Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спецификация

Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории с целью установления уровня усвоения учебного материала. Результаты промежуточной аттестации могут быть использованы для корректировки учебных знаний учащихся на следующем этапе обучения.

 

Документы, определяющие содержание аттестационной работы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ,

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО),

3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

5. Авторская программа: Михайловский Ф.А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Программа курса. 5 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013

6. Основная образовательная программа основного общего образования БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

7. Учебник: Всеобщая история История древнего мира. Михайловский Ф.М. Учебник для 5 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013

 

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Аттестационная работа содержит вопросы по всем разделам, изучаемых в 5 классе в курсе «История Древнего мира», таким как: «Жизнь и открытия первобытных людей»; «Древний Восток»; «Древняя Греция»; «Древний Рим».

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определяются с учётом требований указанных выше документов и включают требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

– целей исторического образования в основной школе;

– специфики курса истории основной школы;

– ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Характеристика структуры и содержания аттестационной работы.

Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира. Общее число заданий – 22. Работа содержит 19 заданий с выбором ответа и 2 задания с ответом.

Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям

И способам деятельности

В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Жизнь первобытных людей; 2) Древний Восток; 3) Древняя Греция; 4) Древний Рим. Задание 3 посвящено культуре Древнего Востока. Задание 10 нацелено на проверку знаний фактов истории культуры Древней Греции и Древнего Рима. Задание 11 нацелено на проверку сформированности умений работать с исторической картой, схемой и может быть посвящено истории Древней Греции или Древнего Рима. Задание 12 предполагает работу со стихотворением на исторические темы по древнегреческой или древнеримской истории. Задания 13–18 нацелены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, и могут быть посвящены любому периоду истории Древнего мира.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Обозначение задания в работе Проверяемое содержание Проверяемые виды деятельности Уровень сложности задания Максимальный балл за задание
1 Жизнь первобытных людей. Знание фактов, дат Б 1
2 Жизнь первобытных людей. Знание фактов, причинно-следственных связей Б 1
3 Жизнь первобытных людей. Знание фактов, сравнение объектов Б 1
4 Древний Восток Знание фактов,    
5 Древний Восток Поиск информации в источнике Б 1
6 Древний Восток Знание фактов истории культуры Б 1
7 Древний Восток Поиск информации в источнике Б 1
8 Древняя Греция, Древний Рим Знание фактов, сравнение объектов Б 1
9 Древняя Греция Знание фактов истории и культуры Б 1
11 Древняя Греция Знание фактов истории Б 1
12 Древняя Греция Поиск информации в источнике Б 1
13 Древняя Греция Знание причин и следствий Б 1
14 Древний Рим Знание фактов Б 1
15 Древний Рим Поиск информации в источнике Б 1
16 Древний Рим Знание причин и следствий Б 1
17 Древний Рим Знание фактов истории культуры Б 1
18 Древняя Греция. Древний Рим Задание на работу с исторической картой (схемой) Б 1
19 История Древнего мира Задание на работу со стихотворением на исторические темы Б 1
20 История Древнего мира Установление последовательности событий П 1
21 История Древнего мира Систематизация фактов, понятий (установление соответствия) П 2
22 История Древнего мира Работа с иллюстративным материалом и картой П 2

 

Работы в целом

 

Вариант 1

А1. По данным археологов, люди современного вида по­явились на Земле:


1) более 2 млн лет назад

2) 40 тысяч лет назад

3) 10 тысяч лет назад

4) в 4 тысячелетии до н. э.


 

А2. Укажите причину появления религиозных верований.

1) правители государств придумали религию для укреп­ления своей власти

2) людям нравилось придумывать загадочные истории

3) человек узнал причины всех природных явлений

4) люди боялись природных явлений

 

А3. В соседской общине в отличие от родовой:

1) люди были равны между собой

2) люди вели совместное хозяйство

3) лучшие земли доставались старейшинам и вождям

4) существовало разделение труда между женщинами и мужчинами

 

А4. Какое государство располагалось в Юго-Восточной Азии?

