Семестровая работа. Часть 2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вариант 1

1. Чтобы стереть с лица Земли варварский, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. К чему это привело?

2. Какую пользу могут получить растения от животных, которые их едят?

3. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

4. Какие экологические опасности представляют собой крушения нефтеналивных судов?

5. В чем заключается сущность учения о биосфере? В каком труде она отражена?

Вариант 2

1. Какова суть закона (правила) 10% (по Линдерману)?

2. Каким образом средства защиты растений (гербициды, инсектициды и др.) могут приносить вред окружающей среде?

3. Почему биосферу называют открытой, саморегулирующейся системой?

4. Экологическое равновесие и природные особо охраняемые территории. Что такое антропогенное нарушение естественного природного баланса и в чем оно выражается? Приведите примеры.

5. Охрана лесов и их рациональное использование.

Вариант 3

1. Что такое эффект концентрации веществ в пищевых цепях?

2. Какое влияние оказали живые организмы на создание современной биосферы и ее биокосного вещества?

3. Какие первичные продуценты представлены в наземных и водных экосистемах?

4. Каково значение изоляции популяций одного вида друг от друга в эволюции?

5. Редкие и исчезающие виды растений, их охрана и восстановление.

Вариант 4

1. Почему популяция способна к длительному устойчивому существованию?

2. Шумовые загрязнения и борьба с ними.

3. Что такое экологическая сукцессия и климаксное сообщество?

4. Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза? Ответ обоснуйте.

5. Пути и следствия воздействия на человека на ландшафты.

Вариант 5

1. Какое значение имеет перенаселенность в популяциях?

2. Сходства и отличия биоценоза и агроценоза.

3. Среди первых, широко применявшихся пестицидов после второй мировой войны известен ДДТ. В середине 60-х годов появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

4. Охарактеризуйте экологические проблемы мелиорации.

5. Полная охрана ландшафтов и охрана отдельных природных объектов.

Вариант 6

1. Что такое популяционные волны? Причины их возникновения.

2. В последнее время происходит переход от монокультур к поликультурам, таким как горчично-горохово-подсолнечные и др. Такие поликультуры дают более высокие урожаи. Почему?

3. Что такое теория экологического пессимизма, демографического взрыва, другие теории футурологов? Каково Ваше отношение к этим теориям? Что можно противопоставить этим теориям?

4. Какова структура экосистемы (по В. Н. Сукачеву)?

5. В каких отраслях народного хозяйства необходимы знания о динамике численности популяций и их структуре? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

Вариант 7

1. Ограниченность ресурсов пресной воды и необходимость поиска новых

источников воды для орошения. Опреснение соленых вод. Применение соленых вод для орошения.

2. Какие основные принципы устройства биосферы нарушены человеком, и к каким последствиям это может привести?

3. Какова роль лесов в биосфере?

4. Назовите группы отходов производства по характеру их «усвоения» природной средой и приведите примеры таких отходов.

5. Как Вы считаете, в чем причина истощения почвы, снижения ее плодородия?

Вариант 8

1. Два подхода к экологизации промышленности: борьба с загрязнением при существующих технологиях и переход на замкнутые технологии. Выразите свое отношение к ним.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Какие причины позволяют говорить о том, что человечество стало новой геологической силой?

4. Существует пять основных категорий природных, или биологических, методов борьбы с вредителями. Перечислите их.

5. Является ли непрерывный приток вещества извне необходимым условием функционирования экосистемы? Дайте развернутый ответ.

Вариант 9

1. Укажите, возможна или нет разработка полностью безотходных технологий на практике, обосновав свой ответ.

2. Экологизация сельского хозяйства. Экологизация лесного хозяйства и промыслов.

3. Экологические проблемы использования городских и промышленных сточных вод на орошение.

4. Источники загрязнения почвы, профилактические меры по борьбе с загрязнением.

5. В чем причина стабильности экосистем?

Вариант 10

1. Может ли сообщество поддерживать свое существование за счет внутренних источников энергии? Ответ обоснуйте.

2. Приведите негативные и позитивные примеры применения удобрений, пестицидов в сельском хозяйстве, эксплуатации рыбных и лесных промыслов.

3. Приведите условия, определяющие наличие живого вещества биосферы.

