Вопрос. История как наука. Методы изучения истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос. История как наука. Методы изучения истории.

История — наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Объект изучения - вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предмет истории - изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

Функции:

1. Познавательная - заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная - способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая - заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная - заключается в том, что на основе исторических знаний возможна выработка из устно обоснованного политического курса.

Метод - способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

Методы истории. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения:

1. Сравнительный (компаративный) - предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный - предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический - предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный - предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический - состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический - предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

Вопрос. Образование СССР.

Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.

Причинами образования СССР стали:

· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);

· исторические традиции;

· участие в совместной защите от внешних врагов.

Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.

Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

Вопрос. Индустриализация.

Начиная с 1925 г. правительством СССР был взят курс на индустриализацию страны.

Индустриализацией называется создание во всех отраслях промышленности, а также, других сферах народного хозяйства, крупного машинного производства. Причины проведения индустриализации:

· Ликвидация отставания СССР от западных стран. К моменту проведения 14 съезда партии отставание СССР от Франции, США, Германии заметно усилилось. Это не позволяло на равных вести диалог с западными странами.

· Обеспечение развития СССР в военной сфере. Без мощной промышленности и науки невозможно было наращивание военного потенциала. Но только сильная армия способна сохранить территориальную целостность и независимость любой страны.

· Улучшение уровня жизни рабочих в стране. Высокий уровень безработицы низкая зарплата рабочих могли спровоцировать волнения. Фактически положение рабочего класса в тот период было на много более тяжелым, чем до революции.

Для проведения индустриализации в СССР требовались немалые средства. И, в условиях практически полного отсутствия иностранных инвестиций, их дала коллективизация. Коллективизация, на следующем, 15 съезде, провозглашена основной задачей партии в деревне. Она проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются великим переломом.

Первая пятилетка была объявлена в 1929 г. Планы ее, как и последующих пятилеток, были часто завышенными. Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, ТуркСиб, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.

Вопрос. Коллективизация.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15 съезда партии в 1927 г.

Причинами коллективизации стали, прежде всего:

· Необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны;

· «Кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.

Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство (Рыков, Бухарин) обвинялись в правом уклоне.

Но, по мнению Сталина, процесс шел недостаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.

В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только самые неимущие слои крестьян. Несколько улучшилось положение на селе только в период 2 пятилетки. Проведение коллективизации стало одним из важных этапов утверждения нового режима.

Вопрос. Внешняя политика СССР 1939 – 1941. Подготовка СССР к войне.

Весной 1939 г. начались четырехсторонние переговоры между СССР, Англией, Францией и Польшей о создании оборонительного союза на случай разрастания гитлеровской агрессии. Однако СССР отказался от этих переговоров, поскольку Англия и Франция не дали гарантий своих военных действий в случае нападения на Польшу. как и ожидалось, в 1939 г. эти страны объявили войну Германии лишь «на бумаге», этого СССР опасался. Сразу после срыва переговоров о воссоздании Антанты в августе 1939 г. начались Советско-Германские переговоры о взаимной безопасности. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан Пакт о ненападении с Германией и секретные приложения к нему. Данным Пактом и приложениями: — СССР и Германия обязывались не нападать друг на друга в течение 5 лет — до 1944 г.; — было достигнуто соглашение об участии СССР в войне против Польши вместе с Германией; — был утвержден план раздела Польши между СССР и Германией; — было установлено разграничение сфер влияния между Германией и СССР 1 сентября 1939 г. началось нападение Германии на Польшу с запада. 17 сентября 1939 г. Красная Армия начала наступление на Польшу с востока. В октябре Польша была полностью разгромлена и поделена между Германией и СССР. СССР — Западную Украину и Белоруссию. После нормализации советско-германских отношений в 1939 г. СССР не вмешивался в политику Германии по захвату европейских стран и не пытался помешать гитлеровской агрессии в Европе. Германия, в свою очередь, не вмешивалась в политику, проводимую СССР по отношению к странам, вошедшим в советскую зону влияния. Через 1,5 месяца после окончания войны с Польшей, 30 ноября 1939 г., началась советско-финская война 1939 — 1940 гг., вошедшая в историю также как «зимняя война». Целями СССР в данной войне были: — свержение финского национального правительства Рюти. — установление в Финляндии советской власти и власти финских коммунистов; — включение Финляндии в состав СССР в качестве новой союзной республики. В результате 3-месячной советско-финской войны, Красная Армия потеряла более 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги наций. Война показала всему миру действительную слабость Красной Армии и способствовала укреплению желания руководства Германии напасть на СССР. После провала финской кампании СССР направил свою экспансию на три прибалтийских государства — Латвию, Литву и Эстонию. — весной 1940 г. СССР оказал сильное военное и политическое давление на данные государства; — введенных на территорию прибалтийских государств, с учетом фактического при поддержке советских войск, отсутствия собственных армий и органов безопасности, в июне 1940 г. в трех прибалтийских республиках произошли перевороты, в ходе которых буржуазные правительства всех трех государств передали власть в руки рабоче-крестьянских правительств; — летом 1940 г. все три просоветских правительства приняли решение о вступлении данных республик к СССР. В июле 1940 г. руководство СССР выдвинуло ультиматум Румынии с требованием передать СССР провинцию Бессарабию, находящуюся в составе Румынии с 1918 г. Руководство Румынии, желая не рисковать независимостью всей страны, удовлетворило ультиматум и передало Бессарабию СССР. В результате указанных действий в 1939 — 1940 гг. территория СССР значительно увеличилась- в 2 раза — увеличилась территория Украинской ССР — в состав СССР было принято пять новых союзных республик — Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР, Молдавская ССР, Карело-Финская ССР В мае 1939 г. Япония, ранее оккупировавшая Манчжурию и Северный Китай, напала на Монгольскую Народную Республику. Поскольку СССР и МНР были связаны договором о взаимной обороне, Красная Армия вступила в бои на стороне монгольской армии. В результате 4-месячной полномасштабной войны, которая велась на территории Монголии, советско-монгольские силы потеряли 18 тыс. убитыми и ранеными, японцы — около 50 тыс. 17 сентября 1939 г., в день вступления Красной Армии в Польшу, Япония прекратила боевые действия против советско-монгольской армии. Независимость Монголии была защищена. 25 апреля 1941 г. в Москве между СССР и Японией был подписан Пакт Молотова-Мацуоки о ненападении, который во многом предотвратил нападение Японии на СССР в годы Великой Отечественной войны.

вопрос. История как наука. Методы изучения истории.

История — наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Объект изучения - вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предмет истории - изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

Функции:

1. Познавательная - заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная - способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая - заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная - заключается в том, что на основе исторических знаний возможна выработка из устно обоснованного политического курса.

Метод - способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

Методы истории. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения:

1. Сравнительный (компаративный) - предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный - предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический - предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный - предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический - состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический - предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 391.