Управление медицинской службой является составной частью управления войсками и заключается в целенаправленной деятельности начальников (командиров) и органов управления медицинской службы по наиболее целесообразному применению подчиненных сил и средств и руководству ими при выполнении поставленных задач.
Основной целью управления является достижение максимальной эффективности системы медицинского обеспечения войск, которая, в свою очередь, может быть достигнута при условии глубоких знаний начальниками медицинской службы и командирами медицинских воинских соединений и частей основ подготовки и ведения современного боя (операции), принципов и методов организации медицинского обеспечения войск.
Строгое соблюдение основных требований к управлению – устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность – способствует эффективному применению сил и средств медицинской службы и выполнению ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.
Управление строится на принципах строгого единоначалия и централизации с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. Непосредственное управление силами и средствами медицинской службы части (соединения) осуществляет начальник медицинской службы. Он несет личную ответственность за боевую готовность службы, полное и своевременное выполнение возложенных на нее задач.
Управление медицинской службой осуществляется во всех вилах боевой и повседневной деятельности личного состава частей и соединений.
Управление медицинской службой в соединении планируемся, организуется и осуществляется на основе решения командира на бой и начальника тыла на организацию тылового обеспечения, а также распоряжений (указаний) старшего начальника медицинском службы, в воинской части – на основе решения командира на бой и указаний старшего начальника медицинской службы.
Последовательность, содержание и методы работы начальника медицинской службы части (соединения) определяются конкретной обстановкой, характером решаемых задач и установленными сроками подготовки медицинской службы к работе.
В период подготовки и в ходе боевых действий управление медицинской службой включает:
– непрерывный сбор, изучение и анализ данных обстановки;
– принятие решений на применение сил и средств медицинской службы в бою;
– планирование медицинского обеспечения войск;
– постановку задач подчиненным и контроль их выполнения;
– организацию взаимодействия между подчиненными руководителями различных уровней, а также с начальниками других служб;
– организацию и проведение мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности подразделений и частей медицинской службы, их защите, охране и обороне;
– организацию системы управления медицинской службой и другие мероприятия.
Организационно-техническую основу управления медицинской службой составляет система управления, которая включает: органы управления, пункты управления и средства управления – связь и автоматизированные системы управления медицинской службой.
Подчиненность начальников медицинской службы и командиров медицинских воинских подразделений, частей, соединений и учреждений показана на рис. 10.1.
Начальники медицинской службы объединений и соединений непосредственно подчинены соответствующим заместителям командиров (командующих) по тылу, начальники медицинской службы частей – командирам частей. По специальным вопросам медицинского обеспечения войск они выполняют указания вышестоящего начальника медицинской службы.
Командиры (начальники) медицинских воинских подразделений, частей, соединений и учреждений непосредственно подчинены соответствующему начальнику медицинской службы. Так, например, командир медицинской роты части подчинен начальнику медицинской службы части, командир отдельного медицинского батальона соединения – начальнику медицинской службы соединения и т. д.
Начальник медицинской службы части (соединения) обязан:
– организовать и проводить мероприятия по повышению (поддержанию) боевой готовности подчиненных частей и подразделений;
– организовать подготовку подчиненных сил и средств к выполнению задач по медицинскому обеспечению войск и осуществлять руководство ими в ходе боевых действий;
– постоянно анализировать боевую, тыловую и медицинскую обстановку;
– организовать оперативный учет раненых и больных в войсках и контролировать их движение по этапам медицинской эвакуации;
– своевременно готовить предложения по организации медицинского обеспечения войск и докладывать их командованию части (соединения);
– лично принимать решения на применение сил и средств медицинской службы в бою;
– осуществлять планирование медицинского обеспечения части (соединения), доведение задач до подчиненных и контроль их исполнения;
– представлять в штаб части (соединения) данные по медицинской службе, необходимые для планирования боевых действий, и заявки на все виды транспортных средств для эвакуации раненых и
больных;
– организовать комплексное использование подчиненных и приданных сил и средств медицинской службы;
– направлять и контролировать деятельность начальников медицинской службы нижестоящих частей и подразделений;
– организовать обеспечение войск медицинским имуществом и техникой;
– организовать защиту, охрану и оборону подчиненных частей и подразделений;
– организовать взаимодействие, управление и связь;
– обобщать и доводить до подчиненных опыт медицинского обеспечения войск.
УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Основным содержанием работы начальника медицинской службы в подготовительный период является планирование медицинского обеспечения части (соединения) в бою и подготовка подчиненных сил и средств к работе.
При планировании медицинского обеспечения войск могут применяться методы последовательной или параллельной работы, а также их сочетание.
Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку подчиненных сил и средств к обеспечению войск в предстоящем бою. При этом работа по планированию медицинского обеспечения части (соединения) начинается после завершения планирования в вышестоящем органе управления и получения соответствующих распоряжений командования и указаний вышестоящего начальника медицинской службы.
Метод последовательной работы позволяет качественно осуществлять планирование, готовить в полном объеме необходимые расчетно-справочные данные, всесторонне оценивать различные варианты решений. Он обеспечивает полноту и скрытность разработки намечаемых мероприятий. Положительной стороной этого метода является и то, что он дает возможность вышестоящему медицинскому начальнику после окончания им планирования активно помогать менее опытным подчиненным начальникам служб в планировании медицинского обеспечения своих частей. Вместе с тем этот метод имеет и некоторые недостатки. Основной из них состоит в том, что процесс планирования занимает слишком много времени. И если в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. указанный метод был основным, то в современной войне он может найти применение в ходе планирования медицинского обеспечения войск только при наличии достаточного времени. Кроме того, последовательному метолу присуща более жесткая централизация в управлении, что сужает рамки самостоятельности и творчества подчиненных.
Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки к обеспечению войск в предстоящем бою. При этом планирование медицинского обеспечения осуществляется на основе полученных предварительных указаний (распоряжений) и корректируется по завершении планирования боя штабом части (соединения).
Сущность этого метода состоит в том, что при дефиците времени планирование в нижестоящих звеньях начинается сразу же после разработки командиром замысла предстоящих боевых действии, и отдания им предварительных распоряжений. Метод параллельной работы позволяет планировать медицинское обеспечение в сравнительно короткие сроки. При его использовании особое значение приобретает немедленное информирование подчиненных об изменениях обстановки. Эффективное применение этого метола возможно лишь при условии четкой организации и высокой оперативности в работе.
Наиболее полное представление о последовательности и содержании работы начальника медицинской службы в период планирования медицинского обеспечения части (соединения) в предстоящем бою можно получить при рассмотрении последовательного метода (рис. 10.2).
Сбор исходной информации
С момента получения боевой задачи штаб части (соединения) приступает к подготовке данных для принятия решения командира на бой. Начальник медицинской службы перед началом планирования медицинского обеспечения части (соединения) в предстоящем бою должен ознакомиться:
– с указаниями командира и его заместителя по тылу о характере предстоящих боевых действии войск, а также о задачах медицинской службы по их обеспечению;
– с указаниями вышестоящего начальника медицинской службы о порядке организации медицинского обеспечения войск;
– с данными о боевой, тыловой и медицинской обстановке, влияющими на организацию медицинского обеспечения войск.
Во время ориентирования и изучения замысла командира начальник медицинской службы должен уяснить: задачу медицинской службы; направления (районы) сосредоточения ее основных усилий; порядок эвакуации раненых и больных и использования для этих целей авиации и транспорта общего назначения; сроки готовности медицинской службы; организацию управления.
Кроме того, ему необходимо иметь следующие сведения: характер предстоящих боевых действий; намечаемый боевой порядок части (соединения); силы и средства, придаваемые части (соединению) на бой, сроки и районы их прибытия; основные данные о противнике и его возможном воздействии на войска, в том числе по применению ОМП; перечень данных по медицинской службе, необходимых командованию для
принятия решений, сроки и порядок их представления; сроки представления доклада по службе, утверждения плана медицинского обеспечения части (соединения) в бою и другие.
