Земская реформа.
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на базе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин либо недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 русских губерний.
Городская реформа.
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно работающий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был сразу председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право лишь обитатели, владеющие имущественным цензом (в большей степени владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более маленькие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все другие. В более больших городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% обитателей. Таковым образом, основная масса городского населения была устранена от роли в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Судебная реформа.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
- трибунал делается устным и гласным;
- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого роли административной власти;
- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
- дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях.
Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, вред по которым не превосходил 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены лишь по собственному желанию либо по суду. Общий же трибунал состоял из трех инстанций: окружной трибунал, судебная палата, Сенат. Окружные суды разглядывали серьезные гражданские иски и уголовные (с ролью присяжных заседателей) дела. Судебные палаты разглядывали апелляции и являлись трибуналом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию (кассация - форма обжалования и опротестования в вышестоящий суд и проверки этим судом законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений суда, не вступивших в законную силу).
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались дамы. Но сохранялись розги для фермеров (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Военная реформа.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. Призыву не подлежали единственный отпрыск у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает либо отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет реальной службы и 3 года в запасе. Для получивших изначальное образование срок реальной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
6 августа 1864 г. - «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено сначала девять военных округов, а потом (6 августа 1865 г.) Еще четыре. В каждом окружении поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, основной начальник, носящий заглавие командующего войсками военного округа. В неких округах назначается еще ассистент командующего войсками.
К концу XIX века численность российской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тыщ, нижних чинов – 1 миллион 100 тыщ. Потом эти числа сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены стальные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году возникли железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Народное образование.
Издание нового и общего устава русских институтов 18 июля 1863 г. Он предоставлял вузам достаточно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, институтский Совет получил право без помощи других решать все научные, учебные и административно-денежные вопросы. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа вместе обязаны были заниматься правительство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. Возник новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно лишь детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых дамских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новейшие учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 Мая утверждено было новое Положение о дамских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высокому женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших дамских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Реформы в области печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати трудности публичной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).
Уже в 1862 г. Основное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - конкретно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г. Были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры уникальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некие периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. «Временные правила о печати» действовали фактически без конфигураций в течение 40 лет.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.