Семинар 8. Токсичность и классы опасности веществ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие о токсичности веществ.

2. Вредные химические вещества и их влияние на организм человека.

3. Классы опасности вредных веществ.

4. Определение класса опасности вещества расчетным методом.

5. Определение класса опасности вещества экспериментальным методом.

6. Современные методы контроля загрязняющих химических веществ в окружающей природной среде.

Рекомендуемая литература:

1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: Высшая школа, 1980. – 424 с.

2. Охрана окружающей среды / под ред. Белова С.В. – М.: Высшая школа, 1983. – 264 с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 602 с.

4. Протасов В.Ф., Матвеев А.С. Экология. Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

5.  Лозановская И. Н., Орлов Д. С., Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. – М.: Высшая школа, 1998. – 287 с.

6.  Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с.

Семинар 9. Экономические аспекты охраны окружающей среды.

1. Экологический паспорт предприятия.

2. Учет и отчетность по охране окружающей среды на предприятия.

3. Лимиты на природопользование.

4. Экологическая экспертиза проектов; государственная и общественная экспертиза.

5. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

6. Экологическое страхование. Экологические риски.

7. Экономические и экологические аспекты рационального природопользования.

Рекомендуемая литература:

1. Лотош В. Е. Экология природопользования. – Екатеринбург: УРГУПС, 2002. - 540 с.

2. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: Высшая школа, 1980. – 424 с.

3. Охрана окружающей среды / под ред. Белова С.В. – М.: Высшая школа, 1983. – 264 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 602 с.

5. Малофеев В. И. Социальная экология: учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2003. – 260 с.

6. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

7. Каблов В.Ф. Волго-Ахтубинская пойма. Экологическая ситуация: проблемы и решения по ее улучшению: монография / В.Ф. Каблов, В.Е. Костин, Н.А. Соколова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ВолгГТУ, 2015. – 243 с.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ СЕМЕСТРОВЫХ ЗАДАНИЙ

     Семестровое задание состоит из двух или трех частей (на усмотрение преподавателя), в третью часть входят задачи из раздела 6). Семестровое задание выполняется в отдельной тонкой тетрадке. Первая часть семестрового задания должна быть сделана и сдана на проверку к началу первой контрольной недели; вторая часть семестрового задания должна быть выполнена к началу второй контрольной недели, третья часть – должна быть выполнена до начала зачетной недели. Вариант задания выдает преподаватель, этот вариант действует для всех частей семестрового задания.

 

Семестровая работа. Часть 1.

Вариант 1

1. Что изучают разделы экологии: аутэкология и синэкология?

2. В какой период исторического развития общества начинает бурно развиваться экология, и с чем это связано?

3. Каков характер роста населения Земли за последние 2000 лет, и чем он обусловлен?

4. Как зависит результат экологического фактора от его интенсивности

5. Роль общественных организаций в охране атмосферы.

Вариант 2

1. Можно ли рассматривать город как особую экосистему? Почему?

2. Какое экологическое значение имеет адаптация? Перечислите профессии и виды деятельности, где важно учитывать адаптивные возможности человека. (Расшифровать).

3. Природоохраняемые территории как способ экологической оптимизации ландшафта.

4. В чем опасность загрязнения атмосферы? Ответ обоснуйте.

5. Под воздействием каких экологических факторов происходят мутации?

Вариант 3

1. Назовите два вида производств по характеру циклов и приведите примеры на конкретных предприятиях.

2. Какие факторы окружающей среды представляют наибольшую опасность для здоровья человека и его потомства?

3. Экологизация проблемы транспорта.

4. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние окружающей среды?

5. Изменение газового состава атмосферы и проблема уничтожения лесов, экологические причины и последствия данной проблемы.

Вариант 4

1. Какова связь экологии и охраны природы?

2. Что такое сигнальное действие экологического фактора? Приведите примеры.

3. В чем выражается взаимодействие экологических факторов? Почему его важно учитывать при расчете ПДК?

4. Что такое лимитирующий фактор?

5. Объясните разницу между местообитанием популяции и ее нишей. Приведите примеры на каждое из этих понятий.

