Статья 45. Основания отказа в опровержении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

· 2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

· Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

· (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

·

· Статья 46. Право на ответ

·

· Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

· В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона.

· Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

·

· 29. Профессиональный статус журналиста

· статья 52. Специальный статус

·

· Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

· на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

· на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

·

· Глава V Закона РФ «О средствах массовой информации» уста­навливает профессиональный статус (правовое положение) журнали­ста, под которым понимается лицо, занимающееся редактировани­ем, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Про­фессиональный статус распространяется также на лиц, являющихся:

· штатными сотрудниками редакций которые занимаются ре­дактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одной организации;

· на авторов, не связанных с редакцией средства массовой ин­формации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспон­дентами, при выполнении ими поручений редакции.

· Профессиональный статус журналиста предполагает наличие У него ряда прав, предоставленных по закону, а также возложенных законом обязанностей.

· Журналист, в частности, имеет право:

· искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

· посещать государственные органы и организации, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

· быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

· получать доступ к документам и материалам, за исключени­ем их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государст­венную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

· копировать, публиковать, оглашать или иным способом вос­производить документы и материалы при условии соблюдения требо­ваний законодательства об охране интеллектуальной собственности;

· производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением слу­чаев, предусмотренных законом;

· посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное по­ложение;

· присутствовать на митингах и демонстрациях;

· излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

· отказаться от подготовки за своей подписью сообщения материала, противоречащего его убеждениям;

· распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

· 31.Особенности рекламы в отдельных сферах деятельности

· Федеральный закон «О рекламе» устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются к:

· 1.рекламе, распространяемой с помощью специальных средств – радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Федерального закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д.;

· 2.наружной рекламе, то есть распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

· 3.рекламе отдельных видов товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей.

· 4.рекламе отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д

· 5.рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).

· Особенности рекламирования услуг в различных сферах деятельности

· Туристическая реклама

· Индустрия туризма - молодое, но перспективное направление в российском бизнесе. Человеку, решившему открыть туристическую фирму, следует помнить об огромной конкуренции на этом рынке. Чтобы Ваш бизнес процветал, необходима грамотная реклама. Читать подробнее...

· Как рекламировать услуги

· В наше время даже дети знают о том, что без грамотной рекламы людям, имеющим свой бизнес, не обойтись. Действительно, можно быть высококлассным специалистом, но о Ваших талантах будет знать только узкий круг людей. Читать подробнее...

·

· Как рекламировать товар?

· Реклама - двигатель торговли. Это набившая оскомину фраза точно отражает ситуацию на современном рынке. Все успешные предприниматели знают, что грамотная реклама дает преимущества над конкурентами. Читать подробнее...

·

· Реклама на сувенирах и подарках. Зачем нужна рекламная символика на сувенирной продукции?

· Все мы любим получать подарки. Особенно приятно, когда дарит сувенир незнакомый человек на улице. Именно поэтому сувенирная продукция пользуется такой популярностью у рекламодателей. Даже небольшие компании заказывают сувениры для своих клиентов, партнеров и сотрудников. Сувенирная продукция на сегодняшней день является обязательной частью имиджа любой организации. Читать подробнее...

· Реклама для тех, кто может позволить себе всё!

· Реклама для обеспеченных людей сегодня существует в большом количестве, что не совсем соответствует собственно количеству тех, кто может воспользоваться этой рекламой. Причиной этого может быть сложность привлечения внимания данной аудитории, ведь она достаточно капризна и своеобразна. Поэтому рекламодатели стараются размещать такую рекламу практически везде, где только можно, в надежде, что хоть где-то ее заметят. Читать подробнее...

· Рекламирование бренда

· Ключевым словом в современном мире давно стал "бренд". Бренд - это не просто комплекс информации о компании, продукте и услуге, а сформировавшийся образ, который ассоциируется у потребителя с положительными эмоциями и говорит о его принадлежности к какому-то классу. Известнейшими брендами на мировом рынке являются марки автомобилей (Mercedes, Ford, Volvo), одежда модельных домов (Gucci, Prada, D&G), еда и напитки (McDonalds', Pepsi-Cola) и другие. Часто мы платим не за товар, а за бренд. Поэтому чем известнее бренд, тем больше денег он приносит своему владельцу. Формирование бренда - сложная, но решаемая задача, которой занимаются рекламные агентства. Читать подробнее о рекламировании бренда

· Рекламирование услуг для детей

· Во избежание негативного воздействия рекламы на подрастающее поколение, Федеральном законе о рекламе появилась отдельная статья о детях - "Защита несовершеннолетних в рекламе". Защита несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта подразумевает запрет на такие действия в рекламе токаров для детей. Читать подробнее о правилах рекламирования услуг для детей...

