Обучаемость(О.) –способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.Это проявление общих способн., отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний. О. человека является одним из показателей его готовности к учению. О. это потенциальное свойство человека, кот.проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
О. (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных св-в человека, от кот., при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Продуктивность - качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течении длительного периода, удовлетворенность результатами труда.О. соотносится с понятием обученности как совокупности всех хар-к психического развития, кот.явл. результатами предыдущего обучения. Обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.Обучаемость основывается на совокупности свойств интеллекта(по Давыдову):
1.обобщенность мыслит.деят., (направленность на обобщение, абстрагирование в уч.мат., готовность выделять главные признаки)
2.осознанность мыслит.деят., (соотнош. логич. и практич. сторон, способность точно выразить отнош., кот. руководствуется практ.деят., ведущая к решению данной проблемы)
3.гибкость мыслит. деят.–способн. преобразовывать уже привычное с учетом новых условий и требований. Помогает преодолевать стереотипы в мыслительных приемах. Как противопол. -инертность мышления – интеллектуальная пассивность, трудн. перехода от одного действия к другому.
4.устойчивость мыслит.деят. – способн. стабилизировать посредством уже проверенной эффективной операции структуру умственной деятельности на время, которое необходимо для решения задач;
5.самостоятельность мышления – проявляется в умении использовать минимальную, но необходимую помощь, оказанную учителем для продолжения самостоятельной работы;
6.экономичность мышления – совокупность вышеперечисленных качеств характеризуется количеством конкретного материала, который необходим для решения задач; это суммарный количественный показатель обучаемости.
Осн показатели обучаемости :
1. темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;
2. легкость усвоения;
3. гибкость переключения на новые способы и приемы работы;
4. прочность сохранения основного материала.
В психологии рассм обычно 2 вида обучаемости:
1. общая – способность усвоения любого материала;
2. спец. – способность усвоения отдельных видов материала.
В основе обучаемости лежат:
1. уровень развития познавательных процессов субъекта;
2. уровень развития мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;
3. разв производных от них комп-товУД, т.е. уяснен сод учебн материала из прямых и косв объяснен и овладен материалом до степ активн применен.
Морозов называет ряд признаков обучаемости:
1. быстрота формирования новых понятий и обобщений;
2. способность решать задачи разными способами;
3. гибкость мыслительных операций;
4. память на общие понятия;
5. обобщенность знаний;
6. интеллектуальная активность.
Обучаемость – это умств развитие в динамике, поэтому ее наличие явл надежным показателем поступательного характера развития.
В целом признаками (показателями) обучаемости считаются:
1. активность ориентировки в новых условиях;
2. перенос известных способов решения задач в новые условия;
3. быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
4. темп, экономичность, работоспособность, выносливость;
5. восприимчивость к помощи другого человека.
Обучаемость формир с раннего детства, и особенно важноезначен имеет формир возможности к обучен на сензитивных периодах обучен чел, при переходе от дошк детства к систематич обучению в школе, от школьн обучен к специальному.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 985.