1) Италия        2) Египет 3) Китай            4) Индия

 

А5. Укажите имя правителя, о котором вдет речь.

«Выступил его величество во главе войска своего, указывая каждому путь... <...> Выступили из города Газы в доблести, мощи и истине, дабы уничтожить того жалкого врага, и расширить пределы Египта, как повелел царю отец его Амон-Ра, победоносный»


1) Тутмос

2) Кир Великий

3) Хаммурапи

4) Ашшурбанапал


 

А6. Что служило материалом для письма в Древнем Междуречье:


1) бумага             2) папирус          3) глина               4) пергамент



А8. Назовите религию, о которой идёт речь в тексте.

По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что глав­ное в человеке — это личные достоинства, а не происхожде­ние. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Когда Гаутама постиг эти и другие истины, он был на­ зван Просветлённым. Его учение распространилось по всей Индии, а впоследствии во многих других странах.


1) буддизм          2) иудаизм          3) конфуцианство         4) христианство



А9. В Италии, как и в Греции:


1) полноводные, судоходные реки

2) много полезных ископаемых

3) высокие, обрывистые горы

4) обширные пастбища


 

А10. К истории Троянской войны относится крылатое выражение:


1) Ахиллесова пята

2) авгиевы конюшни

3) валтасаров пир

4) нить Ариадны


 

А11. Какую работу в Афинском государстве поручали рабам?


1) расписывать вазы

2) быть гребцами на триере

3) рыть оросительные каналы

4) подносить топливо к печи


 

А12. Прочтите отрывок из документа и укажите назовите сражение, о котором упоминается в тексте.

Два дня персы безуспешно атаковали спартанцев. В узком ущелье их численный перевес не имел значения. Ксеркс бросил в ущелье свою личную гвардию, но и она не принесла победы. На третий день схватки к Ксерксу пробрался предатель и тайно повёл персов по обходной тропе. Узнав, что персы заходят с тыла, Леонид отпустил союзников, а сам, со спартанцами, остался в ущелье. Все они погибли.

1) бой в Фермопильском ущелье

2) Саламинское сражение

3) битва при Гавгамелах

4) битва при Каннах

 

А13. Укажите одну из причин, по которым македонскому царю Филиппу II удалось завоевать греческие города-государства.

1) наличие у македонского царя сильного флота

2) ослабленность греческих полисов неудачами в войнах с Персией

3) использование македонцами боевых слонов

4) вражда между греческими городами-государствами

 

А14. Во II в. до н. э. Рим установил господство над:

1) Индией                               3) Парфией

2) Средиземноморьем             4) Египтом

 

А15. Назовите город, в котором произошли описываемые собы­тия.

Вождь галлов Бренн готовился к ночной атаке на город, надеясь захватить его защитников врасплох. Всё было тихо. Городская стража погрузилась в сон. Даже собаки не подавали голоса. Но едва первый из галлов, поднимавшихся на холм, достиг края площадки, загоготали гуси. Птиц откармливали для ближайшего праздника. Кто знает, что померещилось гусям в ту ночь, только они загоготали так громко, как никогда. Стража обнаружила лазутчиков и со­рвала их план. Гусей, спасших город, решением Сената было предложено оставить живыми.


1) Иерусалим     2) Рим       3) Афины             4) Вавилон



А16. Какое из перечисленных событий стало одной из причин установления единоличной власти Октавиана в Риме?

1) победа римских войск в битве близ города Зама

2) разделение Римской империи на Западную и Восточную

3) разрушение римским войском Коринфа и Карфагена

4) поражение войск Антония в битве у мыса Акций

 

А17. Рассказы об Иисусе Христе привлекали людей обе­щанием:

1) скорого конца света

2) сделать всех богатыми в земной жизни

3) установлением на земле царства добра и справед­ливости

4) перевоплощением после смерти и возвращением на­зад в теле другого существа

 

 

В18. Укажите город, обозначенный на карте цифрой 1

1) Троя         

2) Херсонес

3) Александрия

4) Спарта

 

19. Прочтите отрывок из поэтического произведения и укажите регион Древнего мира, где оно было создано.

