Успех обучения во многом зависит от того, какими путями и способами достигается сообщение и усвоение знаний и формирование навыков и умений, т. е. от методов обучения, а также от того, как организовано обучение (состав и группировка обучаемых, структура занятия, место и продолжительность его проведения, роль обучающего и обучающихся), т. е. от его форм. В ходе обучения могут применяться различные методы и формы.
Формы обучения определяются задачами и содержанием подготовки солдат и подразделений в целом, а также особенностями их служебно-боевой деятельности. Основными формами обучения являются: классные (теоретические) занятия;
практические занятия; боевые стрельбы; учения; парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ; самоподготовка и другие.
Многообразие форм обучения позволяет осуществлять как одиночную подготовку солдат, так и подготовку в составе подразделений, давать глубокие знания и вырабатывать разнообразные навыки и умения, предусмотренные программами боевой подготовки.
Теоретические занятия - это занятия, на которых решаются задачи теоретической подготовки солдат и наряду с этим могут формироваться некоторые умственные и сенсорные навыки.
Теоретические занятия проводятся в целях изучения уставных положений, теории стрельбы, материальной части оружия и боевой техники, основных данных оружия массового поражения противника и по ряду других предметов боевой подготовки. На них широко используются различные наглядные средства, особенно оружие и боевая техника.
Метод, применяемый при этой форме обучения, - устное изложение в сочетании с показом и демонстрацией.
Практические занятия в подготовке солдат занимают одно из основных мест. К ним относятся тактико-строевые и тактические (тактико-специальные) занятия.
Основное содержание этих занятий - всесторонняя полевая выучка солдат, формирование у них необходимых для выполнения служебно-боевых задач навыков, умений и слаживание подразделений для умелых действий.
Методы, применяемые на практических (полевых) занятиях, весьма разнообразны. Главные из них - тренировки и практическая работа в сочетании с показом и кратким объяснением.
Разновидностью практических занятий являются тренировки. К ним относятся строевые, физические, стрелковые, радиотренировки, тренировки по защите от оружия массового поражения, в действиях по сигналу для сбора и ряд других.
Основной метод на них - тренировка в сочетании с показом и кратким объяснением, а иногда и демонстрацией.
Боевые стрельбы - форма обучения, включающая стрельбы из стрелкового оружия и метание боевых гранат.
Они направлены на формирование и совершенствование навыков в ведении огня по различным целям и из различных положений, в действиях при применении оружия и в работе с различными видами боеприпасов, а также на сколачивание подразделений.
Основной метод на них - практическая работа.
Учения (тактические, тактико-специальные) - основная форма совершенствования полевой выучки солдат и боевого слаживания подразделений и частей. Эта форма весьма ценна и в том отношении, что позволяет концентрировать у солдат те знания, навыки и умения, которые они приобретают по различным предметам обучения, и создает наилучшие возможности для всесторонней психологической закалки личного состава. Помимо того, что сержанты на учениях выполняют в
полном объеме свои функциональные обязанности (командуют подразделениями), они обязаны следить за действиями каждого солдата, требуя от них совершенствования одиночной подготовки и воинского мастерства в целом. С этой целью каждому из подчиненных необходимо постоянно ставить задачи, контролировать их выполнение и оценивать действия.
Основной метод, применяемый в этих случаях, - практическая работа.
Парково-хозяйственные дни — форма обучения, при которой, кроме обслуживания техники, решаются задачи технической подготовки солдат, изучаются устройство и принципы работы различных механизмов и деталей, аппаратуры и особенности их эксплуатации. В ходе работ каждый солдат выполняет индивидуальные задания, предусматривающие либо изучение новых тем, либо повторение слабо усвоенных вопросов технической подготовки, а также приобретение и совершенствование штыков в устранении неисправностей.
Со стороны сержантов основное внимание сосредоточивается на оказании помощи молодым и слабоуспевающим солдатам. Одновременно осуществляется контроль за действиями каждого солдата, которые оцениваются в конце работ.
Самоподготовка как одна из форм обучения с каждым годом совершенствуется и пополняется новым содержанием, особенно в учебных подразделениях внутренних войск. Это связано как с ростом общеобразовательной подготовки личного состава, так и с увеличением объема знаний, необходимых ему для овладения воинским мастерством.