Вариант 5

1. Назовите четыре среды жизни. Почему не принято выделять отдельно воздушную среду жизни?

2. Чем характеризуется влияние абиотических факторов на организм.

3. Принципы экологической классификации животных и растений.

4. Понятие «здоровье». Показатели, используемые для оценки здоровья.

5. Факторы, влияющие на продолжительность жизни и здоровье человека.

Вариант 6

1. Влажность как абиотический фактор. Основные экологические показатели влажности.

2. Гигиена труда и профессиональные заболевания.

3. Макро- и микроклиматические факторы. Их влияние на организмы.

4. Что лежит в основе процесса адаптации человека к меняющимся условиям?

5. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

Вариант 7

1. Какие растения используются для озеленения Вашего населенного пункта? Как Вы думаете, какие растения лучше всего использовать для этой цели и почему?

2. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

3. Локальное загрязнение атмосферы – смог. Виды смога.

4. Биосоциальная природа человека. 

5. Укажите причины образования кислотных дождей, опишите экологические последствия их воздействия на живые организмы.

Вариант 8

1. Какие причины выдвинули экологию на ведущее место в нашей жизни?

2. Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно бытующему мнению, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему же один вид не вытесняет другой?

3. Структура современной экологии

4. Почему ПДК различных загрязнителей должны быть ниже тех концентраций, которые начинают вредить здоровью человека?

5. Какие отрасли промышленности, на ваш взгляд, наносят больший урон окружающей среде – добывающие или обрабатывающие? Почему?

Вариант 9

1. Законы социальной экологии. Правила социально-экономического развития и замещения. Принцип культурного управления развитием.

2. Что такое антропогенное нарушение естественного природного баланса, и в чем оно выражается? Приведите примеры.

3. Почему продолжительность жизни многих растений в городе в 2-3 раза меньше, чем в естественной экосистеме?

4. Как осуществляется экологическая программа по заповедному делу в России и за рубежом? Приведите примеры.

5. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние окружающей среды?

Вариант 10

1. Приведите примеры зон экологического бедствия и геологических катастроф в результате неправильной экополитики.

2. Назовите компоненты природоохранной деятельности.

3. Какие основные разделы включает учебная дисциплина экология?

4. Коэволюция человека и природы.

5. Количественная характеристика экологического фактора. Закон лимитирующего фактора. Действие ионизирующего излучения на организм.

Вариант 11

1. Продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

2. Критерии оценки качества окружающей среды.

3. Кислотные осадки. Химические реакции, приводящие к образованию кислот в атмосфере.

4. Привести примеры фотопериодических реакций растений и животных.

5. Кто такие стенобионты и эврибионты?

Вариант 12

1. Временно согласованный выброс, его расчет (с примерами).

2. Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха–Тинемана–Бауле).

3. Экологическая ниша.

4. Как следует понимать процесс урбанизации?

5. Назовите основные периоды природопользования и покажите, в чем их отличие.

Вариант 13

1. Как вы представляете себе экологический кризис, возникающий между обществом и природой?

2. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

3. Какой показатель является замыкающим в оценке состояния среды урбанизированных биоценозов? (докажите)

4. Климат и причины его изменения в ХХ в.

5. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.

Вариант 14

1. Есть предположение, что значительная часть пустынь образована деятельностью человека. Объясните, как это могло произойти.

2. Рассмотрите зависимость растительного и животного мира от долготы светового дня.

3. История охраны природы в нашей стране.

4. Преднамеренное и непреднамеренное воздействия: понятия, виды воздействий. 

5. Опишите положительные и отрицательные последствия «парникового» эффекта.

Вариант 15

1. Экологизация городского (муниципального) хозяйства.

2. Охарактеризуйте направления развития экологии на современном этапе. Из каких разделов состоит экология? Что такое социальная экология, глобальная экология, экология человека, экология культуры?

3. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу? Ответ обоснуйте.

4. Законы социальной экологии: принцип культурного управления развитием; правило социально-экономического развития; правило социально-экономического замещения; закон ноосферы В.И. Вернадского.

5. Какова роль адаптации в жизни биоты?

