Тема: Древневосточная философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая тетрадь

по дисциплине «Основы философии»

для студентов заочного отделения

 

 

 

 

        

                         Студент ____________________ Группа

 

 

 

                                                     

 

        

 

                                                          Пермь 2018

   
РАССМОТРЕНО на заседании МК Председатель МК ____________ Куканова Г.Б. «____» ____________ 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ГБПОУ «КИТ» __________________ Е.В. Шустова «____» ____________ 2018 г.

 

Рабочая тетрадь «Основы философии» разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии»

 

 

Разработчик Жбанова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей категории

 

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом СПО. Включает задания для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы философии» и ориентирована на формирование общепрофессиональной компетенции в области гуманитарных дисциплин.

Рабочая тетрадь «Основы философии» составлена в целях организации  самостоятельной подготовки по данной дисциплине; создания теоретической базы по данной дисциплине; совершенствования имеющийся у студентов знаний;  создания оптимальных условий для объективного оценивания знаний на зачетном испытании, которое предусмотрено учебным планом, для развития навыков работы студентов с учебной литературой и другими источниками информации; расширение и формирование научного мировоззрения студентов.

Решение заданий в данной рабочей тетради значительно облегчит учебный труд студента при самоподготовке к зачету по данной дисциплине. В практике изучения материалов дисциплины «Основы философии» применяются следующие виды организации учебного процесса: создание и разрешения проблемных ситуаций; решение практических задач (с применением данного практикума); разбор (анализ) допущенных ошибок, выяснение их причин и способов предотвращения. Основными методами и формами обучения теоретической подготовки студентов является:

    самостоятельная подготовка по изучение учебных пособий,

выполнение творческих заданий, написание эссе.

В завершение дисциплины предусмотрен зачет. Допуском к зачету является         полностью заполненная студентом рабочая тетрадь по «Основам философии».

 

 

   
   
   
      
       
         
   

                                   Тема: Роль философии в жизни общества

1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии: 

 

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?             Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 2014. С.91.  

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема: Античная философия

1
.
Заполните схему:
 
 
4
 
 
Античная философия
 
(
_______________ вв.
)
 
Этапы развития:
 
 
 
 
Философские направления и их
представители
, характерные для
данного этапа
 
Философские направления и их
представители
,
 
характерные для
данного этапа
 
 
 
Философские направления и их
пред
ставители
,
 
характерные для
данного этапа
 
 
 

 

2. Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос - сторонников материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведенных строк)

        

   Из ничего не творится ничто по божественной воле.

    И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

       Видят явлений они на земле и на небе нередко Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,  полагают, что все это божьим веленьем творится.

    Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

    Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

       Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи    И каким образом все происходит без помощи свыше.

 

Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2012. С. 46.

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько учеников было у Пифагора? 

 

                                              В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2015. С. 133. 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

Задания для выполнения

  Философия античности Философия средневековья Философия эпохи Возрождения
Время существования      
Основные черты философии      
Основные философские течения      
Наиболее яркие представители      

 

5. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.

 

 О массовой, поверхностной морали.

«Насколько можно обойтись без морали. Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею в виду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое либо веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери, являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль — признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное».

Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 2003. С. 478.

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Заполните таблицу: Современная западная философия

 

Направление Представители Основные идеи
Экзистенциализм                
Феноменология              
Герменевтика            
       
Аналитическая философия                  
Структурализм                  
Постмодернизм              
Семиотика                  

 

Литература:

В.А.Канке. Философия. Учебник. М., «Логос», 2016 г.

В.Д.Губин. Философия. Учебник. М., «Проспект», 2015 г.

 

Тема: Русская философия

1. Заполните таблицу с указанием хронологических рамок русской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:

 

Хронологические истории рамки Основные направления Представители философских направлений
         
         
         
         
         

 

2. Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии?

(Ответ обоснуйте)

 

Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика, как это и было в средневековых школах, когда им пришлось усваивать древнюю философию лишь в самых скудных размерах. Чтобы правильно судить о будущем нашей философии, надо обращать внимание не на то, что она заимствованная, а на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялось и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях. 