4. Перечислите опасности, которые возникают в результате сброса в водоемы неочищенных канализационных стоков.

5. Можно ли сказать, что именно популяции, а не отдельные организмы, представляют собой основные элементы каждой экосистемы? Ответ обоснуйте.

Вариант 11

1. Эрозия почвы, ее виды и меры борьбы с ней.

2. Правовые вопросы охраны вод от загрязнения.

3. Нормирование почвенных загрязнений по микробиологическим и гельминтологическим показателям.

4. Что такое эффект кумуляции? Как протекает процесс накопления токсикантов в пищевых цепях?

5. Информационные загрязнения и борьба с ними.

Вариант 12

1. Мелиорация и окружающая среда: засоление и осолонцевание почв, заболачивание земель, подтопление в результате подъема уровня грунтовых вод.

2. Первичная и вторичная экологическая сукцессия.

3. Как называются организмы, являющиеся источником жизни на планете Земля, развивающиеся на основе использования солнечной энергии? Приведите примеры.

4. Основные свойства почвы как экологического фактора.

5. Пути переноса загрязняющих веществ в биосфере.

Вариант 13

1. Ускоренная эрозия, ее виды. Виды ускоренной эрозии, характерные для Волгоградской области.

2. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов.

3. Что такое сукцессия, и какие причины вызывают ее возникновение?

4. Экологические правонарушения.

5. Численность и плотность популяций.

Вариант 14

1. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области.

2. Роль микроорганизмов, высших растений и животных в почвообразовательных процессах.

3. Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды.

4. Плодовитость, смертность, миграции популяций.

5. Действие шума, ультра- и инфразвука, а также вибрации на организм человека и другие организмы.

Вариант 15

1. Виды ответственности за экологические правонарушения.

2. Возрастная структура популяции.

3. Укажите различия между агроценозом и биоценозом.

4. Основные методы борьбы с шумом, инфра- и ультразвуком и вибрацией.

5. Как живые существа воздействуют на среду своего обитания? (На примерах).

Вариант 16

1. Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения.

2. Критерии экологичности технологических процессов.

3. Биотические связи организмов в биоценозах. Их характеристика.

4. Что такое популяция и имеют ли популяции какие-то практические значения в жизни людей?

5. Что такое природные ресурсы, и каково их значение в жизни общества?

Вариант 17

1. Популяция как саморегулирующаяся система.

2. Концепция безотходного производства.

3. Заболевания, связанные с употреблением загрязненной воды.

4. Расчет допустимого состава сточных вод по взвешенным веществам.

5. Энергетика экосистем. Цепи и циклы питания.

Вариант 18

1. Что такое природно-ресурсный потенциал?

2. Понятие популяция, типы популяций.

3. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и возмещение вреда, причиненного этими действиями.

4. Видовая и пространственная структура биоценоза.

5. Как следует понимать иерархию экосистем? Приведите примеры.

Вариант 19

1. Временно допустимый выброс (ВДК), его расчет (с примером).

2. Экологическая пирамида. Поток вещества и энергии в экосистеме.

3. Система правовой охраны природы. Гарантии прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

4. Биологическая продуктивность.

5. Что такое биоценоз и как он соотносится с экосистемой?

Вариант 20

1. Расчет допустимого состава сточных вод по растворенным веществам.

2. Биологические ресурсы: понятие, классификация, значимость для биосферы.

3. Солнечная радиация и продуктивность наземных экосистем.

4. Организмы-биофильтраторы и их экологическая роль.

5. Динамика и стабильность экосистем. Суточная и годовая динамика.

Вариант 21

1. Понятие кратности разбавления сточных вод. Расчет кратности разбавления сточных вод.

2. Что такое трофические связи между организмами, и какое место в этих связях занимает человек?

3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Креп­кие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

4. В каких случаях при потреблении различной пищи человек может быть консументом I, II, III и даже IV порядка? Приведите примеры таких цепей питания.

5. Выберите из перечисленных терминов те, которые необходимы для характеристики биосферы как глобальной экосистемы: биологическое разнообразие, автотрофы, гетеротрофы, популяция, биотический круговорот веществ, живое вещество, природная зона, миксотрофы, космическая среда, внутрипланетарная среда, природное сообщество, продуктивность, биомасса, численность особей. Объясните свой выбор.