Вариант 16

1. Рациональное использование и охрана хозяйственно-полезных растений (лекарственных, дубильных, плодовых, ягодных, декоративных и т.д.). Охрана генофонда культурных растений и их диких сородичей.

2. Экология и человек. Проблемы в сфере человек-природа в связи с научно-технической революцией (господствующие концепции).

3. Экологизация науки и знания. Связь экологии с другими сопредельными науками.

4. Среда жизни человека и пути ее улучшения.

5. Что такое теория экологического пессимизма, демографического взрыва, другие теории футурологов? Каково Ваше отношение к этим теориям? Что можно противопоставить этим теориям?

Вариант 17

1. Экология и человек. Проблемы в сфере человек-природа в связи с научно-технической революцией.

2. Назовите разницу в функциях таких охраняемых территорий, как заповедник, биосферный заповедник, заказник.

3. Опишите демографическую ситуацию в мире на настоящий момент. Грозит ли Земле перенаселение?

4. Что является предметом изучения экологии?

5. Глобальные экологические проблемы современности и трудности их решения.

Вариант 18

1. Классификация и формы загрязнения окружающей среды.

2. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии экологии (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев).

3. Источники особо опасных веществ: бенз(а)пирены, диоксины.

4. Предельно допустимая концентрация (ПДК), ее виды (с примерами).

5. Временно допустимый выброс (ВДК), его расчет (с примером).

Вариант 19

1. Что такое среда, из чего она слагается.

2. Экологическая пластичность организмов.

3. По каким критериям можно оценить состояние природной среды?

4. Приведите примеры взаимодействия экологических факторов.

5. Что входит в состав биосферной компоненты города?

Вариант 20

1. Каковы главнейшие экологические последствия «расползания городов».

2. Дайте определение экологии человека и покажите, с каким кругом наук она может быть связана.

3. Общая характеристика водной среды, как среды жизни.

4. Количественная характеристика экологического фактора. Закон лимитирующего фактора.

5. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150 –180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

Вариант 21

1. Адаптивные особенности водных растений и животных.

2. Каково влияние автотранспорта на экологическое состояние атмосферы?

3. Международные организации по охране окружающей среды.  Участие России в международном сотрудничестве.

4. Составьте схему строения атмосферы. Укажите, на какой высоте находится каждый из слоев атмосферы. Постройте график изменения температуры воздуха в зависимости от расстояния от поверхности Земли.

5. Приведите примеры природных и антропогенных экологических катастроф. В чем отличие экологической катастрофы от экологического кризиса?

Вариант 22

1. Основные источники и виды загрязнения атмосферного воздуха.

2. Экологизация демографической политики.

3. Какова роль экологического воспитания и подготовки профессиональных кадров в области экологии?

4. Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?

5. Законы природопользования: закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов; закон соответствия между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом общественного прогресса; закон максимальной (равновесной) урожайности; закон убывающего естественного плодородия.

Вариант 23

1. Что такое деградация окружающей среды, и в каком случае она происходит?

2. Какую роль играют мероприятия по охране окружающей среды в жизни отдельного человека и общества?

3. Приведите примеры адаптаций различных организмов к температуре окружающей среды.

4. Общие черты современного экологического кризиса и осознание его обществом. Каковы пути преодоления кризиса?

5. Антропогенные ландшафты, их использование и охрана.

Вариант 24

1. Могут ли существовать организмы, которые занимают сходные экологические ниши в разных экосистемах? Приведите примеры и обоснуйте ответ.

2. Что такое «трансграничное загрязнение» и как с ним бороться?

3. Связь экологии с гуманитарными науками.

4. Особенности обитания в наземно-воздушной среде.

5. Какие задачи призвана решить экология, и каковы её основные методы исследования.

Вариант 25

1. Основные этапы становления экологии.

2. Классификации источников загрязнения.

3. Какова экологическая обстановка в нашей области. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в нашей области (те случаи, которые не характерны для других областей, а являются особенностями нашей области).

 

4. Какие научные направления формируются в экологии в настоящее время?

5. Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы, в чем их различия?