Эта форма помимо закрепления и совершенствования имеющихся знаний, навыков и умений способствует формированию мышления солдат.
Основной метод на самоподготовке - самостоятельная работа обучающихся, которая должна направляться и контролироваться сержантами.
Проверка и оценка знаний, навыков и умений солдат - составная часть процесса их обучения. Она позволяет установить уровень подготовки каждого солдата и ликвидировать имеющиеся в ней пробелы.
Сержанты принимают непосредственное участие в текущей проверке, которая должна осуществляться повседневно в ходе всех занятий.
Индивидуальные оценки солдатам выставляются по пятибалльной системе в соответствии с порядком, установленным сборниками нормативов по боевой подготовке внутренних войск или другими руководящими документами.
В конце каждого дня сержанты подводят итоги боевой подготовки и ставят задачи на устранение имеющихся недостатков, главным образом входе самостоятельной работы. Объективность выставляемых солдатам оценок имеет большое воспитательное значение и способствует улучшению учебного процесса в целом.
Выставляя оценку, сержант должен ее обосновать, указать на сильные и слабые стороны в подготовке солдата, потребовать от отстающих учиться с полным напряжением сил.
Методы обучения. Основными методами обучения воинов являются: устное изложение материала (рассказ, объяснение); обсуждение изучаемого материала (беседа, семинар); показ (демонстрация); тренировка, упражнение; практическая и самостоятельная работа.
Устное изложение (рассказ, объяснение) находит широкое применение при ознакомлении солдат с основными положениями уставов и других руководящих документов, определяющих содержание их знаний; тактико-техническими данными и устройством оружия и техники; организацией, вооружением и тактикой действий незаконных вооруженных формирований.
Это достигается путем рассказа - краткого повествовательного изложения материала, а также объяснения, с помощью которого наиболее полно раскрывается основной смысл уставных положений и других явлений и процессов или действий путем доказательства, рассуждения и сравнения.
Рассказ и объяснение обычно сочетаются с показом приемов и действий, оружия и боевой техники, демонстрацией различных средств наглядности (макетов, схем, таблиц, плакатов и т. д.).
При объяснении материала нужно добиваться, чтобы оно было убедительным и доходчивым. Устное изложение, как правило, состоит из коротких предложений, произносимых четко и ясно с темпом 70-80 слов в минуту. При необходимости подчеркнуть что-либо важное темп речи может замедляться. В ходе устного изложения сержант должен наблюдать за вниманием и реакцией обучаемых, чтобы определить, как они воспринимают материал.
Беседа практикуется в целях углубления, закрепления или проверки знаний и носит обычно вопросно-ответный характер. Она всегда предполагает свободный обмен мнениями, однако сержант должен ее направлять в необходимое русло, добиваясь полного раскрытия существа темы и поставленных перед беседой учебных целей.
Важнейшим условием успешного проведения беседы является заблаговременное определение содержания вопросов, которые должны соответствовать целям беседы. Если цель беседы - закрепить имеющиеся знания, то вопросы должны вызывать необходимость доказательств («Почему?», «С чем это связано?», «Как можно объяснить явление?» и т. д.) или объяснения фактов и событий.
В ходе беседы всегда надо стремиться вовлечь в нее всех солдат, помогая некоторым из них преодолеть робость и нерешительность. Если обучаемый недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, другие дополняют ею. Каждый ответ должен быть разобран, подчеркнуты его сильные и слабые стороны, правильные и ошибочные посылки в суждениях солдат.
Показ (демонстрация) применяется для создания у обучаемых правильного представления о предмете и явлении, выполнении какого-либо приема.
Практический показ с кратким объяснением по принципу «Делай, как я» лежит в основе действий сержанта как педагога. Перед началом любого показа сержант должен объяснить солдатам назначение изучаемого приема или действия (предмета, явления), их значение для дальнейшей практической деятельности солдат, а затем показать, как это делается (или произвести показ предмета), слитно и в темпе, после чего - по разделениям. Показ по разделениям, как правило, сопровождается коротким и четким пояснением.
Метод показа широко применяется на тактико-строевых занятиях, при обучении солдат строевым приемам и приемам с оружием, со средствами защиты, при изучении физических упражнений, действий с оружием, способов управления
боевой техникой и т. д.
