Пример исповедничества.
Преподобный Нектарий Оптинский . (1) После закрытия большевиками Оптинского монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы отец Нектарий покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки. В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета, к Старцу потянулся поток людей со всех концов России. Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих доверенных лиц. Как то к нему пришла очередная группа священников и стала спрашивать: вот, сейчас начали разрешать открывать церкви не только обновленческие или григорианские (т.е. раскольнические), но и тихоновские. Нельзя ли нам тоже регистрироваться и тоже ходить в храмы? На что старец Нектарий сказал, что это тоже самое обновленчество, только другого разлива. Его спросили: вроде бы митрополит Сергий покаялся? А старец ответил, что он покаялся, но яд в нем сидит. Вот, мы видим, что преп. Нектарий прозревал, что Сергий будет причиной многих бед, поэтому он не признавал его власть и не благословлял его поминать. Незадолго до смерти старца к нему приезжал отец Сергий Мечев, (св. новомученик, также из "непоминающих", сын известного московского старца о. Алексия Мечёва, скончавшегося в 1923 г.) он причастил Старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан Рымаренко, священник, духовный сын старца, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. Как известно, впоследствии о. Адриан эмигрировал за границу и был священником РПЦЗ, духовником и старцем Ново-Дивеевского монастыря в Америке, После смерти своей матушки, о. Адриан принял постриг с именем Андрей и был хиротонисан в епископа РПЦЗ. Это пример истинного старца, устоявшего в искушении сергианством.
Но вот пример падения.
Известны его пророчества, одно из которых гласит: « Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.» Пророчество, по сути своей, обличает организацию МП.
Итак, старец, поступив в монастырь в 54 г., всего через 5(!) лет, фактически в период своего новоначалия, становится уже сразу духовником и старцем всей Лавры, в то время, когда она была захвачена обновленцами. Никакой реакции на декларацию митр. Сергия от старца мы не видим и это в то время, когда за ее неприятие страдали десятки тысяч исповедников.
А вот пример поведения истинного старца, преподобного Феодосия Кавказского(7), который предпочел подвиг юродства, не признав власти обновленцев и митр. Сергия.
В первые годы советской власти основал в Ставрополье небольшой монастырь. Скорбя о бедствиях, постигших Церковь Христову и Святую Русь, старец Феодосий выступил ревностным хранителем чистоты Истинного Православия, сохраняя верность заветам Святого Патриарха-Исповедника Тихона, отвергая соглашательство с богоборчеством и обновленчеством. митрополит Сергий (Страгородский) по требованию гонителей издал богоотступническую Декларацию о признании Церковью советской антихристианской власти, ранее анафематствованной Святейшим Тихоном. Ревностное сердце старца Феодосия с таким отступлением от Христа не могло примириться. Когда ему прислали Декларацию, он сжег ее при всем народе. А вскоре, старец был арестован. В заключении и ссылке ветхий старец Феодосий пробыл 5 лет. В 1932 г. его освободили, и он приехал в Минводы. Поселившись в неприметной хатке, батюшка принял подвиг юродства Христа ради: ходил по улицам разодетый в цветную рубашку (что тогда считалось смешным), играл с детьми, бегал и скакал с ними, за что дети называли его “дедушка Кузюка”. Вероятно, это было единственное верное для того времени и того положения, в котором оказался старец Феодосий, решение - и единственно возможное, чтобы продолжать служить Господу. Такой подвиг принял на себя в те годы и катакомбный Епископ Варнава (Беляев), знаменитый сейчас духовный писатель, да и вообще очень многие исповедники Православия. Это позволяло им не просто выжить в тяжелейших условиях советских концлагерей, но и открыто проповедовать Христа среди заключенных. В Минеральных Водах о. Феодосий служил уже тайно, в Катакомбной Церкви. На богослужениях поминал Святителя Иосифа Петроградского и отвергал беззаконный красный Синод Сергия Страгородского.
В домике старца одна комната была жилая, а в другой помещалась тайная домовая церковь. В своей церкви "дедушка Кузюка" превращался в строгого старца и благостного отца.
Тайно каждый день он служил Божественную Литургию, причащался сам и причащал своих духовных чад – катакомбных истинно-православных христиан.