В указаниях вышестоящего начальника медицинской службы определяются: объем медицинской помощи и сроки лечения раненых и больных в омедб (омедо) соединений, в омедр частей; выделяемые средства усиления, сроки и пункты их прибытия, порядок использования; средства старшего начальника медицинской службы, развертываемые в интересах медицинского обеспечения части (соединения), их задачи, сроки и районы развертывания; сроки и пункты прибытия сил и средств медицинской службы для пополнения части (соединения); организация эвакуации раненых и больных; организация взаимодействия с медицинской службой соседних частей (соединений); порядок обеспечения медицинским имуществом, а также кровью и кислородом; указания по специальным вопросам и др.
При отсутствии каких-либо сведений (данных), необходимых для планирования медицинского обеспечения, начальник медицинской службы должен проявить активность, инициативу и настойчивость для их получения у командования, а также у вышестоящего начальника медицинской службы. Недостаток информации не является оправданием просчетов и ошибок в организации медицинского обеспечения войск в бою.
Таким образом, во время ориентирования начальник медицинской службы уясняет задачу службы в предстоящем бою и основные условия, в которых будет осуществляться ее выполнение. Уяснив задачу, начальник медицинской службы определяет мероприятия, которые нужно провести для подготовки службы, ориентирует подчиненных о предстоящей задаче и дает им необходимые указания (предварительные распоряжения). В предварительных распоряжениях подчиненным частям и подразделениям дается ориентировка о подготовке к возможным действиям. В зависимости от конкретной обстановки в них могут ставиться задачи по эвакуации раненых и больных и высвобождению медицинских частей и подразделений, пополнению запасов медицинского имущества, техническому обслуживанию и ремонту техники, проведению медицинской разведки, развертыванию сил и средств медицинской службы, организации управления и другим вопросам. В этих распоряжениях не должны раскрываться замысел и время начала боевых действий.
Расчет времени
После уяснения задач и отдания предварительных распоряжений начальник медицинской службы производит расчет времени, необходимого для их выполнения.
Расчет времени производится с целью его рационального распределения на проведение наиболее важных подготовительных мероприятий и своевременного приведения медицинской службы в полную боевую готовность к началу боевых действий. Практически расчет времени является разработкой календарного плана работы службы в подготовительный период к бою. Исходными данными для расчета времени являются:
– время получения боевой задачи (ориентирования);
– время представления данных, необходимых для принятия решения командиром (заместителем командира по тылу), и доклада по медицинской службе;
– время объявления командиром части (соединения) замысла боя (решения на бой);
– время представления плана медицинского обеспечения на утверждение;
– время готовности медицинской службы.
Общий бюджет времени исчисляется с момента получения задачи до готовности медицинской службы к обеспечению части (соединения) в бою. Оценка общего бюджета времени позволяет начальнику медицинской службы определить последовательность и сроки выполнения необходимых подготовительных мероприятий. Одним из основных требований при расчете времени начальником медицинской службы является предоставление подчиненным как можно большего времени на подготовку сил и средств к работе.
В период организации боя командиру части (соединения) или его заместителю по тылу могут потребоваться различные сведения, характеризующие состояние и возможности медицинской службы, а также замысел медицинского обеспечения войск. Эти сведения включаются в доклад по медицинской службе. Такой доклад заслушивается командиром (его заместителем по тылу) не всегда, однако каждый начальник медицинской службы в пределах выполняемых им обязанностей должен быть постоянно готов его сделать в устной или письменной форме. Конкретное содержание доклада по медицинской службе определяется условиями обстановки. Если доклад по медицинской службе делается в период планирования медицинского обеспечения предстоящего боя, то в нем должны быть изложены следующие вопросы:
– основные задачи медицинской службы в предстоящем бою;
– состояние сил и средств медицинской службы (укомплектованность личным составом, транспортом, медицинским имуществом);
– состояние здоровья личного состава части (соединения);
– санитарно-эпидемическое и санитарно-гигиеническое состояние войск и района боевых действий;
– возможные санитарные потери;
– потребность части (соединения) в силах и средствах медицинской службы и обеспеченность ими;
– предполагаемое расположение этапов медицинской эвакуации в предстоящем бою, их маневр в ходе боя;
– организация эвакуации раненых и больных, предлагаемый порядок использования для этих целей авиации и других видов транспорта;
– резерв сил и средств медицинской службы, его размещение и порядок использования;
– основные мероприятия по противоэпидемическому обеспечению;
– размеры и сроки создания запасов медицинского имущества, его эшелонирование, нормы расхода, порядок подвоза;
– основные мероприятия по медицинской защите личного состава части (соединения) от поражающих факторов радиационной, химической и биологической природы, по защите, охране и обороне
частей (подразделений) медицинской службы;
– предложения по организации взаимодействия;
– порядок управления медицинской службой;
– необходимая помощь со стороны командования части (соединения) и вышестоящего начальника медицинской службы;
– общий вывод о готовности медицинской службы к выполнению задач по предназначению.
