Понятие и виды информационных правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из задач российского информационного законодательства является регулирование общественных отношений в определенных действующими законами сферах. Информационные отношения, которые оказались урегулированными законом или сложились в результате такого регулирования, становятся информационными правоотношениями.

 Посредством информационных правоотношений поведение субъектов права канализируется в нужных государству направлениях. В силу этого категория информационных правоотношений имеет важнейшее значение для теории и практики информационного права.

.Информационные отношения -- это регулируемые нормами ИП общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

Виды информационных правоотношений

а) правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ);

б) правоотношения, связанные с производством и распределением исходной и производной информации (например, правоотношения в сфере деятельности СМИ, авторские права в гражданском праве);

 в) правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые законами "Об обязательном экземпляре документов", "О библиотечном деле", "Об архивной службе");

 г) правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд)

; д) правоотношения в области обеспечения информационной безопасности (право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн).

Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между собой договор и утвердить устав редакции СМИ) <*>. Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений <**>. В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

<*> См.: статья 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации". <**> См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 513

 

6. Субъекты информационного правоотношения - это физические лица и организации, которым информационным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения, в том числе:
- индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;
- коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.

Основными субъектами информационных отношений яв­ляются собственник информационных ресурсов (информаци­онных систем, технологий и средств их обеспечения), владе­лец перечисленных объектов,, пользователь (потребитель) ин­формации.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользова­ния, распоряжения указанными объектами.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осу­ществляющий владение и пользование указанными объекта­ми и реализующий полномочия распоряжения в пределах, ус­тановленных законодательством.

Пользователь (потребитель) информации — субъект, об­ращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Разделение собственника и владельца информационных ресурсов не обязательно должно происходить в каждом слу­чае. Однако иногда передача части полномочий по использова­нию информационных ресурсов или информационных систем может оказаться целесообразной.

В дальнейшем под субъектами информационных отношений будем понимать:

o государство (в целом или отдельные его ведомства, органы и организации);

o общественные или коммерческие организации (объединения) и предприятия (юридические лица),

o отдельных граждан (физические лица).

В процессе своей деятельности субъекты могут находиться друг с другом в разного рода отношениях, в том числе, касающихся вопросов получения, хранения, обработки, распространения и использования определённой информации. Такие отношения между субъектами будем называть информационными отношениями, а самих участвующих в них субъектов — субъектами информационных отношений.

Различные субъекты по отношению к определённой информации могут (возможно, одновременно) выступать в качестве (в роли):

o источников (поставщиков) информации;

o потребителей (пользователей) информации;

o собственников, владельцев, обладателей, распорядителей информации и систем ее обработки;

o физических и юридических лиц, о которых собирается информация;

o участников процессов обработки и передачи информации и т.д.

Для успешного осуществления своей деятельности по управлению объектами некоторой предметной области субъекты информационных отношений могут быть заинтересованы в обеспечении:

o своевременного доступа (за приемлемое для них время) к необходимой им информации и определенным автоматизированным службам (услугам);

o конфиденциальности(сохранения в тайне) определенной частиинформации;

o достоверности (полноты, точности, адекватности, целостности)информации и защиты от навязывания им ложной (недостоверной,искаженной) информации (то есть от дезинформации);

o защитычасти информации от незаконного ее тиражирования(защиты авторских прав, прав интеллектуальной собственности, прав собственника информации);

o разграничения ответственностиза нарушения законных прав (интересов) других субъектов информационных отношений и установленных правил обращения с информацией;

o возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи информации и т.д.

В структуру информационного правоотношения входят субъекты - физические и юридические лица, органы государственной власти, должностные лица, общественные организации и другие субъекты, признаваемые субъектами права.

7. К объектам информационных правоотношений относятся:

информация персонального характера (персональные данные) – зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности;

перечень персональных данных – список категорий данных об одном субъекте, собираемых держателем (обладателем) массива персональных данных;

массив персональных данных – упорядоченная и организованная совокупность персональных данных неопределенного числа субъектов персональных данных.

