ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2016

 

ББК 87

Пастушкова О.В. Философские проблемы техники: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф. данные (845 Кб) /О.В. Пастушкова. - Воронеж: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 500 и выше ; 256 Мб ОЗУ ; Windows XP ; Adobe Acrobat; 1024x768 ; CD-ROM ; мышь. – Загл. с экрана.

 Данное учебное пособие по философским проблемам техники лаконично и в доступной форме излагает основные философские проблемы техники и предназначено для аспирантов, изучающих эту дисциплину.

Издание соответствует требованиям ФГОС ВО по направлениям подготовки аспирантов технических наук по дисциплине «История и философия науки».

 

Табл. 2. Ил. 1. Библиогр.: 71 назв.

 

Рецензенты:   кафедра онтологии и теории познания Воронежского государственного   университета

           (д-р филос. наук, доц. А.В. Арапов);

            канд. ист. наук, доц. И.А. Обертяева

 

 

© Пастушкова О.В., 2016

                    © Оформление. ФГБОУ ВО                

                    «Воронежский государственный технический

                    университет», 2016

 


ВВЕДЕНИЕ

Философия техники - одно из самых динамично развивающихся направлений философствования ХХ в. и современности, что обусловлено широким распространением техники и технических средств и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества.

В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, стоит феномен и сущность техники, эволюция техники в культуре, развитие технического знания, влияние техники на общество, природу, культуру. Философская рефлексия затрагивает те стороны «технической реальности», которые скрыты от обывателей и технических специалистов. Она способствует осмыслению тех проблем, которые только обозначаются в культуре и цивилизации, но которые могут вылиться в технические, антропологические, духовные и прочие катастрофы. Философия техники пытается ответить на такие фундаментальные вопросы как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности - науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, в чем суть технического творчества, каковы перспективы развития и изменения техники.

Конечно, в истории философии встречается рефлексия по поводу техники, но эта рефлексия была, если можно так сказать, неспецифичной. Например, в античной философии господствовало такое понятие как "технэ", но оно означает, собственно, не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, кончая техническими изделиями, например, военных машин. Ф. Бэкон также обсуждает возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Но это обсуждение не имеет в виду сам феномен и природу техники, поскольку она еще не выделилась в сознании новоевропейского человека в качестве самостоятельной и, главное, проблемной реальности. Только в ХIХ столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфические формы рефлексии этой реальности, сначала в методологии технических наук, потом или почти одновременно в философии.

Изучение философии техники помогает понять (и войти!) в этическое измерение технического, осмыслить связь с ценностями человеческого общества. Вне смыкания науки, техники и аксиологии (науки о ценностях) человечество неминуемо попадает в пространство отчуждения и своеволия.  Расторгается «договор человека с Вселенной» [9], и Вселенная начинает нам мстить демографическими, экологическими, энергетическими и прочими проблемами. Сегодня наука должна осмысливать «принципиально новый природный объект – жизнь в условиях преобразовательной деятельности, направляемой наукой и наукоемкой технологией» [40, с. 42]. Это значит, что нет такого чистого объекта, как природа. Есть, прежде всего, человеческая жизнь в системе природа, техника, общество, культура. Философия техники призвана изучать эту сложнейшую «человекоразмерную» систему и через понимание выработать определенную гуманистически и экологически ориентированную позицию.

Наиболее важные события:

1) Возникновение мышления и речи.

2) Освоение огня.

3) Появление и технико-технологическое совершенствование присваивающих видов хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, бортничество).

4) Переход к производящим видам (земледелие, скотоводство) в результате неолитической революции.

5) Развитие форм организации человеческого общества (первобытное человеческое стадо, община, род, племя, семья, брак).

6) Зарождение и распространение первых идеологических представлений (ранние формы религии, миф, магия).

7) Начало художественной деятельности (наскальная живопись, ювелирные изделия).

Специфика техники и системы знаний в первобытную эпоху:

1.Познание окружающего мира и его техническое освоение были синкретично включены в жизнедеятельность древних людей.

2. Архаические практики (охота, захоронение, лечение, изготовление жилища и одежды, общение с духами и душами) послужили контекстом, в котором формировалась древняя техника и технология.

3. Человек открыл и научился использовать в своей деятельности различные природные эффекты, создав тем самым первую технику (орудия труда, оружие, одежда, дом, печь и т.д.).

4. Произошло соединение в одной деятельности разных операций, относящихся до этого к другим деятельностям, и схватывание (осознание) самой "логики" деятельности, т.е. уяснение и запоминание типа и последовательности операций, составляющих определенную деятельность. Архаический человек создавал тексты (песни, рассказы), в которых описывалась деятельность, приводящая к нужному результату. В этих текстах помимо описания операций и их последовательности значительное место отводилось рассказу о том, как нужно влиять на души, чтобы они помогали человеку. Сегодня мы эти фрагменты текста относим к древней магии, хотя магия не то слово, которое здесь необходимо использовать. В представлении о магии есть оттенок тайны и сверхъестественных сил. Для архаического же человека души (духи), вероятно, ничего таинственного и сверхъестественного не заключали. Таким образом, основным способом трансляции технического опыта в архаической культуре являлась устная традиция, запоминание, ну и, конечно, подражание.

5. Техническая деятельность человека осознавалась не в рациональных формах сознания, а в анимистической модальности. Когда архаический человек подмечал эффект какого-нибудь своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, т.е. способными влиять на души тех существ, которые помогают человеку.

6. Древние технологии возникли из нужды и наблюдения. Это так, с одной существенной поправкой: нужда понимается анимистически, т.е. как возможность, предоставляемая душами, наблюдение, осмысленное анимистически, т.е. открытие действия, эффективного с точки зрения влияния на души.

Итак, то, что с современной точки зрения выглядит как настоящая древняя технология, для архаического человека – способ побуждения и воздействия на души сакральных существ.

2. Эпоха древних цивилизаций (Древний Египет, шумеро-вавилонская цивилизация, Древняя Индия, Древний Китай) (с 4 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э.).