 

Л. И. Введенский. Судьбы философии в России. Электронная библиотека. История философии. 

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

 

3. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

4. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходится их жизнь и творчество.

 

 

 

1.

2.
3.
4.

 

5.

6
.
 
7.
 
 

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

5. Найдите правильный ответ и выделите его.

1. Центральной проблемой философии Нового времени является…

1) познание человеком мира 3) отношение человека к Богу

2) духовный мир человека    4) логический анализ языка науки

2. Критику «чистого разума» осуществил…

1) И. Кант 3) Д. Локк

2) Г. Гегель      4) Ф. Бэкон

3. Основателем учения о решающей роли эксперимента в познании мира является…

1) Ф. Бэкон      3) В. Соловьев

2) К. Маркс      4) Будда

4. Создателем диалектического и исторического материализма является…

1) К. Маркс      3) Н. Федоров

2) В. Соловьев 4) Сократ

5. Основателем эмпиризма и индуктивного метода в философии является…

1) Ф. Бэкон      3) Д. Локк

2) Р. Декарт     4) Д. Юм

6. Основателем рационализма и дедуктивного метода в философии является…

1) Р. Декарт     3) Д. Локк

2) Ф. Бэкон      4) И. Кант

7. Учение о «вещах в себе» создано…

1) И. Кантом    3) Г. Гегелем

2) К. Марксом 4) Д. Локком

8. Г. Гегель ввел в мировую философию понятие…

1) «абсолютная идея» 3) «вещь в себе»

2) «эвдемонизм» 4) «категорический императив»

9. Родоначальником немецкой классической философии является…

1) И. Кант 3) К. Маркс

2) Г. Гегель      4) Л. Фейербах

10. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса называется диалектическим и историческим…

1) материализмом       3) дуализмом

2) идеализмом 4) плюрализмом

11. Бытие происходит из создаваемых человеческим сознанием идей, утверждал…

1) Д. Беркли     3) В. Соловьев

2) К. Циолковский     4) А. Августин

12. Познание мира человеком – основная проблема философии…

1) Нового времени     3) Античности

2) Древнего мира        4) Средневековья

13. И. Кант осуществлял критику…

1) «чистого разума»   3) «харизмы»

2) «божьего дара»       4) «чистой науки»

14. Материалисты Нового времени выдвигали постулат: «Бог – это…»

1) природа       3) космос

2) этика 4) Будда

15. К. Маркс считается создателем _____________ материализма.

 

1) диалектического; 2) идеалистического; 3) объективного; 4) субъективного

 

 

Написание эссе

§ Эссе – это сочинение, в котором вы должны, отталкиваясь от обозначенной проблемы, выразить свое личностное отношение. Ваша задача – логично и последовательно высказать свое мнение.  

§ Преимуществом эссе будет использование для подтверждения ваших слов мыслей известных философов, поэтов, писателей, общественных деятелей и т.д.

§ Эссе всегда предполагает такие речевые конструкции как «я считаю…», «уверен, что…», «мое мнение таково, что…» и др.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации при конспектировании:

 

• Конспект – это запись материала лекции или книги, сделанная вами лично.

• Конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или главы книги.

• Работа над конспектом – это чрезвычайно активный метод обучения.

• При конспектировании лекции в первую очередь фиксируйте фамилии, даты, события. По ним потом нетрудно восстановить в памяти все, что с ними связано.

• Пишите разноцветными ручками, выделяя цветом главное.

• Оставляйте широкие поля на странице для добавлений и исправлений.

• Разработайте свою систему сокращений.

• Конспектируя книгу, не забудьте прежде записать ее название, фамилию автора, название издательства и год издания, страницы книги. Спустя какое то время, ее легко можно найти в библиотеке.

• Хороший конспект – это путь, ведущий к успеху. Никогда не ведите конспекты небрежно.

 

 

 

                           ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

 

1. Предмет философии, ее основные функции.