«Земледелие и торговля,

Разведение скота– вайшьи дело.

Всё, что связано с услуженьем,

То природе шудр подобает.

Достигает успеха быстро

Человек, своей кармой довольный:

Как удача к нему приходит

В его действиях, слушай об этом».


1) Древний Египет

2) Древняя Индия

3) Древняя Греция

4) Древний Китай


 

В20. Расположите в правильной последовательности сле­дующие события. Укажите ответ в виде последовательно­сти буквенных обозначений выбранных элементов.

А) взятие Трои          В) битва при Каннах

Б) захват Ниневии        Г) взятие Рима готами

1 2 3 4
       

 

В21. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Орудие труда, оружие Занятия
А) плуг Б) гарпун В) гончарный круг 1) рыболовство 2) ремесло 3) собирательство 4) земледелие

 

А Б В
     

 

В22. Установите соответствие между рядами иллюстраций, на которых представлены памятники искусства, и странами, где эти памятники были созданы: к каждой стране подберите соответствующие цифры, под которыми указаны памятники искусства.

 

Египет Междуречье Китай Греция
       

1
2
3
4

 
























Вариант 2

А1. Прародиной человечества является:


1) Азия

2) Австралия

3) Европа

4) Восточная Африка


 

А2. Религиозные верования появились, потому что:

1) появилась письменность

2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер

3) главными занятиями людей стали земледелие и ско­товодство

4) люди не могли понять причины многих природных явлений

 

А3. В соседской общине в отличие от родовой:

1) жили кровные родственники

2) люди изготавливали орудия труда

3) общинники совместно добывали пищу

4) общинники делились на знатных и незнатных

 

А4. На юге Азии располагалась:

1) Индия         2) Греция        3) Персия            4) Финикия

 

А5. Прочтите отрывок из документа и определите имя правителя, написавшего о себе эти слова.

Я - заботливый, покорный великим богам... могу­чий царь... вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. <...> Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне... судить суд стра­ны, выносить решения страны и притесненному ока­зать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.


1) Тутмос

2) Кир Великий

3) Хаммурапи

4) Ашшурбанапал


 

А7. Первый алфавит в мире изобрели?

1) египтяне         2) шумеры          3) финикийцы                4) евреи

 

А8. В какой стране школьники должны были соблюдать пере­численные правила?

Все воспитанники приходят в школу с рассветом. Войдя, они приветствуют сначала Конфуция, а потом учителя. При уходе из школы нужно поклониться Конфуцию и учителю так же, как утром. Ученик должен любить и сохранять свои книги от повреждения.

Выйдя из школы, каждый ученик идёт своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещены. Вещи, используемые в школе, ограничиваются учебными книгами и принадлежно­стями: бумагой, тушью, кисточкой и тушечницей.

1) в Индии           2) в Китае            3) в Египте          4) в Греции

 

А9. В Италии в отличие от Греции:


1) был теплый климат

2) росли виноград и оливы

3) было много плодородных земель

4) отсутствовали полезные ископаемые


 

 

А10. К истории Троянской войны относится крылатое выражение:


1) яблоко раздора

2) жребий брошен

3) иерихонская труба

4) запретный плод сладок


 

А11. Какую работу в гончарных мастерских поручали рабам?


1) беседовать с покупателем

2) покрывать вазы росписью

3) придавать форму сосуду

4) месить глину


 

А12. Прочтите отрывок из документа и назовите сражение, о котором упоминается в тексте.

Вся персидская армия бежала в полном беспорядке, греки беспощадно преследовали её, не жалея никого. Никогда до этого грекам не удавалось одерживать такую победу над персами. Один из молодых воинов по приказу стратега побежал в Афины — сообщить гражданам города о результатах сражения.

Воин пробежал без остановки 42 километра 195 метров, на городской площади Афин крикнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал бездыханным.


