Важнейшей задачей обеспечения государственной безопасности является эффективное функционирование системы гражданской обороны. Добиться этого нельзя без слаженного, скоординированного взаимодействия органов управления, занятых решением этой проблемы.
Организация и ведение гражданской обороны – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется не только в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, но и в соответствии с международным правом.
Кроме того, в мирное время силы и средства ГО могут привлекаться к проведению АСДНР при ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» от под гражданской обороной понимается сложнейшая система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
То есть, гражданская оборона должна обеспечить выполнение в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территорий, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий.
При этом учитывается, что мероприятия гражданской обороны выполняются на всей территории Российской Федерации. Ответственность за их решение возлагается как руководителей административно-территориальных образований, так и руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, размещенных этих территориях.
Руководство гражданской обороной на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно по принципу единоначалия. Для реализации этих главных принципов предусматривается институт Руководителей гражданской обороны. Поэтому и взаимодействие органов управления по линии гражданской обороны осуществляется через этот институт.
Известно, что система управления ГО предусматривает, что общее руководство Гражданской обороной страны осуществляет Руководитель ГО Российской Федерации, обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.
Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель руководителя ГО, которым является Министр МЧС России. Поэтому на его аппарат, то есть на МЧС России возлагается организация взаимодействия органов управления на федеральном уровне. Министерство осуществляет общее руководство взаимодействием органов управления при разработке и непосредственной реализации мероприятий ГО в Российской Федерации, при обеспечении боевой и мобилизационной спасательных воинских формирований, региональных центров и главных управлений МЧС России, при планировании и организации их мобилизационной подготовки, при разработке и представлении в установленном порядке на утверждение Президенту Российской Федерации проекта Плана гражданской обороны Российской Федерации.
На территориальном и местном уровнях взаимодействие органов управления ГО организуют соответствующие Руководители ГО, которыми по должности являются главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных образований) и органов местного самоуправления (сельских районов, городов, районов в городах, населенных пунктов).
В федеральных (за исключением силовых) органах исполнительной власти и организациях (объектах) взаимодействие органов управления ГО осуществляют непосредственно их руководители, которые по должности являются Руководителями ГО соответствующих министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм.
К координирующим органам управления ГО, организующим взаимодействие в области планирования, организации и обеспечения непосредственного выполнения мероприятий ГО при угрозе нападения противника и в условиях военного времени на всей территории Российской Федерации в целом, на ее отдельных территориях, в министерствах, ведомствах и организациях, относятся МЧС России, региональные центры МЧС России, а также органы управления по делам ГО и ЧС при Руководителях ГО.
В силовых же министерствах и ведомствах, органами управления, ответственными за обеспечение взаимодействия при выполнении мероприятий ГО на подведомственных территориях и объектах являются, например, в Министерстве обороны на всех уровнях - отделы (отделения, штабы) местной обороны, подчиненные одному из заместителей начальника (командира) соответствующего уровня.
Органы управления ГО в повседневных условиях занимаются своими прямыми должностными обязанностями, в том числе – и вопросами организации взаимодействия друг с другом. При угрозе или с началом военных действий они непосредственно приступают к выполнению всего комплекса возложенных на них мероприятий гражданской обороны.
При взаимодействии органов управления по вопросам гражданской обороны в единый процесс увязывается работа как федеральных, территориальных, местных и объектовых спасательных служб, так и сил ГО, включающих военизированные (спасательные воинские формирования) и невоенизированные (гражданские организации ГО, штатные и нештатные силы ПСС) формирования различного уровня.
Одними из основных объектов взаимодействия при ведении гражданской обороны являются спасательные службы как структурные звенья системы управления ГО соответствующей административно-территориальной единицы. Ведь они предназначены для проведения специальных мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения АСДНР при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также на этапах выполнения мероприятий ГО и РСЧС в мирное время.
Следует сказать, что поскольку спасательные службы функционируют на четырех уровнях, а именно – на федеральном (федеральные, ведомственные), региональном (республиканские, краевые, областные), местном (районные, городские) и объектовом, то и взаимодействие необходимо предусматривать по соответствующим уровням.
Федеральными органами исполнительной власти создаются ведомственные службы оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, инженерная, коммунально-техническая, медицинская, энергоснабжения, снабжения ГСМ, защиты животных и растений.
Невозможно представить решение задач гражданской обороны какой-либо одной службой, либо разрозненными службами, действующими независимо друг от друга. Поэтому и предусматривается их взаимодействие, начиная с этапов планирования, и вплоть до координации непосредственно в процессе их работы.
На региональном, местном и объектовом уровнях, кроме вышеназванных спасательных служб в процесс взаимодействия вовлекаются органы управления таких служб, как автодорожная, автотранспортная, газоснабжения, материально-технического снабжения, технические службы, службы торговли и питания, убежищ и укрытий и т.д.
Оценка обстановки на местах, особенно в городах, районах и на объектах может показать, что даже консолидированных усилий спасательных служб не хватает для комплексного решения поставленных задач. Тогда создают и другие службы со своими органами управления, включаемые в единый процесс взаимодействия различных структур при решении задач ГО. Это могут быть органы управления служб маскировки, водоснабжения, ирригационных сооружений, метрополитена, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений и т.д.
