При перевозке железнодорожным, морским (речным) или воздушным транспортом назначаются исходный район, районы погрузки и выгрузки, район сосредоточения.
Удаление исходного района должно быть не менее 10 – 15 км от района погрузки войск. В том случае, когда районы расположения частей находятся в непосредственной близости от районов погрузки, исходные районы могут не назначаться. Непосредственно перед погрузкой подразделения, следующие одним эшелоном (на одном судне, самолете, вертолете), выходят в районы ожидания, а после выгрузки – в районы сбора, которые назначаются в 3 – 5 км (при перевозке воздушным транспортом – в 10 – 15 км) от мест выгрузки. Если по условиям местности исходные районы назначаются на удалении менее 10 км от мест погрузки, районы ожидания могут не назначаться.
Воинские части, подразделения и команды большой численности для перевозки железнодорожным и водным транспортом организуются в воинские эшелоны. Личный состав перевозится в пассажирских или товарных крытых вагонах. В одном вагоне перевозится 64 – 72 человека, а при продолжительности перевозок менее одних суток – до 100 человек.
Подвижной железнодорожный состав (судно) должен быть подготовлен в санитарном отношении. Вагоны (судовые помещения), предназначенные для перевозки личного состава, действующих в пути кухонь и запасов продовольствия, должны быть очищены от мусора, промыты горячей водой, продезинфицированы и просушены. В холодное время года в вагонах устанавливают печи-времянки. Товарные вагоны, предназначенные для перевозки личного состава, железная дорога обеспечивает съемным воинским оборудованием и осветительными приборами.
При продолжительности перевозки войск более трех суток и при наличии в воинском эшелоне не менее десяти людских вагонов в его состав включается вагон-изолятор. В одном из вагонов развертывается медицинский пункт. Каюта-изолятор и лазарет на судне выделяются при продолжительности перевозки более трех суток. Число коек в них определяется из расчета 0,5% от количества перевозимого личного состава. При опасности применения противником биологического оружия вагон-изолятор (каюта-изолятор) выделяется независимо от продолжительности перевозки и количества перевозимого личного состава.
Контрольный осмотр готовности железнодорожного состава (судна) для воинского эшелона проводится комиссией, в состав которой включается санитарный врач железной дороги (морского или речного транспорта). Результаты осмотра оформляются актом, один экземпляр которого вручается военному коменданту.
Обеспечение личного состава воинского эшелона горячей пищей в пути следования производится, как правило, из полевых кухонь, а если их нет – на военно-продовольственных пунктах железнодорожных станций (портов). Горячая пища готовится по единой раскладке и выдается не менее двух раз в сутки, а на военно-продовольственных пунктах – не менее одного раза в сутки. Остальное положенное по норме довольствие выдается личному составу сухим пайком.
Снабжение воинского эшелона холодной водой и кипятком производится в местах, где имеются водозаборные устройства и кипятильники и предусмотрена стоянка поезда не менее 15 мин. Набирать воду для питья из открытых водоемов запрещается. В вагонах, занятых личным составом, должен быть запас воды для питья в бачках, флягах или оцинкованных ведрах.
В воинском эшелоне приказом командира полка назначается начальник воинского эшелона, его заместитель по воспитательной работе, помощник по снабжению, начальник связи и начальник медицинской службы из числа врачей или фельдшеров части, перевозимой в данном эшелоне. При численности эшелона до 300 человек и продолжительности пребывания войск в пути до трех суток начальником медицинской службы эшелона назначают фельдшера, во всех остальных случаях – врача.
Начальник медицинской службы эшелона отвечает за организацию оказания медицинской помощи раненым и больным, осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, санитарным состоянием вагонов, питанием и водоснабжением войск. Он обязан проводить осмотры личного состава эшелона с целью своевременного выявления больных и, при необходимости, их изоляции, организовывать санитарно-просветительную работу, а также осуществлять контроль записей в маршрутном листе (о санитарном состоянии эшелона, о результатах осмотров, проведенных санитарно-контрольными пунктами, о санитарной обработке личного состава, о заболеваемости в эшелоне и т. п.).