Вариант 22

1. Нормирование загрязнений в почвах.

2. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

3. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией?

4. Лучшие сорта кофе выращиваются в Латинской Америке, хотя его родина – Аравия. Основные плантации американского растения какао расположены в Африке. Южноамериканский овощ картофель лучше всего произрастает в Европе. Почему обычно культурные растения наилучшим образом культивируются не на своей исторической родине, а в сходных климатических условиях, но в других частях света?

5. Расчет суммарного действия загрязняющих атмосферу веществ однонаправленного действия.

Вариант 23

1. В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией? Приведите примеры.

2. Ксенобиотики, поступающие в организм человека в результате получения, обработки и хранения пищевых продуктов.

3. Социально-гигиенический мониторинг.

4. Понятие фоновой концентрации. Расчет ПДВ в атмосфере.

5. Вода имеет наибольшую плотность при +4 градусах. Какие экологические последствия это имеет?

Вариант 24

1. Закон развития окружающей среды и его следствия.

2. Современные методы защиты атмосферы от промышленных выбросов.

3. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.

4. Система контроля состояния окружающей среды.

5. ПДК вредных веществ в пищевых продуктах. Их расчет.

Вариант 25

1.  В каких случаях при потреблении различной пищи одно и то же животное может быть консументом I, II, III и даже IV порядка? Приведите примеры таких цепей питания.

2. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

3. Температурный оптимум и пессимум в жизни живых организмов.

4. Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?

5. Антропогенные воздействия деструктивного характера.

Вариант 26

1. При совместном выращивании некоторых культурных растений, например кукурузы и гороха, вперемежку на одном и том же поле, суммарный урожай оказывается выше, чем при выращивании этих же культур на том же поле, но по отдельности. Почему это может быть? Попробуйте предложить как можно больше вероятных причин.

2. Температурный фактор в распределении растений и животных по земному шару.

3. Что такое аэрозоль? Составьте схему использования аэрозолей в ходе антропогенной деятельности. Как ведут себя аэрозоли в атмосфере?

4. Перечислите пути попадания ксенобиотиков в организм человека. Приведите примеры.

5. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?

Вариант 27

1. На территории, окружающей взрослую плодоносящую ель, число всходов маленьких елочек может достигать 700–900 штук на 10 м2. Через двадцать лет на этой площади останутся 2–3 молодые ели. Почему большая часть елочек погибнет? Объясните биологическое значение подобного явления.

2. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?

3. Если в лесу на площади в 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего; меньше всего? Ответ объясните.

4. Что произойдет с распаханным полем в лесной зоне через несколько лет и через несколько десятков лет, если человек перестанет возделывать на нем культурные растения? В чем причины этого явления?

5. Где накапливаются уносимые с полей химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве?

Вариант 28

1. Почему в холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных рептилий чаще, чем в теплых? Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные.

2. В природе сосна обыкновенная формирует леса на относительно бедных почвах в болотистых или, наоборот, сухих местах. Посаженная руками человека, она прекрасно растет на богатых почвах со средней увлажненностью, но только в том случае, если человек ухаживает за посадками. Объясните, почему так происходит.

3. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. С чем это связано?

4. Какие полезные ископаемые биогенного происхождения появились из-за несбалансированности круговорота веществ в экосистемах?

5. В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений?

Вариант 29

1. Объясните, почему у поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.

2. В 70-х гг. ХIХ в. на Вест-Индийские острова были завезены 9 мангустов для борьбы с расплодившимися крысами – вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника? Почему численность мангустов резко возросла? Почему размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником?

3. Приведите примеры агроценозов. Назовите агроценозы, которые можно встретить в вашей местности.

4. В каких природных процессах в биосфере, происходящих при участии организмов, происходит связывание, а в каких – освобождение углекислоты?

5. Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

Вариант 30

1. В каких средах обитания животные имеют наиболее простое строение органа слуха (сравнивать необходимо близкородственные группы животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих средах животные плохо слышат?

2. Почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты?

3. Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотными удобрениями, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель наступила из-за нехватки кислорода. Объясните это явление.

4. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

5. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

Вариант 31

1. Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя. Почему?

2. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

3. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Почему?

4. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

5. Почему весной в лесу снег тает дольше, чем на поле? Какое это имеет значение для растений; для гидрорежима полей, леса, рек?

Вариант 32

1. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?

2. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (например, сельскохозяйственные яды), плохо выводятся из живого организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, сам человек), а не нижних.

3. Опишите, какие изменения будут происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать изменения в озере сукцессией? Изменится ли при этом состав организмов и продуктивность экосистемы? Будет ли наблюдаться этот процесс в полной мере в проточном озере и почему?

4. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и, в сравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

5. В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн. бизонов, 40 млн. вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн. сайгаков, 5 млн. дзеренов, 20 млн. сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц: дроф и стрепетов. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лика планеты?

Вариант 33

1. Вредное влияние автотранспорта на окружающую среду. Пути его снижения.

2. Проблемы утилизации отходов жилищно-коммунального хозяйства городов.

3. Организация и структура мониторинга окружающей среды. Классификация экологического мониторинга.

4. В чем различие понятий «водоохранные леса» и «водорегулирующие леса»? Какое из них, на ваш взгляд, более широкое и почему?

5. Этапы проведения экологической экспертизы.

Вариант 34

1. Токсичные вещества в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и их воздействие на окружающую среду.

2. Проблемы утилизации промышленных отходов.

3. Виды экологического мониторинга: глобальный, региональный, рациональный, локальный, медико-биологический, радиационный, ингредиентный.

4. Назовите основные функции берегозащитных лесов. Каковы их особенности? В какое время года в наибольшей степени проявляется водоохранная роль леса и почему?

5. Ответственность за экологические преступления и правонарушения.

Вариант 35

1. Экологические достоинства и недостатки дизельных двигателей.

2. Экологическая проблема Каспийского моря.

3. Мониторинг природных сред: воздушной, водной, почв.

4. Назовите основные функции почвозащитных лесов.

5. Вклад экологических фондов в охрану природы.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ЭКОЛОГИИ

1. Цель, предмет и задачи экологии как учебной дисциплины.

2. История становления и развития экологии как науки.

3. Связь экологии с другими науками.

4. Экологические методы исследования.

5. Экологические факторы, классификация факторов.

6. Абиотические факторы: климатические, орографические, эдафогенные, химические.

7. Антропогенные факторы, прямые и косвенные.

8. Биотические факторы.

9. Лимитирующий фактор и закон оптимума.

10. Экологическая ниша. Адаптация организмов.

11. Популяции и их структура.

12. Свойства и динамика популяций.

13. Понятие о биоценозе, его структуре и популяции.

14. Характеристика типов численности в популяциях.

15. Кривые выживания.

16. Разнообразие форм связей в биоценозах.

17. Взаимоотношения между популяциями.

18. Внутрипопуляционные взаимоотношения организмов.

19. Понятия экосистема и биогеоценоз.

20. Структура экосистемы.

21. Автотрофы и гетеротрофы: консументы и редуценты.

22. Трофические уровни.

23. Материально-энергетические процессы в экосистемах.

24. Экологические пирамиды.

25. Биологический круговорот веществ в экосистеме.

26. Экологическая сукцессия, ее значение.

27. Биогеохимические циклы. Круговорот основных биогенных элементов.

28. Круговорот воды.

29. Биосфера и ее эволюция.

30. Состав биосферы по Вернадскому и ее границы.

31. Фотосинтез и его значение.

32. Человек и его место в биосфере.

33. Мониторинг окружающей среды.

34. Понятие о ноосфере.

35. Биогеохимические функции живого вещества биосферы.

36. Масштабы воздействия человека на природу.

37. Атмосфера, ее состав и строение.

38. Основные источники загрязнения атмосферы.

39. Озоновый слой Земли.

40. Кислотные дожди.

41. Парниковый эффект.

42. Очистка и охрана атмосферы.

43. Энергетика и окружающая среда. Энергетические загрязнения.

44. Традиционные и альтернативные источники энергии.

45. Гидросфера, ее строение и состав.

46. Полезные ископаемые мирового океана.

47. Запасы и виды природных вод на Земле. Проблема пресной воды.

48. Уникальность воды и ее значение в природе и для человека.

49. Загрязнения природных вод.