Вариант 26

1. Дайте определение понятия «Экологическая ниша» и приведите примеры ее «заполнения» в урбанизированных экосистемах.

2. Фотохимический смог: характеристика, источники и факторы образования; действие на организм человека.

3. Экологические кризисы в истории Земли.

4. Факторы, влияющие на смертность, рождаемость и в целом на динамику природной среды и с использованием природных ресурсов; численности людей.

5. Стратосферный озон. Биосферные функции стратосферного озона.

Вариант 27

1. Кислотные осадки. Загрязнение атмосферы и феномен кислотных осадков. Влияние кислотных осадков на экосистему.

2. Социально – экологические кризисы прошлого и особенности современного кризиса.

3. Демографические проблемы XX и XXI вв.

4. Перечислите известные вам абиотические факторы среды, значения которых периодично и закономерно изменяются во времени.

5. Что такое рудеральные растения, какую роль они играют в городе?

Вариант 28

1. Значение эдафического фактора в распределении растений и животных.

2. Дайте определение понятий «окружающая среда», «природная среда», «среда обитания». В чем их отличие?

3. Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.

4. Когда в атмосфере Земли образовался озоновый слой? В чем заключается защитная функция озонового слоя? Чем грозят «озоновые дыры»?

5. Природные и антропогенные причины кислотных дождей. Обсудите экологические последствия кислотных дождей.

Вариант 29

1. Каковы основные методы экологических исследований?

2. Последствия загрязнения атмосферы, пути его снижения и предупреждения.

3. Правовая охрана атмосферного воздуха и обязанности граждан России.

4. Какие пути регулирования роста народонаселения наиболее эффективны?

5. Расскажите о целесообразности выращивания в спальне большого количества комнатных растений (с экологической точки зрения).

Вариант 30

1. Охарактеризуйте экологическую роль света.

2. Какова структура экологического кризиса?

3. В чем заключается положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду?

4. Чем определяется размах изменчивости признаков организма в среде обитания?

5. Каковы причины и последствия выпадения «кислотных» осадков?

Вариант 31

1. Приведите примеры адаптаций растений к избыточному и недостаточному освещению.

2. Приведите примеры природоохранных мероприятий, проводимых в нашем регионе.

3. Охарактеризуйте направления развития экологии на современном этапе. Из каких разделов состоит экология? Что такое социальная экология, глобальная экология, экология человека, экология культуры?

4. Что понимается под экологическим риском? Каковы причины возникновения экологических рисков?

5. Как вы представляете себе техногенные климатические изменения? Какое значение для общества могут иметь их последствия?

Вариант 32

1. Что такое толерантность, и какое значение она имеет?

2. Методы регулирования численности населения.

3. Взаимодействие общества и природы в современном мире.

4. Как следует понимать «Генофонд», и каково состояние генофонда россиян?

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы и средства экологических исследований, включая использующиеся в экологии человека.

Вариант 33

1. Закон развития окружающей среды и его следствия.

2. Современные методы защиты атмосферы от промышленных выбросов.

3. Расчет суммарного действия загрязняющих атмосферу веществ однонаправленного действия.

4. Ксенобиотики, поступающие в организм человека в результате получения, обработки и хранения пищевых продуктов.

5. Социально-гигиенический мониторинг.

Вариант 34

1. Система контроля состояния окружающей среды.

2. Понятие фоновой концентрации. Расчет ПДВ в атмосфере.

3. ПДК вредных веществ в пищевых продуктах. Их расчет.

4. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

5. Вода имеет наибольшую плотность при +4 градусах. Какие экологические последствия это имеет?

Вариант 35

1. Температурный оптимум и пессимум в жизни живых организмов. Температурный фактор в распределении растений и животных по земному шару.

2. Назовите основные источники военных загрязнений (Вооруженные силы и оборонная промышленность). Какие загрязняющие вещества являются наиболее опасными для среды обитания?

3. Антропогенные воздействия деструктивного характера.

4. Что такое аэрозоль? Составьте схему использования аэрозолей в ходе антропогенной деятельности. Как ведут себя аэрозоли в атмосфере?

5. Перечислите пути попадания ксенобиотиков в организм человека. Приведите примеры.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.