Эпоха характеризуется:

1) образованием первых теократических и деспотических государств в результате сложившихся институтов власти и бюрократии, системы рабовладения, религиозных традиций;

2) освоением ирригационного земледелия (прежде всего в рамках дворцовых и храмовых хозяйств);

3) строительством городов;

4) развитием ремесел и торговли; появлением письменности, письменных законов и светских школ и т.д. Древние цивилизации при всей неравномерности и специфичности развития имели общие черты в познавательной деятельности, прежде всего в формировании естественнонаучных представлений и технологий, связанных с нуждами хозяйственной деятельности;

5) изменением в технологиях: технология становится простой, точной и эффективной, она позволяет связать одни деятельности с другими, осуществить эффективный контроль, организовать большие массивы деятельности.

Техника понимается как действия богов (бог Солнца отвечает за дневной свет и тепло, Иштар, богиня луны – за ночное освещение, боги города – за городской порядок, бог кирпичей (был и такой бог в Шумере) отвечает за то, чтобы кирпичи имели правильную форму и быстро сохли).

3. Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием.

Техника и технология.

Технология, если кратко, - «логика техники», заданный порядок инструментальных операция [29]. Приведенные ниже определения отражают как раз наличие в технологии внутренней логики, знания «как».

Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Технология – совокупность действий (правил, приемов, методов), обеспечивающих трансформацию объектов (процессов) в результате производственно-хозяйственной деятельности для удовлетворения потребностей социума.

       Технология – специализированное, подогнанное по определенным критериям знание о способах создания и использования техники. С понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники.

       Итак, технология всегда построена на рациональности. Как отмечает С.Н. Жаров, «если архитектуру называют музыкой, застывшей в камне, то технология – это рациональность, застывшая в инструментальных (вещественных или символических) операциях» [29, с. 184]. Причем эта рациональность не всегда является понятийной, но скорее – целерациональной. «Вебер называет целерациональным такое действие, в котором выбор средств полностью подчинен осуществлению субъективно значимой цели, сколь бы утопической или мистической она ни выглядела со стороны» [29, с. 184]. В этой связи техника, а точнее практика ее осуществления (технология) подобна магии. Без технологии (т.е. идеальной структуры) не существует техники.

Выделяются различные виды техники. Отметим некоторые из них, а именно:

– производственная (обеспечивает производственно-хозяйственную деятельность);

– научная техника, используемая в научно-исследовательских  разработках (электронный микроскоп, спектрометр и т. д.);

– медицинская, используемая в лечебно-диагностических целях (рентгеновский аппарат, зубоврачебная и т. п.);

– бытовая техника;

– военная техника, обеспечивающая решение политических задач с использованием вооруженного насилия и т. д.

       Связь техники и технологий: техника – сложное образование, ядром которого выступают технические артефакты, а сопроводительным, жизнеподдерживающим это ядро «ореолом» выступают артефакты идеальные (технологии).

Сходство техники и технологий: они – подсистемы единого процесса производства. Техника выявляет свою сущность лишь в технологическом процессе, а технология реализуется с помощью технических объектов.

Различие техники и технологий: технология предполагает более широкое социокультурное измерение и внедрение. От технологий зависит и сама техника, и образование, и культура, и система коммуникаций. Т.е. существуют технологии перевода, техники живописи, политтехнологии, образовательные технологии, технология психоанализа, психотехники. Метод Станиславского тоже можно рассматривать как технологию «создания сценической правды» [29, с. 191].

       Классификация технологий:

1. Научно-промышленные – методы и приемы, обеспечивающие эффективность научно-исследовательской, опытно-конструкторской и промышленно-хозяйственной деятельности.

2. Социально-гуманитарные – методы и приемы, обеспечивающие реализацию конкретных социально-экономических, политических, идеологических и др. целей.

Основные направления развития современных технологий:

1) Повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации.

2) Создание эффективных биотехнологий.

3) Экологизация технико-технологических систем, т.е. повышение степени замкнутости производственного цикла.

Выводы: существует множество определений техники, что вызвано многоплановостью и всеохватывающим воздействием техники на все составляющие бытия: природу, мир человека, общество, культуру, космос в целом. Техника есть особая динамичная среда, состоящая из артефактов, созданных человеком для преодоления собственной биологической недостаточности и для господства не только над естественной, но и над общественной сферой человеческого бытия, а также над его собственной деятельностью. Это определение философски нагружено и может претендовать на статус выявленной категории, хотя и не должно считаться исчерпывающим. Его сильной стороной является сочетание натуралистической интерпретации техники (в которой акцентируется аспект проекции человеческих органов) и волевой трактовки техники как овеществленной силы знания. Его слабой стороной является примат господства, приводящий, как правило, человеческую цивилизацию к отчуждению и своеволию.

Функции НТП:

1. Традиционная, обеспечивающая удовлетворение растущие по масштабам и разнообразию потребностей человека и общества в новой технике, товарах и услугах;
2. Жизнеобеспечивающая, предотвращающая или компенсирующая отрицательные последствия НТР, связанные с ухудшением и даже разрушением экосистем, здоровья людей, техногенными катастрофами.

По имеющейся оценке, вторая функция в рассматриваемой перспективе постепенно будет выходить на передний план, что может привести к появлению внешних признаков утраты прежнего динамизма НТР.
Отличие НТП от НТР:

НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие НТП ши­ре, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

НТР — это высшая ступень НТП, означает коренные изме­нения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Таким образом, НТР — это составная и более существен­ная по значимости часть НТП. Но если НТП может развивать­ся как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс.

В условиях научно-технического прогресса остро встает проблема развития технического творчества в деятельности инженера. Ведь с усложнением техносферы требуются все новые принципиальные решения по проектированию и конструированию техники и социотехническому проектированию.

Техническая деятельность – это особый вид творчества, который, с одной стороны, может рассматриваться как широко известное явление, неотъемлемая часть общественной жизни, плодами которого человечество пользуется на протяжении всей своей истории, а на современном этапе жизнь без технических достижений для большинства людей не представляется возможной. С другой стороны, техническая деятельность, или, точнее сказать, техническое творчество является сферой, создатели которой должны обладать специальными знаниями, умениями и качествами личности, которые могут способствовать созданию технического объекта. Если в области социогуманитарных наук можно говорить о двух уровнях представлений – научное знание и житейская мудрость, то в технической деятельности, где так же присутствует ненаучный уровень (изобретатели-самоучки, которые и представляют основной творческий потенциал технической деятельности), тем не менее, такие особенные черты должны сохраняться. Иными словами – это «умение думать руками», и оно не является уделом каждого [54].

Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических дисциплин. В связи с таким подходом, когда междисциплинарность проникает в такую специфическую область как инженерная деятельность, целесообразно выделить ее виды, как исторически сложившиеся, так и современные.

П.С. Гуревич выделяет такие виды научно-технического творчества как: 1. Классическая инженерная деятельность, когда она существовала ещё в «чистом виде» сначала лишь как изобретательство, а затем в ней выделились проектно – конструкторская деятельность и организация производства.

2. Системотехническая деятельность, когда вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система. Анализ такой деятельности включает в себя два аспекта: этапы разработки системы и, с точки зрения кооперации работ и специалистов.

3. Социотехническое проектирование – рассмотрение технического изделия в социальном контексте. Это современный вид технической деятельности, который снимает проблему удалённости создателя от потребителя его изделия. Задача современного инженера – это не просто создание технического устройства, но и обеспечение его нормального функционирования в обществе, удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, благоприятное эстетическое воздействие и т.д.

       Подробнее о техническом творчестве см. §2.

Выводы: НТП — это непрерывный процесс развития и внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. НТР – это составляющая НТП, характеризующая этот процесс с середины XX века. НТП прошел различные фазы своего развития (от слияния с промышленностью до технологического прогресса). Основной характеристикой, содержанием НТП, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации, становится его все более выраженная гуманизация, решение общечеловеческих проблем, а также экологизация. Технология и общественный прогресс, наука, техника и демократические преобразования, техногенная культура и проблемы образования, информатика, искусственный интеллект, социально-экономические возможности и последствия его использования, наука и техника как цивилизационный феномен – вот далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых в процессе прогнозирования направлений НТП. Научно-технический прогресс своим следствием и причиной имеет техническое творчество: он осуществляется, благодаря инженерному творчеству и создает все новую планку для творческой деятельности.

 

      

       §2. Специфические черты технического творчества и предпосылки его развития.

       Основные понятия: творчество, свобода, техническое творчество, воображение, изобретательство, изобретательская деятельность, открытие, творческие способности, творческая деятельность, эвристика, креативное мышление.

 

       Творчество пронизывает все сферы общества, все формы человеческой деятельности и активности. Без него нет развития. В древности считали, что тайна создания изобретений доступна только богам. Египтяне верили, что астрономические приборы изобрел бог Тот, а способ изготовления пива - Озирис. Греки приписывали изобретение вина Бахусу, изобретение плуга - Гере. Римляне считали изобретателем способа обработки почвы Сатурна и верили, что богиня Деметра подсказала способ выращивания хлебных злаков легендарному изобретателю Триптолему [10].

Длительное время творческий процесс под влиянием метафизических представлений, догматов религии, агностицизма, биологического детерминизма и других идеалистических теорий считали таинственным, принципиально непознаваемым.

       Творчество, по словам Канта, есть полагание, дающее новое правило, какого нельзя вывести ни из одного предшествующего принципа или примера. В интерпретации А.Г. Вяткиной «творчество есть прерывание развертывания некой заданной логики и одновременно полагание основ для новой» [18, с. 207]. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.

       Философия техники обсуждает этот вопрос, рассматривая его как вопрос о специфике технического творчества и условиях, предпосылках его развития. Она рассматривает творческую деятельность как залог инновационного развития, как главную производительную силу общества.

       Истоки творчества кроются в свободе человека, будь он ученым, изобретателем, художником, философом или поэтом. Как отмечает Н.А. Мещерякова, «творческая свобода – это то, что роднит ученых любых эпох, делает Канта и Сократа нашими современниками, здесь миг и вечность, конкретно-определенная задача и бесконечная неисчерпаемость «бездонность») бытия совпадают, здесь электрон становится духом, а дух – электроном; здесь истина совпадает с жизнью» [39, с. 40].

       Онтологические особенности творчества:

1) Исходит из свободы человека (ученого, философа, художника и пр.) [47].

2) Непредзаданно: творчество как принципиально новое, не бывшее не может возникать как результат развития предшествующего, не может быть выведенным из старого.

3) Есть всегда полагание нового, не бывшего.

4) Строится на творческом воображении как способности схватывания и удерживания «края непредметного, благодаря чему открывается непредзаданный горизонт множества возможностей, в котором мышление находит истоки для своих новых определений» [18, с.41].

5) Есть движение от непредметного к предметному, от интуитивного образа к отрефлектированной идее, теории.

Исходя из этих специфических черт творчества, можно дать такое определение. Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Известный специалист по теории и методам конструирования П. Хилл писал: «Творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее» [66].

Из опыта инженерного проектирования известно, что для создания новых технических объектов (изделий), пользующихся большим спросом и способных приносить прибыль, надо иметь не менее 55-60 хороших идей. Идея – это форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Идеи включают в себя сознание целей дальнейшего познания и практического преобразования мира, удовлетворения возникших новых потребностей человека, создания новых технических устройств и технологий, новых веществ и материалов, а также их новых применений.

Виды технического творчества:

1) Изобретательство - создание новых принципов действия и способов их реализации (колесо, порох, двигатель внутреннего сгорания).

Различаются два типа изобретателей:

  • Изобретатель интуитивного типа: быстро генерирует изобретательские идеи и лишь затем проверяет их и применяет на практике.
  • Изобретатель логического типа: накапливает знания, опыт, анализирует, осваивает методы творчества и на основе переработки этой информации генерирует идеи.

В реальных условиях, как правило, наиболее распространен смешанный тип с преобладанием одного из названных [10].

Изобретательская деятельность - это решение технических задач путем переработки информации в условиях ее дефицита.