1) Марафонская битва

2) Саламинское сражение

3) битва при Гавгамелах

4) битва при Каннах


 

А13. В чем состояло значение Пелопоннеской войны?

1) ослабло влияние Афин и Спарты

2) Афины превратились в великую морскую державу

3) персы захватили в свои руки всю торговлю в Эгей­ском море

4) в честь победы греков над персами открылись первые Олимпийские игры

 

А14. В VI в. до н. э. Рим установил господство над:

1) Италией                               3) Грецией

2) Средиземноморьем             4) Египтом

 

А15. Назовите город, о котором говорится в тексте.

24 августа 79 года внезапное извержение вулкана Везувий засыпало камнями и пеплом и накрыло облаками удушливых газов большую территорию, уничтожив несколько небольших городов Южной Италии.

Среди них оказался и этот город. Жители его в одно мгно­вение оказались заживо засыпаны вулканическим пеплом. Его шестиметровый слой скрыл на многие века постройки, статуи и водопроводы. Обнаружили город только в 18 веке.

Сегодня его называют музеем под открытым небом.

1) Афины             2) Рим       3) Помпеи           4) Мемфис

 

А16. Одна из причин военных успехов рабов под предводитель­ством Спартака

1) восставшие создали боеспособную армию

2) Сенат не смог собрать силы против Спартака

3) римские полководцы отказались воевать с рабами

4) римская армия была занята отражением натиска варваров

 

А17. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто:

1) страдал и был унижен

2) веровал в римских богов

3) имел в земной жизни огромные богатства

4) воевал с врагами Римской империи

 

 

В18. Укажите полуостров, который обозначен на карте под цифрой 1.

1) Апеннинский

2) Балканский

3) Индостан

4) Малая Азия

 

В19. Прочтите отрывок из поэтического произведения и укажите регион Древнего мира, где оно было создано

Слава тебе, Хапи,

Приходящий, чтобы оживить ………………

И напоить пустыню, отдалённую от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна.

Если он медлит, то прекращается жизнь

И все люди делаются бедняками.

Если он сердится, то приходит в беспорядок вся страна.

А когда он приходит, то земля ликует

И все люди в радости.

1) Древний Египет

2) Древняя Индия

3) Древняя Греция

4) Древний Китай

 

В20. Расположите в правильной последовательности сле­дующие события. Укажите ответ в виде последовательно­сти буквенных обозначений выбранных элементов.


А) правление Хеопса

Б) правление Перикла

В) правление Хаммурапи

Г) правление Октавиана Августа


1 2 3 4
       

 

В21. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Орудие труда, оружие Занятие
А) мотыга Б) копье В) ткацкий станок 1) рыболовство 2) ремесло 3) охота 4) земледелие

 

А Б В
     

 

В22. Установите соответствие между рядами иллюстраций, на которых представлены памятники искусства, и странами, где эти памятники были созданы: к каждой стране подберите соответствующие цифры, под которыми указаны памятники искусства.

 

Египет Западная Азия Индия Рим
       

4
4
1
2

 

 

 















Спецификация

Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории с целью установления уровня усвоения учебного материала. Результаты промежуточной аттестации могут быть использованы для корректировки учебных знаний учащихся на следующем этапе обучения.

 

Документы, определяющие содержание аттестационной работы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ,

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО),

3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

5. Авторская программа: Михайловский Ф.А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Программа курса. 5 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013

6. Основная образовательная программа основного общего образования БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

7. Учебник: Всеобщая история История древнего мира. Михайловский Ф.М. Учебник для 5 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013

 

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Аттестационная работа содержит вопросы по всем разделам, изучаемых в 5 классе в курсе «История Древнего мира», таким как: «Жизнь и открытия первобытных людей»; «Древний Восток»; «Древняя Греция»; «Древний Рим».

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определяются с учётом требований указанных выше документов и включают требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

– целей исторического образования в основной школе;

– специфики курса истории основной школы;

– ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.