Очень много подвижников МП сейчас почитается за истинных старцев и совершенно упускается из виду их каноническое положение в отношении к падшей иерархии. В основе спасения лежит, как говорит свят. Иоанн Златоуст, два условия: правая вера (куда входит и правильное каноническое положение) и праведная жизнь.
Святитель Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями".
Старцы МП, вели праведную жизнь, но состояли в общении с ересиархами поначалу сергианами, а после 1961г. и экуменистами. Они или не придавали этому значения , считая , что это «личные грехи иерархии» , или же сознательно закрывали глаза на беззакония священноначалия , что делает их еще более ответственными за это. В числе таких подвижников, «расцвета» старчества в МП мы можем назвать Глинских старцев, три из которых (Серафим, Андроник и Серафим) были православными, но состояли в общении и признавали власть сергианской и экуменической иерархии. А четвертый из них, Таврион, с симпатией относился к католицизму, служил и причащался вместе с изредка гостившим у него ксёндзом, с которым они годы провели в заключении, оправдывая это тем, что «наши земные перегородки до Неба не доходят». К таким старцам относились Кукша Одесский (также пророчествовавший о падении МП), Серафим Тяпочкин, Николай Гурьянов (по рассказам почитателей бывший тайным епископом, но непонятно каким образом совмещавший это с должностью настоятеля прихода МП), Иоанн Крестьянкин, который по свидетельству иконописца архим. Зинона, также сослужил католикам и причащался с ними, Кирилл Павлов. Старцы новейшего периода истории МП , такие как Власий Перегонцев, Илий Ноздрин , Иона Игнатенко и другие уже совершенно не обращали внимания на какие-либо ереси , перейдя на самоуспокоительную формулу «знай себя и будет с тебя» . Духовные дети этих старцев сейчас наполнили епископат МП. Отдельно стоит сказать об одном из самых активных борцов изнутри с "еретикам" МП, старце Рафаиле (Берестове). Им самим (или людьми его окружавшими) была выдвинута теория борьбы с глобализацией, как главной проблемой на пути спасения. Но однако сам старец имел те самые документы и номера , против которых призывал бороться. Относительно экуменизма он высказывался осуждающие, но призывал оставаться внутри МП, сам периодически прекращая (и снова начиная) поминать еретическое священноначалие. Главной идеей этого старца была борьба с еретиками и глобализацией, административно находясь в составе экуменических организаций.
Итак, начав с раскола от Истинной Церкви, которая ушла в катакомбы и за границу, старчество МП постепенно от сергианства, хотя и разоблаченной Исповедниками, но непонятной многим ереси, перешло к ереси экуменической, принимая ее или покрывая ее адептов и состоя с ними в общении.
Могут возразить, что старцы совершали чудеса, были прозорливы, исцеляли болезни.
Но, по свидетельству св. преп. Антония Великого, мы знаем, что « ...Не должно тщеславиться благодатною силою изгнания бесов, не должно превозноситься благодатным даром исцеления болезней. Не заслуживает удивления тот, кто изгоняет бесов, ни презрения тот, кто не изгоняет. Желающий правильно рассуждать об иноке, да исследуем образ подвига его. Совершение знамений есть дело Спасителя, а не наше: почему Он и сказал ученикам Своим: О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтесь же яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. 10,20). То, что имена наши написаны на небесех, служит свидетельством нашей добродетели и богоугодной жизни, а сила изгнания бесов есть дар Спасителя. По этой причине славившимся чудотворением, а не добродетелию, и говорившим: Господи, Господи! не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? отвечал: Аминь глаголю вам: не вем вас (Матф. 7,22-23). Не ведает Господь путей, которыми идут нечестивые. Должно непрестанно молиться, как я уже сказал, о получении дара рассуждения духов, чтоб не вверяться всякому духу (1 Иоанн. 4,1), как научает нас Писание". (8)
М ы же, чада Русской Зарубежной Церкви, должны строго следовать учению св. отцов Древней и Российской Церкви и наших великих старцев—святителей - Иоанна Шанхайского и Филарета Нью-Йоркского, которые оставили нам верный путь ко спасению, оградив от прелести, ересей и расколов, и показав образец святости.
