Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.15. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптации

Основные понятия и термины по теме: понятие деадаптация, коррекция, предупреждение, причины деадаптации

План изучения темы

1. Понятие школьной дезадаптации, ее предпосылки. Характристика групп детей в зависимости от особенностей адаптации.

2. Факторы школьной дезадаптации. Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте.

3. Понятие социальной дезадаптации, ее причины. Основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.

4. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников.

5. Психолого-педагогическая коррекция некоторых типических отклонений

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Психологическая коррекция как направление деятельности практического психолога, основные виды психокоррекции. Основные принципы психокоррекционной работы. Цели и задачи психокоррекционной работы.
Требования к психологу в процессе осуществления коррекционного воздействия.
Основные принципы составления психокоррекционных программ. Виды коррекционных программ и основные требования к их составлению и оформлению. Критерии оценки эффективности психокоррекционной работы. Основные направления и методы зарубежной психокоррекционной практики. Специфика, этапы и методы индивидуальной психокоррекции.
Специфика и задачи групповой формы психокоррекции. Структура коррекционной группы и понятие групповой динамики. Требования к комплектованию и руководству коррекционной группой. Факторы, влияющие на эффективность групповой и индивидуальной психокоррекции. Виды коррекционных групп. Основные задачи и методы коррекции детско-родительских и семейных отношений (семейная психология) Игротерапия как метод психокоррекции, основные виды и формы игротерапии. Арттерапия как метод психокоррекции, основные цели и направления арттерапии. Проективный рисунок и его применение в коррекционной работе. Музыкотерапия как психокоррекционная техника. Танцевальная терапия как психокоррекционная техника. Сказкотерапия как психокоррекционная техника. Куклотерапия как психокоррекционная техника. Библиотерапия и ее использование в коррекционной работе. Сочинение историй как прием психокоррекционной работы. Психогимнастика и ее применение в психокоррекционной работе. Песочная терапия как метод психокоррекции. Анималотерапия как метод психокоррекции. Методы поведенческой коррекции. Психодрама как метод групповой психокоррекции. (психотерапия Денисова) Групповая дискуссия как метод коррекционной работы. ( МАСПО) Решение психо-профилактических задач в коррекционной и реабилитационной работе. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации. Основные направления коррекционно-развивающей работы психологов в детском саду. Основные направления коррекционно-развивающей работы психологов в школе.

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составление рекомендаций для педагогов по общению с детьми девиантного поведения

2.    Оформить таблицу «Проявление школьной дезадаптации у младших школьников». Выделить формы дезадаптации, причины, коррекционные мероприятия.

3.    Фрагмент занятия для дошкольников с целью коррекции социологической дезадаптации, используя различные психологические методы (игровая коррекция, ролевое научение, терапия средствами искусства, развитие позитивного общения, когнитивная тренировка.

4.    Подготовка и защита презентаций на темы: « Программа помощи детям с нарушениями структуры самознания», «Система психолого-педагогической коррекции социальной запущенности младшего школьника».

5. Представить систему психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности дошкольника (младшего школьника) в форме таблицы, в которой выделить подструктуры личности, предметы коррекции, педагогические приемы, психологические методы.

Форма контроля самостоятельной работы:  устное выступление по подготовленным рекомендациям

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Опишите проявление школьной дезадаптации у младших школьников

2. Выделите формы дезадаптации, причины, коррекционные мероприятия.

3. Назовите цель коррекции социологической дезадаптации, используя различные психологические методы (игровая коррекция, ролевое научение, терапия средствами искусства, развитие позитивного общения, когнитивная тренировка.

4.Назовите программу помощи детям с нарушениями структуры самознания», и «Системы психолого-педагогической коррекции социальной запущенности младшего школьника».

 




Дата: 2019-02-25, просмотров: 272.