Оценка обстановки
Оценка обстановки является одним из важнейших этапов работы начальника медицинской службы в период планирования медицинского обеспечения войск в бою.
Сущность оценки обстановки состоит в изучении и анализе факторов и условий, оказывающих положительное или отрицательное влияние на организацию медицинского обеспечения войск и выполнение задач медицинской службы. Выводы из оценки обстановки ложатся в основу решения начальника медицинской службы на применение подчиненных сил и средств в бою.
Результативность оценки обстановки напрямую зависит от квалификации организаторов медицинского обеспечения и их способности оценивать в интересах службы не только медицинскую обстановку, но и отдельные элементы тактической, тыловой, радиационной, химической, биологической и других видов обстановки. Оценка обстановки начальником медицинской службы производился с привлечением данных, полученных от офицеров штаба и начальников служб части (соединения).
В зависимости от времени, которым располагает начальник медицинской службы на принятие решения, могут применяться последовательный или комплексный методы оценки обстановки.
Последовательный метод предполагает подробную оценку обстановки по элементам, требует для проведения большего времени и применяется в основном в период планирования медицинского обеспечения войск.
Суть комплексного метода оценки обстановки заключается в том, что обстановка анализируется с точки зрения будущего решения начальника медицинской службы, без учета иногда важных, но частных деталей. Этот метод чаще применяется в ходе боевых действий, когда начальник медицинской службы, как правило, не будет иметь времени, достаточного для проведения развернутой и всесторонней оценки обстановки по всем ее элементам, в той последовательности и в том объеме, как в период планирования медицинского обеспечения.
При оценке обстановки по элементам последовательно анализируются (оцениваются) противник, свои войска и соседи, местность и метеорологические условия, радиационная и химическая обстановка, организация тыла, силы и средства медицинской службы.
Оценивая обстановку, начальник медицинской службы не должен разрывать тактические и медицинские факторы. При этом следует избегать общих рассуждений, а стремиться из всей совокупности условий выявлять важнейшие и с их учетом намечать конкретные мероприятия по медицинскому обеспечению войск.
После оценки каждого элемента обстановки следует сделать частные выводы, в которых определяются конкретные мероприятия, вытекающие из этой оценки. Выводы из оценки каждого элемента обстановки сопоставляются с предыдущими выводами, и в результате постепенно формируется ясное и полное представление о перечне мероприятий медицинской службы, которые необходимо проводить в период подготовки и в ходе боя. После оценки всех элементов обстановки делаются итоговые выводы.
Оценка войск противника
При оценке войск противника анализируются:
– состав, состояние и группировка противника;
– возможный характер действий противника;
– возможности противника по применению ОМП, нанесению ударов с воздуха, применению высокоточного оружия, зажигательных смесей, боеприпасов объемного взрыва и т.д.;
– характер оборонительных сооружений противника (степень защищенности, система укреплений и заграждений), устойчивость его обороны и влияние этого фактора на возникновение санитарных потерь в наступающих подразделениях полка (частях соединения);
– санитарно-эпидемическое состояние войск противника и района их расположения.
В результате оценки войск противника делаются выводы о возможном характере действий противника и направлении его главного удара, о возможностях противника по применению ОМП, о степени подготовленности его обороны, о возможной величине санитарных потерь в наших частях и подразделениях и их распределении по рубежам, о санитарно-эпидемическом состоянии войск противника и занимаемой им территории. После этого планируются мероприятия, которые необходимо провести в своих войсках с целью предупреждения заноса и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 299.