Оценка уровней освоения компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Уровни освоения компетенции Знает Умеет Владеет Средства оценивания
Пороговый уровень частично теории и концепции взаимодействия людей в организации частично анализировать коммуникационные процессы в организации частично навыками деловых коммуникаций Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен
Средний уровень теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования анализировать коммуникационные процессы в организации и вырабатывать предложения по повышению их эффективности; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь навыками деловых коммуникаций; навыками разрешения конфликта Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен
Продвинутый уровень основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами анализировать коммуникационные процессы в организации и вырабатывать предложения по повышению их эффективности; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации всеми навыками деловых коммуникаций; навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методология обучения

Преподавание политологии ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике. Освоение проблематики курса предполагает изучение достижений и наработок отечественных и зарубежных политологических школ и центров. В связи с этим особое значение имеет изучение и осмысление последних событий в политической сфере российского общества, на международной арене, новой научной и учебной литературы, материалов периодической печати.

Логика программы и тематического плана политологии ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов, норм функционирования и развития политической сферы общества в контексте кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни. Такой подход предполагает учет постоянных изменений в социально-политической жизни, смещение акцента в изучении политологической проблематики на овладение в первую очередь методологией и методикой анализа социально-политической ситуации в мире, регионе и обществе, прогнозирования ее вероятных изменений, выработки возможного варианта решения той или иной проблемы.

Методика обучения

Предполагает сочетание традиционных и инновационных подходов к обучению студентов.

В процессе освоения курса применяется традиционная методика: чередование лекций, содержащих фундаментальные положения и раскрывающих ключевые категории науки, и семинарских занятий, закрепляющих и дополняющих лекционный материал. Это предполагает подготовку к семинарам выступлений с докладами и сообщениями, конспектирование, реферирование источников; самостоятельную аудиторную работу студента (выполнение групповых заданий, контрольных работ, ответы на контрольные вопросы, тестирование).

Повысить эффективность обучения, закрепить полученные студентом знания позволяют инновационные методы, такие как модульно-рейтинговая система оценки работы студента, активные и интерактивные методы: проблемные лекции, активизирующие совместный мыслительный процесс лектора и аудитории и придающие занятию полемический характер; дискуссии и диспуты; коллективная мыслительная деятельность; участие студентов в разработке и демонстрация имитационных учебно-образовательных игр; знакомство с политическим имиджмейкингом; моделирование и прогнозирование политических процессов; написание эссе; презентации с использованием средств мультимедиа.

Применение данных методов требует, в том числе, активной самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет примерно 40 % от всего объема аудиторных занятий, что равно 14 аудиторным часам из 18 часов, отведенных на семинары.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 640 с.

3. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 592 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (Так же см. изд. 2008г.).

4. Политология: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 519 с. – (Бакалавр).

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 448 с. (см. так же изд. 2008г.)

б) дополнительная литература:

1. Баскунов А.М. Социально-политическое развитие РБ: учебное пособие / А.М. Баскунов, БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 138 с.

2. Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб. пособие для бакалавров / И.А. Василенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 395 с. – Серия: Бакалавр.

3. Василенко И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 421 с.

4. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2011. – 432 с. (так же см. изд. 2008, 2009гг.).

5. Горелов А.А. Политология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2006. – 576 с. (обр. стандарт XXI).

6. Горелов А.А. Политология: Учебник / А.А. Горелов. 3-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 312 с.

7. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие / Т.Э. Гринберг. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 317 с.

8. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 512 с.

9. Кравченко А.И. Политология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 448 с. (см. так же изд. 2008-2010гг.)

10. Кучерена А.Г. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: учебное пособие / А.Г. Кучерена, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. – 251 с.

11. Латфуллин Г.Р., Новичков Н.В. Политическая организация: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 656 с.

12. Мировая политика в условиях кризиса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С.В. Кортунова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 464 с.

13. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов; под ред. В.И. Староверова. – 5 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 647 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

14. Орлов И.Б. Политическая культура России XX века: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Б. Орлов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 223 с.

15. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия / С.П. Перегудов; РАН, Отд. обществ. наук, Инст-т мировой экон-ки и междунар. отн-ний. – М.: РОССПЭН, 2011. – 431 с.

16. Политические системы и политические культуры: Сборник учебных материалов. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. – 424с.

17. Политология: Краткая хрестоматия / Сост. Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с. 18. Политология: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.; Гардарики, 2008. – 588 с.

19. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 567 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

20. Политология: Хрестоматия / Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

21. Политология: Курс лекций / С.Н. Батурин, Б.Н. Бессонов, Л.Н. Доброхотов, В.П. Тоцкий;

Отв. ред. Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006. – 272 с.

22. Политология: Учебник / Под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 480 с.

23. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Библионика, 2008. – 336 с.