2) Открытия - выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания. Открытие обычно является результатом глубоких научно- исследовательских работ по решению какой-либо научной проблемы и означает нахождение чего-либо объективно существующего в природе, например, математической зависимости, физического закона, новой ядерной частицы. Хотя открытие и фикси­руется правительственными органами, которые удостоверяют авторство, оно не является собственностью автора и, по сути, представляет собой общечеловеческое достояние.

Отличие открытия от изобретения:

1) Открытие обычно является базой, на основе которой дела­ется ряд изобретений.

2) Открытием является только сам предмет открытия, а
способ его использования может явиться изобретением.

3) Открытие идеально и предстает в виде идей, теорий, законов, изобретение – материально и предстает в виде приборов, механизмов, т. е. вещей, которые мы сконструировали путем технических действий.

4) Изобретение можно запатентовать и приобрести на него право собственности, в то время как открытием могут пользоваться все.




Творчество и интуиция.

Особую роль в творческой деятельности выполняет интуиция - внелогические механизмы творческого поиска. Под интуицией понимают способность непосредственного, прямого постижения истины, которое дается сразу, без видимых рассуждений и обоснований. Искомое творческое решение приходит иногда как бы совсем неожиданно, и человек затрудняется впоследствии объяснить все подробности “творческого озарения”. Известный ученый Д. Пойа отмечал: ”Я не могу рассказать истинную историю того, как происходит открытие…”. Полученный с помощью интуиции результат должен быть в дальнейшем развернут в теорию, выражен в системе научных понятий и законов. Однако первооткрыватель еще не располагает такой системой. Ведь то, что он получил, представляет принципиально новую теорию, которая требует и принципиально новых понятий, а их нужно еще создать. Интуитивное знание, по признанию многих творцов науки, находит оформление в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта исследователя. Например, о физику В. Томсону в периоды творческих поисков новых решений упругие тела представлялись в виде механизмов, соединенных в своеобразные конфигурации, атомы – наподобие вихревых колец, световой эфир - …как бы в виде мыльной пены. Математик Ж. Адамар и психолог Т. Рибо распространили в начале XX века среди крупных математиков анкету с просьбой рассказать о характере творческого процесса. Многие отметили, что они мыслят зрительными, реже двигательными образами. И только при доведении результата, оформлении для печати, используют символы и слова. Сам Ж. Адамар описал процесс, как он провел доказательство одной теоремы о числах, используя отнюдь не сами числа, а такие образы, как точки, пятно и некая бесформенная масса. Все они представлялись разделенными то большим, то меньшим пространством. Интуиция, добывая новое, обращается к опыту прошлых знаний, организует содержание знаний в чувственные образы произвольных сочетаний, затем на помощь приходят понятия, формулы. Интуитивные процессы ученый не может воспроизвести отчетливо, не может восстановить четкий алгоритм мыслей, принесшей результат. Логические операции принято считать сознательными, а интуитивные – бессознательными. Сознание связано с умением контролировать мыслительный процесс, выражать его содержание в словах для себя и передавать другому. Факты показывают, что пока мысль жестко контролируется, ей трудно получить что-либо ценное. Когда человек, размышляя над новыми идеями, отходит от известных шаблонов и схем, ослабляет контроль сознания, он скорее становится творцом. Известный ученый М. Борн писал: “Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, чего в сущности, и высказать еще не могу, ибо пока не понимаю этого сам” [62].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия техники сегодня стремительно развивается. Обозначившись как философская дисциплина в конце XIX века, она за столь недолгий срок обрела свою предметность, свой статус, свои подходы в исследовании, научные школы. Философия техники становится все более и более востребованной, входит в междисциплинарные исследования техники не на правах «служанки», но как важная, собирающая воедино все знания о социотехнической реальности рефлексия.

Данная философская дисциплина обращена к осмыслению системы техника-человек-природа-общество-культура, т.е., по сути, она изучает всю реальность (био-социо-антропо-техническую). Она направлена на выявление существующих в нашей цивилизации проблем и противоречий, вызванных неуемным и бездушным использованием техники. Эти проблемы, например, глобальные проблемы, обусловлены внедрением человека в наши недра, биосферу, гидросферу, необдуманной трансформацией и конструированием человека (изменением пола, генной инженерией и пр.), изменением самих основ существования общества как социальной системы (речь идет об атомизации общества, «конце социального»). Ученые и мыслители предрекают нам наступление технологической сингулярности – точки, когда человечество перестанет контролировать технику. Это будет связано, возможно, с созданием и внедрением искусственного интеллекта.

«Общество риска» - так охарактеризовал современную цивилизацию У. Бек. Мы сами закладываем основы почти всем рискам, с которыми в дальнейшем и сталкиваемся. Вмешиваясь в геном человека, мы, возможно, лишаем наших потомков способности естественного оплодотворения и нарушаем естественный отбор. «Общество риска» – это рукотворное образование. Орудия, машины, приборы, технологии, - все то, чем орудует современный человек, что он создает, но что в процессе жизнедеятельности и эксплуатации отчуждается от него и начинает противостоять человечеству. Так, создав смартфоны, планшеты, мы, с одной стороны, облегчили себе жизнь, создали прекрасное средство для коммуникации, получения и обмена информацией. Но вместе с тем, мы обрекли наших детей на статус «потерянного поколения», потому что они разучились общаться вживую, играть в игры, чувствовать и переживать природу. Безусловно, дело не в самой технике, а в ее применении. Но ведь прежде, чем ее создать, надо осуществить глубокую философскую рефлексию и социальную экспертизу возможных последствий ее внедрения. Именно этому и служит философия техники. Она учит технических специалистов, инженеров, конструкторов и всех тех, кто создает различные технологии ориентироваться на этическое, антропологические и аксиологическое измерение техники, соотносить свою техническую деятельность и ее результаты с миром человеческих ценностей. В этом и есть настоящее призвание философии техники!

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абстрактный технический объект - результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов.

Автоматизация (в широком смысле) - переложение какой-либо функции технологического процесса с человека на те или иные технические устройства и системы.

Агротехника - технология земледелия, система приемов возделывания

сельско-хозяйственных культур.

Антисциентизм - мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки.

Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.

Аппрокимация - процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда их эквивалентных замен и упрощений.

