 

 

 

1.

2.
3.
4.

 

5.

6
.
 
7.
 
 

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

5. Найдите правильный ответ и выделите его.

1. Центральной проблемой философии Нового времени является…

1) познание человеком мира 3) отношение человека к Богу

2) духовный мир человека    4) логический анализ языка науки

2. Критику «чистого разума» осуществил…

1) И. Кант 3) Д. Локк

2) Г. Гегель      4) Ф. Бэкон

3. Основателем учения о решающей роли эксперимента в познании мира является…

1) Ф. Бэкон      3) В. Соловьев

2) К. Маркс      4) Будда

4. Создателем диалектического и исторического материализма является…

1) К. Маркс      3) Н. Федоров

2) В. Соловьев 4) Сократ

5. Основателем эмпиризма и индуктивного метода в философии является…

1) Ф. Бэкон      3) Д. Локк

2) Р. Декарт     4) Д. Юм

6. Основателем рационализма и дедуктивного метода в философии является…

1) Р. Декарт     3) Д. Локк

2) Ф. Бэкон      4) И. Кант

7. Учение о «вещах в себе» создано…

1) И. Кантом    3) Г. Гегелем

2) К. Марксом 4) Д. Локком

8. Г. Гегель ввел в мировую философию понятие…

1) «абсолютная идея» 3) «вещь в себе»

2) «эвдемонизм» 4) «категорический императив»

9. Родоначальником немецкой классической философии является…

1) И. Кант 3) К. Маркс

2) Г. Гегель      4) Л. Фейербах

10. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса называется диалектическим и историческим…

1) материализмом       3) дуализмом

2) идеализмом 4) плюрализмом

11. Бытие происходит из создаваемых человеческим сознанием идей, утверждал…

1) Д. Беркли     3) В. Соловьев

2) К. Циолковский     4) А. Августин

12. Познание мира человеком – основная проблема философии…

1) Нового времени     3) Античности

2) Древнего мира        4) Средневековья

13. И. Кант осуществлял критику…

1) «чистого разума»   3) «харизмы»

2) «божьего дара»       4) «чистой науки»

14. Материалисты Нового времени выдвигали постулат: «Бог – это…»

1) природа       3) космос

2) этика 4) Будда

15. К. Маркс считается создателем _____________ материализма.

 

1) диалектического; 2) идеалистического; 3) объективного; 4) субъективного

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 436.