Глава 2. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§1. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ

И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Сержанты принадлежат к командным кадрам внутренних войск. Командные кадры - костяк, основа системы управления войсками. От уровня их подготовки, компетентности зависят качество обучения и воспитания личного состава, дисцип­лина, организованность и, в конечном итоге, - боеспособность подразделений и частей.

Говоря о роли младших командиров, М.В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль сержантов еще больше возросла. Это вызвано услож­нением процесса обучения и воспитания солдат в связи с изменением служебно-боевых задач в современных условиях.

Сержанты обучают и воспитывают подчиненных, непосредственно помогают им изучать оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и вместе с солдатами несут боевую службу, ежедневно ведут работу по укреплению воинской дисциплины, уставного порядка и организованности в войсках.

В настоящее время особое значение приобретают необходимость овладения воинским мастерством, оружием и боевой техникой, умение применять их при выполнении внезапно возникающих задач.

Эту задачу по праву можно считать задачей номер один. Она должна решаться настойчиво и целеустремленно в процессе боевой подготовки, особенно в ходе полевой выучки личного состава и, прежде всего, на тактико-строевых и такти­ческих занятиях и учениях, боевых стрельбах, практических занятиях и тренировках на учебных полях, а также на физических тренировках, проводимых в полевых условиях.

Сержант не может успешно решать задачи обучения солдат, если сам не будет настоящим мастером военного дела, специалистом высокой квалификаций. Он должен обладать командирскими качествами и прочными методическими навыками.

Говоря о командирских качествах сержанта, следует иметь в виду умение уверенно командовать подчиненными, правильно решать задачи обучения и воспитания и проявлять постоянную требовательность к солдатам. Высокая требовательность -неотъемлемое качество командира и необходимое условие крепкой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках.

Постоянная и твердая требовательность должна сочетаться с заботой о подчи­ненных, внимательным отношением к их нуждам.

Кроме того, сержант должен быть умелым педагогом и воспитателем. Без этого нельзя обеспечить единство процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к выполнению служебно-боевых задач, следовательно, сержант должен уметь не только распоряжаться, командовать, но и тщательно готовить и образцово проводить занятия с подчиненными, разъяснять им изучаемый материал, знать и использовать методические приемы, позволяющие повышать служебное мастерство личного состава, владеть методами воспитательной работы. А для этого ему необходимо знать основы военной педагогики.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Обучение - это педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из чего в конечном итоге складывается воинское мастерство. А оно, как известно, проявляется в полевых условиях. Солдат должен уметь быстро ориенти­роваться и передвигаться на местности различными способами, применяя маневр, сочетая огонь и движение; внимательно наблюдать за полем боя, выбирая и поражая цели исходя из их важности, искусно действовать при оружии и боевой технике, применяя их с наибольшей эффективностью в трудных, порой критических усло­виях выполнения служебно-боевых задач; защищаться от воздействия различных видов оружия противостоящей стороны, используя защитные свойства техники и местности; окапываться и маскироваться; преодолевать в высоком темпе инженерные заграждения и естественные препятствия.

Всякое умение начинается обычно с получения теоретических знаний. Чтобы уметь с наибольшей эффективностью применять оружие и боевую технику при выполнении служебно-боевых задач, солдат должен хорошо знать их устройство, назначение, тактико-технические характеристики, правила эксплуатации и способы боевого применения.

Знания - это закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизи­рованных понятий и образов. Они могут содержать научные теории, конкретные факты, правила, законы, теоретические обобщения, формулы и термины.

Процесс овладения знаниями завершается применением их на практике.

Обучение военному делу отличается особой практической направленностью. Для успеха в выполнении служебно-боевых задач мало знать, как надо действо­вать, необходимо прежде всего уметь использовать эти знания на практике или иметь соответствующие навыки и умения.

Навык - это практическое действие, выполняемое не только правильно, но и быстро, автоматически, с наименьшим напряжением сил и наивысшим результатом. Эти действия должны быть всегда точны и экономны. Например, чтобы уметь водить военную технику, надо иметь навыки в действиях с управлением рычагами, в наблюдении за приборами, местностью и ряд других.

В военной деятельности значение различных навыков трудно переоценить.

Ф. Энгельс писал: «Солдат, который должен еще рыться в памяти или ломать себе голову, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы».

Следовательно, действие, которое стало навыком, выполняется легко и быстро, как бы машинально, без дополнительной мыслительной деятельности (например, перезаряжание, вскидка и прицеливание из автомата, отдание чести старшему по званию и т. д.).