Артефакт – (арс – ремесло, искусство, фактум – сделанное) то, что сделано человеком, искусственно изготовленное.

Биологизация техники – создание технических систем, функционирующих на основе использования фундаментальных биологических принципов, а также использование биологических систем как части технических систем и их встраивание в технические системы.

Бионика – область техники, возникшая в конце 50-х, начале 60-х годов на стыке электроники, биологии и теории технических систем. Она провозгласила основной принцип “живые прототипы – ключ к новой технике”.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Гибкое автоматизированное производство - гибкая, производственная система, состоящая из одного или нескольких гибких производственных комплексов, объединенных автоматизированной системой управления производством и автоматизированной транспортно складской системой.

Гипертехницизм – мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание объявляются главенствующими и возводятся в ранг предельных основ бытия.

Глобальная этика - это новое гуманистическое мировоззрение, динамично развивающееся, вбирающее в себя универсальный консенсус этического плюрализма культур, религий, науки, образования, экономики, политики и т.д.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Гуманизм – ценностный принцип и учение, признающее и отстаивающее право человека на свободу, творчество, самоопределение, развитие и счастье.

Гуманизация техники – утверждение принципов и идеалов гуманизма в качестве главных и всеобщих критериев оценки роли техники в жизни человека.

Единая научно-техническая политика - система целенап­равленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.

Изобретательская деятельность - полный цикл инженерной деятельности изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности – функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).

Инженер (от латинского слова ingenium - хитроумный, остроумный, изобретательный) - специалист, осуществляющий инженерную деятельность.

Инженерная этика - раздел прикладной этики и система моральных принципов, которые применяются на практике в инженерном деле.

Инженерное сооружение - возводимый на местности объект, предназначенный для управления, охраны, обороны или прочих целей.

Инженерное проектирование - вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата.

Инженерная деятельность - самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства; техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей.

Инновационная политика это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-бытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.

Инновацияуниверсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

     Комбинационно-синтезирующий метод технических наук – метод создания новых технических систем, новых материалов и технологических процессов на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов.

Конструирование – это неполный цикл инженерной деятельности при котором связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности.

Конструктивно-технические знания – знания, преимущественно ориентированные на описание строения (или конструкции) технических систем.

Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.

Коэволюция человека и биосферы – это такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.

Креативное мышление - это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Культура – это способ самоосуществления человека, включающий создание им различных идей, образов, материальных объектов, технологий, а также установившиеся формы взаимоотношений между людьми, институты, нормы, традиции, правила.

Математическое моделирование - это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью.

Машина - устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации.

Машинная техника – это вид техники, представленный как большой и многоуровневый механизм.

Мегамашина - понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд).

Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга.

Метод (путь исследования, прослеживание) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования

Метод декомпозиции -

Методология – учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности.

Механизм - это сравнительно простая и даже элементарная машина.

Монотехника (авторитарная техника) – вид техники и технической деятельности, ориентированной, главным образом, на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство (власть).

Мысленный эксперимент — особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно, условно задаваемых ситуациях.

Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

Научная деятельность – специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).

Научно-техническая политика — система целенап­равленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.

Научно-техническая (техническая) рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий.

Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.

Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса.

Научно-техническая революция (НТР) — понятие, использу­емое для обозначения тех качественных преобразований, кото­рые произошли в науке и технике во второй половине XX в.

Ноосфера преобразованные человеческим разумом и деятельностью условия существования человека, оболочка Земли, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Общая технология – вторая ступень рационального обобщения в технике, связанная с систематизацией всех имеющихся областей ремесленной техники.

Органопроекция (принцип органопроекции) – утверждение Э. Каппа, согласно которому человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

«Осевое время» – философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли.

Ответственность - рефлексивная позиция человека, способного просчитать последствия своей деятельности и осознавать все возможности, вытекающие из его поступков.

Открытие – выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания.

Политехника (или биотехника) - это первоначальная форма делания, вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций.

Постав – это способ раскрытия потаенности, который заставляет человека выводить действительное из его потаенности (М. Хайдеггер).

Поточная схема (схема функционирования) – вид теоретической схемы, описывающей естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое – схему естественного процесса.

Праксиология (от греч. praktikos - деятельный, активный) - концепция, описывающая механизмы эффективной организации практической деятельности человека.

Предмет познания - это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е. некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Проблемно ориентированное исследование - тип исследования, ориентированный не просто на постановку проблемы с методологической точки зрения или с позиций научной политики, но прежде всего на социокультурное понимание науки.

       Проективно-прагматический метод – метод, который дает исследователю общую схему действия и строится  на практических выводах, подчинении  информации о средствах ее достижения поставленной научно-технической цели.

Производительная сила – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.

Профессиональная ответственность инженера - это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. 

Ремесленная техника - особая форма технической деятельности, основанная не на науке и теоретических расчетах, но на традиционных знаниях и практических навыках поколений.

Системное проектирование – метод технических наук, комплексно решающий поставленные задачи на основе выявления взаимодействия и взаимосвязи отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, а также на основе учета социально-экономических и экологических последствий их функционирования.

Системно-структурный метод – метод, ориентированный на изучение строения и состава системы.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Системотехника – вид деятельности по комплексному теоретическому обобщению всех знаний различных отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, то есть при ориентации на системную картину мира.

Социальная ответственность субъекта технической деятельности – позиция инженеров или инженерного сообщества, строящаяся на идее безопасности применения технологий, предотвращения или минимизации возможных негативных последствий их применения.

Социальная оценка техники - прикладная сфера философии техники, построенная на рефлексивной позиции по отношению к научно-технической деятельности.

Структурная схема – разновидность технических схем, построенная на фиксации конструктивного расположения элементов и связей (т. е. структуры) данной технической системы и предполагающая определенный способ ее реализации.

Сциентизация техники – процесс все большего «онаучивания» технического знания, применения к технике научных теорий.

Сциентизм - (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподо бить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл).

Творческие способности – способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Тектология - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем (А. Богданов).

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Теоретическая схема – некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить (интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов).