· Реклама банковских услуг

· Реклама банковских услуг сегодня становится практически единственным методом борьбы за привлечение клиентов в банки. Это происходит из-за того, что российский рынок банковских услуг сейчас достаточно активно развивается и отличается высоким уровнем конкуренции. Читать подробнее...

· Создание и размещение рекламы для детей

· Одна из самых крупных и легко завоевываемых аудиторий - это дети. В рекламировании товаров и услуг для детей создаются специальные рекламные ролики, сценарии, тексты… Для того чтобы услуга или продукт понравились детям, применяются свои схемы продвижения. Читать подробнее...

· Реклама дорогостоящих товаров

· Некоторые товары в силу своей специфики требуют особого способа подачи информации и аргументации в плане рекламирования. Таковы, например, дорогостоящие товары - такие как автомобили, недвижимость, бытовая техника и электроника и тому подобные. Чем отличается реклама дорогостоящих товаров от рекламы всех прочих? Читать подробнее...

· Реклама алкогольной продукции

· Крепкий алкоголь и водка являются такими же товарами народного потребления и так же нуждаются в продвижении, как и остальные. Ведь рынок водки и других алкогольных напитков существует, и их производство и реализация легализованы государством. Существуют различные марки водки, существует выбор - таким образом, существует ситуация конкуренции. А если существует выбор, то должна существовать и информация, влияющая на него, то есть реклама. Читать подробнее...

· Реклама табачных изделий

· В рамках борьбы с курением в России после принятия в 1995 году Федерального закона "О рекламе" введены серьёзные ограничения как на рекламу табачных изделий в средствах массовой информации, так и на наружную рекламу табака. Читать подробнее...

· Рекламирование товаров массового потребления

· На сегодняшний день существует множество средств рекламирования товаров и услуг в средствах массовой информации. Но разные средства подходят для разных типов товаров. Так, размещение рекламы товаров производственного назначения наиболее эффективно в специализированных изданиях (передачах), благодаря четкому разделению рынка на группы покупателей. А для рекламы товаров массового потребления наиболее подходящими, наоборот, оказываются массовые издания (передачи), благодаря широкому охвату потенциальной аудитории. Читать подробнее...

·

· 32.Субъекты рекламной деятельности,их права и обязанности

· 6.3. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности

· Права и обязанности субъектов рекламной деятельности определяются различными нормативными актами. Главными из них являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о рекламе, Закон Российской Федерации о средствах массовой информации, Налоговый кодекс Российской Федерации.

· Важнейшую часть правового статуса субъектов рекламной деятельности составляют конституционные права и обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации, такими правами являются право заниматься предпринимательской деятельностью; право на собственность; право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества; право на судебную защиту своих прав и свобод.

· Основными конституционными обязанностями являются обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; не нарушать права и свободы других лиц; платить налоги и сборы; беречь памятники истории и культуры; не осуществлять деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; сохранять природу и окружающую среду; исполнять судебные постановления.

· Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие права субъектов, актуальные для участников рекламной деятельности: право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью; право создавать юридические лица; право совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; право иметь права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; право иметь иные имущественные и личные неимущественные права; право на защиту своих прав и интересов; право быть истцом и ответчиком в суде; право на защиту деловой репутации и т. д.

· К важнейшим гражданско-правовым обязанностям относятся обязанность исполнять договорные и внедоговорные обязательства; обязанность не допускать злоупотребления правами; обязанности по государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, сделок и имущественных прав; обязательства юридических лиц перед участниками (учредителями, акционерами); обязанность соблюдать права потребителей и т. д.

· Права и обязанности субъектов рекламной деятельности, выступающих в роли налогоплательщиков и налоговых агентов, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

· Права и обязанности в сфере защиты своих законных прав и интересов в судебном порядке установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

· Права и обязанности, связанные с участием субъектов рекламной деятельности в административно-правовых отношениях, установлены нормативными актами федеральных органов исполнительной власти – Правительства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы и т. д. и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

· Все перечисленные права и обязанности субъектов рекламной деятельности можно отнести к элементам общего правового статуса. Специальный правовой статус установлен главным образом Законом о рекламе, Законом о средствах массовой информации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере распространения наружной рекламы.

· Основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей определены Законом о рекламе. К ним относятся:

· 1) обязанность соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами;

· 2) обязанность хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы (статья 12);

· 3) обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспростра-нителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требования закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (статья 13);

· 4) обязанность представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации (статья 34);

· 5) обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании (пункт 4 статьи 36);

· 6) обязанность рекламодателя, в случае признания рекламы офертой, заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе (статья 11 Закона о рекламе, статья 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

· Рекламораспространители, средства массовой информации, имеющие статус редакции, обладают также правами и обязанностями, предусмотренными Законом о средствах массовой информации. Напомним, что средством массовой информации является периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; редакцией считается организация, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации.

· К основным правам и обязанностям редакций СМИ относятся следующие:

· • свобода учреждения средств массовой информации;

· • право владения, пользования и распоряжения СМИ;

· • право на распространение продукции СМИ;

· • право на изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации;

· • обязанность не допускать злоупотребление свободой массовой информации;

· • обязанность регистрации средства массовой информации;

· • обязанность приобретения лицензии на вещание;

· • обязанность (для периодических СМИ) сообщать выходные данные;

· • право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц;

· обязанность хранить конфиденциальную информацию;

· • право редакции на профессиональную самостоятельность.

· Иные права и обязанности субъектов рекламной деятельности предусмотрены другими законами, подзаконными нормативными актами, локальными нормативными актами организаций (например, уставами, корпоративными правилами), заключенными договорами. Определение, понимание значения и грамотное использование своего правового статуса являются залогом законной и эффективной деятельности субъекта рекламного рынка.

·

·

· 33.Государственный контроль и ответственности за ненадлежащую рекламу

· статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного · контроля в сфере рекламы·        1. Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий · государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о · рекламе, в том числе:·        1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими · лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;·        2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства · Российской Федерации о рекламе.·        2. Антимонопольный орган вправе:·        1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям · обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства · Российской Федерации о рекламе;·        2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной · власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные · для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих · законодательству Российской Федерации о рекламе;·        3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, · осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;·        4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении · недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 · настоящего Федерального закона;·        5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными · полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе · ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов · органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов · органов местного самоуправления;·        6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими · полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе · нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных · правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, · нормативных правовых актов органов местного самоуправления;·        7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской · Федерации об административных правонарушениях;·        8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным · разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части · 20 статьи 19 настоящего Федерального закона.·        ·        9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам · местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об · аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.·   

· Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о

· рекламе

·        1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской

· Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским

· законодательством.

·        2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения

· ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный

· суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении

· вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или

· юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении

· недостоверной рекламы (контррекламе).

·        3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения

· недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган

· вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к

· рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет

· рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки

· размещения такого опровержения.

·        4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями,

· рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за

· собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об

· административных правонарушениях.

·        5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской

· Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

·        6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных

· частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частью 4 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21,

· частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26,

· частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

·        

·        7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований,

· установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями

· 2-6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями

· 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11

· статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

·        8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в

· частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по

· его вине.

·        9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и

· неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной

· системы Российской Федерации в следующем порядке:

·        1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

·        2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы

· юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение

· законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

·        10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении

· нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

·

· 34.Правовое регулирование в области документированной информации

· В основе правового регулирования отношений в области производства документированной информации лежат информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации, к которым можно отнести нормы ч.