24. Пушкарева Г.В. Политология: Конспект лекций / Г.В. Пушкарева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 208 с.

3
25. Россия в полицентричном мире / РАН, Инст-т мировой экон-ки и междунар. отн-ний; под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. – М.: Весь Мир, 2011. – 580 с.

26. Смирнов Г.Н. Политология: курс лекций / Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, А.В. Бурсов. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.

27. Смирнов Г.Н. Политология: учебник для студентов вузов / Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, В.Г. Сироткин, А.В. Бурсов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336 с.

28. Смирнов Г.Н., Бурсов А.В. Россия в мировом политическом процессе. Курс лекций: Учебное пособие / Г.Н. Смирнов, А.В. Бурсов. – М.: Восток – Запад, 2011. – 304 с.

29. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 575 с. (см. так же изд. 2009 г.)

30. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М., 1997.

31. Таккер Р. Политическая культура и лидерство в России, 1990.

32. Федощев А.Г. Политология в схемах и определениях. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2010. – 128 с.

33. Лебедева М.М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – 142 с.

в) первоисточники:

1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Семигин Г.Ю. и др. – М., 1997. 2. Аристотель. Политика: Соч. в 4-х т.т. – М., 1983.

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

4. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – M.: Socio-Logos, 1993.

5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001. 6. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века. – М., 2003.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

8. Вебер М., Избранные произведения. М., 1990. 9. Гидденс Э. Устроение общества. – М., 2003.

10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. № 5.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

12. Лукман Н. Общество как социальная система /Пер. с нем. А. Антоновский. – М., 2004. 13. Макиавелли Н. Государь. – М., 1998.

14. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. 15. Платон. Государство: Сочинения. – М., 1994.

г) справочная литература:

1. Модернизация и политика: традиции и перспективы России. Политическая наука: Ежегодник 2011 / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И. Соловьев. – М.: РОССПЕН, 2011. – 431 с.

2. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1999. – 431 с.

3. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. – М., 1999.

4. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. – М.: Академический Проект, 2005. – 1056 с.

д) периодические издания (журналы):

1. Власть;

2. Вестник МГУ. Выпуск IV, раздел «Социология и политология»;

3. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. «Философия. Политология. Социология. Психология. Международные отношения»;

4. Государство и право;

5. Международные отношения;

6. Политологические исследования (ПОЛИС); 7. Социально-гуманитарные знания;

8. Социология власти; 9. Социум и власть;

10. США – Канада: экономика–политика–культура;

11. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения».

е) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

При подготовке рефератов, эссе, а также в процессе изучения способов обработки политологической информации предполагается использование программного пакета SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) Statistics – «Статистический пакет для социальных наук» (с 2009 г. в результате ребрендинга название программного обеспечения было изменено на PASW (Predictive Analytics SoftWare) Statistics). SPSS Statistics (далее – SPSS) – компьютерная программа для статистической обработки данных, одна из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках. Предоставляет широкие возможности для анализа данных.

Интернет-ресурсы:

1. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

2. Информационный сайт политических комментариев / Информационно-публицистические, аналитические материалы http://www.politcom.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Цент политической конъюнктуры http://www.ancentr.ru

5. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

6. Библиотека публикаций Центра Карнеги- http://www.carnegie.ru

На сайте Московского центра Карнеги размещаются полные электронные версии изданий Центра, рабочие материалы центра, материалы журнала «Pro et Contra», посвященного вопросам внутренней и внешней политики, материалы брифингов, проводимых Центром.

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает студентам следующие Интернет-ресурсы:

– Базы данных российских библиотек; – Базы данных зарубежных библиотек; – Полнотекстовые базы данных;

– Электронные варианты авторефератов и диссертаций; – Коллекции электронных дисков;

– Научные поисковые системы;

– Программное обеспечение, в т.ч. SPSS.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная аудитория, оборудованная классной доской, средствами мультимедиа: видеопроектором, экраном, ноутбуком для проведения презентаций; компьютеры с доступом к сети Интернет, комплект лицензионного программного обеспечения SPSS (информацию о программе см. в предыдущем разделе 5).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Курс предполагает:

– чтение лекций и проведение семинарских занятий, коллоквиумов;

– выполнение студентами различных видов учебных заданий: подготовку докладов (сообщений), написание рефератов, эссе, конспектирование источников в процессе подготовки к семинарам, выполнение контрольных письменных работ и др.

– проведение учебно-образовательных ролевых игр;

– знакомство с методологией и методикой разработки моделей политических процессов;

методами политической аналитики, политическими технологиями.

– участие студентов в конкурсах, конференциях;

– тестирование остаточных знаний студентов по текущим разделам курса.

Материал, используемый на занятиях, должен быть подготовлен до начала семестра, в котором этот курс читается. За несколько дней до непосредственного использования данного материала в образовательном процессе необходимо еще раз пересмотреть его и, если нужно, дополнить.

