В результате осуществления НЭПа страна успешно решила задачи восстановления народного хозяйства. К началу 1926 г. перед промышленностью встала значительно более сложная задача, чем в восстановительный период. Необходимо было кардинальное обновление промышленного оборудования, повышение товарности крестьянских хозяйств. Возрастали масштабы стоявших перед страной задач. Рыночные основания экономики, усиление стихийного фактора, активизация частного капитала требовали более гибких методов государственного управления. В середине 20-х годов в стране происходит ряд экономических кризисов (1923-1924 гг. - «кризис сбыта», 1927-1928 гг. - «кризис хлебозаготовок»). Возрождение командно-административных методов управления повлекло за собой ликвидацию НЭПа. Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества, использование административно-командных рычагов управления. В основе форсированного варианта модернизации лежал выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжёлой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путём максимального напряжения всей хозяйственной системы. По плану модернизации предполагалось создать более высокий по сравнению с западными странами тип общественной организации, основанный на производственном коллективизме и коммунистической идее. В качестве основных средств для осуществления этого плана были: тотальное огосударствление, ограничение потребления населения, выкачка средств из деревни, развитие сырьевого экспорта, высокие темпы роста промышленной продукции. За счёт этого Советский Союз к концу 30-х годов вошёл в число ведущих промышленных держав мира.
Форсированная индустриализация сопровождалась усилением темпов коллективизации. К весне 1930 г. почти 60 % крестьян вступили в колхозы. Для их создания местные власти применяли меры экономического и политического принуждения. Единоличников-кулаков лишали избирательных прав, выселяли, а в случае сопротивления, арестовывали. Чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов в целях осуществления промышленного рывка породило голод 1932-1933 гг., охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан. В целом, сплошная коллективизация позволила создать систему, при которой финансовые, материальные, трудовые ресурсы перекачивались из аграрного сектора в индустриальный. Одновременно с индустриализацией и коллективизацией осуществлялась культурная революция. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование, к концу 1930-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Этот процесс сопровождался ломкой многих культурных традиций (притеснение церкви и насаждение атеизма, недоверие к старой российской интеллигенции, идеологизация всей культурной и общественной жизни страны.) Политическое руководство, установив монополию на идеологию, распространило контроль не только на политическую и экономическую, но и на духовную жизнь общества. Переход к форсированному варианту развития усилил потребность в использовании административно-командных форм политической организации общества. Монополия ВКП (б) привела к сращиванию партии и государства. Постепенно сложился режим неограниченной личной диктатуры Сталина, в управлении возрастала роль органов государственной безопасности - ОГПУ-НКВД, составной частью которых явились исправительно-трудовые лагеря и исправительно-трудовые колонии, объединённые системой ГУЛАГ (главное управление лагерей НКВД). В 30-годы на страну обрушились массовые репрессии, в ходе которых изолировались и уничтожались реальные и даже потенциальные противники режима. Самыми громкими проявлениями волны террора стали политические процессы над видными политическими и военными деятелями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 419.