Организация взаимодействия органов управления ГО при вовлечении в это взаимодействие спасательных служб является весьма сложным вопросом, требующим тщательной предварительной организационной работы. Ведь спасательная служба - это собой нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил (формирований) и средств ГО одной или нескольких организаций и объектов независимо от формы их собственности и принадлежности, обладающих сходным профилем деятельности и способных к совместному проведению конкретного вида мероприятий ГО.
Причем, среди аналогичных объектов, объединяемых в спасательную службу, выбирается организация (или его структурное подразделение), обладающее наилучшими условиями и материально-технической базой, на которую возлагаются функции головного объекта для создания той или иной службы. Следовательно, при формировании служб необходима большая работа по оценке возможностей организаций, что требует взаимодействия и с органами исполнительной власти, и с отраслевыми и ведомственными структурами различных уровней.
Взаимодействие при разработке организационно-штатной структуры спасательных служб и включенных в их состав органов управления и формирований, порядок их создания, функционирования, координации работы, комплектования личным составом, оснащения техникой и МТС разрабатываются Первым заместителем Руководителя ГО РФ совместно с Минэкономики, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
На каждом уровне общее руководство спасательными службами осуществляют Руководители ГО, координацию действий – органы управления по делам ГО и ЧС, а непосредственное руководство и решение вопросов взаимодействия – начальники спасательных служб, при которых создаются штабы служб.
При организации взаимодействия по вопросам гражданской обороны различных органов управления не следует упускать из виду и вопросы непосредственного взаимодействия сил ГО, то есть – цель, ради которой и организуется взаимодействие органов управления. Ведь к силам гражданской обороны относятся такие разнородные структуры как воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в спасательные воинские формирования МЧС России, так и гражданские организации (нештатные АСФ).
Предусмотрено, что свои задачи спасательные воинские формирования могут выполнять, как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с ведомственными, территориальными, местными и объектовыми АСФ. Это предъявляет повышенные требования к организации взаимодействия органов управления, как спасательных воинских формирований, так и других структур ГО.
Кроме того, спасательные воинские формирования могут привлекаться для выполнения мероприятий по ПЛЧС в мирное время в рамках миротворческих операций.
При организации взаимодействия органов управления ГО учитывается, что в процесс управления при ведении ГО вовлечены и такие структуры, как нештатные АСФ. Они создаются по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы. При этом надо учитывать, что НАСФ являются наибольшей по численности частью сил гражданской обороны, а их основной задачей является проведение АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах ЧС мирного и военного времени, а также восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.
Взаимодействие органов управления ГО с учетом нештатных АСФ должно ориентироваться как на задачи мирного времени этих формирований, так и на их применение в военное время.
Поскольку, в мирное время эти формирования привлекаются для участия в проведении спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также для участия в выполнении мероприятий по защите населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей при угрозе возникновения стихийных бедствий, очевидно, что должно предусматриваться их взаимодействия с силами и органами управления РСЧС. Это – весьма сложная задача, при решении которой надо учитывать особенности взаимодействия, отмеченные в первой части данной лекции.
Что касается военного времени, то решаемые ими задачи, а именно, проведение АСДНР в условиях разрушений, пожаров, радиоактивного, химического, бактериального заражения после применения противником ССП и участие в ликвидации последствии возникших аварий, катастроф и стихийных бедствий требует организации взаимодействия с различными военными структурами, начиная от органов управления разведкой, воинскими формированиями, и кончая взаимодействия с обеспечивающими службами.
Причем взаимодействие НАСФ осуществляется, как и управление ими, с учетом их предназначения, подчиненности и сроков готовности.
Например, в зависимости от подчиненности НАСФ могут быть территориальными, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, и местными, которые создаются в городах, городских и сельских районах. Они предназначены для выполнения задач ГО на своей территории и подчиняются соответствующим руководителям гражданской обороны. Но, поскольку комплектование этих формирований и их действия непосредственно связаны с данными территориями, то неизбежна организация заблаговременного, а затем – и оперативного взаимодействия органов управления этих формирований с органами власти на этой территории. Разумеется, эти вопросы должны быть отражены и в организационно-плановых документах, и в руководствах по действию таких формирований.
Ведь базой для создания территориальных нештатных АСФ являются организации и предприятия республиканского, краевого, областного, окружного, городского и районного подчинения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, финансовых, материальных и технических средств.
В определенной мере, сказанное относится, и к объектовым формированиям, которые являются самым многочисленным видом НАСФ и создаются на базе объектов экономики и подчиняются их руководителям, являющимся руководителям гражданской обороны.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организации в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны. Этими же особенностями определяется и организация взаимодействия между ними.
Основным требованием к взаимодействию является создание условий, обеспечение выполнения в кратчайшие сроки всего возможного комплекса АСДНР в мирное и военное время.
При организации взаимодействия органов управления по вопросам ГО необходимо учитывать:
особенности региона;
особенности отраслей и объектов экономики;
характер и масштаб возможных ЧС в мирное и военное время;
объем возможных работ и сроков их выполнения;
наличие людских и материально-технических ресурсов предприятий, на базе которых создаются формирования ГО.
При взаимодействии органов управления по вопросам ГО следует учитывать, что кроме спасательных воинских формирований и формирований, для выполнения ряда задач гражданской обороны могут привлекаться воинские формирования Вооруженных Сил, МВД и других ведомств РФ в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, что также требует соответствующей подготовки и обеспечения, что невозможно сделать без взаимодействия органов управления.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.