Аминь.
Иеромонах РПЦЗ Никандр
Источники :
1. св. прп. Нектарий Оптинский . http://www.eshatologia.org/838-ieroshimonah-nektariy-posledniy-optinskiy-starets.html
2.Старец схиархимандрит Севастиан Карагандинскийhttp://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Karagandinskij/karagandinskij-starets-prepodobnyj-sevastian/ ,https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD)
3.Катакомбный схиепископ Петр исповедник. http://true-orthodox.narod.ru/library/story/biograf2.html ,https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_(%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD)
4. Старец схиархимандрит Серафим Томин . http://www.pravmir.ru/rozhdennyj-byt-monaxom-pamyati-sxiarximandrita-serafima-tomina/
5. Старец схиархимандрит Лаврентий Черниговский . http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606 , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
6. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. http://www.mylektsii.ru/10-55706.html , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9
7. Св. Прп. Феодосий Кавказский http://true-orthodox.narod.ru/library/story/kashin.html
8. «Слово о Смерти» . Собрание сочинений свт. Игнатия Брянчанинова , т.3.
9. «Слово о Смерти» . Собрание сочинений свт. Игнатия Брянчанинова , т.3.
10. св. прп. Иоанн Кассиан Римлянин . «Собеседования» .
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/10_3
11.блж. Иоанн Мосх «Луг Духовный» .
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/
Старчество истинное и ложное от начала церковной Смуты в России. Старчество в МП как основной приём для удержания паствы под властью еретиков.
26 апреля, 2016
Старчество в Церкви являлось неким неформальным институтом духовного руководства отдельными подвижниками святой жизни (преимущественно монахами) братий монастырей, мирян, даже целых народов. Старцы оказывали огромное духовное влияние, на их жизнь ровнялись целые поколения, воспитывалась молодежь, научались правильному духовному деланию под руководством живых примеров святости. Старцы были духовными вождями, которые охраняли стадо Христово от лжеучений, прелестей, обличали нерадение и греховную жизнь, научали молитве, борьбе со страстями, воспитывали преемников в своем служении, которые продолжали их дело. Примерами выдающихся старцев древности были св. преп. Антоний Великий, Пимен Великий, Агафон, Савва Освященный, Исидор Пелусиот, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Феодор Студит. В Русской Церкви были известны такие святые старцы как преп. Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Паисий Молдавский и его ученики, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадский и другие. В святоотеческой литературе старец - человек, имеющий достаточный опыт монашеской жизни, духовный наставник новоначального монаха: «...старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии» (свят. Игнатий). То есть , обычным порядком старец — не обязательно святой, по крайней мере во время жизни не прославлялся. Совсем иное значение это слово приобрело в России в последнее время. Несмотря на то, что живых сосудов св. Духа сейчас нет, традиция прервана, в наличии только старцы сомнительного духовного делания, сегодня в сознании большинства православных слово «старец» почти тоже самое, что «живой святой» со всеми духовными дарованиями, прозорливостью, откровениями, исцелениями и т.д. Причем современный образ старца сложился в апокрифах и легендах Московской Патриархии, и это стало, частью ее предания, которое не подвергается сомнению.
Как отличить истинное старчество от ложного старчества?
Признаками истинного старчества являются сохранение Православной веры и следование святоотеческой традиции духовного делания. В этом докладе мы будем рассматривать качество духовного руководства старцев истинных и ложных в контексте пребывания их в период Смуты. Истинное старчество возможно только в Церкви, ложное — в ереси, расколе и сектах. Это не значит , что в Церкви не может возникнуть ложного старчества , потому что всякий может прельститься и исказить свое делание , но это значит , что вне Церкви старчества как такового быть не может , там всегда будут те или иные искажения, прелести, ереси.
Как вообще связано качество духовного делания с пребыванием вне Церкви? Что первично, прелесть (неправильное духовное делание) или ересь или раскол? Читаем, у свят. Игнатия Брянчанинова: "... от прелести, именуемой "мнением" возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие ее есть, неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность - зло, не смотря на ясность его и обширность, мало примечаемое и мало понимаемое".
МАЛО ПОНИМАЕМОЕ!
