Тема 5.2. Творческое мышление
Основные понятия и термины по теме: воображение, творчество, развитие воображения
План изучения темы
1. Особенности творческого мышления.
2. Воображение и творчество.
3. Связь процесса творчества с воображением.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, и в разных видах мышления они выступают как различные. Под процессами словесно-логического мышления понимаются внутренние размышления человека, где он действует с понятиями по законам логики. Это такие логические процессы, как рассуждения или суждения. Суждение – это высказывание, содержащее в себе определенную мысль, а рассуждение – цепочка логически связанных друг с другом суждений, логически выстроенная последовательность. Логически и лингвистически суждения представлены простыми предложениями. Процессы наглядно-действенного мышления – это изучение ситуации, в которой возникла задача, при помощи органов чувств и действий в данной ситуации. Процессы наглядно-образного мышления – это презентация задачи при помощи образов и манипуляция над ними. Формы мышления обычно называются умозаключениями. Это особая система рассуждения, благодаря которой из одних знаний выводятся с помощью логических операций другие или на основе заданных условий находят решение задач. Две основные формы мышления – это индукция и дедукция. При помощи индукции из частных знаний выводятся некоторые общие знания или при помощи сравнения, анализа-синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования на основе системы частных фактов делается относящееся к ним общее умозаключение. Дедукция противоположна по исходным и конечным позициям, по своей направленности индукции. Здесь в качестве исходного материала выступает некоторое общее утверждение, истинность которого была ранее доказана. Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Продукт и результат его – придуманный человеком образ. Но мышление – это направленный процесс решения задачи, результат которого как бы предопределен. При пассивном воображении образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и роли человека, человек не в состоянии их контролировать. Активное воображение рождает образы при активном участии сознания и воли человека. Оно основывается на цели придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно решает определенную задачу. Репродуктивное воображение в основном воспроизводит известное, имея все-таки долю фантазии. При творческом мышлении человек знает, что он собирается создать, и часто сопоставляет результат своего образного мышления с поставленной целью. Для творческого воображения никакой намеченной цели не существует. В творческом воображении образ непредсказуем и почти всегда являет собой нечто неожиданное для человека.
Практические занятия не предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения
1. Оценить по рисунку ребенка старшего дошкольного возраста особенности его воображения.
2. Придумать серию заданий, с помощью которых можно было бы:
а) развивать художественное воображение ребенка;
б) Развивать техническое воображение ребенка.
Форма контроля самостоятельной работы: выполнение и сдача СР, устный опрос, проверка рабочих тетрадей
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Раскройте особенности творческого мышления.
2. Дайте определение воображению и творчеству.
3. Раскройте связь процесса творчества с воображением.
Раздел 5. Основы психологии творчества
Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.