Вводятся следующие понятия:

режим конфиденциальности персональных данных– нормативно установленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и условия хранения персональных данных;

сбор персональных данных – документально оформленная процедура получения на законных основаниях персональных данных держателем (обладателем) массива персональных данных от субъектов этих данных либо из других источников в соответствии с действующим законодательством;

согласие субъекта персональных данных – свободно данное конкретное и сознательное указание о своей воле, в том числе письменно подтвержденное, которым субъект данных оповещает о своем согласии на проведение работы с его персональными данными;

передача персональных данных – предоставление персональных данных их держателем (обладателем) третьим лицам в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами;

трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных их держателем (обладателем) другим держателям, находящимся под юрисдикцией других государств;

актуализация персональных данных – внесение изменений в персональные данные в порядке, установленном действующим законодательством;

блокирование персональных данных – временное прекращение передачи, уточнения, использования и уничтожения персональных данных;

уничтожение (стирание или разрушение) персональных данных – действия держателя (обладателя) персональных данных по приведению этих данных в состояние, не позволяющее восстановить их содержание;

обезличивание персональных данных – изъятие из персональных данных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным человеком.

8. Содержание информационных правоотношений, как и иных видов правоотношений, составляют совокупность прав и обязанностей участников, а также способы их реализации, то есть содержание информационных правоотношений можно рассматривать с материальной и формальной стороны.

Как любые общественные отношения, информационные правоотношения представляют собой некоторую соотнесенность поведения субъектов, выраженную в форме взаимосвязанности, взаимодействия и взаимообусловленности, возникающей между субъектами. Так как правоотношение не может возникнуть у субъекта с самим собою, оно всегда возникает, по меньшей мере, между двумя активными субъектами, а его суть заключается в наличии между ними особой правовой связи, выраженной во взаимообусловленных (коррелятивных) правах и обязанностях. Поведение осуществляется как правомерное, получающее при определенных условиях значение правовых фактов. Формой правомерного поведения является форма субъективных прав и правовых обязанностей его участников.

Субъективное право, принадлежащее субъекту информационного правоотношения, представляет собой обеспеченную обязанностями других лиц легитимную возможность субъекта действовать определенным образом. Таким образом, субъективное право является правовой мерой возможного поведения участника информационных правоотношений, мерой социальной свободы, определенной нормой права.

9. Понятие информационного законодательства и его система

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное за­конодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. По­явление информационного законодательства в системе нормативно-пра­вовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разно­видностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные пра­вовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулиро­ванию отношений, объектом которых является информация, произ­водные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конститу­ция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к веде­нию Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ве­дению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занима­ют федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содер­жат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за фе­деральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вы­вод о необходимости их более широкого использования в правотворче­ской деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, явля­ются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нор­мативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера веду­щую роль играют указы Президента РФ, которые являются основ­ными актами осуществления компетенции Президента РФ, непо­средственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из ос­новополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное ме­сто занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе за­конов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной ком­петенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Кон­ституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными норматив­ными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локаль­ные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значе­ния, принимаемые руководителями различных организаций. С по­мощью локальных актов регулируются самые различные информа­ционные вопросы, например порядок конфиденциального делопро­изводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т. п.

24.Понятие средств массовой информации требования к их использованию

Средства массовой информации (СМИ)

к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянноеназвание, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными идругими организациями, частными лицами. В законодательстве большинства стран к СМИ пока не относятсясубъекты распространения информации через глобальную сеть Интернет.

Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:

ü достоверность информации - средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;

ü законность - информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь;

ü равенство - средства массовой информации исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации;

Ø Равенство в получении

Ø Равенство в организации

ü уважение прав и свобод человека - средства массовой информации обеспечивают соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь;

ü многообразие мнений - средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе;

ü развитие национальной культуры - средства массовой информации содействуют распространению и популяризации национальных культурных ценностей;

ü защита нравственности - средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности;

ü соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали - журналисты средств массовой информации в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики и общепринятые нормы морали.

Не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:

· в осуществлении цензуры массовой информации - требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений в соответствии со статьями 18 и 26 настоящего Закона;

· во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

· в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь;

· в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;

· в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

· в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.

 

Монополизация средств массовой информации государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими или физическими лицами не допускается.

Массовая информация может распространяться в Республике Беларусь на государственных языках Республики Беларусь и на других языках.

В средствах массовой информации не допускается использование нецензурных слов и выражений.

В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

· Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;

· Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;

· Статья 16 — в периодических печатных изданиях.

В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

· Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;

· Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;

· Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;

· Включение в рекламу порнографических элементов;

· Искажение информации иностранными словами и фразами;

· Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;

· Использование бранных выражений и оскорблений;

· Пропагандирование товара через скрытую рекламу;

· Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.