Теоретический уровень – уровень познания, где ключевым является выявление закономерностей изучаемых объектов, построенных на основе логического мышления.

Технизация науки – процесс применения в науке все большего количества технических устройств, приборов.

Техника – совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств и совокупность технических знаний.

Техникознание - система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т. е. предметов орудийной деятельности социума.

Техническая теория - система обобщенного знания о технических объектах и их системах.

Техницизм – мировоззренческая позиция, полагающая технический прогресс безусловно позитивным фактором социально-исторического процесса.

Техне – в античности широкое представление о технике как искусстве, ремесле.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.

Техносфера - совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе.

Технический оптимизм - идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса.

Технический пессимизм - отрицание, демонизация и мистифицирование техники.

     Технический экспериментэто деятельность по производству технических эффектов, квалифицированная как инженерная деятельность, т.е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знании о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств.

Техницизм - это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.

Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

Технологическая революция – качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества.

Технология – способы и средства создания искусственного мира.

Технологический «алармизм» (от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога»), напротив, в указанном «прогрессе» не видит ничего позитивного, сводя его, таким образом, к одним только негативным последствиям.

Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур.

     Технологический «эвдемонизм» (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») фактически элиминирует все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты.

     Технотронное (постиндустриальное, информационное) общество – концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий.

Технофобия – концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию.

Техноэтика – нормы поведения людей, ориентированные на техническую деятельность человека и общества.

Традиционная культура – устойчивая, нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией.

Трансцендентальный - (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного.

Универсальный эволюционизм – представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.

Философия науки - направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления.

Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте.

Философская рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) -  принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания.

Фундаментальные и прикладные исследования – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).

Функциональная схема – вид теоретической схемы, фиксирующей общее представление о технической системе и являющейся результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории.

Футурошок - шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса (Э. Тоффлер).

Ч астные технологии – первый этап рационального обобщения техники, характеризующийся обучением в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии.

Эвристика – наука о творческом мышлении.

«Эвристика страха» - принцип, введенный Х. Йонасом, утверждающий преимущество плохого прогноза перед хорошим, содержащий требование предоставления максимума информации и указывающий на недопустимость сокрытия возможных последствий.

Эврология – наука о творчестве во всех его формах (П. Энгельмейер).

Экологизация техники – научно-техническая деятельность, направленная на совершенствование техники в направлении биосферосовместимости с целью оптимального подключения производственных процессов к природным.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся гармоничного взаимоотношения человека и природы.

Экологическое мышление – рефлексивная позиция, основанная на системе взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия человечества и природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.

Экология (от греч. οικος - дом, обиталище и λόγος — учение) - совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между человеком и окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой.

Экологическая безопасность - допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека, научная дисциплина.

Экологическая политика - это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов.

Экологическая этика - прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии.

Экстраполяция - особый тип аппроксимации, при котором функция аппроксимируется вне заданного интервала, а не между заданными значениями.

Эмпирический уровень (технического знания) – система знаний, полученных из опыта, на основе которой выявляются определенные обобщающие характеристики технического объекта или процесса.

Этика ответственности - проект универсальной этической теории Х. Йонаса, построенный на возможной ответственности человечества перед нынешними и будущими поколениями за поступки в развивающемся мире.

Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками.

Вопросы к кандидатскому экзамену

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004. – 184 с.

2. Апель, К.-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики [Текст] / Карл-Отто Апель // Философия без границ: сб. ст.: в 2 ч. Ч.1. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2001. – С. 47-67.

3. Аристотель. Никомахова этика [Текст] / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М. : Мысль, 1984. – Т. 4. - С. 105-106.

4. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки [Текст] : монография / В. И. Аршинов. – М. : Наука, 1999. – 303 с.

5. Баженов, Л. Б. Строение и функции естественно-научной теории [Текст] : монография / Л. Б. Баженов. – М. : Наука, 1978. – 232 с.

6. Баксанский, О. Е. Нанотехнологии, биотехнологии в зеркале междисциплинарного контекста [Teкст] : учеб. пособие / О. Е. Баксанский. – М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 222 с.

7. Бердяев, Н. А. Человек и машина [Текст] / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. - 1989. – № 2. – С. 143-162.

8. Богданов, А. Комплексное планирование и организация научно-технического прогресса. [Teкст] : монография / А. Богданов. – М. : Прогресс, 1978. – 421 с.

9. Бубер, М. Проблема человека [Teкст] / М. Бубер // Бубер, М. Два образа веры. – М. : Республика, 1995. – 464 с.

10. Буш, Г.Я. Методы технического творчества [Teкст] / Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 1972. – 73 с.

11. Веблен, Т. Теория праздного класса [Teкст] / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 348 с.

12. Вернадский, В. И. О науке [Teкст] / В.И. Вернадский. — СПб. : Изд-во РХГИ, 2002. — 600 с.

13. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Teкст] / В.И. Вернадский, отв. ред. А. Л. Яншин - М. : Наука, 1991. – С. 191-234.

14. Визгин, В.П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени [Teкст] / В. П. Визгин // Вопросы истории естествознания и техники. – 1995. – № 3. – С. 3-20.

15. Волков, Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники [Teкст]: монография / Г.Н. Волков. – М. : Политиздат, 1986. – 335 с.

16. Воронов, А.М. Проблемы научно-технического прогресса [Teкст]: монография / А. М. Воронов. – М. : Экономика, 1980. – 151 с.

17. Вяткина, А.Г. Воображение как основа творческого процесса [Teкст] / А.Г. Вяткина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 6. - С. 250-255.

18. Вяткина, А.Г. Творчество как философская проблема [Teкст] / А.Г. Вяткина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 8. - С. 207-211.

19. Гатовский, JI.M. Экономические проблемы научно-технического прогресса [Teкст]: монография / Л.М. Гатовский. – М. : Наука, 1981. – 193 с.

20. Глаголев, В.Ф. Современная научно-техническая революция [Teкст]: монография / В.Ф. Глаголев, Г.С. Гудожник, И.А. Козиков. – М. : Высшая школа, 1984. – 256 с.

