Структурные компоненты учебной деятельности и их психологическая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности.

Направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность обучающегося направлена на:

-освоение глубоких системных знаний,

-отработку обобщенных способов действий

-адекватного и творческого применения способов действий в разнообразных ситуациях

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, начинается с определения ее предмета: в данном случае на:

- усвоение знаний,

-овладение обобщенными способами действий,

-отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов,

в процессе чего развивается сам обучающийся.

Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства учебной деятельности (следует рассматривать в трех планах).

1) (основа познавательной и исследовательской функций учебной деятельности) интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых умственная деятельность невозможна

2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт

3) фоновые знания

Способы учебной деятельности могут быть многообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Способ учебной деятельности —ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)- принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продуктом учебной деятельности- структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

Продуктом является: внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От структурной организации, системности, глубины, прочности зависит дальнейшая деятельность человека.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из:

-мотивации

-учебных задач в определенных ситуациях в различной форме заданий

-учебных действий

-контроля, переходящего в самоконтроль

-оценка, переходящая в самооценку

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.

Мотивация- не только один из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенная характеристика самого субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Второй компонент является-учебная задача: предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка существенна для решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.

Учебная задача —основная единица учебной деятельности. Основное от других задач- ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

Состав учебных задач, т.е. вопросов (и ответов) должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д.

В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части:

— предметная область — класс фиксированных обозначен­ных объектов, о которых идет речь;

— отношения, которые связывают эти объекты;

— требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения;

— оператор задачи — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение(= способ решения)

Особенности учебной задачи:

- направленность на субъекта (изменения не в самой «задачной структуре», а в субъекте, ее решающем) Иначе говоря, учебная задача является средством достижения учебных целей.

- она является неоднозначной или неопределенной. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий.

- для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.

Учебные действия могут рассматриваться:

-субъектно-деятельностной,

-предметно-целевой;

-отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие); внутренних или внешних действий;

-дифференциации внутренних умственных, интеллектуальных действий по психическим процессам;

-доминирования продуктивности (репродуктивности) и т.д.

С позиции субъекта деятельности выделяются действия:

-целеполагания,

-программирования,

-планиро­вания,

-исполнительские действия,

-действия контроля (самоконтроля),

- оценки (самооценки).

Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. Любая деятельность начинается с осознания цели как ответа на вопрос «для чего», «с какой целью я это делаю».

Исполнительские действия- внешние действия (вербальные, невербальные, формализованные, неформализо­ванные, предметные, вспомогательные) по реализации внутрен­них действий целеполагания, планирования, программирования.

Одновременно субъект деятельности осуществляет постоянное оценивание и контролирование ее процесса и результата в форме действий сличения, коррекции и т.д.

С позиции предмета учебной деятельности выделяются:

-преобразующие,

-исследовательские действия

Теоретические знания усваиваются посредством исследовательско-воспроизводящих действий.

В соотнесенности с психической деятельностью обучающего­ся выделяют:

-мыслительные,

- перцептивные,

-мнемические действия( интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта).

Мыслительные действия (или логические) включают:

-сравнение,

-анализ,

-синтез,

-абстрагирование,

-обобщение,

-классификацию и др.

Наряду с мыслительными реализуются перцептивные и мнемические действия и операции. Перцептивные включают опознание, идентификацию и т.д., мнемические — запечатлевание, фильтрацию информа­ции, ее структурирование, сохранение, актуализацию и т.д.

В учебной деятельности также разграничиваются репродуктивные и продуктивные действия.Репродуктивность или продуктивность многих учебных действий определяется тем, как они осуществляются:

а) по заданным учителем программам, критериям или ранее отработанным, шаблонизированным, стереотипизированным способом;

б) по самостоятельно формируемым критериям, собственным программам или новым способом, новым сочетанием средств.

Действия контроля (самоконтроля) и оценки (Самооценки). Всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за выполнением действия осуществляется механимом обратной связи.

Роль контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки)- раскрывать внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С. Выготский), т.е. дей­твий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Концепция интериоризации, позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля или, точнее, самоконтроля как поэтапный переход, который подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 314.