Условия деятельности медицинской службы полка при перевозках железнодорожным или водным транспортом определяются длительностью пребывания личного состава частей и подразделений в пути, разобщенностью перевозимых войск по воинским поездам (судам), ограниченностью сведений о санитарно-эпидемическом состоянии маршрута движения и трудностью заблаговременного проведения медицинской разведки. Медицинское обеспечение при перевозках войск железнодорожным (морским, речным, воздушным) транспортом включает медицинскую разведку исходных районов и районов ожидания, основного и запасного районов погрузки (выгрузки), районов сбора и сосредоточения, маршрутов выхода к местам погрузки, проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-эвакуационных мероприятий в указанных районах, в пути следования и в случае прекращения перевозки.
Медицинская разведка организуется заблаговременно, главным образом, силами и средствами вышестоящего начальника медицинской службы, а также, по возможности, медицинской службой частей. Основной целью медицинской разведки является изучение санитарно-эпидемического состояния исходного района, районов ожидания, погрузки (выгрузки), сбора и сосредоточения войск. В ходе медицинской разведки выявляются лечебные и санитарно-эпидемиологические учреждения, которые могут быть использованы в интересах перевозимых войск, определяются места для развертывания и работы медицинских пунктов частей и отдельного медицинского батальона.
При подготовке войск к погрузке в подразделениях выявляются больные, не способные следовать с войсками. Медицинские подразделения, предназначенные к перевозке, высвобождаются от находящихся в них раненых и больных, которые направляются в расположенные поблизости лечебные учреждения. Личный состав войск подвергается санитарной обработке, а при наличии показаний ему делаются предохранительные прививки. Лица, постоянно работающие на кухне и продовольственном складе, проходят внеочередное обследование на бактерионосительство по дизентерии и брюшному тифу. О санитарной обработке личного состава воинского эшелона и проведенных перед перевозкой санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях начальник медицинской службы части делает соответствующие записи в маршрутном листе эшелона.
За 2 – 3 ч до начала погрузки врач (фельдшер) воинского эшелона обязан проверить санитарное состояние вагонов (судна), оборудовать в воинском поезде (судне) медицинский пункт (лазарет) и изолятор. Вагон-изолятор (каюта-изолятор) оборудуется койками с постельными принадлежностями, дезинфекционными средствами и обеспечивается предметами ухода за больными.
При погрузке частей (подразделений) первая помощь раненым и больным оказывается медицинским составом перевозимых подразделений. Для оказания доврачебной помощи и проведения последующей эвакуации раненых и больных начальник медицинской службы полка в районе погрузки (выгрузки) за счет медицинского пункта батальона или медицинской роты полка организует пост санитарного транспорта, возглавляемый фельдшером. Для оказания других видов медицинской помощи используются местные военные и гражданские лечебные учреждения. При отсутствии последних в районе ожидания (сбора) войск начальник медицинской службы полка силами и средствами медицинской роты развертывает временный медицинский пункт. Помимо оказания первой врачебной помощи в задачу этих пунктов входит эвакуация раненых и больных в ближайшие лечебные учреждения, оказывающие квалифицированную медицинскую помощь (гарнизонные военные госпитали, городские и железнодорожные больницы). Эвакуация обеспечивается санитарным транспортом, придаваемым временным медицинским пунктам из медицинского батальона.
Для организации всех мероприятий по медицинскому обеспечению частей в районах ожидания и погрузки назначается ответственный офицер медицинской службы, который следует с последним эшелоном перевозимых войск.
При возникновении массовых санитарных потерь во время погрузки (выгрузки) войск медицинская служба перевозимых войск обеспечивает сбор пораженных, оказание им первой, доврачебной помощи и проведение неотложных мероприятий первой врачебной помощи. Для сбора пораженных и оказания им медицинской помощи в первую очередь привлекаются силы и средства медицинской службы, оказавшиеся вблизи очага поражения. В последующем в район массовых санитарных потерь выдвигаются силы и средства медицинской службы частей, перевозимых в последних эшелонах, а также выделяемые из состава отдельного медицинского батальона. За счет них развертывают медицинские пункты дополнительно к имеющимся временным медицинским пунктам или усиливают последние. Дальнейшие лечебно-эвакуационные мероприятия проводят в зависимости от обстановки силами и средствами медицинской службы объединений, в том числе военного округа. При отсутствии таких средств для приема раненых и больных из очагов массовых санитарных потерь используют местные гражданские и железнодорожные лечебные учреждения. Эвакуация раненых и больных в эти учреждения обеспечивается средствами войск или подвижным составом, выделяемым по указанию военного коменданта станции.