Качество старчества познается в искушениях, которые обнаруживают то, что не было видно обычным взглядом. Как правило , если старец был в правильном душевном устроении , не был заражен мнением , то и с приходом гонений , расколов и ересей , такой подвижник при помощи Божией стоял твердо, понимал постигшее искушение , не совращался сам и другим помогал избежать этих соблазнов. Но если в подвижнике-старце было мнение или недостаточная опытность духовного делания, то таковой падал, хотя и при отсутствии явных грехов, но незаметно для себя изменялся, принимая ложное мудрование.
Хронологически старчество МП можно классифицировать тремя периодами :
1) Старцы периода возникновения сергианской ереси и "доэкуменического" существования МП (1927-1961 гг.) В это время они еще вполне похожи на "досергианских" старцев, различие только в признании незаконной церковной власти и богоборческой гражданской, как бы примирение со случившимся насилием.
2) Старцы периода принятия МП экуменической ереси (с 1961 г. и по сей день) Здесь различие с православными старцами становится уже значительнее, примиряться пришлось уже с появлением откровенных еретиков — иерархов, в числе которых появились и патриархи.
3) Младостарцы МП . (2000-е гг.) Те, которые уже не просто мирятся с ересями иерархов, но даже защищают эти преступления, пытаясь представить их как «пользу для Церкви».
Как известно, причиной церковного разделения стал раскол, устроенный митр. Сергием (Страгородским), который постепенно со временем перерос в ересь. Св. Новомученики и Исповедники пострадали до смерти, но не приняли этого предательства Церкви. Истинное старчество также перешло в катакомбы и заграницу.
Известно, что последние Оптинские старцы, преп. Анатолий (Умер в 1922 г. Известно его пророчество о распространении ересей и расколов и о захвате власти в церковной организации еретиками)), преп. Нектарий (+1928 г.) и Никон (+1931г.) не приняли нового курса и обличали сергианство. Они, а также другие подвижники, такие как старец Феодосий Кавказский и старец схиепископ Петр Лодыгин очень чутко уловили суть подмены и не поддались обольщению. Многие исповедники были брошены в заключение и большая часть их там скончалась. Но после смерти митр. Сергия некоторая часть бывших исповедников и катакомбников, ранее также страдавших за веру, признала законными выборы нового "патриарха" Алексия 1, несмотря на их неканоничность, как из-за участия властей, отсутствия других кандидатов и продолжения политики сергианства. Среди таких мы видим даже некоторых учеников упомянутых старцев — исповедников , которые ныне прославляются в МП . Рассмотрим некоторые примеры этих метаморфоз .
Пример исповедничества.
Преподобный Нектарий Оптинский . (1) После закрытия большевиками Оптинского монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы отец Нектарий покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки. В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета, к Старцу потянулся поток людей со всех концов России. Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих доверенных лиц. Как то к нему пришла очередная группа священников и стала спрашивать: вот, сейчас начали разрешать открывать церкви не только обновленческие или григорианские (т.е. раскольнические), но и тихоновские. Нельзя ли нам тоже регистрироваться и тоже ходить в храмы? На что старец Нектарий сказал, что это тоже самое обновленчество, только другого разлива. Его спросили: вроде бы митрополит Сергий покаялся? А старец ответил, что он покаялся, но яд в нем сидит. Вот, мы видим, что преп. Нектарий прозревал, что Сергий будет причиной многих бед, поэтому он не признавал его власть и не благословлял его поминать. Незадолго до смерти старца к нему приезжал отец Сергий Мечев, (св. новомученик, также из "непоминающих", сын известного московского старца о. Алексия Мечёва, скончавшегося в 1923 г.) он причастил Старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан Рымаренко, священник, духовный сын старца, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. Как известно, впоследствии о. Адриан эмигрировал за границу и был священником РПЦЗ, духовником и старцем Ново-Дивеевского монастыря в Америке, После смерти своей матушки, о. Адриан принял постриг с именем Андрей и был хиротонисан в епископа РПЦЗ. Это пример истинного старца, устоявшего в искушении сергианством.
Но вот пример падения.
Дата: 2019-02-18, просмотров: 326.