Понятие об обучаемости. Основные ее показатели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучаемость(О.) –способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.Это проявление общих способн., отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний. О. человека является одним из показателей его готовности к учению. О. это потенциальное свойство человека, кот.проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.

О. (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных св-в человека, от кот., при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Продуктивность - качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течении длительного периода, удовлетворенность результатами труда.О. соотносится с понятием обученности как совокупности всех хар-к психического развития, кот.явл. результатами предыдущего обучения. Обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.Обучаемость основывается на совокупности свойств интеллекта(по Давыдову):

1.обобщенность мыслит.деят., (направленность на обобщение, абстрагирование в уч.мат., готовность выделять главные признаки)

2.осознанность мыслит.деят., (соотнош. логич. и практич. сторон, способность точно выразить отнош., кот. руководствуется практ.деят., ведущая к решению данной проблемы)

3.гибкость мыслит. деят.–способн. преобразовывать уже привычное с учетом новых условий и требований. Помогает преодолевать стереотипы в мыслительных приемах. Как противопол. -инертность мышления – интеллектуальная пассивность, трудн. перехода от одного действия к другому.

4.устойчивость мыслит.деят. – способн. стабилизировать посредством уже проверенной эффективной операции структуру умственной деятельности на время, которое необходимо для решения задач;

5.самостоятельность мышления – проявляется в умении использовать минимальную, но необходимую помощь, оказанную учителем для продолжения самостоятельной работы;

6.экономичность мышления – совокупность вышеперечисленных качеств характеризуется количеством конкретного материала, который необходим для решения задач; это суммарный количественный показатель обучаемости.

Осн показатели обучаемости :

1. темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;

2. легкость усвоения;

3. гибкость переключения на новые способы и приемы работы;

4. прочность сохранения основного материала.

В психологии рассм обычно 2 вида обучаемости:

1. общая – способность усвоения любого материала;

2. спец. – способность усвоения отдельных видов материала.

В основе обучаемости лежат:

1. уровень развития познавательных процессов субъекта;

2. уровень развития мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;

3. разв производных от них комп-товУД, т.е. уяснен сод учебн материала из прямых и косв объяснен и овладен материалом до степ активн применен.

Морозов называет ряд признаков обучаемости:

1. быстрота формирования новых понятий и обобщений;

2. способность решать задачи разными способами;

3. гибкость мыслительных операций;

4. память на общие понятия;

5. обобщенность знаний;

6. интеллектуальная активность.

Обучаемость – это умств развитие в динамике, поэтому ее наличие явл надежным показателем поступательного характера развития.

В целом признаками (показателями) обучаемости считаются:

1. активность ориентировки в новых условиях;

2. перенос известных способов решения задач в новые условия;

3. быстрота образования новых понятий и способов деятельности;

4. темп, экономичность, работоспособность, выносливость;

5. восприимчивость к помощи другого человека.

Обучаемость формир с раннего детства, и особенно важноезначен имеет формир возможности к обучен на сензитивных периодах обучен чел, при переходе от дошк детства к систематич обучению в школе, от школьн обучен к специальному.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 985.