В пути следования организация и оказание медицинской помощи раненым и больным, осуществление медицинского контроля за санитарным состоянием вагонов, доброкачественностью продуктов питания и воды, соблюдением правил личной гигиены военнослужащими возлагается на врача (фельдшера) эшелона, который для выполнения этой работы привлекает личный состав медицинской службы перевозимых войск. При появлении в воинском эшелоне раненых и больных, нуждающихся в квалифицированной медицинской помощи, врач (фельдшер) докладывает об этом начальнику воинского эшелона и через военного коменданта станции принимает меры к их госпитализации в ближайшие военные или гражданские лечебные учреждения. При возникновении массовых санитарных потерь в пути следования оказание первой и доврачебной помощи осуществляется, прежде всего, личным составом медицинской службы воинского эшелона. Кроме того, через органы военных сообщений для оказания медицинской помощи привлекается медицинский персонал и средства железнодорожных войск, формирований транспортных министерств и министерства по чрезвычайным ситуациям. Завершение мероприятий по ликвидации последствий применения противником ОМП и налетов его авиации на воинские эшелоны осуществляется силами и средствами медицинской службы оперативных объединений или военного округа. К участию в проведении таких мероприятий привлекают ближайшие к району возникновения массовых санитарных потерь медицинские части или учреждения.
Для своевременного выявления инфекционных больных врач (фельдшер) воинского эшелона проводит ежедневный опрос личного состава. Выявленные больные немедленно помешаются в вагон-изолятор (каюту-изолятор), а затем передаются в ближайшие расположенные по пути следования военные или гражданские лечебные учреждения. Наряду с этим в воинском эшелоне проводится весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с результатами эпидемического обследования. О каждом случае инфекционного заболевания в пути следования начальник воинского эшелона по докладу врача (фельдшера) сообщает военному коменданту ближайшей железнодорожной станции, который ставит об этом в известность органы санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге. При возникновении в эшелоне инфекционных заболеваний (2% от численности личного состава заболевших однородными или 5 % заболевших разнородными инфекционными болезнями), а также при обнаружении хотя бы одного случая особо опасных инфекций воинский эшелон выгружается и направляется в обсервационный пункт, который развертывается силами гражданского здравоохранения или военного округа.
В случае смерти кого-либо из состава воинского эшелона тело умершего передают в ближайший военный госпиталь (больницу).
По прибытии воинского эшелона к месту назначения врач (фельдшер) докладывает вышестоящему начальнику медицинской службы или его представителю о санитарно-эпидемическом состоянии воинского эшелона, числе раненых и больных, переданных в лечебные учреждения в пути следования. Для оказания медицинской помощи в районе выгрузки используют имеющиеся лечебные учреждения, как военные, так и гражданские. При отсутствии в районе выгрузки лечебных учреждений начальник медицинской службы полка организует медицинскую помощь так же, как и в районе погрузки.
Управление медицинской службой полка при железнодорожных перевозках организуют с учетом необходимости обеспечения войск в районе выгрузки еще до прибытия всех средств медицинской службы. Для этого в составе группы офицеров штаба полка, следующей с первым эшелоном, должен находиться офицер медицинской службы, на которого возлагаются: установление связи с начальником медицинской службы соединения, в состав которого прибывает полк; организация оказания раненым и больным медицинской помощи в районах выгрузки и сбора; встреча эшелонов, информация прибывающего медицинского состава о санитарном состоянии района и об организации медицинского обеспечения в период выгрузки и сосредоточения войск. При перевозке полка по железной дороге начальник медицинской службы полка следует, как правило, в составе командного пункта управления.
Глава 17
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.