50. Методы очистки сточных вод.

51. Литосфера, ее структура и состав.

52. Почва, ее особенности.

53. Загрязнения почв и ее охрана.

54. Рекультивация земель.

55. Эрозия почвы. ее причины, виды и меры борьбы.

56. Природные ресурсы и их классификация. Ресурсный цикл.

57. Общие принципы рационального природопользования.

58. Принципы развития биосферы.

59. Безотходное и малоотходное производства.

60. Основные направления создания безотходных производств.

61. Утилизация твердых и жидких отходов.

62. Охраняемые природные территории.

63. Попытки решения экологических проблем в России.

64. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

65. Классы опасности вредных веществ и методы определения класса опасности.

 

 

5. ТЕКУЩИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

         

     Промежуточный контроль осуществляется в виде написания двух контрольных работ. Первая контрольная работа приходится на период между первой и второй контрольными неделями. Вторая контрольная работа должна быть проведена до зачета, ближе к зачетной неделе, когда вычитаны все лекции и пройдены все семинарские занятия. Каждая контрольная включает в себя карточку из двух вопросов и небольшой тест или терминологический диктант из вопросов и заданий, приведенных в этом разделе. Время, затрачиваемое на одну контрольную работу, примерно составляет от 20 до 40 минут.

Контрольная работа №1

Вопросы к контрольной работе №1

 

1. Угроза замерзания значительно выше при морозе с сильным ветром, чем при таком же морозе, но в безветренную погоду. Объясните, с чем это связано?

2. Когда говорят о продуцентах, то имеют в виду зеленые растения. Могут ли представители других царств играть роль продуцентов? Если да, то какие организмы и почему?

3. Пищевые цепи редко состоят более чем из 3 – 4 трофических уровней. Чем это можно объяснить? Какой фактор является лимитирующим длину пищевой цепи?

4. В любой экосистеме совершаются превращения энергии, воды и других веществ. В чем состоит различие в превращении энергии и превращении веществ в экосистемах?

5. В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота и т. п. Возможно ли самовосстановление разрушенного сообщества? Если да, то какие процессы приведут к их самовосстановлению?

6. Заполните таблицу:

 

группа факторов примеры факторов особенности
абиотические    
биотические    
антропогенные    

 

7. Укажите, в чем сущность закона оптимума. Какие факторы могут быть

ограничивающими?

8. Составьте схему пирамиды энергии, состоящую из трех уровней: продуценты, первичные консументы и вторичные консументы. Чем ограничивается количество уровней организмов – потребителей энергии?

9. Дайте определения понятия «популяция». Объясните разницу между местообитанием популяции и ее экологической нишей.

10. Что такое численность популяции? От чего она зависит? Как с этим понятием связано понятие плотность популяции? Что такое плотность популяции?

11. Что такое «рождаемость» и «смертность» в популяциях? Какое влияние они оказывают на динамику численности популяции?

12. Заполните таблицу:

 

тип взаимоотно-шений символ определение взаимоотношений пример
  00    
  +0    
       
  ++    
       
       
  + –     
       
  0 –    
  – –    

 

13. В чем причина экологической сукцессии? Ответ поясните.

14. Почему количество трофических уровней в пищевой цепи ограничено?

15. Приведите примеры первичных, вторичных и третичных консументов. Чем они отличаются друг от друга по типу питания?

16. Какие группы организмов относятся к автотрофам, а какие к гетеротрофам по типу питания? Ответ поясните.

17. Почему в экосистемах не осуществляется круговорот энергии, подобно круговороту веществ?

18. Дайте понятие определению “экологическая пирамида”. Приведите примеры.

19. Сделайте вывод о роли продуцентов, консументов и редуцентов в процессах превращения веществ и энергии в экосистемах.

20. Приведите примеры искусственных экосистем. С какой целью их создают?

21. Что такое биосфера? Ее состав.

22. Чем определены границы биосферы?

23. Заполните таблицу: Функции живого вещества биосферы

функция в чем проявляется какими организмами выполняется
     

 

24. Объясните, почему нельзя говорить о круговороте энергии в биосфере?

25. Каковы могут быть последствия накопления углекислого газа в атмосфере в результате антропогенного воздействия?

26. Приведите классификацию загрязнений.