2. Античная философия, ее специфические особенности.

3. Философия Сократа.

4. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.

5. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

6. Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского.

7. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

8. Б. Спиноза о природе и человеке.

9. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.

10. Теория познания И. Канта.

11. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом.

12. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

13. Марксистское понимание общества и истории.

14. Русская материалистическая философия XIX в.

15. Русская религиозная философия.  Русский космизм.

16. Зарубежная философия XX в.: позитивизм и постпозитивизм.

17. Зарубежная философия XX в.: экзистенциализм.

18. Зарубежная философия XX в.: психоанализ и неофрейдизм.

19. Проблема бытия в истории философии.

20. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

21. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

22. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

23. Движение и его сущность. Движение и развитие.

24. Законы и категории диалектики.

25. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерий истины.

26. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

27. Общество как социум. Понятие, основные черты.

28. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. 29.Проблема смысла жизни человека.

30. Общество и глобальные проблемы современности.


 


Рабочая тетрадь

по дисциплине «Основы философии»

для студентов заочного отделения

 

 

 

 

        

                         Студент ____________________ Группа

 

 

 

                                                     

 

        

 

                                                          Пермь 2018

   
РАССМОТРЕНО на заседании МК Председатель МК ____________ Куканова Г.Б. «____» ____________ 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ГБПОУ «КИТ» __________________ Е.В. Шустова «____» ____________ 2018 г.

 

Рабочая тетрадь «Основы философии» разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии»

 

 

Разработчик Жбанова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей категории

 

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом СПО. Включает задания для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы философии» и ориентирована на формирование общепрофессиональной компетенции в области гуманитарных дисциплин.

Рабочая тетрадь «Основы философии» составлена в целях организации  самостоятельной подготовки по данной дисциплине; создания теоретической базы по данной дисциплине; совершенствования имеющийся у студентов знаний;  создания оптимальных условий для объективного оценивания знаний на зачетном испытании, которое предусмотрено учебным планом, для развития навыков работы студентов с учебной литературой и другими источниками информации; расширение и формирование научного мировоззрения студентов.

Решение заданий в данной рабочей тетради значительно облегчит учебный труд студента при самоподготовке к зачету по данной дисциплине. В практике изучения материалов дисциплины «Основы философии» применяются следующие виды организации учебного процесса: создание и разрешения проблемных ситуаций; решение практических задач (с применением данного практикума); разбор (анализ) допущенных ошибок, выяснение их причин и способов предотвращения. Основными методами и формами обучения теоретической подготовки студентов является:

    самостоятельная подготовка по изучение учебных пособий,

выполнение творческих заданий, написание эссе.

В завершение дисциплины предусмотрен зачет. Допуском к зачету является         полностью заполненная студентом рабочая тетрадь по «Основам философии».

 

 

   
   
   
      
       
         
   

                                   Тема: Роль философии в жизни общества

1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии: 

 

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?             Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 2014. С.91.  

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема: Древневосточная философия

 

1. Ведическая система появилась во II веке д. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

 

2. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?(Ответ обоснуйте).

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя.

Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

 

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

 

Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 2014. С 144 – 145.

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Тема: Античная философия

1
.
Заполните схему:
 
 
4
 
 
Античная философия
 
(
_______________ вв.
)
 
Этапы развития:
 
 
 
 
Философские направления и их
представители
, характерные для
данного этапа
 
Философские направления и их
представители
,
 
характерные для
данного этапа
 
 
 
Философские направления и их
пред
ставители
,
 
характерные для
данного этапа
 
 
 

 

2. Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос - сторонников материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведенных строк)

        

   Из ничего не творится ничто по божественной воле.

    И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

       Видят явлений они на земле и на небе нередко Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,  полагают, что все это божьим веленьем творится.

    Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

    Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

       Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи    И каким образом все происходит без помощи свыше.

 

Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2012. С. 46.

 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько учеников было у Пифагора? 

 

                                              В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2015. С. 133. 

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 316.