21. Горохов, В.Г. Философия техники: история науки и техники с философской точки зрения [Teкст] / В.Г. Горохов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Ред. Гирусов Э.В. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – С. 105-122.

22. Горохов, В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климетьевич Энгельмейер (1855-1941) [Teкст] / В.Г. Горохов. - М., 1997. – 156 с.

23. Горохов, В.С. Основы философии техники и технических наук [Teкст]: учебник / В.С. Горохов. - М. : Гардарики, 2007. – 335 с.

24. Грязнова, Е.В. Философские вопросы технических наук [Teкст]: учебное пособие / Е.В. Грязнова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2009. – 140 с.

25. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества [Teкст] / Э. Гуссерль // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - М., 2000. - С. 626-665.

26. Демиденко, Э. С. Техногенное общество [Teкст] / Э.С. Демиденко // Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003. – С. 241-244.

27. Дергачева, Е. А. Философия техногенного общества [Teкст] / Е.А. Дергачева. — М. : Ленанд, 2011. – 218 с.

28. Добролюбова, И.В. Экологизация науки – создание биосферо-ноосферного класса наук [Teкст] / И.В. Добролюбова // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – С. 267-273.

29. Жаров, С.Н. Технология и рациональность (когнитивные и культурно-смысловые аспекты) [Teкст] / С.Н. Жаров // Взаимосвязь фундаментальной науки и технологии как объект философии науки. – М. : ИФРАН, 2014. – С. 183-206.

30. Иванов, Б.И. Современная философия техники: проблемы и перспективы [Teкст] / Б.И. Иванов // Мысль. Выпуск 8. - 2009. - С. 194–202.

31. Игнатьева, И.Ф. Антропология техники: человек как субъект мира техники [Teкст] / И.Ф. Игнатьева. – Екатеринбург, 1992. – 130 с.

32. Ильин, В.В. Критерии научности знания [Teкст] / В. В. Ильин. – М. : Высш. шк., 1989. – 128 с.

33. Йонас, Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации [Teкст] / Ганс Йонас. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

34. Капп, Э. Роль орудия в развитии человека / Эрнст Капп, Людвиг Нуаре, Альфред Эспинас. - Л. : 1925. – 168 с.

35. Караваев, Э.Ф. Философия науки, ее предмет и основные проблемы [Teкст] / Э.Ф. Караваев // История и философия науки [Teкст] : учеб. Пособие; под ред. А.С. Мамзина. - СПб., 2008. - С.8-13.

36. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Teкст] / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

37. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Teкст] / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – М. : Прогресс, 1994. – 295 с.

38. Котенко, В. П. История и философия технической реальности [Teкст]: учеб. пособие / В. П. Котенко. – М. : Ак. проект, 2009. – 623 с.

39. Кузнецов, Д. И. Кризис классической инженерии и гуманистические идеалы технического образования [Teкст] / Д.И. Кузнецов // Философия и будущее цивилизации. IV Философский конгресс. М. : Изд-во МГУ, 2005. - Т. 4. - С. 497.

40. Мещерякова, Н.А. Онтологические и ценностные основания научной рациональности [Teкст] : монография / Н.А. Мещерякова, С.Н. Жаров. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – 245 с.

41. Митчем, К. Что такое философия техники? [Teкст]: монография / К. Митчем. – М., 1995. – 149 с.

42. Новая технократическая волна на Западе [Teкст] / под ред. П.С. Гуревича. – М. : Прогресс, 1986. – 451с.

43. Пастушкова, О.В. Свобода как онтология гуманизма: очерки философской мысли [Teкст] : монография / О.В. Пастушкова. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2014. – 198 с.

44. Пастушкова, О.В. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности [Teкст]: учеб. пособие / О.В. Пастушкова. - Воронеж: ВГТУ, 2006.

45. Пастушкова, О.В. Техногенная цивилизация как «Вызов» - этика ответственности как «Ответ» [Teкст] / О.В. Пастушкова // Человек, наука, техника в модернизации современного общества. Труды Международной научной конференции (15 апреля 2011 г.). - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2011. - С. 70-74.

46. Пастушкова, О.В. Гуманистическое и экологическое воспитание как стратегия инновационного развития российского общества [Teкст] / О.В. Пастушкова, Е.С. Григорьева // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции : в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. – Курск: Издательство: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 95-98.

47. Пастушкова, О.В. К вопросу об онтологическом осмыслении гуманизма [Teкст] / О.В. Пастушкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - Т. 6. - № 3. - С. 23-26.

48. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков [Teкст] / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. - СПб. : Алетейя, 2000. - 415 с.

49. Попкова, Н. В. Антропология техники : становление [Teкст]: монография / Н. В. Попкова. – М. : URSS ЛИБРОКОМ, 2009. – 370 с.

50. Порус, В.Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки [Teкст] / В.Н. Порус // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – С. 60-75.

51. Розов, В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники [Teкст] / В.М. Розов // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 19-27.

52. Рузавин, Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ [Teкст] / Г.И. Рузавин. – М. : Мысль, 1978. – 244 с.

53. Рузавин, Г.И. Роль и место абдукции в научном исследовании [Teкст] / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. - 1998. - № 1. – С. 12-28.

54. Сертакова, И.Н. Специфика творческой деятельности специалиста технической сферы [Teкст] / И.Н. Сертакова // Аналитика культурологии. - №10. - 2008. – С. 107-111.

55. Смышляев, В.А. Экологическая безопасность России: теоретико-методологические основы политологического анализа [Teкст]: монография / В.А. Смышляев. – М. : ИНИОН РАН, 2005. – 172 с.

56. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук [Teкст]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

57. Степин, В.С. Философия техники. История и современность [Teкст] / В.С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 2004. – 235 с.

58. Степин, В. С. Философия науки и техники [Teкст] / В. С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов. – М. : Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

59. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. - 1989. - № 10. – С. 3-18.

60. Тавризян, Г. М. Философы ХХ в. о технике и технической цивилизации [Teкст]: монография / Г. М. Тавризян. – М. : РОССПЭН, 2009. – 216 с.

61. Тульчинский, Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология [Teкст] // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2010. - № 3 (29). - С. 28-38.

62. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]. – М.: Логос, 2014. –216 с.

63. Философия инженерной деятельности и инженерного творчества [Электронный ресурс] : Режим доступа: World Wide Web. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/FILOS_ING_TVOR/

METOD/UP/WEBUMK/frame/4.htm

64. Философия техники: история и современность [Teкст] : монография. РАН. Ин-т философии; Подгот. В.Г. Горохов и др.; Отв. ред. В.М. Розин. - М., 1997. - 283 с.

65. Философия техники в ФРГ. Сборник статей. Перевод с немецкого и английского [Teкст] / Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. - М.: Прогресс, 1989. – 528 с.

66. Хилл, П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений [Teкст] / П. Хилл. - М. : Мир, 1973. - 263 с.

67. Чешев, В. В.  Специфика технического знания [Teкст] / В.В. Чешев // Вопросы философии. – 1979. - № 4. - С. 59–67.

68. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Teкст]: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – 320 с.

69. Штрекер, Э. Философия техники: трудности одной философской дисциплины [Teкст] / Э. Штрекер // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - С. 54–68.

70. Эллюль, Ж. Технологический блеф [Teкст] / Ж. Эллюль // Это человек: Антология. - М. : Высшая школа, 1995. - С. 265–295.

71. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

72. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Teкст] / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.- 527 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ……………………………………………………….4

§1. Предмет философии техники и ее задачи……………………………………..4

§2. Соотношение философии науки и философии техники……………………..7

§3. Основные школы и направления философии техники………………………10

ТЕМА II. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК….......23

§1. Формирование и эволюция техники в культуре……………………………..23

§2. Сущность и природа техники. Техника и технологии………………………31

§3. Ступени рационального обобщения в технике: частные технологии, общая технология, техникознание, системотехника……………………………………36

ТЕМА I II. СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК….40

§1. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках……………………………………………………………………………….40

§2. Техническая теория: структура и функции…………………………………..44

§3. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования…………………………………………………………………….47

ТЕМА IV. ТЕХНИКА И ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ……………...55

§1. Научно-технический прогресс и возрастание роли творчества в деятельности инженера……………………………………………………………55

§2. Специфические черты технического творчества и предпосылки его развития…………………………………………………………………………….59

§3. Техника и техногенная цивилизация. Противоречия техногенной цивилизации………………………………………………………………………..64

§4. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия……………….67

ТЕМА V.СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ………...72

§1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества………………………………………………………………72

§2. Социальная оценка техники…………………………………………………...76

§3. Социальная ответственность субъекта технической деятельности………...79

§4. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники……………83

§5. Техника и этика. Проблема ответственности инженера и инженерная этика………………………………………………………………………………...88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...93

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ……………………………………….....94

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………….104

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..105

 

Учебное издание

 

Пастушкова Ольга Вячеславовна

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2016

 

ББК 87

Пастушкова О.В. Философские проблемы техники: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф. данные (845 Кб) /О.В. Пастушкова. - Воронеж: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 500 и выше ; 256 Мб ОЗУ ; Windows XP ; Adobe Acrobat; 1024x768 ; CD-ROM ; мышь. – Загл. с экрана.

 Данное учебное пособие по философским проблемам техники лаконично и в доступной форме излагает основные философские проблемы техники и предназначено для аспирантов, изучающих эту дисциплину.

Издание соответствует требованиям ФГОС ВО по направлениям подготовки аспирантов технических наук по дисциплине «История и философия науки».

 

Табл. 2. Ил. 1. Библиогр.: 71 назв.

 

Рецензенты:   кафедра онтологии и теории познания Воронежского государственного   университета

           (д-р филос. наук, доц. А.В. Арапов);

            канд. ист. наук, доц. И.А. Обертяева

 

 

© Пастушкова О.В., 2016

                    © Оформление. ФГБОУ ВО                

                    «Воронежский государственный технический

                    университет», 2016

 


ВВЕДЕНИЕ

Философия техники - одно из самых динамично развивающихся направлений философствования ХХ в. и современности, что обусловлено широким распространением техники и технических средств и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества.

В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, стоит феномен и сущность техники, эволюция техники в культуре, развитие технического знания, влияние техники на общество, природу, культуру. Философская рефлексия затрагивает те стороны «технической реальности», которые скрыты от обывателей и технических специалистов. Она способствует осмыслению тех проблем, которые только обозначаются в культуре и цивилизации, но которые могут вылиться в технические, антропологические, духовные и прочие катастрофы. Философия техники пытается ответить на такие фундаментальные вопросы как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности - науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, в чем суть технического творчества, каковы перспективы развития и изменения техники.

Конечно, в истории философии встречается рефлексия по поводу техники, но эта рефлексия была, если можно так сказать, неспецифичной. Например, в античной философии господствовало такое понятие как "технэ", но оно означает, собственно, не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, кончая техническими изделиями, например, военных машин. Ф. Бэкон также обсуждает возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Но это обсуждение не имеет в виду сам феномен и природу техники, поскольку она еще не выделилась в сознании новоевропейского человека в качестве самостоятельной и, главное, проблемной реальности. Только в ХIХ столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфические формы рефлексии этой реальности, сначала в методологии технических наук, потом или почти одновременно в философии.

Изучение философии техники помогает понять (и войти!) в этическое измерение технического, осмыслить связь с ценностями человеческого общества. Вне смыкания науки, техники и аксиологии (науки о ценностях) человечество неминуемо попадает в пространство отчуждения и своеволия.  Расторгается «договор человека с Вселенной» [9], и Вселенная начинает нам мстить демографическими, экологическими, энергетическими и прочими проблемами. Сегодня наука должна осмысливать «принципиально новый природный объект – жизнь в условиях преобразовательной деятельности, направляемой наукой и наукоемкой технологией» [40, с. 42]. Это значит, что нет такого чистого объекта, как природа. Есть, прежде всего, человеческая жизнь в системе природа, техника, общество, культура. Философия техники призвана изучать эту сложнейшую «человекоразмерную» систему и через понимание выработать определенную гуманистически и экологически ориентированную позицию.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 334.