Поэтому навыки формируются, как правило, путем систематических упражнений, в относительно одинаковых, повторяющихся условиях обстановки (в ходе различных тренировок и упражнений, в том числе на тренажерных устройствах, на тактико-строевых и других практических занятиях).

Умение как конечный результат процесса обучения заключается в способности правильно использовать знания для решения практических задач в различных условиях обстановки. Умение не приходит к обучаемым в результате только одного

 объяснения или показа. Для его приобретения необходимо часто применять знания на практике - в ходе практических занятий, упражнений и тренировок.

В отличие от навыка, умение проявляется сознательно и должно осуществляться в разнообразных условиях обстановки, исключающих шаблон и натаскивание (в ходе практических занятий и учений, огневых уроков, боевых стрельб и других полевых занятий).

Используя ранее приобретенные знания и навыки, солдаты учатся правильно действовать, умело применять знания и навыки на практике, в результате чего постепенно появляются умения, на формирование которых и направлена вся полевая выучка войск.

Как навыки, так и умения могут быть двигательными (связанными с двигательной сферой деятельности человека и выражающимися во внешних, видимых движе­ниях), сенсорными (связанными с действиями органов чувств, ощущениями и восприятиями) и умственными (связанными с мыслительной деятельностью).

Двигательные навыки и умения обеспечивают правильные движения, действия и операции с оружием и техникой на поле боя. Они особенно наглядно проявляются в процессе строевой и физической подготовки, овладения оружием и техникой при выполнении служебно-боевых задач.

Сенсорные навыки обеспечивают быстрое и правильное ориентирование в окружа­ющих условиях, автоматический контроль и корректирование своих действий. Сенсорные умения - это умения работать с оружием и техникой с помощью органов чувств, различных ощущений и восприятий.

Умственные навыки и умения обеспечивают быстрое и точное решение различных служебно-боевых задач на основе работы мышления (уяснение задачи, оценка обстановки и принятие решения, оценка важности целей и т. д.).

Знания, навыки и умения, составляя вместе основное содержание воинского мастерства, выступают в единстве и постоянной взаимосвязи, что находит свое отражение в программах боевой подготовки. Как правило, формированию навыков и умений предшествуют занятия по усвоению соответствующих теоретических знаний. Совершенно по-новому ставится вопрос о приобретении личным составом коллективных навыков, обеспечивающих слаженные действия при оружии и боевой технике целых подразделений. Неумелые действия хотя бы одного из членов коллектива могут свести на нет усилия всех его членов, а в отдельных случаях иметь нежелательные последствия. Воспитание коллективизма и товарищеской взаимопо­мощи, добросовестного отношения к делу и личной ответственности за вверенный участок работы приобретает здесь первостепенное значение. Мастерство солдат, действующих совместно в коллективе, как и коллектива в целом, может быть отточено только в результате коллективной подготовки, в ходе которой вырабаты­ваются взаимодействие и взаимопонимание. Естественно, что обучению в составе коллектива должна предшествовать индивидуальная подготовка каждого его члена, заключающаяся в вооружении необходимыми профессиональными знаниями, навыками и умениями. Эти знания, навыки и умения должны быть тем выше, чем сложнее оружие или боевая техника. Знания, навыки и умения при длительных перерывах в учебе могут ослабевать или утрачиваться. В связи с этим для поддер­жания профессионального мастерства личного состава на должном уровне необ­ходимы систематические упражнения и тренировки, проводимые в сложных условиях обстановки.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения может успешно осуществляться и совершенствоваться, если обучающие командиры и начальники руководствуются в своей деятельности опреде­ленными педагогическими правилами, выработанными практикой, жизнью.

Такими руководящими правилами являются принципы обучения. В них отражены требования современных условий к выполнению поставленной задачи, закономер­ности процесса обучения, особенности психической деятельности командиров и солдат. Принципы обучения носят объективный характер и вытекают из самой сущности педагогического процесса.

Принципами обучения воинов внутренних войск являются: научность обучения;

учить тому, что необходимо для выполнения служебно-боевых задач в мирное и военное время; сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; доступность; прочность знаний, навыков и умений; коллек­тивизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения. Практически командир, осуществляя обучение, должен преподносить солдатам понятия и сведения с позиции интересов укрепления могущества Отечества.

Научность обучения предполагает обязательную достоверность знаний, соот­ветствие их характеру современной обстановки и широкое использование в обучении передового опыта.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.