Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших поста в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел. Он был убежденным монархистом и противником революции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и реформы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутреннего и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.
Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими:
1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном порядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. человек). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
2. Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
· экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции и освоить пустовавшие земли;
· политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьянства из центра России (во избежание их участия в революции);
· социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение;
Содержание реформы:
· улучшение экономического положения крестьян (отмена выкупных платежей с 1907 г.);
· разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие экономики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками земли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на территории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее — в специально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных собственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эффективно за счет использования наемного труда своих разорившихся односельчан и станут надежной опорой власти;
· поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим переселиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель;
· активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выдавать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходили на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях;
Результаты:
Положительные:
· рост сельскохозяйственного производства;
· увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств;
· освоение сибирских земель.
Отрицательные:
· не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян);
· не удалось создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город);
· не удалось переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехавших вскоре вернулись обратно)
Причины неудачи реформы:
· ее незавершенность (реформа длилась фактически 8 лет, а П. А. Столыпин говорил, как минимум о 20 годах),
· консервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оставшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства),
· зачастую насильственные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 341.