27. Приведите примеры экологических проблем нашего региона.

28. Какие группы атмосферных загрязнений вы знаете? Приведите примеры.

29. Какие методы очистки атмосферы вам известны?

30. Приведите примеры самоочищающей способности атмосферы.

31. Кислотные дожди и механизм их образования.

32. Парниковый эффект и его возможные последствия.

33. Какие механизмы самоочищения гидросферы вам известны?

34. Какие группы методов очистки сточных вод вы знаете?

35. Какие механические методы очистки сточных вод вам известны?

36. Какие физико-химические методы очистки сточных вод вам известны?

37. Какие химические методы очистки сточных вод вам известны?

38. Какие биохимические методы очистки сточных вод вам известны?

39. Какие термические методы очистки сточных вод вам известны?

40. Как можно использовать сточные воды?

41. Что такое максимально разовое ПДК?

42. Что такое ПДК рабочей зоны?

43. Что такое среднесуточное ПДК?

44. Что такое эффект суммации?

45. Что такое ПДВ?

46. Что такое фоновая концентрация вещества?

47. По каким параметрам нормируется вода в водоемах?

48. Расчет допустимого состава сточных вод по концентрации взвешенных веществ.

49. Расчет допустимого состава сточных вод по концентрации растворенных вредных веществ.

50. Расчет кратности разбавления сточных вод.

 

Задания к контрольной №1

Примеры тестовых заданий к контрольной работе №1

1. Изначальным источником энергии в экосистемах служат:

а) минеральные вещества; б) солнечный свет; в) пищевые объекты.

2. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

а) биотическим факторам; б) абиотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

3. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне потому, что и те

и другие: а) поедают растительноядных животных;

б) имеют крупные размеры; в) рацион их разнообразен.

4. На каждый последующий трофический уровень переходит энергии:

а) 1%; б) 10%; в) 100%.

5. Сигналом к сезонным изменениям для животных и растений является:

а) температура; б) количество пищи; в) длина дня.

6. Истинными редуцентами в биоценозах являются:

а) водоросли; б) животные; в) грибы и бактерии.

7. Компоненты экосистемы, использующие готовые органические

вещества: а) редуцентами; б) консументами; в) продуцентами.

8. Длина пищевой цепи лимитируется:

а) количеством пищи;

б) потерей энергии на каждом трофическом уровне;

в) скоростью накопления органического вещества.

9. Для образования органических веществ растениям нужна энергия:

а) химическая; б) тепловая; в) солнечная.

10. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, называются: а) биоценозами; б) биогеоценозами; в) биомами.

11. Биологическая продуктивность биогеоценоза определяется:

  а) разнообразием растений и позвоночных животных;

  б) численностью насекомых; в) биомассой.

12. Консументы осуществляют:

а) синтез органических веществ и неорганических;

б) превращение органических остатков в минеральные;

в) использование готовых органических соединений.

13. В результате формирования зрелого биоценоза продуктивность экосистемы: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается постоянной.

14. Основателем учения о биосфере является:

а) Докучаев; б) Вернадский; в) Либих.

15. Сообщество видов растений, произрастающих на однородном участке территории, называется …

а) микроценозом; б) фауной; в) зооценозом; г) фитоценозом.

16. Процесс изменений природных комплексов под влиянием производственной деятельности человека называется…

а) техногенезом; б) биогенезом; в) ноогенезом; г) космогенезом.

17. Искусственные экосистемы в отличие от природных…

  а) находятся в равновесном устойчивом состоянии;

б) не зависят от внешних факторов;

в) нуждаются в управлении со стороны человека;

г) являются саморегуляторными.

18. Под видовой структурой биоценоза понимают …

а) соотношение численности мужских и женских особей;

б) распределение особей по способу питания;

в) разнообразие видов, соотношение их численности или биомассы;

г) соотношение численности особей разных возрастных групп.

19. Величина территории (пространства), занимаемой популяцией, в значительной мере определяется …

а) количеством поступающей солнечной радиации;

б) температурой окружающей среды;   

в) количеством осадков;

г) радиусом индивидуальной активности особи.

20. Совокупность свойств почвы называется _________ фактором.

а) физическим; б) эдафическим; в) климатическим; г) химическим.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 381.