К показу каждый сержант должен тщательно готовиться, иначе этот метод не
принесет желаемого результата.
Тренировка (упражнение) играет важнейшую роль в формировании у солдат навыков и умений, учит их применять знания на практике и поэтому считается главным методом овладения воинским мастерством.
Тренировка заключается в сознательном многократном повторении изучаемых приемов и действий с постепенным усложнением условий.
В начале тренировки сержант должен добиваться, чтобы все солдаты научились выполнять приемы и действия точно и правильно, после чего обращает внимание на быстроту выполнения, которая постепенно доводится до нормативной.
Следует иметь в виду, что тренировка является важнейшим средством формирования у солдат устойчивых психологических качеств. Именно многократно повторяющиеся действия с наличием элементов напряженности, опасности и риска обеспечивают сохранность выработанных навыков в трудных условиях служебно-боевой обстановки, способствуют выработке у солдат быстроты мышления, профессиональной памяти, наблюдательности, быстроты реакции, самообладания, стойкости и смелости, решительности и мужества.
Практическая работа проводится в целях закрепления обретенных знаний и совершенствования имеющихся навыков и умений. К практической работе приступают после того, как обучаемые усвоят минимум необходимых знаний и приобретут определенные навыки и умения.
Содержание метода практической работы предполагает максимальное напряжение моральных и физических сил личного состава, решительное устранение каких-либо послаблений и упущений. Иначе цели практической работы достигнуты не будут и солдаты не приобретут опыта в выполнении своих должностных обязанностей в современных условиях.
Успех в выполнении практических работ обеспечивается хорошей подготовкой к ним солдат, постоянным контролем за их действиями со стороны сержантов, которые должны добиваться четкого выполнения требований уставов, других основополагающих документов и нормативов. При необходимости сержанты оказывают помощь солдатам, а в конце работ подводят итоги и оценивают действия каждого солдата.
Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения солдат к в современных условиях приобретает все большее значение. Метод самостоятельной работы служит как для закрепления уже приобретенных знаний, навыков и умений, так и приобретения новых.
Самостоятельная работа заключается в изучении военной литературы и, прежде всего, уставов, оружия и боевой техники, самостоятельной тренировке в выполнении необходимых приемов и действий, а также в прослушивании теле- и радиопередач по соответствующей профессии тематике.
Многое в организации и проведении самостоятельной работы солдат зависит от сержантов. Они обязаны определять объем задач и порядок их выполнения. Кроме того, они должны обеспечивать солдат учебными местами для самостоятельных занятий, литературой, наглядными пособиями и оказывать им помощь в работе.
Основные методы воспитания. В воспитании применяются свои специфические методы. Они отвечают на вопрос: как лучше добиться цели, успешно решить воспитательные задачи?
Методов воспитания, которые применяются на практике, довольно много. Основные из них - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример.
Метод убеждения. В работе с солдатами этот метод играет особую роль.
Убеждение - это активное воздействие на ум, чувства и волю солдата, имеющее своей целью помочь человеку осмыслить, понять суть идей и требований и в соответствии с ними решать практические задачи. Командир убеждает своих подчиненных словом, делом и примером.
Сержанту необходимо знать, что убедить солдат можно лишь тогда, когда сам глубоко убежден в тех идеях, мыслях, которые несешь ему Очень интересно эту мысль выражает К. Д. Ушинский: «Всякая программа преподавания всякого метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвою буквою, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».
При этом воинам необходимо говорить правду, не скрывать от них трудности, с которыми мы встречаемся, раскрывать их причины и пути преодоления. При
разговоре с подчиненными нельзя горячиться.
Важно учитывать индивидуальные особенности солдата, помнить, что он от своих взглядов и убеждений, если даже они ошибочные, отказывается не сразу. Сержант обязан терпеливо опровергать неправильные взгляды подчиненного, давать время все продумать, оценить, устранить возникающие сомнения.
Метод упражнения имеет целью сформировать у солдат положительные привычки, которые играют важную роль в деятельности человека: привычки дисциплинированного поведения, выдержки, стойкости, умения преодолевать любые трудности и многие другие имеют существенное значение для успешного выполнения воинами сложных задач боевой и общественно-государственной подготовки.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 296.