Прежде, чем определить само понятие защиты информации и информационной безопасности, рассмотрим более общее понятие безопасности.
Общее понятие «безопасность», широко употребляемое в русском языке, характеризует собой «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь и чему-нибудь». В. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С. Ожегову безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности».
Однако «защита», «защищенность» — это только одна сторона значения слова безопасность. С другой стороны, безопасность означает отсутствие угрозы со стороны объекта, явления или процесса, о безопасности которого идет речь, его безвредность.
В связи с этим, когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо, необходимо рассматривать два плана: внутренний — состояние защищенности от внешних угроз и внешний — безвредность для окружающих.
Понятия безопасности законодатель привел в ст. 1 Закона о безопасности, где безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.
В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в области экономики, в социальной, внутриполитической,международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.
Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.
Интересы общества установлены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.
Таким образом, укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.
В Доктрине информационной безопасности РФ информационная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В научной литературе в составе «информационной сферы общества» выделяют:
• субъекты информационной сферы;
• общественные отношения в информационной сфере;
• информационную инфраструктуру общества;
• информацию.
В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ.
На основе анализа положений, содержащихся в доктринальных и нормативных правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере:
• для личности:
1. соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;
2. реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность;
3. использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;
4. защита права на объекты интеллектуальной собственности;
5. обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;
• для общества:
1. обеспечение интересов личности в информационной сфере; построение правового социального государства;
2. упрочение демократии, построение информационного общества;
3. духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности; достижение и поддержание общественного согласия; предотвращение манипулирования массовым сознанием; приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;
• для государства:
1. создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере и их защита;
2. формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;
3. безусловное обеспечение законности и правопорядка; создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;
4. формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;
5. защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;
6. защита единого информационного пространства страны; развитие равноправного и взаимовыгодного международного
7. сотрудничества.
К основным задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся:
1. формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;
2. разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России, в том числе разработка методов повышения эффективности участия
3. государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
4. совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности;
5. определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ответственности их должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения информационной безопасности;
6. развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам; координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;
7. совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
8. проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;
9. обеспечение технологической независимости Российской Федерации, развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;
10. развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;
11. разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
12. создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
13. защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса, в том числе государственной тайны;
14. создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;
15. защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);
16. сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий;
17. пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;
18. повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и государств — участников СНГ;
19. создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
20. противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;
21. создание единой системы подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности;
22. организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на условиях равноправного партнерства.
Представляется, что юридическая наука в той или иной мере должна принимать участие в решении всех задач и реализации соответствующих целей, однако ее приоритет, решающая роль просматривается в двух областях:
- во-первых, в определении разумного баланса между правом субъектов на свободное получение информации путем ее сбора или доступа к имеющимся ресурсам и правом субъектов на установление ограничений в указанных действиях со стороны иных лиц по отношению к сведениям, обладателями которых они являются,
- во-вторых, в разработке и реализации правовых мер защиты информации, доступ к которой должен ограничиваться по правомерным основаниям, а также в обеспечении сохранности информационных ресурсов.
Для понимания проблемы определим еще два понятия: безопасность информации и защита информации.
Понятие «безопасность информации» распадается на две составляющие:
- безопасность содержательной части (смысла) информации— отсутствие в ней побуждения человека к негативным действиям, умышленно заложенных механизмов негативного воздействия на человеческую психику или негативного воздействия на иной блок информации (например, информация, содержащаяся в программе для ЭВМ, именуемой компьютерным вирусом);
- защищенность информации от внешних воздействий (попыток неправомерного копирования, распространения, модификации (изменения смысла) либо уничтожения.
Таким образом, защита информации входит составной частью в понятие безопасность информации.
Статьей 16 (ч. 1) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается следующее.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
В этой связи можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).
1. Первое направление. Защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации включает защиту:
- чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
- духовности и интеллектуального уровня развития личности;
- нравственных и эстетических идеалов;
- стабильности и устойчивого развития общества;
- информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.
(Институт массовой информации. Институт документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ).
2. Второе направление. Защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц включает защиту:
- информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны);
- информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
(Институт документированной информации. Институт государственной тайны. Институт коммерческой тайны. Институт персональных данных. Другие виды тайн. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ. Нормы ГК РФ).
3. Третье направление. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации включает защиту:
- права на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации;
- права на интеллектуальную собственность;
- права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии.
(Институт интеллектуальной собственности. Институт документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ. Нормы ГК РФ).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.