· 4 ст. 29, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 41, ст. 24.
В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Указанное право может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, при помощи самых разнообразных материальных носителей информации, путем освоения дисциплин в учебных заведениях, посредством межличностного общения, на собраниях, митингах и т.п. Эти способы считаются законными, если соблюдаются установленные законодательством правила.
Право на распространение информации законными способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне. Конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию создает правовую среду для гражданского и публичного оборота информации, для информационно прозрачной деятельности органов государственной власти.
Следует отметить, что обязанность предоставления какой-либо информации органами государственной власти Российской Федерации законодательством не предусмотрена. Исключение составляет п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" <*>, в которой закреплена обязанность федеральных органов исполнительной власти информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
Право, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в полной мере распространяется и на документированную информацию, представленную в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах.
В ст. 33 указывается, что "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Этому праву граждан соответствует обязанность органов и должностных лиц рассмотреть обращения и принять по ним законные решения. Данная норма не исключает доступа граждан к информации из информационных ресурсов посредством информационных систем общего пользования.
По мнению ряда ученых, положения данной статьи недостаточно конкретизированы в федеральном законодательстве <1>. Кроме того, в настоящее время действуют нормативно-правовые акты, в определенном смысле ограничивающие доступ граждан к информации и информационным ресурсам. К таким актам относится, например, Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <2>. Названный Указ действует в редакции Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г. № 1662-Х с изменениями от 2 февраля 1988 г. в части, не противоречащей Конституции РФ. Согласно ст. 1 этого Указа обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако данная статья Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1988 г. № 8422-XI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <3> была дополнена частью следующего содержания: "Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит". Подобная формулировка не отвечает современным требованиям, например, задачам федеральной целевой программы "Электронная Россия" <4> и значительно осложняет доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти.
--------------------------------
<1> См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
<2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 17. Ст. 143.
<3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 6. Ст. 94.
<4> См. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
В этой связи необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти" <*> утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2003. 15 февраля.
Важное место в Конституции РФ отводится экологической информации.

· В ст. 42 отмечается, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Указанная норма Конституции РФ является правовой базой создания информационных ресурсов в экологической сфере.
Право на достоверную информацию необходимо рассматривать в контексте ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, где указывается, что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".
Конституционными нормами ст. 24 регламентируется создание информационных ресурсов, содержащих персональные данные, а также возможность доступа к этим ресурсам. В ч. 1 ст. 24 указывается, что "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, - отмечается в ч. 2 этой же статьи, - обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".
К нормам, регулирующим отношения в области производства документированной информации нормативного характера, формирования и использования информационных ресурсов, содержащих нормативно-правовые акты, следует отнести также ч. 3 ст. 15, ст. 105, 106, 107, 108, 90, 102, 103, 115 Конституции РФ. Указанные нормы нашли развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, регулирующих информационные правоотношения и лежащих в основе государственной политики в области формирования и использования информационных ресурсов.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> является важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в области обращения документированной информации. Согласно ст. 1 этого Закона сферой его действия являются отношения, возникающие при "формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации".
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Напомним, что ст. 2 указанного Федерального закона определены следующие важные термины:
- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
- информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Основные направления государственной политики в области формирования и использования информационных ресурсов сформулированы в п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации":
- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
- формирование и защита государственных информационных ресурсов;
- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
- поддержка проектов и программ информатизации;
- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.








































Электронный документооборот

электронный документооборот (ЭДО) — совокупность автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде без использования бумажных носителей.

Электронные документы по утвержденным формам являются составляющими всех бухгалтерских программ, но для того, чтобы электронный документ был юридически признан, он должен быть подписан электронной подписью.

Виды электронных документов

Электронный документ, подписанный электронной подписью, может использоваться, если законодательство РФ не содержит прямого запрета на его использование.

Таким образом, договоры, различные счета, заявки, отчеты, заявления, а также товарные накладные, акты и счета-фактуры могут быть электронными документами.

Также электронные документы делятся на неформализованные документы и формализованные документы.

Неформализованные документы - письма, договоры, доверенности, техническая документация и другая корреспонденция – свободны от жесткого регулирования со стороны государства.

Для формализованных документов в отдельных законодательных актах прописаны жесткие требования к формату и регламенту передачи.

Формализованный документ – документ, созданный по формату ФНС.

Формализованные документы напрямую влияют на правильность налоговых расчетов, поэтому соблюдение всех процедур передачи для них имеет важное значение.

Формализованные документы – это, например, электронные счета-фактуры.

Для некоторых первичных документов ФНС России разработала рекомендованный формат товарной накладной по форме ТОРГ-12 и Акта приема-сдачи (работ) услуг.

Несмотря на то, что для таких документов указано на рекомендованный характер формата, именно в таком формате компании должны направлять эти документы в электронном виде по требованию налоговой инспекции в случае необходимости подтверждения расходов по налогу на прибыль.

Варианты электронного документооборота

Есть два варианта организации системы электронного документооборота. Первый - заключить с контрагентами соглашение об электронном документообороте и обмениваться документами, подписанными электронной подписью через электронную почту. При этом можно использовать простую электронную подпись.

Второй вариант - организовать электронный документооборот через спецоператора.

При таком способе компания присоединяется к регламенту обмена электронными документами и может обмениваться с контрагентами как формализованными документами (для которых официально ФНС России утвердила формат), так и неформализованными (договоры, соглашения, акты сверки и т.д.).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 197.