Особое внимание следует уделять перспективам применения студентом полученных знаний на практике. Для организации этого рекомендуется использовать в образовательном процессе обучающие игры, моделирование практических ситуаций.

При подготовке курса следует обращаться, главным образом, к следующим видам литературы:

а) учебники и учебные пособия;

б) первоисточники;

в) научная литература;

г) периодические, профессиональные издания;

д) тексты или конспекты лекций за прошлые годы;

е) другие материалы (рабочие программы, календарно-тематические планы лекций и планы семинарских занятий, конспект лекций более опытного лектора и т.д.); ж) электронные учебники, которые, безусловно, способствуют лучшему усвоению материала и повышают эффективность процесса обучения.

Специфика политологии, ее место в системе гуманитарного знания и значение для практической деятельности требуют от студентов освоения прикладного политологического инструментария. В ходе изучения дисциплины студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат политологии, знать историю социально-политических учений, современные школы и течения, сущность и содержание политических явлений и процессов. В процессе обучения студенты должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических технологий, реально оценивать социально-экономическую и геополитическую ситуацию в регионе, стране и мире.

Передача необходимых теоретических знаний и формирование основных представлений по каждой теме дисциплины «Политология» происходит с использованием лекционных занятий, материалы которых закрепляются в ходе семинаров (практических занятий) при выполнении групповых или индивидуальных заданий по пройденной теме. Принимаемые решения при выполнении заданий обсуждаются с участием студентов для обеспечения их понимания и развития необходимых умений.

Одной из важнейших задач правильного конструирования занятий является стимулирование интереса студентов. Преподаватель обязан четко, на доступном для восприятия уровне излагать содержание курса; обеспечивать, в случае необходимости, возможность его конспектирования; уделять внимание умению студентов увязывать новые знания с ранее пройденным материалом, в том числе по смежным дисциплинам.

Все изменения в методике и практике преподавания политологии должны вовремя отслеживаться и находить свое отражение в лекционном материале.

Лекции являются фундаментальным источником знаний. Они способствуют возникновению и поддержанию интереса к предмету, глубокому усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов. Лекционный материал соответствует логике построения дисциплины, а также отвечает требованиям наглядности и доступности. Особое внимание уделяется раскрытию основных терминов, которые формируют профессиональный язык политолога. Без понимания этого языка невозможно успешное изучение предмета. Изложение лекций сопровождается практическими историческими примерами, а также комментариями современной политической жизни, что значительно обогащает образовательный процесс и способствует усвоению материала. Преподавателю рекомендуется следить за ведением конспектов лекций студентами. Конспект лекций должен содержать названия разделов, глав параграфов и пунктов. Каждый из разделов должен начинаться с описания постановки цели, задач и заканчиваться кратким выводом.

Значительную роль в изучении методики преподавания дисциплины выполняют семинарские занятия, которые закрепляют теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, знакомства с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Преподаватель может предложить студентам подумать над постановкой таких вопросов по теме семинарского занятия, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинарского занятия на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии в поиске истины, для активизации семинарского занятия. В арсенале преподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями студентов, самой логикой развития семинарского занятия.

Важную роль играют консультации для студентов.

Разъяснение наиболее сложных вопросов изучаемого программного материала является основным содержанием консультаций.

Групповая консультация проводится в следующих случаях:

– когда необходимо подробно рассмотреть семинарские вопросы, которые были недостаточно освещены или совсем не освещены в процессе лекции;

– с целью оказания помощи в самостоятельной работе (написание рефератов, подготовка докладов на научно-практические конференции, коллоквиумы, подготовка к экзамену);

– если студенты самостоятельно изучают справочный, осваивают новые методики и техники прикладных политологических исследований; Обязательной составляющей обучающей методики является контроль знаний и навыков, полученных студентом в течение учебного года. Видами контроля, осуществляемого на всех этапах освоения курса, являются: предварительный, текущий, рубежный (по итогам освоения каждого модуля (раздела)), итоговый в форме зачета.

Предварительный контроль преследует своей целью определение степени готовности студента к изучению нового материала, степени освоения предметов, на которые опирается политология, а также умения студента устанавливать межпредметные связи.

Текущий контроль позволяет преподавателю отслеживать темпы усвоения материала, а рубежный должен свидетельствовать об итогах совместной работы преподавателя и студента по изучению разделов (модулей). Формы проведения контроля определяются исходя из особенностей изучаемых тем и разделов.

Итоговый контроль проводится в соответствии с учебным рабочим планом в данном случае в форме сдачи зачета. При этом модульно-рейтинговая система оценки знаний позволяет аттестовать студента по результатам работы в течение семестра.

Содержание дисциплины «Политология»

Дата: 2019-02-18, просмотров: 223.